Понятие общения, разновидности с примерами

Алан-э-Дейл       13.01.2023 г.

Функции и цели связи

Есть три функции связи:

Регулирование — изменение поведения одного человека в другом (например, начальник отдает приказ подчиненному); Информационный — передача информации друг другу; Аффективный — взаимный обмен эмоциями. Коммуникационные цели можно разделить на функциональные и объектные.

Функциональные цели коммуникации включают в себя:

  • Изменение мнения, намерений, поведения другого человека;
  • Найдите человека, который может оказать поддержку, похвалу, сочувствие, понимание, эмоциональную реакцию;
  • Оказание помощи другому человеку;
  • Получаю помощь;
  • самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить свои навыки, изобретательность, находчивость, способности).
  • Поиск партнера для совместной деятельности, разговоров, игр и т.д. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • Присвоение одним собственных или общечеловеческих ценностей другим (другим) (образование, подготовка).

Объектные цели общения включают в себя поиск собеседника — человека, который может дать именно то, что нужно.

Что касается функций связи, то их можно разделить на следующие типы:

  • Информативный;
  • Выразительно;
  • Регулятивно;
  • Социализация;
  • Социальный контроль.

Советский психолог Борис Федорович Ломов выделяет еще другие функции коммуникации, определяемые другими специалистами как цели коммуникации. В том числе:

  • Установление и развитие межличностных отношений;
  • Организация совместных мероприятий;
  • Признание личных особенностей собеседника.

Рассматривая общепринятые функции коммуникации, информационная функция отвечает за получение и передачу информации от одного человека другому. Выразительная функция отвечает за принятие эмоционального состояния другого человека, так как человеку часто необходимо общаться, чтобы изменить свое эмоциональное состояние. Регулятивная функция необходима для влияния на межличностного участника, чтобы изменить его поведение к лучшему, но это влияние обязательно должно быть взаимным. Функция социализации важна в связи с формированием единства в команде. Для успешного «выживания» необходимо учитывать интересы других людей, выражать добрую волю и предпринимать действия, направленные на улучшение отношений в команде. Функция социального контроля заключается в установлении норм поведения и штрафных санкций за их несоблюдение.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

Цели и роль общения в психологии

Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.

Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.

Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:

  • установление контакта (личностного или делового);
  • организация совместной деятельности;
  • получение или обмен информацией;
  • оказание влияния на психическое и эмоциональное состояние другого человека;
  • общение ради общения, времяпровождение в компании приятной личности.

Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.

Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:

  • Во время делового общения приобретаются и развиваются профессиональные и организаторские способности, необходимые для карьерного роста или построения и ведения бизнеса.
  • В личностном общении формируется личность человека, совершенствуются некоторые черты характера, происходит формирование интересов, привычек, склонностей, усвоение нравственных норм и правил, определяются жизненные цели и пути их достижения.

Личностное общение

  • Процесс когнитивного общения обогащает человека новыми знаниями, способствует его интеллектуальному развитию.
  • Кондиционные и мотивационные виды общения готовят психологическую базу для дальнейшего развития и стимулируют желание добиться поставленной цели.
  • Социальное общение способствует удовлетворению общественных человеческих потребностей, образовывая группы, коллективы, организации, нации, государства и человечество в целом.
  • Через опосредованные связи человек строит собственную базу из средств общения, на основе которой происходят самообразование и самовоспитание индивида, а также умение управлять своим общением.
  • Коммуникативные возможности развиваются во время невербального общения, что способствует формированию межличностных контактов и открытию новых горизонтов для совершенствования человека.
  • Понимание человеческой речи, а также обучение говорению происходит во время вербального общения, то есть оно является основой интеллектуального и личностного развития индивида.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.

Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Функции массового взаимодействия

Выделяют следующие задачи коммуникации:

  1. Информационную. Эта функция состоит в предоставлении массовому слушателю, зрителю, читателю актуальных данных о самых разных областях деятельности.
  2. Регулирующую. Массовый обмен данными оказывает влияние на формирование сознания личности и группы, общественного мнения, создание стереотипов. Это позволяет управлять социальным поведением. Люди обычно принимают те этические требования, нормы, принципы, которые пропагандируются в СМИ в качестве положительного стереотипа стиля одежды, образа жизни, общения и пр. Так происходит социализация человека в соответствии с теми нормами, предпочтение которым отдается на данном историческом этапе.
  3. Культурологическую. Эта функция предполагает ознакомление общества с достижениями искусства и культуры. Она способствует сознанию необходимости преемственности ценностей и сохранению традиций.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации

При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:

  1. Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
  2. Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
  3. Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
  4. Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.

Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.

Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.

Фазы и зоны межличностной коммуникации

Процесс общения подразделятся на следующие фазы:

  1. Фаза взаимонаправленности.
  2. Фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия).
  3. Фаза взаимоинформирования (собственно действие).
  4. Фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 во время коммуникации могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

При межличностной коммуникации обычно выделяется три пространственных зоны общения. Это:

  • интимная зона (расстояние может достигать 15-45 см) допускает только родных и самых близкий друзей;
  • личная зона (расстояние может достигать 46-122 см) допускает тех людей, с которыми поддерживаются деловые отношения – знакомые, коллеги по работе;
  • социальная зона (расстояние может достигать 122 – 360 см) допускает общение на различного рода встречах в просторных помещениях. Отношения обычно имеют официальный характер.

Цели и функции коммуникации

Так, люди могут общаться между собой чтобы:

  • помогать тому, кто в этом нуждается;
  • получить помощь;
  • самовыразиться;
  • приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
  • изменить мнение, намерение другого человека;
  • получить эмоциональный отклик;
  • получить выгоду или блага;
  • научиться чему-то.

Таким образом, выделяют следующие функции общения:

  • Информационная — заключается в обмене данными.
  • Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
  • Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
  • Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
  • Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
  • Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

  1. Вербальные.
  2. Невербальные.

К вербальным средствам относят:

  • язык;
  • интонацию.

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!Описать задание

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Тема 1.4. Виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Убеждающая модель общения.

Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение

— это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью.

Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику

(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.

Убеждение

— это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.

Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.

Убеждение

— это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.

В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях: — в рамках одной потребности; — при малой интенсивности эмоций; — с интеллектуально развитым партнером.

Значение слова «коммуникация» в словарях русского языка

Коммуникация

Коммуника́ция (от  — сообщение, передача; от  — делаю общим):

Википедия

I ж.Путь сообщения; линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. II ж.Передача сообщения посредством языка и других знаковых систем; общение, контакт, связь ( в лингвистике ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

( лат. communicatio) 1) путь сообщения ( напр. , воздушная к., водная к.); 2) форма связи ( напр. , телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Новый словарь иностранных слов

1. ж. 1) а) Путь сообщения. б) Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. 2) Сообщение, связь.

2. ж. Общение, контакт.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. , франц. сообщение, пути, дороги, средства связи местоимений. Коммуникационный, к сообщениям относящ. Коммуизм муж. политическое учение о равенстве состояний, общности владений, и о правах каждого на чужое имущество. Коммунист муж. -нистка жен. кто держится этого учения; комунистический, к нему относящ.

Словарь Даля

1. путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);

2. форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);

3. акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;

4. массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Словарь иностранных выражений

( лат. communicatio — сообщение, связь). 1) Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. 2) По терминологии А. А. Шахматова, сочетание двух представлений, приведенных в предикативную связь. Такое сочетание является психологической основой предложений любого типа, поэтому не только в двусоставных предложениях, но и в односоставных имеются психологический субъект и психологический предикат.

Словарь лингвистических терминов

коммуник`ация, -и

Словарь русского языка Лопатина

сообщение, общение Lib Речь как средство коммуникации (печать, радио, кино, телевидение). коммуникация путь сообщения, линия связи Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации.

Словарь русского языка Ожегова

(лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Современный толковый словарь, БСЭ

коммуникация

1. ж. 1) а) Путь сообщения. б) Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. 2) Сообщение, связь.

2. ж. Общение, контакт.

Толковый словарь Ефремовой

— процесс обмена информацией, контактная линия связи.

Словарь экономических терминов

Функции общения

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Почему человек боится общения: причины и способы борьбы с фобией?

Боязнь общения зачастую возникает в раннем детстве. При первой неудачной попытке разговора со сверстниками ребенок становится замкнутым, избегает контактов. Давление со стороны взрослых только усиливает дискомфорт, заставляя его погружаться в себя и бояться людей. Если человек не справляется с проблемой социофобии во взрослом возрасте, он лишается возможности создать нормальные рабочие и дружеские отношения.

Исправить ситуацию можно с помощью целенаправленной длительной терапии. Боязнь разговоров лечится постепенным вовлечением в социальное взаимодействие. Вначале человек учится кратковременным разговорам с незнакомцами, постепенно усложняя формы взаимодействия до многоуровневого близкого контакта.

Полезное видео

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.

Эмоции

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.