Что такое яктация у детей и взрослых? почему ребенок раскачивается вперед-назад сидя? где и как лечить яктацию у детей, подростков? как родителям относится к яктации у ребенка?

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Заблуждения относительно СДВГ

В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.

Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:

  • диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
  • синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
  • эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
  • главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
  • люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.

Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.

Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.

Упражнения для занятий

Как научить ребенка говорить

Чтобы понять, когда ребенок должен встать на четвереньки, нужно убедиться, что он умеет хорошо удерживать свой вес на вытянутых руках, сначала на двух, потом и на одной. Этому помогут следующие упражнения.

Упражнение 1

Малыша выкладывают на животик и держат над головой яркую игрушку. По мере того, как ребёнок пытается её ухватить, взрослый поднимает игрушку выше, подталкивая кроху поднять туловище и удерживать его одной рукой.

Упражнение 2

Чтобы малыш понял, как научиться стоять на четвереньках, можно помочь ему следующим образом. На подушку в форме валика или свёрнутое одеяло кладут младенца так, чтобы ручки и ножки свободно свисали. Малыш захочет вернуть равновесие и упрется конечностями о пол, тем самым встав на четвереньки.


Малыш на валике

Упражнение 3

Для тренировки мышц рук, спины и пресса подходит упражнение «Тачка». Мама одной рукой обхватывает грудничка под животик, другой – приподнимает ножки. Малыш опирается при этом о поверхность пола на вытянутых руках. Затем мама слегка толкает его вперёд, побуждая делать шагательные движения руками.

Упражнение 4

Следующий простой приём поможет ребёнку научиться стоять на коленках. Сидя на полу, мама прижимает кроху спиной к себе в вертикальном положении. Другой рукой сгибает колени так, чтобы они касались пола. Затем постепенно опускает малыша, чтобы он оперся руками о пол и встал на четвереньки. Если грудничок выпрямляет ножки и ложится на животик, нужно начать всё сначала.

Упражнение 5

Последнее упражнение поможет ребенку научиться передвигать ногами, как при ползании. Для этого нужно взять высокую плотную подушку или другой предмет, на который можно было бы опереться. Младенца кладут так, чтобы верхняя часть туловища находилась на подушке, сам он опирался на коленки об пол. Затем взрослый плавно тянет подушку вперёд за противоположный край. Таким образом малыш вынужден переставлять ножки и ползти.

Профилактика простуды у ребёнка

Иммунитет ребёнка намного слабее, чем у взрослого. Профилактика – основа защиты от вирусных и бактериальных инфекций. Чтобы понять, как защитить ребёнка от простуды, рекомендуется не пренебрегать профилактическими мероприятиями.

Следует ввести в рацион больше таких продуктов, как рыба, мясо, овощи и фрукты, кисломолочные продукты, стабилизирующие обмен веществ и повышающие иммунитет.

Особое внимание родители должны уделять гигиене и образу жизни ребёнка:

Необходимо повысить физическую активность;
Постараться соблюдать диету при излишнем весе ребенка и минимизировать любые вредные продукты;
Не забывать про частые проветривания помещений, особенно в зимний период;
Обзавестись увлажнителем воздуха;
Уделить внимание закаливанию организма.

Для профилактики и облегчения течения простуды у детей так же может применяться препарат ИРС19. Он помогает справиться с респираторными инфекциями и ускорить процесс выздоровления, если ваш ребёнок заболел простудой. В состав средства входят лизаты бактерий – это продукт расщепления бактериальной клетки на множество частей. В результате получаются фрагменты клеточной стенки и внутриклеточного содержимого бактерии. При этом, попадая на слизистую оболочку носа, они вызывают иммунный ответ. В полости носоглотки начинается выработка антител, и повышается содержание лизоцима – естественного антибактериального фермента6. Естественный лизоцим содержится в слизистых, в больших количествах в слюне, что и обеспечивает ее защитные и известные всем свойства.

Перед тем, как использовать новый флакон, нужно надеть насадку и сделать несколько пробных впрыскиваний в воздух. Баллон следует держать вертикально, поэтому нужно попросить ребенка прямо держать голову, не запрокидывая назад. Тогда действующее вещество равномерно оросит назальную полость. Если в полости носа есть слизь, то сначала её необходимо удалить аспиратором или попросить ребёнка высморкаться (полная инструкция)

Бывает, что ребёнка, особенно до трех лет, сложно уговорить пройти необходимые процедуры. От насильного использования средства лучше воздержаться, иначе у ребенка выработается привычка, что лечиться больно и неприятно. В таком случае, подать лечение лучше в формате игры — разыграть лечение и приятные последствия после прохождения процедуры. Ребенок заинтересуется, захочет сам попробовать, а следом разрешит использовать средство на себе.

Для эффективности важно не прерывать прием препаратов от простуды детям. На протяжении двух недель нужно проводить по одному впрыскиванию ИРС19 в каждый носовой ход7

При распылении ИРС19 обеспечивает иммунный ответ на поверхности носового эпителия, куда патогенные микроорганизмы попадают в первую очередь. Их удаление с поверхности слизистой способствует поддержанию нормальной микрофлоры дыхательных путей и улучшению общего состояния6.

Также для профилактики и лечения боли в горле помогает препарат Имудон на основе бактериальных лизатов8. Он усиливает местный иммунитет горла и в 2 раза быстрее справляется с инфекциями в горле9*.

График моторного развития ребенка

Малыш на 1 месяце жизни имеет повышенный тонус сгибательных мышц, вследствие чего его движения несколько ограничены. Работают только мышцы, отвечающие за жизненно важнейшие функции. Именно с 1 месяца начинается их развитие, и происходит это постепенно. Самыми первыми начинают созревать шейные мышцы. На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию. В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.

В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.

На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.

На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.

6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.

Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.

Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.

В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.

9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.

На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.

В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.

Вышеописанная последовательность показывает, каким является порядок развития моторных навыков. Когда малыш по поведению и моторному развитию отличается от других детей, это не говорит о том, что он отстал в развитии. Помимо стандартного графика развития, каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности. Однако, когда он к определенному возрасту не имеет сформировавшихся моторных функций и навыков, то это считается задержкой развития моторики малыша.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Лечение сухого кашля у ребенка

Для медикаментозной терапии кашля применяют противокашлевые («подавляющие» кашель), муколитические (разжижающие мокроту) и /или отхаркивающие (способствующие выведению мокроты) средства8. Следует помнить, что лечение кашля без установления причины зачастую не дает ожидаемого эффекта9.

1. Противокашлевые препараты, подавляющие кашель, часто применяют неправильно и необоснованно7.

Назначение противокашлевых лекарств коротким курсом оправдано только в случае сильного сухого кашля, который носит мучительный характер, может вызвать одышку, рвоту, боли в груди, нарушение сна у ребенка. Причинами могут оказаться: коклюш, внешнее сдавление дыхательных путей, психогенный кашель2,3,6,9.

В других случаях возникновения кашля, например, при инфекционном воспалении и отеке слизистой бронхов, повышается вязкость и снижается подвижность мокроты. В этом случае давать противокашлевые средства нельзя. Они подавляют кашлевой рефлекс, замедляют освобождение бронхов от секрета и только усугубляют дыхательную недостаточность7.

2. Муколитические и отхаркивающие препараты назначают детям с сухим кашлем при инфекции и воспалении дыхательных путей для разжижения мокроты, снижения ее прилипания к поверхности бронхов, увеличения эффективности кашля. Терапия кашля муколитическими и/или отхаркивающими средствами заключается, таким образом, в переводе кашля из сухого непродуктивного во влажный продуктивный. В результате восстанавливается проходимость дыхательных путей, устраняется раздражение слизистой и кашель прекращается7.

Основные показания для применения муколитических и/или отхаркивающих средств – острые и хронические заболевания верхних и нижних дыхательных путей, сопровождающиеся сухим кашлем в начальном периоде, а также при непродуктивном влажном кашле9.

Муколитические средства назначают для разжижения и стимуляции выведения мокроты. Препараты этой группы подходят для лечения кашля с густой, вязкой, трудно отделяемой, в том числе гнойной мокротой9.

Отхаркивающие средства могут быть синтетического или растительного происхождения. Отхаркивающие растительные препараты при приеме внутрь раздражают рецепторы желудка, рефлекторно усиливают секрецию слизистых желез бронхов и способны значительно увеличить объем бронхиального секрета. Дети младшего возраста часто не в состоянии самостоятельно откашлять мокроту, поэтому отхаркивающие средства назначают детям старше 3 лет7.При выборе, чем лечить сухой кашель у ребенка, часто предпочтение отдают медикаментам растительного происхождения из-за меньшей частоты развития побочных эффектов и осложнений, а также широкой доступности за счет безрецептурного статуса10.

3. Комбинированные препараты целесообразно назначать для достижения оптимального эффекта в терапии кашля9.

Одним из таких препаратов растительного происхождения является сироп ДОКТОР МОМ, который содержит экстракты десяти лекарственных растений в комбинации с левоментолом. За счет рационально подобранной рецептуры сироп ДОКТОР МОМ способствует очищению бронхов, разжижению и выведению мокроты, снятию воспаления. Может применяться для лечения острых и хронических заболеваний дыхательных путей, сопровождающихся сухим кашлем или кашлем с трудноотделяемой мокротой (фарингит, ларингит, трахеит, бронхит)11,12.

В составе комплексной симптоматической терапии острых респираторных заболеваний дополнительно может быть использована мазь ДОКТОР МОМ ФИТО природного происхождения. Мазь при наружном применении оказывает местнораздражающее, отвлекающее, противовоспалительное, антисептическое действие4,9,14.

Сироп ДОКТОР МОМ и мазь ДОКТОР МОМ ФИТО подходят детям старше 3 лет. Отпускают из аптек без рецепта13,14.

Малышу нужна мама

Это базовая потребность каждого младенца, недавно появившегося на свет, она присуща даже некоторым животным. Новорожденное существо не может поддерживать свою жизнь самостоятельно — найти пищу, защититься от врагов, даже регулировать температуру тела, чтобы не замерзнуть и не перегреться от внешних факторов.

Если у ребенка появились признаки яктации, пусть родители подумают, не переборщили ли они с введением дисциплины в жизнь маленького ребенка. Он привык засыпать сам, и мама с папой вздохнули с облегчением? Малыш не просится на ручки, и родители довольны своими качествами воспитателей? Увы, это не признак «хорошей воспитанности», если в итоге детский организм выдает неврологическую реакцию на заглушение естественных потребностей в тактильных контактах и сенсорной стимуляции.

Что такое головокружение при неврологических проблемах?

Головокружение или это как говорят врачи vertigo – это ощущение, что предметы вращаются вокруг больного. Или больной чувствует ложное ощущение собственного движения или вращения. Очень часто вертиго сопровождается тошнотой и рвотой.

Истинное головокружение может возникнуть по разным причинам. Больные с головокружением – это неоднородная группа. Часть из них нуждается в помощи отоларинголога, другие лечатся у терапевта, третьи у нейрохирургов.

По статистике взрослые люди очень часто обращаются к невропатологу именно из-за головокружений. Это причина уступает по частоте только головным болям и болям в спине.

Причины сбоев в работе нервной системы, приводящих к шаткости походки

По статистике у 70% людей с систематическими головокружениями данная патология вызвана дегенеративными изменениями в шейном отделе позвоночника. Кроме того, причиной головокружений, вызывающих шаткость походки, являются черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника. Патологии мозжечка и спинного мозга могут быть и врожденными.

Головокружение при шейном остеохондрозе вызывается нарушением правильного кровообращения и недостаточным снабжением мозга кислородом. По шейному отделу проходит большое количество кровеносных сосудов и нервных каналов, снабжающих головной мозг. Даже небольшое деструктивное изменение в одном из семи шейных позвонков приводит к смещению или сдавливанию сосудов и нервов, идущих к мозгу. Мозжечок, отвечающий за координацию движений, начинает работать неполноценно, что и приводит к проблемам с координацией и равновесием.

Диагностика и лечение шейного остеохондроза

Шейный остеохондроз считается самым опасным из всех видов остеохондроза, потому что при нем нарушается снабжение мозга кровью. Такое заболевание нужно незамедлительно лечить.

Для диагностики используют МРТ и ультразвук. Проводится медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Положительный результат наступает при комплексном подходе.

Шейный остеохондроз, ставший причиной головокружения, может привести и к более серьезным заболеваниям. Со временем человека начинают преследовать страхи и депрессии. Он испытывает чувство тошноты. Снижается работоспособность, появляется звон в ушах и общая слабость.

Лечение нужно начинать как можно скорее. В противном случае появляются протрузии и межпозвоночные грыжи. В тяжелых случаях травмируются нервные корешки шеи, после чего человек начинает испытывать испытывает постоянную боль.

Что следует срочно предпринять, если головокружение и шаткость повторяются

При появлении систематических головокружений следует немедленно обратиться в медицинское учреждение к невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут найти настоящую причину проблем с походкой.

Если на обследовании будут выявлены дегенеративные изменения шейного отдела позвоночника, включая остеохондроз, придется приготовиться к длительному комплексному лечению. Одной таблеткой или курсом уколов от этого заболевания не избавиться. Потребуется лечебная гимнастика, физиотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение. Врач назначит медикаменты в виде таблеток или мазей.

Если же обследование покажет, что с позвоночником все в порядке, невропатолог перенаправит к другим специалистам.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко

Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Яктация у детей, сирот: причины, Комаровский

Доктор Комаровский считает, что решение таких неврологических проблем у ребенка, как яктация, вовсе не означает, что малыша нужно возить по врачам и лечить при помощи медикаментов. Серьезные неврологические расстройства у ребенка, требующие медицинского вмешательства, проявляются совершенно иначе и заметны в самом раннем возрасте.

Родителям, которые заметили у ребенка склонность к раскачиваниям, прежде всего, следует отложить все свои дела и постараться как можно больше времени посвящать малышу. Совместные игры, сон рядом с мамой, спокойное ласковое обращение к ребенку могут нормализовать его состояние в самые короткие сроки.


Яктация у детей, сирот: причины, Комаровский

В большинстве случаев яктация наблюдается у детей, лишенных родительской опеки, любви и ласки. Для усыновителей такое поведение дочки или сына оказывается неожиданностью, и становится поводом для очередного обследования у врачей.

Педиатры в таких случаях назначают глицин и витамин Д, неврологи говорят о ВЧД, незрелости нервной системы, попытках ребенка повторяющимися однообразными движениями компенсировать недостающие в ЦНС импульсы.

Яктация у ребенка может выражать его протест против атмосферы в семье. Нормальный эмоциональный фон является обязательным условием на пути избавления от яктации.

Причины

Заболевания головного мозга:

  • острое нарушение мозгового кровообращения (в вертебробазилярном бассейне, обеспечивающем кровью ствол мозга, в котором расположены жизненно важные центры – сосудодвигательный, дыхательный);

  • опухоли головного мозга (особенно в стволе мозга) или мозжечка;

  • черепно-мозговые травмы;

  • пороки развития черепа и головного мозга: например, при аномалии Арнольда-Киари (опущение части мозжечка в большое отверстие черепа, приводящее к сдавлению ствола мозга);

  • гидроцефалия — чрезмерное скопление в желудочковой системе головного мозга ликвора (цереброспинальной жидкости, обеспечивающей питание и обмен веществ в головном мозге);

  • демиелинизирующие заболевания (сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам): например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание, предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).

Заболевания вестибулярного аппарата (отвечающего за поддержание равновесия, а также помогающего осуществлять точные движения) или вестибулярных черепных нервов:

  • лабиринтит — воспаление внутреннего уха, сопровождающееся также сильным головокружением, снижением слуха, тошнотой, а также общеинфекционными проявлениями (повышение температуры тела, ознобы, головная боль);

  • вестибулярный нейронит — воспаление вестибулярных нервов, проявляющееся снижением слуха и нистагмом;

  • невринома вестибулярного нерва — опухоль оболочек вестибулярного нерва, проявляющаяся снижением слуха, нистагмом.

Отравления: снотворными и сильнодействующими препаратами (бензодиазепины, барбитураты).

  • Недостаток витамина В12.

  • Наследственные заболевания: например, атаксия-телеангиоэктазия Луи-Бар (проявляющаяся атаксией, расширениями капилляров на коже (телеангиоэктазии) и снижением иммунитета), атаксия Фридрейха (проявляющаяся пороками сердца, слабостью в ногах, атаксией и деформацией стопы в виде увеличения ее высоты).
     

Причины

У недоношенных новорождённых развитие происходит с отставанием от детей того же возраста. Также отставание может наблюдаться у малышей, мамы которых имели проблемы с вынашиванием, такие как:

  • гипоксия плода;
  • длительный, в тяжёлой форме токсикоз;
  • инфекции и гинекологические заболевания;
  • курение, употребление алкоголя;
  • многоплодная беременность;
  • асфиксия в родах и пр.

Врождённая патология плода также вызовет нарушение движений: пневмония, порок сердца и лёгочной системы. При родах может быть травмирована шея, ключица или тазобедренный сустав, поэтому не стоит игнорировать очевидные сигналы, которые проявляются в том, что малышу больно лежать на животе, он роняет головку и плачет.

Своевременное лечение в виде электрофореза шейного отдела, специализированных массажей и уколов, вовремя устранит дефект.

Если вы обеспокоены, поздним развитием моторно-двигательной системы, обсудите эту проблему с педиатром. Задержка переворота на бок в четыре месяца указывает на проблему развития таких болезней, как дисплазия, неврологические заболевания, опорно-двигательного аппарата.

Поздние навыки переворотов на бок иногда связаны со слабостью мышечного корсета. Слабость мышц может носить общий (гипотония) или локальный характер (снижение тонуса каких-либо конкретных мышечных групп, например, мышц живота или спины).

Также стоит обратить внимание на чрезмерный вес ребёнка, который в большей степени мешает управлять своим телом, ведь для этого нужны силы

Формы яктации у детей

По словам нашего эксперта, яктация может проявляться в разных формах:раскачивания, челночные движения, удары, сосания пальца (предметов), обкусывание ногтей. Воспроизводимые движения чаще всего совпадают с биением сердца или ритмами ЭЭГ. Одна из самых типичных форм — ритмичные автоматические раскачивания головой или всем телом из стороны в сторону или вперед и назад. При этом малыш может стоять или сидеть, держась за опору, или становится на четвереньки. У грудничков картина другая: кроха многократно переворачивается с живота на бок и обратно. Может также раскачиваться, опираясь на пятки и затылок, слегка запрокидывая назад голову. Бывает и так, что ребенок, лежа на животе, приподнимается на руках и бьется головой о подушку. Приступы случаются во время сна. Таких малышей рекомендуют укладывать спать строго на спину, чтобы предотвратить приступ. Яктация, как правило, не сопровождается проявлением негативных эмоций со стороны ребенка, напротив, раскачиваясь из стороны в сторону, он пребывает в хорошем настроении. Зато при любых попытках помешать самоукачиванию кроха начинает капризничать. Приступы или эпизоды, как говорят специалисты, могут длиться в течение шести часов с перерывами. Продолжительность каждого эпизода составляет примерно 10-12 минут.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.