Теории аномии, социальное отклонение и примеры

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

История

В 1893 году Дюркгейм представил концепцию аномия описать несовпадение коллективных гильдия труд на меняющиеся потребности общества, когда гильдия была однородный в своем округе. Он приравнял однородные (избыточные) навыки к механическая солидарность инерция которого препятствовала адаптации. Он противопоставил это саморегулирующееся поведение из разделение труда на основе различий в избирательных округах, приравненных к органическая солидарность, отсутствие инерции которого сделало его чувствительным к необходимым изменениям.

Дюркгейм заметил, что конфликт между развитым органическим разделением труда и однородным механическим типом таков, что одно не может существовать в присутствии другого.:182–3 Когда солидарность органична, аномия невозможна, поскольку чувствительность к взаимным потребностям способствует эволюции разделения труда::368–9

Дюркгейм противопоставил состояние аномии как результат нарушения работы органической солидарности после перехода к механической солидарности::368–9

Использование Дюркгеймом аномия был в отношении феномена индустриализация—Масс-регламентация который не мог адаптироваться из-за собственной инерции. В частности, его сопротивление изменениям вызывает разрушительные циклы коллективное поведение (например, экономика) из-за необходимости длительного накопления достаточной силы или количества движения для преодоления инерции.

Позже, в 1897 году, в своих исследованиях самоубийств Дюркгейм связал аномия к влиянию отсутствия нормы или слишком жесткие нормы. Однако такая ненормированность или нормальная жесткость была симптом аномии, вызванной отсутствием дифференциальной адаптации, которая позволила бы нормам развиваться естественным образом из-за саморегулированиелибо для разработки норм там, где их не было, либо для изменения норм, которые стали жесткими и устаревшими.

В 1938 г. Роберт К. Мертон связаны аномия с участием , утверждая, что разрыв между культура и структура имеют дисфункциональные последствия, приводящие к отклонениям в обществе. Он описал 5 типов отклонений с точки зрения принятия или отклонения социальные цели и институционализированный средства их достижения.

Примеры аномии

Условно примеры аномии можно разделить на масштабные (государственные) и коллективные, иногда индивидуальные. Масштабными примерами аномии могут стать войны, революции, откол мелких государств. Коллективные аномии проявляются в стремлении повлиять на мнение общества: мятежи, разгромы, новые веяния в общественных целях (например, движение «чайлдфри»). Индивидуальными можно назвать аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т. д.

Происходит это с отдельным человеком или в обществе в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе человек принимает новую идею, которая создает иллюзию того, что только противоправными действиями можно достичь тех целей, которые у него имеются. Однако частыми становятся случаи, когда группировка распадается после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность реализации целей незаконными способами.

Следует отметить влияние СМИ и примеров родителей, которые провоцируют в человеке деструктивное поведение. Все частыми становятся беседы о плохом, нежели о хорошем. Люди стали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и следует быть хитрыми.

Безбожие тоже относится к аномии. Ярко данный феномен проявлялся во времена господства веры и религии. Вспомним о сжигании женщин на кострах, которых подозревали в колдовстве. Каждый, кто не соответствовал определенным нормам общества, должен был погибнуть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что безбожные люди научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормам, следует понимать, что многие люди вынуждено их придерживаются. Более хитрые представители научились уходить от наказания, которое следует за совершением противоправного поступка. Аномия – это попытка адаптироваться к условиям жизни.

перейти наверх

Развитие теории социальной аномии Робертом Мертоном

Американский ученый фокусировался на проблеме «выпадения» человека из социальной структуры. Последнюю он характеризовал как совокупность намеченных государством целей и законных средств их достижения.

Однако в индустриальном обществе возникает рассогласованность частей этой структуры. Заявленные в обществе символы успеха – деньги, почести – доступны далеко не для всех. Невозможность целедостижения разрешенными способами приводит к аномии. Она поглощает рациональность и стабильность, заменяя их моральным вакуумом.

Весь драматизм ситуации в том, что личность не в состоянии отказаться от прежних идеалов. Поэтому ее поведение характеризуется периодической сменой убеждений, что неизбежно вызывает психические расстройства: нервный срыв, апатию, депрессию.

Мертон вывел несколько типов приспособления человека к обществу, больному социальной аномией:

• конформисты – законопослушное большинство, подчиняющееся системе;

• инноваторы – индивидуумы с девиантным поведением, одобряющие провозглашенные цели, но играющие по своим правилам;

• ритуалисты – чаще всего бюрократы, не верящие в общественные идеалы, но продолжающие использовать старые средства их достижения;

• маргиналы – наркоманы, алкоголики и прочие отщепенцы, отказывающиеся как от господствующей идеологии, так и от общепринятых способов ее воплощения;

• бунтари – революционеры, стремящиеся изменить существующую систему, предлагающие альтернативные идеалы и новые средства их реализации.

Так Ментон показал, что в дисгармоничной социальной структуре личности приходится выбирать между легитимными и эффективными средствами достижения желанного.

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отдаление от общества приводит к девиациям:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • преступность,
  • разводы,
  • изнасилования,
  • ранняя беременность,
  • неполные семьи,
  • самоубийства,
  • ксенофобия,
  • фашизм,
  • экстремизм,
  • сексуальная распущенность,
  • бродяжничество,
  • прочее.

Кризис может затронуть каждого человека, но особую группу риска составляют подростки. Это период формирования ценностей, в это время происходит слом и построение новой системы моральных норм, то есть на внутреннем индивидуальном уровне подростки итак нестабильны. Если на это накладывается нестабильность и деструкция морали всего общества, риск развития девиаций увеличивается в два раза.

Мы уже говорили, что одна из характеристик обесценивания – отрицание отдельными категориями граждан тех средств достижения целей, которые предлагает общество. Вместо этого они предлагают свои средства, как правило, преступные, противоправные. Человек не считает, что он что-то должен обществу. Он ориентируется только на свои потребности и желания.

Дюркгейм полагал, что общество не может существовать без преступности. Девианты были всегда. Не нужно пытаться совсем искоренить преступность, необходимо поддерживать ее на минимальном допустимом уровне. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, единство и сплоченность общества позволяет сохранять приемлемый уровень девиаций. Если общность разрушена, то преступность возрастает. Это опасно для общества, приводит к регрессу.

Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии. В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры). Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

Теория аномии Эмиля Дюркгейма

В своем труде «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие аномии. В этой работе под «аномией» ученый понимал, прежде всего, противоречие, возникающее между солидарностью органической и механической. Нормы, одной личности или сообщества, которые созданы под влиянием естественного развития социума как структуры и /или становления личности, ученый считает органической солидарностью. Механическая солидарность формируется инерционными нормами, порожденными индустриализованным обществом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие аномии 440 руб.
  • Реферат Понятие аномии 250 руб.
  • Контрольная работа Понятие аномии 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.

Замечание 1

В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.

Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, потому что оно выполняет две функции: а) адаптивную функцию: через ввод в общество новых идей и проблем девиантность служит причиной обновления и реализацию изменений; б) девиантность помогает сохранить границы между «хорошими» и «плохими» моделями поведения в обществе: реакция на отклоняющееся поведение может укрепить групповую солидарность и прояснить социальные нормы.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

перейти наверх

Социальная аномия в личностном измерении

Для большинства людей, не способных «прогибаться под изменчивый мир», аномийные условия губительны. Они бросают человека на амбразуру отрешенности, безучастия и неверия. Не случайно в современном обществе такую востребованность получили виртуальные отношения, заменившие многим реальную близость.

Социальный хаос накладывает на поведение личности отпечаток вседозволенности и непредсказуемости. В правовом сознании отдельных индивидуумов могут возникнуть метаморфозы инволюционного характера: впадание в первобытную дикость, проявление варварских форм поведения.

Аномия всегда трагична. Это всегда гибель, разрушение. В волнах социального беспорядка тонут многие их тех, кому в обстановке стабильности вполне удалось бы устоять. Недаром немецкий мыслитель Якоба Беме предупреждал, что хаос — «мучение» не только материи, но и духа.

Аномия и гетеромия

По мнению некоторых социологов, гетерономия нужна, чтобы избежать социальной аномии.

Ведь гетерономия — это состояние, при котором человек неукоснительно выполняет моральные и религиозные правила и традиции.

То есть человек беспрекословно принимает и подчиняется внешним правилам, не ставя их под сомнение.

Противоположностью гетерономии является автономия.

Это состояние, при котором человек независимо выбирает правила, которые будут влиять на его поведение.

Человек в этом случае менее пассивно воспринимает внешние требования и предписания. У него есть больше свободы самостоятельно формулировать инструкции и правила.

То есть человек не только самостоятельно делает выбор, но и подвергает сомнению навязанные регламенты.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками. 
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

  • социальную морфологию, изучающую строение общества;
  • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
  • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

  • морфологические  (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
  • психологические (выражаются в  побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

Коллективные представления  вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

  • использование косвенного наблюдения;
  • проведение сравнения по аналогии;
  • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • установление источников исторического развития.

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Аномия — отсутствие закона, организации, норм поведения. Э

Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие  нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения

Старые ценности отброшены, а новые — не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы — любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.  

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В культуре

В экзистенциалистском романе Альбера Камю « Незнакомец» Мерсо — скучающий , отчужденный главный герой — пытается построить индивидуальную систему ценностей, отвечая на исчезновение старого. Он существует в основном в состоянии аномии, что видно из апатии, проявляющейся в первых строках: « Aujourd’hui, maman est morte. Ou peut-être hier, je ne sais pas » («Сегодня мама умерла. Или, может быть, вчера, Я не знаю»).

Федор Достоевский выражает аналогичную озабоченность аномией в своем романе «Братья Карамазовы» . Великий инквизитор отмечает, что в отсутствие Бога и бессмертной жизни все было бы законным. Другими словами, любое действие становится мыслимым, что нет морального компаса, что ведет к апатии и отстраненности.

[править] Использование термина

Понятие аномии применяется в социологии, политологии, социальной психологии, культурологии и других социогуманитарных дисциплинах. Иногда употребляется оно в научно-исторических учениях для обозначения социально-психологического состояния слоёв, групп и других сообществ накануне, после и в ходе крупных революционных сдвигов, масштабных и длительных военных конфликтов и иных общественно-политических катаклизмов.

В некоторых современных политологических, социологических и культурологических исследованиях отмечается, что во многих обществах посткоммунистических стран наблюдается социально-психологическое состояние, близкое к аномии, или наличие черт, ей присущих.

Аномия в современном обществе

Современное российское общество тоже пребывает в состоянии нестабильности, в нем наблюдается деструкция ценностей. Люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они не успевают адаптироваться к быстро меняющимся ориентирам и доминантным ценностям, испытывают финансовые трудности. Произошла та самая переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Деструкция ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, своей работе, потере самоидентичности.

Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодежь:

  • «надежды о лучшей жизни разрушены, не будет улучшения ее качества и уровня»;
  • «мое будущее и будущее страны неясно, сейчас не стоит рожать детей»;
  • «мне страшно жить, я не чувствую стабильности, безопасности»;
  • «я чувствую себя уязвимым, я не знаю, что мне делать и куда идти»;
  • «я не понимаю, кем мне быть, что делать, я не знаю, чего я хочу»;
  • «я знаю, чего я хочу, но я не знаю, как достичь этого»;
  • «все так неясно, такому простому человеку как я сложно разобраться в том, что происходит в стране»;
  • «сейчас все обесценивается, важны только деньги, связи, личный успех»;
  • «все живут одним днем, не думают о будущем»;
  • «я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя верить».

Хаос, апатия, смятение, рыночное и потребительское отношение, социальная инфантильность, неприкаянность, ненужность – так кратко можно охарактеризовать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В итоге мы имеем уже три, так называемых, потерянных поколения. Представителям одного из них около 50 лет, но они все еще не понимают, как жить в этом мире. Самое молодое поколение отличается революционной, экстремистской направленностью. Некоторые из них четко понимают, чего хотят добиться в жизни, но при этом интересы страны, всего общества им не важны. Среднее поколение ориентировано на потребление, рыночные отношения. Однако его большая его часть погрязла в алкоголе и наркотиках, направило туда свою невостребованность в обществе.

Как бороться с аномией? Выяснить причину и конфликт, который ее породил, устранить его. Необходимо выбрать одну из систем, актуальных в данное время, или создать что-то совершенно новое, либо позаимствовать чью-то готовую систему, например, обратиться к прошлому.

Теория социальной аномии

Аномия (социология) – это потеря общности культуры, отсутствие общей системы норм. Из-за этого жизнь людей, их мысли, поступки, действия перестают соответствовать нормам общества.

Теория аномии Дюркгейма (кратко)

Автор описал свою теорию в книге «Самоубийство». По мнению Э. Дюркгейма, это противоречие механической и органической солидарности. Согласно теории аномии Дюркгейма, спусковым механизмом к развитию аномии как таковой стал переход от индустриального общества к обществу индивидуалистов. Э. Дюркгейм считал, что самодисциплина, человеческая солидарность на основе морали так и не смогли сформироваться. На моральном, этическом уровне переход общества не был завершен.

Дюркгейм подробно рассмотрел одну из форм девиации, связанной с аномией – самоубийство. Автор выделил три типа суицида:

  1. Эгоистический. Это индивидуальный протест человека, который не смог войти в общество.
  2. Альтруистический (эндемический). Человек жертвует собой ради целей общества, ради других людей. Например, когда старики убивают себя, если становятся обузой для других. В индуизме жены сжигают себя на похоронах мужа. Такой суицид основан на давлении группы и социальном одобрении.
  3. Аномический. Пребывая некоторое время в социальной неопределенности, нестабильности человек принимает решение уйти из жизни. Старые нормы разрушены, новые еще не созданы. Человек не понимает, не знает, что ему делать, куда идти, каким быть.

В период экономических, политических, социальных, духовных кризисов число суицидов возрастает. Как отмечает Дюркгейм, в это же время возрастает число разводов, соответственно, аномия ударяет не только по отдельным людям, но и по институту семьи. Разводы могут быть причиной суицидов. К разводам, в свою очередь, приводит потеря работы, разгульный образ жизни, зависимости, то есть девиации, которые возникают из-за разрушения морали общества.

Аномия Мертон

Р. Мертон – последователь Э. Дюркгейма. Социолог продолжил изучать феномен и понятие аномии. В итоге в определение деструкции ценностей Р. Мертон включил следующие опорные пункты:

  • противоречие целей, желаний, нужд большинства представителей общества и средств достижения, которые им предлагают (общество не приемлет их), то есть цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
  • воздействие социальных норм стремится к нулю (люди выходят из-под контроля, нормы не регулируют их поведение).

Таким образом, согласно теории аномии по Мертону, феномен вызван противоречием целей (норм) общества и средств, которые доступны индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Тогда он выбирает другой путь достижения той же цели – преступность (грабежи, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.). Неравенство – одна из причин аномии по Мертону.

Однако не всегда это приводит к девиациям. Мертон выделит 5 реакций на противоречие «цели –средства» в рамках концепции аномии, 4 из них приводят к девиациям:

  • конформизм – приспособление к целям и средствам, предложенным нормам (не вызывает девиаций);
  • инновация – поиск новых средств достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, кражи, торговля наркотиками и т.д.);
  • ритуализм – отрицание и принижение целей, использование предложенных методов (средства становятся самоцелью);
  • ретризм – отрицание целей и средств, отсутствие своих предложений (наркоманы, алкоголики, бродяги);
  • бунт – отрицание целей и средств, предложение их альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, общественные движения).

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не противоречием цели и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать какую-то одну группу, ограничиваться ей. Очень часто группы меняются. В итоге человек оказывается в нестабильном состоянии, у него нет устойчивого восприятия действительности в целом, нет стабильных связей с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к девиациям.

Аномия Сроул

Психолог Л. Сроул первым изучил аномию с точки зрения психологи, до этого ее рассматривали только как аномию социальную. Сроул исследовал феномен на уровне личности. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к разрушению сплоченности с обществом, возникновении тяги к саморазрушению при помощи аддикций (физических, моральных).

Теория аномии Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм.

Анализируя статистические данные, Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме — самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной. Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.

Понятие аномии и морали

Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:

  1. Социальная, или внешняя.
  2. Запрограммированная, индивидуальная.
  3. Самомотивированная, индивидуальная.

Всех людей можно разделить на 4 группы:

  1. Аморальные люди, нарушающие закон.
  2. Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
  3. Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
  4. Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.

Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения

Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов

Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне

Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам

Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.

Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.

Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.

перейти наверх

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.