Оглавление
Общие причины развития
Появление стойкого, ничем не подкрепленного страха к определенному предмету или явлению обусловлено такими причинами:
- Детские травмы. Затрагивающие психику события в жизни ребенка с течением времени им забываются, но откладываются в подсознании. Страх, испытанный давным-давно, дает о себе знать и взрослому человеку.
- Наследственность. Боязнь чего-либо может передаваться на генном уровне от предков.
- Неудачный опыт. Отрицательный, неожиданный результат какого-либо действия.
- Подавленность, стресс, изматывающий организм.
- Навязанный страх, как заразительное явление. Он передается от родителей, за поведением которых наблюдает их чадо долгое время. Сюда же можно отнести негативное влияние СМИ, кинематографа, окружающих людей и т. д.
- Травмы головного мозга.
- Длительная депрессия.
- Хронические заболевания.
- Особенности характера.
Следует отметить, что развитие любой фобии зависит от нескольких факторов, и для каждого отдельного случая они свои.
Анализы и диагностика
Для подтверждения диагноза «агорафобия» необходимо выполнение нескольких обязательных критериев:
- Проявление психологических или вегетативных нарушений должно быть первичным способом выражения тревоги, а не вторичным следствием таких симптомов как бред, навязчивые мысли и пр.
- Причиной тревоги должны быть только или преимущественно два спусковых рычага – большая скученность людей, пребывание в общественном месте, на открытом пространстве, передвижения вне дома и путешествие без сопровождения близкого человека.
- У пациента отмечается или было зафиксировано ранее ярко выраженное желание избегать фобических ситуаций, вплоть до полной деазадаптации и нежелания выходить из дома.
Возможные причины агорафобии
Часто агорафобия является одним из сопутствующих симптомов различных психоневрологических и соматических заболеваний. Например, человек с ослабленным зрением или вестибулярной недостаточностью испытывает дискомфорт среди толпы, находясь в магазине или в других сходных ситуациях. Ему трудно ориентироваться также в открытом и малознакомом пространстве. Возникающее при этом чувство неуверенности и тревоги становится причиной самоограничения при выходах из дома.
Боязнь большого пространства часто появляется у эмоционально-лабильных и тревожных людей, при шизоидном и астеническом расстройстве личности, биполярном аффективном или тревожно-фобическом расстройствах. Она может развиться и после перенесенных неврологических заболеваний, приводящих к нарушению движений и внешним изменениям. Человек при этом боится показаться смешным, нелепым или беспомощным в глазах общества.
Агорафобия может сопровождать панические атаки и генерализованное тревожное расстройство. При этом первый яркий эпизод тревоги с обильными соматовегетативными симптомами способствует образованию патологических ассоциаций. После этого человек начнет избегать места, где он впервые испытал приступ паники. В последующем страх распространяется и на другие ситуации, из-за чего появляется боязнь пространства и пребывания в толпе.
Физические проявления агорафобии
К физическим проявлениям агорафобии относится повышенное сердцебиение, покраснение или наоборот, бледность кожи, увеличенное потоотделение, одышка. Боязнь открытых пространств может сопровождаться дрожью в конечностях, тошнотой и/или расстройством пищеварения. Все эти симптомы появляются параллельно со страхом и «утяжеляют» это чувство.
Боязнь незнакомого места усиливается тревогой за собственное здоровье. Человек начинает переживать за то, что может умереть от сердечного приступа или нехватки кислорода. Во время паники увеличивается выработка такого гормона, как адреналин, который делает чувство страха более ярким и выраженным.
Поведенческие симптомы боязни открытых пространств
Изменения в поведении тех, кто страдает агорафобией, проявляются не сразу, а постепенно. Вначале, после первого приступа страха в общественном месте человек начинает избегать конкретных обстоятельств, при которых он испытал тревогу. Часто этот этап сопровождается предупреждающим поведением, которое заключается в предварительной подготовке (прием успокоительных средств, употребление алкоголя) перед выходом на улицу. Некоторые люди просят знакомых или родственников сопровождать их, так как в компании близких чувствуют себя более уверенно. Но все предпринимаемые действия зачастую не приносят результатов, и человек заново сталкивается со страхом. Со временем такие люди все реже начинают выходить на улицу, что негативно отражается на всех сферах жизни – работе, личных отношениях, хобби. Изоляция от общества относится к одному из самых тяжелых и трудно корректируемых признаков агорафобии.
Случай из практики
На прием к психотерапевту записалась молодая девушка, назовем ее Ольга. Она работает консультантом по продажам в крупном магазине бытовой техники. Однажды, находясь на рабочем месте в выставочном зале, девушка почувствовала себя плохо. У нее начало сильно стучать сердце, дрожать руки и подкашиваться ноги. На некоторое время Ольге показалось, что она перестала дышать. Состояние нормализовалось после того, как коллеги помогли девушке выйти из зала и уединиться в одном из подсобных помещений торгового центра. Ольга отметила, что в день, когда она первый раз столкнулась с таким состоянием, в магазине проводилась распродажа, и в зале было большое количество людей. Испытав еще несколько раз приступы при аналогичных обстоятельствах, девушка обратилась к семейному врачу, который порекомендовал ей проконсультироваться у психотерапевта.
Результаты работы с психотерапевтом
Работа психотерапевта в случаях агорафобии состоит из нескольких этапов, активное участие в которых принимает не только он сам, но и обратившийся к нему человек. Залогом успешной борьбы со страхом открытых дверей является установление доверительных отношений между специалистом и его клиентом. Истинные причины тревоги часто скрыты глубоко в подсознании, и лишь доверившись, человек «подпустить» к ним постороннего.
В задачи психотерапевта входит определить и откорректировать все факторы, которые делают человека уязвимым перед страхом открытых пространств. Большая работа проводится с внутренними причинами, а именно с личностными характеристиками.
Специалист также раскрывает истинные причины тревоги и помогает понять человеку, что он может контролировать страх. В некоторых случаях психотерапевт может назначить препараты для снижения тревожности.
Завершение истории
В процессе работы с Ольгой стало очевидно, что она слишком мало внимания уделяет своим желаниям и большую часть времени тратит на то, чтобы соответствовать чужим ожиданиям. Во многих сферах жизни девушка даже не прислушивалась к себе, к своим потребностям и все время находилась в состоянии повышенного напряжения, сканируя отношение к себе других людей. Все это, в конечном итоге, привело ее к деятельности, где стресс стал невыносимым, и чтобы хоть как-то отгородиться от него включилась психологическая защита. Только физическое недомогание, вызванное паникой, позволило наконец-то поднять вопрос об уходе с нелюбимой работы. Острые приступы агорафобии стали тем пусковым механизмом, который заставил Ольгу обратится за помощью к психотерапевту и значительно изменили всю ее последующую жизнь.
Как было сказано, в предыдущей статье («Агорафобия – почему люди боятся открытых дверей»), Ольга хотела стать художником. Поэтому включение арт-терапевтических сеансов в работу со специалистом стало тем способом, который максимально эффективно помог клиентке психотерапевта разобраться со своими чувствами, найти опору в себе, а не в окружающих. Постепенно Ольга вернулась к занятиям живописью, они стали для нее не только отдушиной, но и способом стабилизации эмоционального состояния. Менялись и отношения с окружающими, девушка начала отстаивать свои интересы и строить жизнь по собственному сценарию.
Поначалу Ольга даже не рассматривала вариант вернуться к своей мечте и начать в свободное время учиться на художника. Она была убеждена, что таким образом продемонстрирует отсутствие уважения и любви к родителям. Но под чутким руководством психотерапевта, она поняла, что является зрелой личностью и вправе принимать важные решения в своей жизни. Также девушка осознала, что любовь и уважение к родителям не означает слепого следования их требованиям. Для того чтобы изменение убеждений Ольги не спровоцировало конфликты в семье, были проведены и групповые сеансы, на которые были приглашены родители девушки.
Посещая психотерапевта и выполняя его рекомендации, а также занимаясь любимым делом, Ольга спустя некоторое стала более уверенной в себе, а общение с незнакомыми людьми стало даваться ей проще. Она перестала испытывать дискомфорт на своей работе, и поняла, что может управлять своими страхами. Агорафобия больше не является ее проблемой.
Какие существуют методы борьбы с агорафобией?
происхожденияК основным методам борьбы с агорафобией относятся:
- психофармакотерапия – лечение медикаментами;
- психотерапия;
- физиотерапевтические методы;
- психопрофилактика.
Психофармакотерапиядля каждого препарата – свой промежутокобострения болезни Основные классы медикаментов, применяемые при агорафобии, их представители и эффекты
Класс препаратов | Описание | Представители | Эффекты |
Антидепрессанты | Эта группа представлена очень широким спектром лекарственных препаратов. Внутри этой группы препараты также делятся на подгруппы в зависимости от механизма действия. |
|
В первую очередь, препараты этой группы оказывают противотревожный эффект, некоторые реализуют еще и антифобический. Уменьшают интенсивность приступов паники, устраняют тревогу ожидания. |
Транквилизаторы(или анксиолитики) | Обладают очень быстрым эффектом, в связи с чем применяются в самих приступах. В то же время длительность их применения строго ограничена. |
|
Являются препаратами первого выбора при купировании острых симптомов. Оказывают выраженное противопаническое действие и слабое антифобическое. |
Нормотики | Препараты, стабилизирующие настроение и эмоциональный фон. Они эффективны при агорафобии, которая сочетается с другими неврозами. Также стабилизируют вегето-сосудистую систему. |
|
Назначаются в комбинированной терапии с другими препаратами. Стабилизируют эмоциональный фон, корректируют поведенческие нарушения. |
Бета-блокаторы | Являются препаратами для поддерживающей терапии. Эффект наступает через 2 – 3 недели. |
|
Устраняют приступы паники, оказывают умеренный противотревожный эффект. |
ПсихотерапияФизиотерапевтические методыПсихопрофилактика
Причины развития
Боязнь прикосновений может возникнуть в силу внешних и внутренних факторов. К первым относят:
- физическое и сексуальное насилие в детстве, травмирующее событие, шок. В этом случае тактильный контакт воспринимается как агрессия;
- нарушения нервной системы – психастения, невроз навязчивых состояний;
- специфика работы. Такой фобией в силу особенностей профессии могут страдать медики, патологоанатомы, полицейские, социальные работники;
- расстройства личности – люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, страшатся любых неконтролируемых ситуаций;
- нарушения интеллектуального развития – умственно отсталые и аутисты негативно относятся к физическим контактам с ними;
- страх прикосновения особ противоположного пола;
- проявление охлофобии – боязни толпы, и мизофобии – страха микробов.
Внутренние факторы
- неприязнь к людям определенной национальности, цвета кожи, какими-либо особенностями (национализм, расизм, гомофобия);
- половое созревание (у мальчиков) – подросток переживает, что если он или к нему прикоснется девочка, то возбудится и это будет заметно посторонним;
- снижение либидо, ведущее к нежеланию прикосновений партнера и отвращению к половой жизни. Сюда же можно отнести асексуальность, в котором виноват низкий уровень половых гормонов;
- гипертрофированная брезгливость.
Как распознать, что ваш ребенок имеет зрительный вектор?
Это эмоциональный, чувствительный малыш. Может плакать над раненым жучком или над разбитым яичком у Курочки Рябы. Он очень чувствителен к агрессии, часто плачет.
Он может жалеть уличных животных и тащить их в дом или постоянно просить завести домашнего питомца.
У него есть любимые игрушки, которым он дает имена, с которыми спит по ночам. Расставание с любимым питомцем, потеря любимой игрушки для такого ребенка настоящий сверхстресс, который может проявляться в том числе и в том, что ребенок боится темноты.
Эти дети обладают богатым воображением и большой впечатлительностью. Им противопоказаны просмотры ужастиков. Сны такого ребенка, как правило, яркие, он быстро пробуждается, когда видит страшный сон. Потом не может уснуть и ищет защиты у родителей.
Такой малыш обычно интеллектуально развит, хорошо обучается счету и чтению. Он очень любит красивую одежду, природу, солнце, яркие цвета. Может быть талантлив в рисовании.
Свойства зрительного вектора даны человеку для того, чтобы во взрослом возрасте реализовывать их в виде сочувствия, сопереживания ближнему. Развитые зрительники умеют любить и ценят в людях доброту, организуют фонды помощи незащищенным слоям населения, помогают брошенным детям и старикам, никогда не проходят мимо чужой беды. Тем самым они делают наш мир менее неприязненным. Также именно люди со зрительным вектором развивают культуру человечества, создают произведения искусства.
В воспитании зрительного ребенка важно весь его огромный эмоциональный потенциал постепенно выводить в это самое сочувствие, сопереживание, в чувствование других людей. Если этого не происходит, то маленький зрительник начинает бояться всего на свете, и прежде всего — темноты
Если этого не происходит, то маленький зрительник начинает бояться всего на свете, и прежде всего — темноты.
Образно говоря, заложенная эмоциональность не находит выхода и проявляется у малыша в виде страхов и тревог.
Как перестать ребенку бояться темноты?
Есть несколько практических советов, которые до прохождения тренинга могут помочь родителям.
- Создание тесной эмоциональной, задушевной связи с мамой, реже — с папой или другими родственниками. Помогут сформировать эту связь тихие, спокойные разговоры по душам. Мама может рассказывать понемногу о своих переживаниях, а ребенок, в ответ, о своих.
- Чтение книг на сострадание. Рассказ не должен быть наполнен событиями, а наполнен эмоциональными переживаниями героев. Например, «Гадкий Утенок» и «Девочка со спичками» Андерсена, «Детство Темы» Гарина-Михайловского. Ребенку старше 7 лет можно читать книги (по возрасту) о военном времени с описанием и обсуждением переживаний героев.
- Раскрытие талантов ребенка в школе рисования, хоре, театральной студии.
- Хорошим решением было бы расположение кровати ребенка таким образом, чтобы утром он просыпался от теплых солнечных лучей. Это будет задавать ему хорошее настроение на целый день.
- Главное, что помогает ребенку перестать бояться темноты — осознание родителями своих свойств и свойств ребенка на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Понять психику своего ребенка, найти способ, как помочь ему перестать бояться темноты, можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Авторы: Анна Хохлова, врачЛариса Пересыпкина, медицинский психолог,кандидат психологических наукКорректор Мария Климнюк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
19 Июн, 2018
Просмотров:
876
Теги: Всё о детях психология
Лечение агорафобии
Коррекцию проявлений фобии открытого пространства и скопления людей должен производить психотерапевт или клинический психолог. Это обусловлено тем, что агорафобия по сути является невротическим расстройством, то есть пограничное состояние между здоровьем и болезнью. Медикаментозная терапия в большинстве случаев лишь временно убирает внешние проявления, никак не воздействуя на причины возникновения страхов. Соответственно, при отмене препаратов агорафобия возвращается, иногда в прогрессирующей форме. Чтобы качественно составить схему психотерапии, которая позволит преодолеть фобию посредством задействования внутренних ресурсов самой личности, клиенту необходимо вначале пройти психологическую диагностику. Психотерапия всегда индивидуальна и может состоять из:

Эта тема закрыта для публикации ответов.