Всё об агностиках и агностицизме

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Чуть больше о сути понятия

Для того чтобы понять в полной мере смысл данного термина, обратимся снова к этимологии. Уже при зарождении агностицизма к заимствованному из греческого языка корню была добавлена морфема отрицания. Так из gnosis получилось agnostos, что в переводе означает «недоступный познанию».

Что же скрывается за словом «агностик»? Определение его было окончательно сформулировано относительно недавно – в 1869 году, однако это вовсе не свидетельствует об отсутствии агностицизма как явления и точки зрения до этих пор. Еще во времена Античности данная позиция имела место, а со временем она укреплялась, развивалась и совершенствовалась. В частности, в философии Протагора, в античном скептицизме и у софистов четко прослеживались ключевые идеи данного направления.

В большей же мере взгляды такого рода были присущи философам-идеалистам.

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

Агностик и атеист

Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:

  1. Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.

Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом. Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.

Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.

Михаил Прохоров. «Верю в общечеловеческие ценности»

Отвечая на фирменный вопрос Познера, знаменитый бизнесмен честно сказал: «Я не мыслю в сослагательном наклонении. Я атеист, поэтому в данном случае не смогу ответить по существу».

Михаил Прохоров в программе «Познер»

Бывший кандидат в президенты называет себя классическим выходцем из атеистической среды СССР: «Я воспитывался в Советском Союзе и у нас была очень хорошая семья. Как и многие миллионы наших граждан, мы воспитывались в атеистической среде. Но это совершенно не значит, что я не верю. Я верю в общечеловеческие ценности».

Также Прохоров отмечает, что в его представления об общечеловеческих ценностях абсолютно не вписывается деятельность церкви: «В любом обществе совершенно спокойно говорю, что считаю РПЦ (русскую православную церковь) коммерческой полукриминальной структурой,а нашего патриарха кем угодно: коммерсантом, лоббистом, но никак не послом духовности».

Известные агностики

Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.

Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю

В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов

Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может. Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.

Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир

Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами. Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога

Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виды агностицизма

Мы уже упоминали, что агностицизм – не только связан с верой, но также и со всеми иными отраслями знаний. Давайте рассмотрим отдельные виды агностицизма, которые выделяются в настоящий момент:

  1. Скептицизм. Наверное, вы не раз слышали фразу «Я скептик, я в это не верю». Но что она означает? Скептицизм сам по себе представляет течение, в котором мнению подвергается истина, полученная в результате мышления человека. То есть любое знание не может быть истинным;
  2. Релятивизм. Данный вид скептицизма предполагает, что в мире и обществе нет знания, которое достойно доверия. Буквально такая позиция означает, что все в этом мире оспорило и должно быть подвержено сомнению;
  3. Иррационализм. В отличие от остальных видов, иррационализм представляет собой часть религиозной, или даже мистической философии. Это означает, что человек получает знания извне, но при этом не осознает этого.


В современном мире выделяется множество видов агностицизма

Агностицизм в философии

Рассматриваемое течение исконно было разработано и рождено в философии. Если рассматривать непосредственно философские позиции об агностицизме, то можно выделить следующие характеристики:

  1. Слабость человека – его неспособность познания мира;
  2. Отсутствие объективных возможностей познания;
  3. Используется в качестве обоснования иррационального мышления, религии, веры, и самой жизни человека.

Агностицизм в религии

Агностицизм в религии непосредственно связан с атеизмом. Однако два этих явления имеют разное значение. В религиозной мысли агностики предполагают, что Бог может существовать, как и божественная сила, однако это невозможно доказать, а следовательно невозможно и опровергнуть.

Таким образом, агностицизм существует как будто параллельно всем существующим религиям. Он не отрицает ни одну из них, не выделяет наиболее верную и правильную, не соперничает с позициями мировых религий. Отсюда, агностики, как и атеисты, – это миролюбивый элемент для любой существующей религии.


Ни одна религия не соперничает с положениями агностиков

Научный агностицизм

Агностики в науке придерживаются основных, уже разобранных нами, принципов. Так, например в науке агностики считают, что ни одна теория не может быть однозначно доказана, так как она в любой момент может быть опровергнута.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Материализм и идеализм в философии
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Абсурдизм и его идеи
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Философия конвенционализма
  • Зачем разбираться в философии?

Ключевые слова:1Когнитивистика

Как стать агностиком?

Большинство людей отходят от традиционных существующих религий. Для того, чтобы стать агностиком, у людей должны появиться сомнения и вопросы. Часто агностики — это бывшие теисты (верующие) усомнившиеся в существовании бога. Иногда это происходит после трагических случаев или человек ожидая божественной поддержки не получает ее.

Гормон страха — кортизол, адреналин и норадреналин и их влияние на организмГормон страха помогает справляться с тяжелыми жизненными ситуациями. Но при длительном повышенном уровне кортизол, адреналин и норадреналин разрушительно действуют на весь организм. Есть несколько приемов, которые помогут обуздать гормональный фон.
Корысть — что это такое и как ее распознать?Корысть — одна из низменных черт человеческого характера, противостоять которой подчас не может даже очень сильная личность. Расчетливость обуславливает сильнейшую жажду наживы и ощущения собственного превосходства над остальными.
Экспат — кто это такой и в чем разница между экспатом и экспатриантом?Информация, кто такой экспат и как получить этот статус, интересуют желающих покинуть родину ради заработка

Данный новый термин недавно вошел в жизнь людей, но со времени своего появления уже успел стать привлекательным для некоторых личностей.
Патриотизм — почему так важно прививать чувство патриотизма?Патриотизм является любимой темой многих политиков разных стран, и в последнее время она уже стала набивать оскомину у обывателям из-за искажений истины в угоду идеологии. Иногда это понятие путают с национализмом, подменяя идеалы, а разница — существенная.

Кто такой агностик?

Агностик — это человек, убежденный в невозможности объективного изучения окружающего мира и законов природы. Проще говоря, агностики считают, что мир непознаваем. По их мнению, нельзя рассуждать с абсолютной уверенностью о правильности какой-то идеи, возникшей на основе собственного опыта.

С религиозной точки зрения агностик – это человек, который не верит в Бога, но при этом и не отрицает его существование. По его мнению, все размышления о Всевышнем основаны только на субъективных знаниях, поэтому невозможно что-либо доказать. С философской стороны агностицизм отрицает правильность получаемых знаний при изучении мира, потому как разум человека слишком ограничен для этого.

Агностики уверены, что нельзя познать сущность законов мира и все знания могут рассматриваться только с феноменологическим подходом. По теории Канта разум людей слишком неоднозначен, поэтому он является основным препятствием в познании мира. В процессе получения каких-либо знаний, у человека лишь возникает все больше новых вопросов, на которые невозможно ответить абсолютно правильно. В такой ситуации решение может оказаться настолько же верным, насколько и неверным. Также Кант говорил о двойственной природе вещей, из-за чего не представляется возможным их познание.

Основные идеи агностицизма

Своим развитием агностицизм обязан большому числу мыслителей, развивавших и популяризировавших его идеи на протяжении многих столетий. Рассмотрим основные идеи агностицизма с привязкой к конкретным ученым и философам — тем, чей вклад привёл к формированию агностицизма в его современном виде:

Джордж Беркли

Ключевым тезисом, который Беркли развивал и отстаивал на протяжении всей своей научной деятельности, было утверждение «бытие – это то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Он настаивал, что человеку доступно лишь то знание об окружающей действительности, которое он получает посредством восприятия.

При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует лишь в той форме, в которой оно было воспринято. Следовательно, познание объективной реальности не может быть абсолютным, поскольку оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.

Дэвид Юм

Идеи Юма схожи с идеями Беркли. Его главной работой, освещающей данную тему, стал «Трактат о человеческой природе», опубликованный в 1739-1740 годах (публиковался частями). В этой работе он рассуждает о вопросах достоверности знания, а также о принципиальной невозможности проверить эту достоверность.

При этом он не призывает к тотальному скептицизму, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство доступных нам методов познания. Все знания достигаются за счёт эмпирического и теоретического познания. Иными словами, процесс познания всегда подразумевает некие предположения и допущения, многие из которых невозможно достоверно доказать или опровергнуть.

Иммануил Кант

Как было отмечено выше, Кант рассматривал объективную реальность как «вещь в себе», которая существует независимо от человеческого сознания, но при этом доступна в определённой форме для его восприятия. Он утверждал, что сначала необходимо понять границы разума, и только потом можно будет рассуждать о принципиальной возможности или невозможности чистого знания, а также о методах его достижения.

А пока мы не понимаем этих границ, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (наше восприятие реальности) идентична «вещи в себе» (объективная реальность). Упрощённо агностицизм Канта можно сформулировать следующим образом: пока неизвестны границы человеческого разума, абсолютное знание невозможно, как невозможен и ответ на вопрос о достижимости абсолютного знания в будущем.

Герберт Спенсер

Свою позицию по рассматриваемой тематике Герберт Спенсер изложил в работе «Основные начала». В ней он говорит, что «последняя реальность» недоступна для человеческого понимания, поскольку границы возможностей его разума не простираются так далеко, как простирается реальность.

Спенсер отмечает, что это является главным инструментом религий, которые используют всевозможные домыслы и иносказания, чтобы создать иллюзию понимания. При этом утверждения, постулируемые религией, невозможно проверить в силу всё тех же ограничений человеческого разума.

Таким образом, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек ничего не может знать достоверно о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые невозможно изучить опытным путём.

Во что верят агностики

Агностики видят человеческий мир по-своему. Чтобы правильно осознать сущность агностицизма, необходимо разобраться во что именно верят представители повременного агностицизма:

  1. Человек не может познать мир и его явления;
  2. В отношении религии – невозможно точно определить существует Бог или нет. То есть такая религиозная концепция не может быть как доказана, так и опровергнута человеком;
  3. Нельзя точно определить границы плохого и хорошего. То есть извечный спор о добре и зле неэффективен и не принесет никаких результатов;
  4. Все подтвержденные знания всегда могут быть опровергнуты в будущем. Это означает, что знания не являются действительными;
  5. При этом, агностики не опровергают возможность того, что когда-нибудь человечество сможет однозначно определить существование тех или иных явлений.


Агностики придерживаются определенных убеждений и позиций

Агностик и агностицизм: в философии

И. Кант, немецкий философ, изучая агностицизм, составил теорию по этому направлению в философии. Кант утверждал, что агностицизм в философии — это невозможность познать что-то до конца, так как:

  1. Человеческое сознание ограничено природной эволюцией.
  2. Мир — огромное место, которое полностью познать нельзя. Человеку дано открыть только поверхностные области знания предметов, а сама внутренняя суть остаётся тайной для науки.

Д. Беркли и Д. Юм привели некоторые замечания в термин агностицизм в направлении философии:

  1. С философской точкой зрения скептицизм связан с агностицизмом и является его частью.
  2. Агностик лишает себя возможности познать целый мир, и получать более полную информацию из разных источников.
  3. Доказать существование создателя невозможно, поэтому агностик лишён возможности познать бога с точки зрения слепой веры.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.