Детская психология

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Оглавление

Психология воспитания малыша с момента его рождения и до 1 года

Самое страшное и волнительное для родителей —плач, поскольку грудничок не может словами выразить причину беспокойства.

Детская психология выделяет 2 подхода к плачу:

Традиционный

При таком взгляде родители мало уделяют внимание детскому плачу, думая, поплачет и успокоится. Сторонники подхода полагают, что лишний раз брать кроху на руки не стоит

Младенец привыкнет к рукам, будет плакать, когда родители оставляют малыша одного.
Детоцентристский. Родители мчатся к малышу по первому его писку, берут на руки, держат пока не успокоится. Некоторые взрослые кладут младенца спать в свою кровать. На протяжении 9 месяцев плод чувствовал комфорт, безопасность. В утробе матери его ничто не тревожило, не беспокоило, но с рождением все меняется. Поэтому родители пытаются потакать капризам малыша.

Малышу нужен индивидуальный подход, а родителям понимание причин, вызвавших капризы. Необязательно плач вызван дискомфортом, негодованием. Дети до 1 года на любые действия и проявления реагируют плаксивостью.

С 9 месяцев начинается первый кризис, малыш становится капризным, часто вредничает, устраивает истерики. Период достаточно затяжной, заканчивается к 2 годам. Кризису свойственно:

  • чрезмерная привязанность к маме;
  • агрессия, обидчивость, упрямство;
  • затяжной, частый плач без видимых причин.

Не стоит пугаться тяжелого периода, каждое дите без исключения сталкивается с «кризисом года.

Что нужно знать о психологии маленьких детей?

Детство по праву считается самым важным жизненным периодом человека, ведь именно тогда с ним происходит огромное количество изменений. Последние и исследуются детской психологией, годы делают ребенка старше и мудрее, а вот каким образом это происходит – на этот вопрос и должно ответить данное научное направление.

Самая главная особенность детской психологии – практически пустой мозг ребенка, который готов к восприятию абсолютно всего окружающего. Дети не способны выявить взаимосвязи между различными событиями и вещами, именно поэтому их нужно учить отличать ложь от правды. Абсолютно все взрослые люди, с которыми малыш активно контактирует с момента своего появления на свет, воспринимаются им в качестве авторитета, он им доверяет. Практически все из них так или иначе влияют на его сознание, активнее всего это делает мать.

Детская возрастная психология принимает в качестве аксиомы тот факт, что ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и принимает их достоинства и недостатки как должное. Дети очень чутко относятся к психическому фону и способны расшифровывать поступающую к ним информацию в подтексте и контексте. Именно поэтому психологи рекомендуют при обращении к ребенку общаться с ним, не используя двоякие формулировки.

Врожденная беспомощность, с которой ребенок появляется на свет, – его преимущество и недостаток одновременно. Модель поведения, которую он в дальнейшем выберет для себя как наиболее приемлемую, он почерпнет из ближайшего окружения – от своей семьи. Несмотря на то что детский мозг чрезвычайно пластичен и предпочитает забывать все плохое, развитие психических процессов малыша должно осуществляться в максимально комфортной обстановке.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Какая научная работа ведется в данной отрасли?

В детской психологии исследования играют важнейшую роль, именно с их помощью определяется алгоритм работы с ребенком, позволяющий добиться вырастить из него настоящую личность. Ключевая задача современных научных деятелей – изучить психику ребенка со всех возможных ракурсов, причем делать это необходимо в процессе воспитания. Постоянное наблюдение за тем, как растут дети, позволяет производить своевременную корректировку в используемых педагогических методиках.

Современные исследователи придерживаются теоретических положений Л. С. Выготского, который считал, что обучение оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. Именно поэтому сегодня детская психология – это попытка сформировать пул явлений психики, основываясь на предположениях, сделанных учеными ранее. На основе проведенных экспериментов появляются ультрасовременные методики обучения, воспитания и изучения детей как полноценных личностей.

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда – даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа – очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, – те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Существует несколько определений понятия «развитие».

Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).

Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).

Развитие – это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).Новообразования – это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.

Развитие – это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).Инволюция – это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.

Таким образом, можно выделить свойства развития:1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).2. Направленность (т.е. последовательность развития).3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).

Существуют 2 формы развития:1. Филогенез – это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.2. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.

Области (сферы) развития, которые указывают на то, что именно развивается:1. Психофизическая область. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.2. Психосоциальная или личностная сфера. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.3. Когнитивная или познавательная сфера. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.

Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.

Чувства и эмоции

Психологи, изучающие формирование эмоций и чувств, выдвигают несколько гипотез развития эмоциональной сферы у человека. Согласно популярной теории, каждый человек рождается с набором базовых эмоций, которые малыш может проявлять уже с первой минуты рождения:

  • гнев;
  • удивление;
  • радость;
  • страх;
  • недовольство.

Наблюдения за младенцами, растущими в разных культурах, показывают, что младенцы на похожие действия отвечает одинаковыми мимическими и поведенческими реакциями. Чувства и эмоции детей формируются в процессе общения с родителями. Сначала главный инструмент малыша —наблюдение. Кроха смотрит на особенности взаимодействия матери и отца, пытается повторять за ними, запоминает сложные эмоциональные реакции. Его диапазон эмоциональных реакций постепенно расширяется, закрепляется.

Частые вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы, которые возникают у людей, которые начали активно интересоваться особенностями человеческой психики.

Как связаны философия и психология

Как уже говорилось, психология и философия – это взаимосвязанные науки. Так как многие идеи и закономерности чернеются и философии. Более того, ученые философы вложили такой же существенный вклад в развитие психологии, как и ученые психологи.

У этих двух наук одни методы, схожие предметы. Психология – это возможность ответить на фундаментальные философские вопросы «Что такое душа?», «В чем смысл жизни», «Как правильно жить», «Что такое любовь» и другие подобные.

Кем можно стать после получения профессионального образования психолога

Данная сфера знаний очень универсальна. Она может быть использована повсеместно, в том числе для личных целей.

Когда вы получаете образований психолога, либо же врача-психиатра и психотерапевта, вы можете работать по специальности. Помимо денежной составляющей, вы также преследуете цель помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таке с психологическим образованием можно стать консультантом, тренером, педагогом. Личные консультанты в компаниях сейчас очень востребованы, поэтому необязательно заниматься психологической практикой.

Но даже при ситуации, когда вы не хотите никаким образом связывать свою жизнь с психологией, получение образование имеет существенную пользу. Вы можете распознать абьюзера на ранних этапах, увидеть тирана за маской добродетели. Более того, вы можете более верно избрать необходимый способ выхода из конфликта, общений. Эти знаний позволят вам выстроить здоровые и экологическое отношения с любви человеком.

Могут ли у психологов быть проблемы психологического и психического характера

Психолог и человек, который изучает психологию – такая же личность как и все. Поэтому это нормально, если в какой-то период у него возникают проблемы психологического характера (травмы, стресс, депрессия). Разницы заключается только в том, что психолог может заметить симптомы каких-то болезней и расстройств у себя. Но его болезни также необходимо лечить.

Всегда ли знаний психологии достаточно для самолечения

Конечно, нет. Если речь идет о легких проблемах – переживаниях, навязчивых мыслях, то Наной психологии будет достаточно. Однако существуют и болезни психики, а также серьезные травмы. Их диагностика и лечение возможна только со стороны. Поэтому необходимо обращении к специалисту, даже если вы сами имеете профессиональное образование в этой отрасли.


Существует множество вопросов касательно изучения психологии

Насколько перспективно данное научное направление?

Развитие детской психологии является приоритетным для многих ученых, поскольку каждое поколение появляющихся на свет малышей обладает определенными отличиями и особенностями, требующими специфического подхода. Те методики, которые использовались при воспитании детей, родившихся в 1990-е годы, сейчас считаются достаточно устаревшими и требуют замены. Параллельно с этим психология должна помочь современным педагогам сформировать методики преподавания, которые позволят добиться максимального эффекта и закрепить полученные знания.

Многие вопросы детской психологии связаны с поведением родителей, однако большое внимание этому ученые начали уделять сравнительно недавно. Это связано с относительной молодостью данного научного направления – официально оно появилось только в XIX веке

Сегодня мамам и папам отводится самая важная роль в воспитании, поэтому появляется большое количество исследований, связанных с тем, как помочь взрослым адаптироваться к появлению в доме ребенка и привыкнуть к своему новому статусу. Параллельно с этим исследователи каждый день открывают в данной отрасли новые вопросы, требующие ответа, поэтому это направление еще длительное время будет оставаться популярным.

Советы родителям

Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой.

Основные правила воспитания:

  • хвалить достижения малыша;
  • не переделывать задание за ребенка;
  • приучать к незнакомому постепенно;
  • поощрять исследовательский интерес;
  • не требовать идеальный результат с первого раза;
  • терпеливо относится к неаккуратности, медлительности;
  • не использовать игнорирование, как наказание;
  • стимулировать самостоятельность.

Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями

Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться

Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании — когда и как применять

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Психология ребенка раннего возраста

Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.

Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.

Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.

Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

Педагог, психолог и публицист, Людмила Владимировна Петрановская (20 апреля 1967) известна многим по книгам для детей. Например, серия «Что делать, если». На протяжении многих лет занимается проблемами усыновления, сиротства, помощи приемным семьям.

Особую роль в жизни ребенка она отводит привязанности, развивая и популяризируя эту теорию в своих книгах. В том числе в «Тайной опоре». Эта книга по детской психологии для родителей, прежде всего для мам

Но и мужчинам, будущим отцам, важно понимать, что такое привязанность и какое значение она имеет для развития крохи. Автор затрагивает такие важные в воспитании темы, как:

  • выстроить гармоничные отношения с ребенком;
  • значимость «своего» взрослого для малыша;
  • научить доверять окружающему миру;
  • проживать трудности возраста;
  • быть опорой и защитой для своих детей.

И многие другие вопросы, на которые нам, родителям, так не хватает ответов. В конце каждой части даны практические советы.

Развитие речи у ребенка

Младенец с момента рождения может издавать звуки: первый крик помогает ему раскрыть легкие и начать дышать. Предпосылкой к развитию речи становится гуление: малыш издает протяжные грудные звуки, которые еще не похожи на произношение букв, но уже отличаются от простого плача или крика. Далее он учится произносить отдельные простые слоги: па-па, ма-ма, та-та. Сложные артикуляционные движения ему еще не доступны, поэтому малышу легче повторять слоги, которые можно произнести с помощью простого смыкания и размыкания губ.

Навык проговаривания слогов отрабатывается в течение 1–2 лет. В норме ребенок должен сказать первое слово в возрасте 1–1,5 лет и до 3 лет увеличить активный словарный запас до нескольких сотен слов. Поводом для беспокойства является абсолютное молчание: если в 3 года ребенок вообще не разговаривает, это может свидетельствовать о нарушениях в психическом развитии, проблемах со слухом или артикуляцией. Если же он произносит отдельные слова, дополняет речь жестами, мимикой и разнообразной интонацией, следует немного подождать. Скорость развития речи индивидуальна. Некоторые дети очень долго молчат, но к 5 годам начинают активно говорить и не отстают от своих сверстников.

Частая проблема детей, осваивающих активное говорение — дефекты фикции. Неправильное произношение звуков требует коррекции у специалиста, исправить его самостоятельно малыш не может. Причины таких проблем разнообразны: от врожденных особенностей до семейных обстоятельств.

Интересной особенностью развития речи у детей является способность самостоятельно придумывать слова. Ребенок может коверкать знакомые слова, составлять одно новое слово из двух или составлять их из отдельных слогов. К 5 годам большинство детей овладевает практически всеми нюансами одного языка. В этом возрасте ему также очень легко овладеть и иностранным языком: за день ребенок легко осваивает несколько новых слов. Но поскольку он не разграничивает изучаемые слова и заучивает их все вместе, взрослый должен направлять и контролировать процесс изучения. Когда освоение устной речи закончено, ребенок переходит на следующий этап —изучение письменной речи.

Психология воспитания детей 3 лет

Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками

В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи

Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте

Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели. Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками. К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

Зачем изучать психологию

Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Лучше познать себя;
  2. Помогать другим людям;
  3. Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
  4. Правильно выходить из конфликтов;
  5. Адекватно анализировать людей вокруг;
  6. Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
  7. Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
  8. Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
  9. Личностный рост.

В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.


Изучение психологии дает многие преимущества для человека

Психология детей дошкольного возраста

Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.

Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть. И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

  1. педиатрией,
  2. педагогикой,
  3. физиологией.

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.