Оглавление
Наука и жизнь
- Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
- Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
- В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
- С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
- В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
- Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
- В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
- В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
- В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
- В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
- В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
- Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
- В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
- В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
- В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
- Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.
“Опредмеченная” потребность
Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца – они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает “предметный” вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей “опредмеченной” потребностью.
Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.
Предисловие к пятому, исправленномуи дополненному изданию
Книга «Проблемы развития психики» одного из строителей и многолетнего лидера отечественной психологии Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979) – веха не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Книги, сопоставимые с ней по влиянию на развитие психологии, можно пересчитать по пальцам. А.Н. Леонтьев собрал в ней наиболее важные для него тексты за три десятилетия научной деятельности. Они образовали неделимую целостность, которую психологи много десятилетий называют не иначе как «ПРП», прекрасно понимая, о чем идет речь. Уже через четыре года после выхода в свет первого издания (1959) книга была отмечена Ленинской премией – высшей научной премией страны. В 1965 году вышло второе издание, состав которого претерпел небольшие изменения; третье (1972) и четвертое (1981) издания не отличались от второго. При жизни автора книга была переведена на 11 языков и издана в 13 странах.
Почти сорокалетняя пауза, прошедшая со времени выхода предыдущего издания, была связана с социальными изменениями в нашей стране, затронувшими как психологическую науку, так и книгоиздательскую индустрию. Период утраты интереса к отечественной психологической традиции и переориентации на зарубежные подходы продлился сравнительно недолго; сейчас освоение отечественных и западных психологических учений приняло уже вполне сбалансированный характер, а с 1999 года работы А.Н. Леонтьева, как ранее опубликованные, так и никогда не публиковавшиеся, стали опять активно печататься – за этот период вышло шесть его книг, не считая сборников его работ, изданных в Германии и во Вьетнаме. Но и до этого спрос на его книги отнюдь не пропадал, о чем свидетельствуют и постоянные включения больших фрагментов работ А.Н. Леонтьева во всевозможные хрестоматии. «ПРП» тоже была растаскана по хрестоматиям. Необходимость нового издания этой книги уже давно назрела.
Безусловным приоритетом было полное и точное воспроизведение предыдущих изданий книги. Однако осознавая, что покупателями большей части тиражей нового издания будут студенты, изучающие психологию, и вузовские библиотеки, мы решили добавить к трем разделам, составлявшим предыдущие издания, дополнительный, четвертый раздел, включив в него ряд работ А.Н. Леонтьева, активно использующихся в обучении психологии в вузах, однако в настоящее время труднодоступных, давно не переиздававшихся. Таким образом, это издание, вместе с двумя другими книгами А.Н. Леонтьева – «Деятельность. Сознание. Личность» (М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004) и «Лекции по общей психологии» (М.: Смысл, 2000), практически полностью снимает проблему обеспечения текстами А.Н.Леонтьева университетского курса психологии. Параллельно начал издаваться цикл книг, образующих более полное и систематизированное академическое собрание работ А.Н. Леонтьева. Первые три книги из этого цикла уже вышли (Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003; Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009; Леонтьев А.Н. Эволюция. Движение. Деятельность / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2012) следующие находятся в работе. Начато размещение текстов работ А.Н. Леонтьева, в первую очередь редких и труднодоступных, на архивном интернет-сайте http://anleontiev.smysl.ru , посвященном А.Н. Леонтьеву.
Ориентация данного издания на учебную аудиторию и наличие целого ряда аналитических публикаций, вышедших в последнее время, избавляет от необходимости включать в предисловие развернутый анализ. Основные сведения о работах, составивших данное издание, даны в Примечаниях в конце книги. Мы воспользовались написанным А.В. Запорожцем текстом примечаний к предыдущим изданиям книги, сделав необходимые дополнения.
Вместе с тем была проделана большая работа по исправлению опечаток, имевшихся в предыдущих изданиях книги и уточнению ссылок на использованные литературные источники. Были также исправлены и дополнены предметный и именной указатели. Пользуюсь случаем поблагодарить П.М. Антонова и А.М. Антонова, принявших участие в работе над текстом.
Биография советского психолога
Родился Алексей Николаевич Леонтьев в Москве в семье мещан. После окончания реального училища поступил в Московский университет на факультет общественных наук. В то время среди его учителей были Георгий Чепланов и Густав Шпет – известные психологи и философы. После окончания обучения Леонтьев остался при университете, где проводил исследования. Его коллегами в Московском университете были Бернштейн и Лурия, а позднее и сам Выготский. Вместе с этими исследователями Леонтьев разрабатывал новую для того времени культурно-историческую теорию в психологии.
В 1929 году Леонтьев познакомился со своей женой. В дальнейшем она всячески помогала ему в научной деятельности. А заниматься наукой в начале тридцатых годов стало нелегко – начала свою работу сталинская репрессивная машина. Организации, в которых работал Леонтьев, либо закрывались, либо из них увольнялись видные деятели. В МГУ с 1931 года психология вообще перестала преподаваться. Сталинскими властями был разгромлен и ВГИК, в котором Леонтьев также работал.
Некоторое время работать по специальности, то есть учёным-психологом, Леонтьеву было негде. Поэтому он вынужден был работать в других сферах – например, в Высшем Совете Народного Хозяйства СССР, где он исполнял обязанности консультанта техпропа, то есть «технической пропаганды». Наконец, его пригласили работать в Харьковский психоневрологический институт, в котором планировалось открыть факультет психологии. Так Леонтьев стал одним из основателей Харьковской психологической школы.
Из предисловия автора к первому изданию
Проблема развития психики является одной из центральных в советской психологии. Ее значение определяется тем, что учение о развитии психики составляет теоретическую основу решения не только важнейших вопросов психологии, но и педагогики. Особенно вырастает значение этой проблемы в настоящее время, когда вопросы психического развития, формирования личности становятся особенно актуальными.
Многогранность и сложность этой проблемы требует, чтобы ее разработка велась во многих направлениях, в различных планах и различными методами. Публикуемые в этой книге экспериментальные и теоретические работы выражают лишь одну из попыток подойти к ее решению. Поэтому настоящая книга не претендует на то, чтобы дать обзор или обобщение советских и зарубежных психологических работ по проблеме развития психики; сказанное особенно относится к многочисленным работам, посвященным психическому развитию ребенка.

Эта тема закрыта для публикации ответов.