Оглавление
Деятельность и активность
Деятельность не возникает просто так, она всегда сопряжена с некоторой потребностью, субъект нуждается в чем-то, осознает свое желание, потом понимает мотив и начинает действовать. Без мотива деятельность не происходит, если его не видно, значит, есть скрытый мотив, о котором человек говорить не хочет. Без деятельности человек не может стать частью социума, быть личностью, взаимодействовать с другими людьми. Но она может вызывать сопротивление, создавать препятствия, среда вокруг индивидуума может оказаться враждебной, но если мотив сильный, то человек начинает преодолевать трудности. Отдельно стоит отметить социокультурные сопротивления в виде морали, этики, запретов, нормативов
Деятельность человека социальна, и ее становление важно изучить
Человек рожден существом активным, пока он не будет вовлечен или не инициирует деятельность, он не сможет раскрыться ни перед собой, ни перед той средой, в которой находится. Он является творцом и создателем той деятельности, которой занимается. И отвечает за ее результат. Животные, в отличие от человека, совершают движения и создают деятельность для того, чтобы выжить, тогда как человек совершает деятельность, чтобы выразить себя, он знает свои мотивы и ставит цели. Активность формируется как зеркало личности, реализуется в конкретной деятельности и затем становится психологическим качеством индивидуума. На экзамене преподаватель оценивает уровень подготовки студента. Анализируя учебный процесс в целом, преподаватель делает выводы о его склонностях, качестве его мышления, уровне запоминания материала. По тому, каким он наблюдался в течение процесса обучения, можно сделать выводы о личности, характере, силе воли.
Любая деятельность сопряжена с физическим действием, двигается рука или нога, задействуются ли мышцы голосовых связок при выступлении перед аудиторией — все это физиологические процессы. Причем возникают они у человека в очень раннем возрасте, буквально на стадии формирования, то есть еще до рождения. В утробе зародыш двигается, а новорожденный совершает хаотичные движения сразу после появления на свет. Некоторые движения закладываются еще на стадии развития и являются врожденными, например, способность моргать, а другие приобретаются в процессе жизни, человек учится ходить, бегать, рисовать, лепить.
Научные теории
Деятельность по Леонтьеву является формой общения людей в контексте общества и исторического фона. Без нее человек не может существовать, что отличает его от обезьяны. Рубинштейн и Леонтьев спорили о некоторых аспектах теории деятельностного подхода в психологии. Первый считал, что психология должна изучать только психику человека, и это первично, а помогает в этом изучение деятельности человека и различных связей с миром. Леонтьев не отделял рассматриваемое понятие от предмета психологии и считал, что психика не только тесно с ней взаимосвязана, но и является ее формой. Их позиции в чем-то схожи, но имеют и радикальные отличия, которые разбирались последователями теории.
Структура деятельности состоит из 3 составляющих: деятельность — действие — операция. Всякая деятельность провоцируется мотивом, для действия нужна цель, а протекание операции зависит от ее условий. Принципы заложены здесь такие. Например, занятость старшеклассника, который вступает в клуб по интересам, может быть мотивом подготовки к олимпиаде, мотивом приблизиться к определенному кругу лиц в этом кружке или научиться конструировать роботов. Для каждой занятости можно найти несколько мотивов, поэтому она может быть полимотивированной. Если говорить о цели действия, то это может быть знакомство с определенным человеком в кружке, или цель заключается в подготовке к экзамену, получению дополнительной строчки в аттестате. Операцией в данной ситуации будет рабочий процесс в кружке, конструирование роботов или лепка из глины.
На макроуровне всей занятости выделяется 2 связанных друг с другом блока: операциональный и мотивационный. Психология деятельностного подхода показывает взаимосвязь психического отражения людей и их деятельности. В реальной жизни вся судьба человека состоит из набора различных деятельностей. Психику нельзя анализировать отдельно от нее, а ее никогда не понять без анализа психики. Главная роль для человека состоит в трудовой деятельности. Согласно этой теории бытие определяет сознание, а не наоборот.
Психологические нюансы личности человека можно понять, только изучив его деятельность. Она же определяет его мотивы и жизненные ценности, становление личности невозможно без жизнедеятельности.
Основа деятельностной психологии – экономическая теория К.Маркса
Дело в том, что все эти ученые-психологи работали, опираясь на труды К.Маркса. И хотя есть схожие моменты в их исследованиях, речь идет о трех совершенно самостоятельных исследователях. Л.С.Выготския является разработчиком культурно-исторического направления в философии, С.Л.Рубинштейн является представителем деятельностной психологии. А.Н.Леонтьев до конца своей жизни сохранял верность марксистским идеям и многое сделал в области деятельностной психологии.
Философы А.П.Огурцов и Э.Г.Юдин определяют деятельность человека как форму активного отношения к окружающей среде, содержание деятельности направлено на изменение и преобразование мира. Основанием для деятельности является четко сформулированная цель. Основание для самой цели не входит в деятельность, а лежит за ее пределами. Это сфера человеческих мотиваций, идеалов и ценностей. Философы делают выводы о деятельности в целом, подразумевая ее разновидности. Психологи имеют в виду психологическую сторону деятельности, которая не отождествляется с экономической, политической и др. «Капитал» К.Маркса являлся основой для психологов, но он как раз рассматривал деятельность экономическую. К сожалению, никто из представителей деятельностной психологии различия между экономической и психологической деятельностью не объяснил.
В теории К.Маркса ключевым является концепт абстрактного труда. Абстрактный труд, как известно, является экономическим, а не психологическим понятием. Перенос этого феномена из экономики в психологию несостоятелен. Привести психологический аналог абстрактного труда весьма затруднительно
Понимали ли существующую трудность психологи? Они нашли из данной ситуации мнимый выход и стали рассуждать об общественной деятельности, не принимая во внимание различие конкретики и абстрактности деятельности. А эти различия следовало бы учитывать по аналогии с различением К.Марксом конкретного и абстрактного труда
Но положению о том, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», психологи следовали неукоснительно. Они считали, что употребление понятия «сознание» уже свидетельствует о психологическом смысле утверждения. На самом деле Маркс имел в виду экономическое бытие и экономическое сознание.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования
Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:
- во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
- во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
- в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).
Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.
Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:
- Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
- С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
- А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
- А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
- К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
- Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
- О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.
Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.
Подход Рубинштейна
Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.
Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Деятельностный подход в психологии 400 руб.
- Реферат Деятельностный подход в психологии 270 руб.
- Контрольная работа Деятельностный подход в психологии 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:
Мотивационная система
С точки зрения представителей деятельностного подхода, мотивационная система человека состоит из целей, мотивов, потребностей, ценностей. Это – основное, что заставляет его совершать действия, развиваться, взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому, если, например, у ребенка возникают проблемы, разбираться нужно именно с мотивационной сферой и, прежде всего, с мотивами.
Фото автора @thiszun (follow me on IG, FB): Pexels
Но что такое мотив?
Это может быть неудовлетворенная потребность. Она существует в настоящее время и заставляет человека действовать, совершать те или иные поступки. В этом понимании мотив отличается динамизмом и изменчивостью, он направлен на удовлетворение нужды.
В процессе достижения потребности, если она возникала неоднократно, закрепляется алгоритм действий. Он может стать частью мотива. Но другое его воплощение – превращение в устойчивое свойство личности. К примеру, у тебя болит спина. Врач посоветовал каждый день делать зарядку. Ты действительно начала заниматься, но однажды осознала, что тебе нравится это делать. Со временем ты стала сильнее, упорнее, научилась разрабатывать новые комплексы.
Больная спина тебя уже не беспокоит, но каждый день ты выделяешь время для упражнений, используешь его и для того, чтобы успокоиться, возможно, преодолеть какие-то препятствия. Стремление к преодолению однажды может стать чертой характера и сделать из тебя настоящего борца. Но постоянные занятия могут дать тебе и работу. Так, ты можешь стать тренером, коучем или преподавателем ЛФК.
Положительное развитие мотивации происходит на фоне усвоения внешних ценностей. В какой-то момент времени они сами могут стать мотивом.
Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels
Интересное свойство мотива – его способность превращаться в цель. Об этом писал А. Н. Леонтьев. Ребенок читает учебник, чтобы получить хорошую оценку. Но в какой-то момент времени он стал читать просто потому, что ему это нравится. Чтение превратилось в хобби.
Из этих свойств мотивов можно действительно вывести причины нарушения поведения. Ребенок, который живет в социально-неблагоприятной среде, не может воспринять ценности уважения к личности, искусству. Не получая от родителей понимания о том, что необязательно иметь айфон, как у одноклассника, он всеми способами стремится им завладеть. Потребность становится мотивом и целью, но с отрицательным оттенком, и может привести к преступлению.
Для исправления поведенческих проблем необходимо работать с мотивацией, ранжированием потребностей, определением личностных ценностей и формированием целей.
Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева.
Алексей
Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал обще
психологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева -Деятельность. Сознание.
Личность». В своей теории деятельности
Леонтьев выдвигал следующие научные
идеи.
1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.
2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.
3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.
4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.
5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:
–
элементарная сенсорная психика;
–
перцептивная психика (т. е. формирование
образа);
–
стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).
6.
В каждом возрасте у человека существует
ведущая деятельность. (Это положение
послужило основой для созданной Д, Б,
Элькрниным периодизации психического
развития ребенка).
7.
(Зою совокупность человеческого опыта
можно разделить На три Вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека.
Идеи
А. И. Леонтьева оказали сильнейшее
влияние т развитие большинства отраслей
отечественной психологии -социальной,
детской, педагогической, инженерной,
патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.
Более того, идеи его положили начало
развитию этих отраслей психологии в
СССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьев
является одним из основателей отечественной
психологии.
88.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД.

Эта тема закрыта для публикации ответов.