Бытие в философии — понятие и основные формы

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

БЫТИЕ — это… Что такое БЫТИЕ?

БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия БЫТИЕ —     БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse), одно из центральных понятий философии. В разные культурно исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция»… …   Античная философия Бытие —  Бытие   Être    «Невозможно дать определение бытия, не впадая в нелепость [т. е

не пытаясь объяснить смысл какого либо слова этим же словом], потому что определение любого слова начинается с выражения “это есть…” – неважно, выражается ли оно… …   Философский словарь Спонвиля Бытие — Бытие  философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?»

Поскольку бытие может пониматься как одно (см …   Википедия бытие — (разг.) БЫТИЁ, я; ср. 1. Филос. только: бытие. Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. Объективное, реальное б. 2. Совокупность условий материальной жизни общества. Общественное б. Б. определяет… …   Энциклопедический словарь бытие —         БЫТИЕ (греч. ousia; лат. esse) философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки БЫТИЕ — БЫТИЕ, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно… …   Современная энциклопедия БЫТИЕ — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно идеальное …   Большой Энциклопедический словарь БЫТИЕ — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно идеальное …   Большой Энциклопедический словарь бытие — сущ., с., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? бытия, чему? бытию, (вижу) что? бытие, чем? бытием, о чём? о бытии 1. Бытие это то, что существует в реальности, материя, природа; используется, как правило, в философском смысле. Смысл… …   Толковый словарь Дмитриева Бытие — БЫТИЕ, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Философия как наука

Философия зарождалась как наука с осознания и изучения проблем, затрагивающих бытие. Философы древней Индии, древнего Китая и античности изначально изучали и разрабатывали вопросы, касающиеся онтологии.

Понятие бытия представляет собой «отглагольное» слово от слова «быть». Следовательно, синонимами бытия являются реальность, сущность, действительность и вообще весь мир.

Природа, человечество, мышление – это все что подразумевает под собой понятие «бытия». Под это определение подходят различные предметы (зеленый лес, книга), явления (молния, радуга, снегопад), состояния (вода — жидкость, лед, пар) и процессы (психический процесс, пищеварение), главное условие — их наличие во вселенной.

Так, проблему бытия, сопоставляя бытие с предметно-чувственным миром, рассматривали в разных ипостасях все яркие мыслители древней Греции в досократический период. Например, уже в 484–421 гг. до н. э. Эмпедокл рассуждал о «четырех корнях всех вещей» — воде, земле, огне и воздухе. На их основе он пришел к заключению, что мир (космос) имеет форму яйца, а теплая и влажная илистая среда послужила местом зарождения жизни. О бытии как о материальной субстанции в свое время рассуждали Демокрит, Левкипп, Гераклит.
Философия бытия

Как философы открывали для себя мироздание

Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид —древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.

Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.

Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.

Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.

Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.

Что думали о мироздании философы

Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.

Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.

Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.

Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека — бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.

Формы бытия

Существует два вида бытия – субъективная и объективная действительность. Объективная действительность подразумевает все, что существует само по себе независимо от человеческих мыслей и сознания — воздух, солнце, земля… Под субъективной действительностью понимается все то, что без человека существовать не может – духовный мир, сознание, психика. На основе этих двух реальностей выделяют 4 формы бытия. Они являются основополагающими.

1.      Бытие тел, процессов и вещей.

  • Природное бытие – те тела, процессы, вещи, существующие до появления человека и те, на которые человек не оказал какого-либо влияния. Сюда можно отнести гидросферу, атмосферу, биосферу и прочие.
  • Материальное бытие – вещи и процессы, сотворенные или преобразованные в результате жизнедеятельности человека. К ним относятся поселения большие и маленькие, мебель, посуда, селекционные сорта растительных культур и проч.

Время и бытие

2.      Человеческое бытие.

  • Бытие индивида в вещественном мире – с этой позиции человек рассматривается в качестве объекта среди других многочисленных объектов. Он помещен в рамки определенных законов (химических, биологических и физических), которые неподвластны его влиянию, он может только существовать среди них. Человеческое тело – это природное тело. Именно тело делает человека переходящим (смертным) существом. Он никуда не исчезает из природы, а только переходит в другое ее состояние. Например, после смерти человеческое тело подвергается прочесам разложения и участвует в природных процессах в качестве иных тел, давая жизнь новым.
  • Собственное человеческое бытие – здесь индивид представляет собой человека не просто живущего по законам природы, но и существо, имеющее духовно-нравственные и общепринятые социальные каноны. Ему свойственно мыслить и иметь эмоции. Так, человек в традиционной философии зачастую имеет определение «мыслящая вещь». Одним из философов, рассуждающих на эту тему, был Декарт. Он говорил, что для того, чтобы мыслить необходимо существовать. Также ему присуще утверждение «Я мыслю, значит, я существую». Рассуждая на эту тему, Декарт пришел к выводу, что благодаря способности мыслить человек становится мыслящей личностью.

ТЕОРИЯ БЫТИЯ

Watch this video on YouTube

3.      Духовное бытие

  • Индивидуализированное бытие – подразумевает сознание индивида, его осознанная деятельность, которая включает в себя элементы бессознательного или неосознанного. Без тела человека не может существовать его сознание. В норме человек живет до тех пор, пока существует и развивается сознание.
  • Объективное бытие – общественное сознание в целом принадлежит всему обществу. К нему относятся искусство (музыка, живопись), мораль (добро и зло эстетические нормы поведения), науки (физика, химия, селекция), религия (мусульманство, христианство, буддизм) и т. д.

4.      Социальное бытие

  • Действительность отдельного человека как субъекта в обществе и становлении истории. Индивид является носителем социальных качеств и межличностных отношений. Каждый человек обладает своими личностными качествами и влияет на социальную сущность, познает культурно-исторические достижения. В современном мире от индивида требуется полно раскрывать свои индивидуальные способности, дарования, творческий потенциал в наиболее близкой ему социально значимой деятельности. Например, музыкант, архитектор, повар и прочие.
  • Реальность всего общества – здесь охватываются все процессы и сферы общественной жизни производственные, культурные, духовные и проч.

Человек: единство тела и духа

Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся

Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.

Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы

Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.

[править] Трансцендентное бытие

Некоторые из предложений Фомы Аквинского были, по общему мнению, осуждены Этьеном Темпье, местным епископом Парижа (а не самим Папским Магистериумом) в 1270 и 1277 годах , но его преданность использованию философии для разъяснения богословия была настолько тщательной. что он был провозглашен Доктором Церкви в 1568 году. Тех, кто принимает его, называют томистами.

Томистическая аналогия предсказания бытия

В одном предложении, параллельном утверждению Аристотеля, что бытие есть субстанция, св. Фома отталкивается от аристотелевской доктрины: «Бытие не есть род, поскольку оно не определяется однозначно, а только аналогично». Его термин для аналогии — латинская analogia. В категориальной классификации всех существ все субстанции частично одинаковы: человек и шимпанзе — животные, и животная часть человека «такая же», как и животная часть шимпанзе. По сути, все субстанции — это материя, тема, занятая наукой, которая постулировала одну или несколько материй, таких как земля, воздух, огонь или вода (Эмпедокл). В современной химии углерод, водород, кислород и азот у шимпанзе идентичны тем же элементам у человека.

Если субстанция является высшей категорией и не существует субстанции, бытия, тогда единство, воспринимаемое во всех существах в силу их существования, должно рассматриваться по-другому. Святой Фома выбрал аналогию: все существа подобны или аналогичны друг другу в существовании. Это сравнение лежит в основе его «Аналогии с бытием». Сказано, что аналогия существует по-разному, но ключом к ней является реальное различие между существованием и сущностью. Существование — это принцип, который придает реальность сущности, ни в коем случае не то же самое, что и существование: «Если вещи, имеющие сущности, реальны, и быть не в их сущности, то реальность этих вещей должна быть найдена в каком-то принципе. кроме (действительно отличных от) их сущности». Вещество может быть реальным или нет. То, что делает индивидуальную субстанцию ​​- человека, дерево, планету — реальной, — это отдельный акт, «быть», который приводит в действие ее единство. Таким образом, возможна аналогия с пропорцией: «Сущность связана с существованием, как сила связана с действием».

Существование — это не вещи; они не существуют сами по себе, они подчиняются сущностям, которые по сути их не имеют. У них нет природы; существование получает свою природу от сущности, которую оно приводит в действие. Существование не есть бытие; оно дает бытие — здесь используется обычная фраза, существование — это принцип (источник) бытия, не предыдущий источник, а тот, который действует постоянно. Все готово для представления о Боге как о причине всего сущего, который, как Всемогущий, считает все актуальным без причины или объяснения как действие чисто волевого действия.

[править] Источники

  1. Being Emergence vs. Pattern Emergence: Complexity, Control, and Goal-Directedness in Biological Systems, Jason Winning & William Bechtel
  2. James William Some problems of philosophy: a beginning of an introduction to philosophy. — New York: Longmans, Green and Co, 1916. — P. 38, 40.
  3. MМетафизика, Книга IX, Глава 10 (параграф 1051b).
  4. For text of condemnations 1277 (technically still 1276 at the date, since before 25 March) see David Piché, La condemnation parisienne de 1277, , parallel Latin text with his French translation, or online list Latin only with footnotes, by Hans-Georg Lundahl,
  5. Wallace, William A. «Thomism and Its Opponents». Dictionary of the Middle Ages. Ed. Joseph R. Strayer. Vol. 12. New York: Scribner, 1982. 38-45. Print.
  6. Wippel John F. The metaphysical thought of Thomas Aquinas: from finite being to uncreated being. — The Catholic University of America Press, 2000.
  7. Quoted in: Miscellaneous Works of the late Philip Dormer Stanhope, Earl of Chesterfield. — 2. — London: Edward and Charles Dilly. — Т. 4.

Онтология

Подумать только, что все единство, которое существует с незапамятных времен, — это наш великий, бесконечный мир. Мир бесконечен. Она развивается в соответствии с определенной предопределенной программой, она не может быть подчинена воле человека. Поэтому возникает еще один вопрос: как понять это единство? Необходимо попытаться решить этот вопрос, потому что все определенные вопросы частной науки впадают в противоречие.

Для того чтобы установить понятие, которое включает в себя все отдельные вещи и считается наиболее общим для понимания всего мира, необходимо иметь специальное понятие, которое не похоже на обозначение определенных вещей и предметов. Эта концепция в современной культуре называется живописью мира.

Картина мира — это ясный на определенном этапе развития человека комплекс мнений, размышлений о структуре реальности, ее изменениях, способах функционирования, который сформировался на основе оригинальных принципов мировоззрения и объединяет в себе опыт и знания, накопленные человечеством.

Есть несколько вариантов мировоззрения:

  • Религиозный — Бог в религии является основным коллективным понятием;
  • Научное — в науке понятие «энергия» считается коллективным термином,
  • Философия — Быть в философии — это бесконечный, единый характер всей вселенной.

Философия — это онтология, а онтология — это поиск целостности мира.

Онтология — это та часть философии, которая анализирует фундаментальные проблемы бытия: проблему происхождения и унитарных основ, пределы материального мира и его многофункциональные законы эволюции. Термин «онтология» имеет много значений. Впервые термин «онтология» был использован в Философском словаре Рудольфа Гёклениуса (1547 — 1628), но как философское определение этого термина сформулировал немецкий философский рационалист Гр. фон Вольф (немецкий ученый, 1679 -1754). Не так давно онтология была практически не-грата в советской философской литературе. Предполагалось, что философия марксизма не нуждается ни в онтологии, ни в гносиологии, ни в аксиологии, потому что эта философия — единственное истинное учение о существовании, объединяющее все эти жизненные проблемы одновременно. Как тогда можно объяснить это отвращение к термину? Возможно, это связано с тем, что когда термин был впервые задуман, доктрина онтологии была задумана как неотъемлемая часть метафизики. Марксизм был крайне неприятен к метафизике. Однако со временем все вернулось на свои места.

Все без исключения учения философии всегда содержали набор онтологических проблем.

Онтологические вопросы включают вопросы некоторых наук, таких как физика, химия, геология, которые позволяют понять структуру и происхождение Вселенной. Вопросы онтологии сводятся к пониманию единой вселенной и мира как неразрывного целого.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Символизм в русской культуре серебряного века
  2. Личность в философии
  3. Философия как наука и как мировоззрение
  4. Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
  5. Буддизм в Китае и китаизация буддизма
  6. Метафизика и гносеология
  7. Индия глазами европейского схоласта
  8. Пространство и время
  9. Материя и движение — Понятие и сущность материи и реальности
  10. Антропология в философии «серебряного века»

Понятие бытия

То, что, как упоминалось ранее, уходит корнями в классическую философию. Бытие является предметом изучения онтологии, доктрины сущности, мира в целом. Человек убежден, что мир есть, что он существует «здесь» и «сейчас». Мир, по предположениям человека, остается неизменным целым, независимо от того, что в нем происходит. Мир был, есть и будет в будущем. Это высочайший уровень всего, это величие самого себя.

Как возникает желание понять неразрывность и единство мира, которое лежит в основе всей философии? Великий Аристотель видел это так: «Человек от рождения стремится к знаниям и самопознанию» (отрывок из его работы по метафизике). Знать — значит искать суть вещей. Аристотель разделил «знание» и «видение». Знать — значит быть в поисках чего-то; невидимое имеет значение для ума, а видимое — неполноценное для глаз. Видеть — значит наблюдать глазами за тем, что здесь работает.

Я думаю, ты должна согласиться с Аристотелем. Каждый человек постоянно придумывает то, что у него есть, и то, чего ему не хватает. Человеческая жизнь имеет тенденцию постоянно задавать миру сотни вопросов о природе, человеческих событиях и так далее. Все эти вопросы вращаются вокруг бытия, эфемерного и постоянного.

Понятие бытия находится на вершине списка философских вопросов. Если смотреть на это с повседневной точки зрения, то это будет подразумеваться в нескольких значениях: Это все, что когда-либо существовало, все еще существует, и все, что имеет потенциал для жизни в будущем; Есть начало и основание мира.

Парменид и его преемник Зенон Элевтеран являются создателями доктрины бытия. Парменид дал понятие «бытие» (от греческого ontos, отсюда и онтология, наука о бытие). Противоположностью бытия является небытие, то есть все, чего не существует.

Пармениды характеризуются следующими свойствами:

  • Быть особенным;
  • Быть однородным (однородным);
  • Быть неподвижным;
  • Быть вечным;
  • Быть бесконечно;

Зенон Элеи, самый известный ученик Парменида — сформулирован не менее 36 апорий, которые подтверждают функции бытия в доктрине Парменида. Более известные «апории движения» — это дихотомия, ахиллес и черепаха, а также стрелка вращения.

«Если черепаха переходит из одной точки А в другую точку Б до Ахиллеса, она никогда не догонит его, потому что в начале движения черепаха все еще находится до Ахиллеса, и это расстояние между ними не может быть перекрыто.

«Чтобы ухватиться за весь длинный путь, нужно сначала дойти до промежуточной точки, а чтобы дойти до промежуточной точки, нужно сначала пройти промежуточную точку этой промежуточной точки, и так можно идти до бесконечности». Поэтому движение не может быть запущено. Дихотомия».

«Предположим, что летающая стрела занимает место, равное ее длине в каждом из мгновений, это означает, что стрела находится в состоянии покоя». В этом случае не может быть получено ни одного движения, а значит, его как такового не существует». Стрела остается в покое.

[править] Существование бытия

Теоретики бытия и субстанции

С дефицитом такого моста впервые в истории столкнулись философы-досократы в процессе разработки классификации всех существ (существительное). Аристотель, писавший после досократиков, применяет термин категория (возможно, не изначально) к десяти классам высшего уровня. Они включают одну категорию субстанции (ousiae), существующую независимо (человек, дерево), и девять категорий случайностей, которые могут существовать только в чем-то другом (времени, месте). У Аристотеля субстанции следует уточнить, указав их определение: примечание, выражающее более крупный класс (род), за которым следуют дальнейшие примечания, выражающие определенные различия (дифференциации) внутри класса. Вещество, определенное таким образом, было разновидностью. Например, вид, человек, может быть определен как разумное животное (род) (различие). Поскольку различие является потенциальным в пределах рода; то есть животное может быть или не быть рациональным, различие не идентично роду и может отличаться от него.

Применительно к бытию система не может прийти к определению по той простой причине, что нельзя найти никакой разницы. Вид, род и различие — все равно бытие: бытие — это бытие, которое существует. Род не может быть ничем, потому что ничто не является классом всего. Тривиальное решение о том, что бытие ни к чему не прибавляется, — всего лишь тавтология: бытие есть бытие. Нет более простого посредника между бытием и небытием, который объясняет и классифицирует бытие.

Досократовская реакция на этот дефицит была разнообразной. Как теоретики субстанции они априори приняли гипотезу о том, что внешность обманчива, что реальность должна быть достигнута с помощью рассуждений. Парменид рассуждал, что если все тождественно бытию и бытие является категорией одного и того же, тогда не может быть ни различий между вещами, ни каких-либо изменений. Быть другим или меняться означало бы стать или быть небытием; то есть не существует. Следовательно, бытие — это однородная и недифференцированная сфера, а появление существ иллюзорно. Гераклит, с другой стороны, предвосхитил современную мысль, отрицая существование. Реальности не существует, она течет, а существа — это иллюзия в потоке.

Теория действия и потенции Аристотеля

Можно было бы ожидать, что решение последует из такого определенного языка, но этого не происходит. Вместо этого Аристотель перефразирует проблему: теория действия и потенции. В определении человека как двуногого животного Аристотель предполагает, что «двуногие» и «животное» являются частями других существ, но, что касается человека, они являются только потенциально человеком. В точке, где они объединяются в одно существо, человек, существо, становится актуальным или реальным. Единство — основа действительности: «… „бытие“ объединяется с одним, а „небытие“ объединяется не с одним, а с более чем одним». Актуальность заняла место существования, но Аристотель больше не пытается узнать, что есть действительное; он безоговорочно принимает это как нечто, порожденное потенциалом. Он обнаружил потенцию, которая полностью является частью какого-то другого вещества. Вещества, согласно Аристотелю, объединяют то, чем они на самом деле являются сейчас, со всем, чем они могут стать.

Формирование понятий бытия в истории философии

Уже в древнейших философских учениях стали формироваться идеи бытия

Парменид (V век до н.э.) уделил этой категории большое внимание в древней философии. Он считал, что: а) существо всегда есть, оно не возникает и не исчезает, т.е

оно вечно; б) существо неподвижно и неизменно; в) существо является закрытой сферой (сферой), что означает его ограниченность и полноту; г) знание о существе мы получаем с помощью разума, потому что чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие делится на три уровня:

  • Духовное бытие вечных, нематериальных идей, которые являются первичными;
  • Чувственное бытие вещей, которые являются производными от идей;
  • Бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие обычно отождествлялось с Богом («Бог есть сам»), который считался источником отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в современный период (XVI-XVIII вв.) возникли натуралистические представления о бытие как о природе. А именно, материалисты этого периода отождествляли себя с материей во всех ее проявлениях («телесной субстанцией»). D. Беркли основал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Быть — это быть в восприятии».

Категория бытия занимает важное место в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход к пониманию бытия метафизическому подходу Парменида, подчеркнул, что «становление — это данность бытия»

Категория бытия стала отправной точкой для построения его «науки логики» как системы категорий.

Самой большой заслугой Гегеля было, во-первых, что он заполнил категорию бытия с глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории полярного характера, связав ее с «другим» — категорией «ничего». Единство (противоречие) этих категорий — это формирование, единство происхождения и уничтожение. В-третьих, Гегель сделал противоречие «быть-ничего» «двигателем восхождения» в своей логике как последовательно развертывающуюся систему категорий (качество, количество, мера, сущность и внешний вид и т.д.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса — природу (Natursein) и целенаправленную деятельность человека (gesellschaftliches Sein). Однако немецкий философ представил себя как «инаковость разума», т.е. он растворил бытие в мысли (панлогизм).

В диалектическом материализме бытие делится на бытие идеального (духовного) и материального. Последний считается первичным, определяющим, а первый вторичным, зависимым от него. Эта зависимость выявляется понятием «рефлексия»: идеал — активное творческое воспроизведение материального существа.

В философии XX века проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основным термином этого философского течения является «экзистенциализм». Он выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, уникальной, единственной в своем роде, недоступной через рационалистический язык понятий. Таким образом, бытие — это прежде всего человеческое существование: бытие — это наша жизнь.

Проблема бытия

Первые попытки понять проблему бытия появились уже в древней китайской и древнеиндийской философии. (Тао — «мать всех вещей», «Брахма» — изначальная божественная сила;).

Вопрос о начале всех начинаний возник и в Древней Греции. Греки понимали воду, огонь, землю и аперон как начало земных стихий.

Парменид, древнегреческий философ, предполагал существование бытия, считал его постоянным, неизменным и однородным. Чего-то иного, чем абсолютное существование, просто не существует. Все вышеперечисленные идеи обобщены в его высказывании: «Нужно объяснять и думать, потому что — бытие — это то же самое, что и существо, в то время как больше ничего не может существовать». Платон (философ Древней Греции, самый известный ученик Сократа) установил другую, противоположную тенденцию в объяснении бытия. Быть — это мир, полный истинных и неизменных идей.

Впервые в истории философии Платон дал понять, что не только материальное, но и идеальное может обладать бытием.

У Гераклита, основателя формы диалектики, была своя идея на эту тему. Он утверждал, что просто нет стабильного, постоянного бытия вообще, и что смысл бытия находится в постоянной эволюции, в союзе бытия и бесконечного ничтожества. Согласно Гераклиту, основание нашего мира, «космический огонь», ярко отражает то, что становится неизменным.

В средние века христианская философия отличалась:

  • Истинное (праведное) существо — вера в Бога.
  • Не истинное бытие — товарное бытие, для которого часто характерно «небытие».

Средневековая философия, основанная на библейском утверждении о Боге, «Я есть Существо», часто определяла такие термины, как Существо и Бог, одинаково.

В ходе истории Нового времени понятие «бытие» обеспечивается реальностью, с которой сталкивается индивидуум; это означает, что индивидуум осознает себя посредством определенной деятельности. Быть маргиналом вещества — нечто непреложное, неразрушимое, существующее только через и само по себе.

Сложность проблемы различных форм и способов бытия имеет большое значение не только для повседневной практики, но и для когнитивного применения в познавательной деятельности человека. Поскольку нельзя сказать, что это определение является «аморфным», оно явно не подходит для его обозначения. Она всегда заполняется определенной формой и структурой.

Материальный мир как единая система

С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.

Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.

Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.

Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.

На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.