Девиантное поведение: глобальная проблема современного общества и способы её решения

Алан-э-Дейл       09.07.2024 г.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Н. Майсак в основу анализа поведенческих аномалий положила два параметра: направленность действий девианта и отношение общественности к его поступкам. По направленности действий индивида его поведенческие реакции могут быть:

  • конструктивными (творческое самовыражение);
  • аутодеструктивными (индивид совершает действия, которые ведут к его деградации или даже смерти);
  • внешнедеструктивными (могут выражаться в виде конфликтного поведения, словесных оскорблений, противоправных действий в отношении окружающих).

С позиции отношения социума к девиантным проявлениям, все отклоняющееся поведение можно разделить на следующие типы:

  • просоциальные (находят одобрение со стороны большинства людей);
  • нейтральные (не угрожают жизни и здоровью окружающих, но при этом отношение к ним неоднозначное);
  • социальные (преступления).

В современном мире отдельной разновидностью отклоняющегося поведения являются легитимные девиации, к которым относятся различные молодежные субкультуры.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение является относительным, поскольку соизмеряется лишь с культурными нормами определенной группы людей. Например, преступники считают, что нормальный вид заработка – это вымогательство, однако основная часть населения считает подобное поведение девиантным. Это касаемо также некоторых видов социального поведения: в одном обществе они считаются девиантными, в другом – нет. К формам девиантного поведения, как правило, относятся алкоголизм, наркотическая зависимость, уголовная преступность, проституция, азартные игры, психические расстройства, самоубийства.

Одной из признанных современными социологами стала типология девиантного поведения, которая разработана Р.Мертоном, основывавшимся на представлениях о девиации как результате аномии, т.е. разрушении базовых элементов культуры, прежде всего с точки зрения этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основана на представлении о девиации как о разрыве между культурными целями и одобряемыми социумом способами их достижения. Исходя из этого Мертоном выделяются 4 типа девиации:

  • инновация, которой предполагается согласие с целями общества, но в тоже время отрицание принятых в обществе способов их достижения (к этой категории можно отнести создателей «финансовых пирамид», великих ученых, шантажистов, проституток);
  • ритуализм, который связан с отрицанием целей самого общества и преувеличением до абсурда значения способов их достижения (к этой категории людей можно отнести бюрократа, требующего, чтобы каждый документ тщательно заполняли, не единожды проверяли, подшивали в нескольких экземплярах, но при этом забыто главное — цель);
  • ретретизм (иначе говоря, бегство от действительности), выражаемое в отказе от социально одобренных целей и способов их достижения (к этой категории относят алкоголиков, наркоманов, бомжей и др.);
  • бунт, который отрицает цели и способы, но при этом стремится заменить их на новые (сюда можно отнести революционеров, стремящихся сломать на корню все общественные отношения).

Единственный тип недевиантного поведения, по мнению Мертона, – конформное поведение, которое выражается в согласии с целями и средствами их достижения

В своей типологии Мертон акцентирует внимание на том, что девиация – не продукт абсолютно негативного отношения к принятым в обществе нормам и стандартам. К примеру, вором не отвергается социально одобряемая цель — материальное благополучие, он возможно и стремится к ней с тем же рвением, что и молодой человек, который озабочен служебной карьерой. Но при этом вор — это девиант

Но при этом вор — это девиант.

Формы девиации

В условиях функционирования современного социума к основным формам девиаций следует отнести: алкоголизм, наркоманию, преступность, суицидальное поведение, проституцию.

По мнению большинства социологов, негативная и положительная девиация неизбежны в современном обществе. Полностью искоренить отклоняющееся поведение невозможно. Пока существуют установленные кем-то нормы – будут существовать и отклонения от них. Исследователи данной проблемы отмечают, что закономерным является возникновение девиаций в обществах, которые переживают преобразование, где в условиях усиления кризиса у человеческих субъектов начинает расти неудовлетворенность собственным положением, что ведет к зарождению чувства неудовлетворенности и отчужденности от общества. Прогрессирующий рост девиантного поведения, их неизбежность требует от социума слаженных действий и целенаправленных мероприятий.

Профилактика девиаций должна включать поиск методов воздействия и технологий работы с дезадаптированными индивидами, реабилитацию подростков, предупреждение возникновения отклоняющегося поведения, то есть ликвидацию условий, оказывающих негативное влияние на действия несовершеннолетних.

Профилактика девиаций – это комплекс государственных действий, организационно-воспитательных, социально-медицинских мероприятий, сосредоточенных на предупреждении, ликвидации или направленных на нейтрализацию ключевых причин и устранение условий, провоцирующих различного рода девиации и социальные поведенческие отклонения.

Борьба с девиациями, в первый черед, должна происходить путем воздействия на соответствующие социальные группы и субкультуры, то есть на негативную социальную среду, и на определенных их носителей; условия и причины, продуцирующие такие явления, как наркомания, преступность и т.п.; связи таких явлений с преступностью.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.

Проявления

Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:

  • несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • их нарушение;
  • негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
  • нанесение реального ущерба окружающим и себе;
  • устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
  • общая направленность самой личности — разрушающая;
  • социальная дезадаптация.

В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
  • резкая смена настроения;
  • стремление к неформальным группировкам;
  • сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
  • нарушение законов.

Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).

Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю

Поэтому к отклонениям её не причисляют.

Коррекция девиантного поведения

Лечение девиаций должно быть комплексным: сеансы психотерапии, смена обстановки дома.

Психотерапия

На первой встрече, чтобы точнее определить состояние ребенка, психолог задает несколько вопросов:

  • Каким ребенок видит и ощущает себя?
  • Каким он хотел бы быть?
  • Каким его видят другие люди?
  • Какой он на самом деле?
  • Какой вред ему приносит девиация?

После этого составляется индивидуальный план коррекции, выбираются пути коррекции. Ведется работа над самооценкой, самосознанием, самоидентификацией ребенка. Отклонения возникают из-за неопределенности человека в жизни, недовольства собой, обществом. Необходимо помочь подростку найти свое место в мире, понять самого себя, найти продуктивное увлечение.

Психотерапия для лечения девиаций.

Методы коррекции девиантного поведения в подростковом и детском возрасте:

  • убеждение;
  • стимулирование;
  • внушение;
  • требование;
  • научение;
  • создание дилемм;
  • создание воспитывающих ситуаций.

Нужно предотвращать нежелательные поступки, поощрять желаемые. Необходимо направить энергию подростка в нужное русло, полезное дело. Для детей характерна активность, тяга к познанию, жажда самостоятельности, стремление объединяться со сверстниками. Нужно работать с учетом этих особенностей.

В большинстве случаев необходима семейная психотерапия. На что направлены эти сеансы:

  • Выявление психологического климата в семье, стиля семейного воспитания.
  • Определение связи девиаций подростка и семейных проблем.
  • Выявление скрытых потребностей, претензий каждого члена семьи.
  • Разработка плана коррекции семейных отношений.

Детские, подростковые девиации всегда выходят из неблагополучия семьи. Конфликты родителей, насилие в отношении ребенка или друг друга, занятость родителей, равнодушие или эмоциональная холодность, удушающая забота, многое другое толкает ребенка на протест, оппозицию

Что такое девиантное поведение у детей? Это попытки выйти из-под опеки родителей или попытки обратить на себя внимание, заявить о своих потребностях и интересах

Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное поведение, как говорит Википедия, поддается социальному контролю. Социальный контроль – это набор санкций, нормативов, правил. Проще говоря, это законы, по которым мы все живем. С точки зрения социологии, это лучший вариант борьбы с отклонениями от нормы. Но с точки зрения психологии, это неэффективный метод. Нужно не запрещать, а менять побуждения, установки людей. Нужно предоставлять больше возможностей для самореализации человека, а не ужимать его свободу новыми законами.

Признаки

Есть основные проявления, указывающие на ту или иную степень девиантности. Ученые определяют следующие признаки отклоняющегося поведения:

  1. Агрессивность. Она проявляется довольно часто, необоснованно и, нередко, неосознанно. Постепенно такой тип поведения входит в привычку, и подросток становится неуправляемым. Понятие агрессивности неразрывно связано со страхом, опасениями за реализацию своих планов. Нападая на сверстников или старшее поколение, человек ставит себя в рамки и последующей защитной реакции, поскольку всем известно – агрессия порождает агрессию. Целей посредством е достичь можно, но этот путь ведет к краху.
  2. Неуправляемость. Стремясь к контролю происходящего вокруг, индивидуум, подверженный девиантности, прекращает следить за своими поступками и действиями. Он теряет способность логически мыслить и рассуждать, его речь может напоминать бессмыслицу, детский лепет. Решения – спонтанные, необдуманные. Человек быстро забывает то, о чем говорил буквально минуту назад. Неуправляемость ведет к возникновению чувства неуверенности и, как следствие, неудовлетворенности собственной жизнью и обществом. Девиант больше не может оглянуться назад и проанализировать собственные поступки и о том, чтобы учесть мнения окружающих в отношении его промахов не может быть и речи.
  3. Перепады настроения. Самое примечательное, что данный процесс девиант не может контролировать. Его эмоции ему не принадлежат. Внезапно нахлынувшая грусть или агрессия, минуты веселья – всему этому человек безропотно предается, даже не думая, что происходит вокруг. В большинстве ситуаций отклоняющееся от нормы поведение вызывает порицание. Именно такое явление еще усугубляет состояние девианта, заставляет его снова и снова проявлять агрессивные чувства.
  4. Скрытность. В этом факторе многие ученые готовы поспорить. Но, если разобраться, утаивание нужной информации приводит к подозрительности окружающих в отношении девианта. Когда он не способен поделиться своими мыслями и чувствами, уходит в себя, замыкается, общество тоже отворачивается от него. Открытые, общительные люди не подвержены странному поведению, совершают стандартные поступки.

https://youtube.com/watch?v=JsK0mM2Phas

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога косвенно поможет справиться с задатками девиантности на начальных стадиях

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Важно!

При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Зачастую, если девиантность переросла начальные стадии, то без профессиональной психотерапии не обойтись

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Стадии развития

Психиатры уверены, что данное расстройство, подобно другим психическим синдромам, проходит несколько стадий развития, для которых характерно нарастание тяги к бродяжничеству.

Первый приступ чаще всего возникает после сильного нервного потрясения или стресса, когда пациент спонтанно чувствует желание сбежать от всех близких и знакомых. Такой человек осуществляет желаемое, но очень быстро приходит в себя и возвращается к привычной жизни. Этот кратковременный побег должен стать первым звоночком для близких людей, чтобы обратиться к высококвалифицированному психологу.

На втором этапе склонный к дромомани человек, уходит на несколько дней при появлении первых неприятностей в семье или на работе. Такие побеги становятся частым явлением и очень сильно настораживают близких людей. Стоит отметить, что дромоманы не осознают, что их действия могут еще больше усугубить положение дел и привести к затяжной депрессии.

Третий этап развития болезни – это уже клиническая стадия, когда пациент не отдает себе отчет в том, что он совершает. Во время приступа он практически не контролирует свои действия и руководствуется лишь всепоглощающим желанием убежать.

Интересно, что дромоманией страдал известный русский писатель М. Горький, который будучи еще ребенком потерял своих родителей. Известно, что его мама и бабушка также были любителями вагабондажа. Именно по этой причине, наверное, в эго произведениях так точно описана жизнь бродяг, страдающих психическими расстройствами.

Причины и мотивы асоциального поведения

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:

Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение

Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества. Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).

Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).

Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.

Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.

Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.

Причины девиантного поведения следует определять в соответствии с видами такого поведения.

Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.

Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь. Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.

Виды девиантного поведения


Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).


В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Причины девиантного поведения

Склонность к неподчинению и совершению «неправильных» поступков заложена в человеческой природе. Она необходима человеку, чтобы он помнил, что является не только частью общества, но и личностью. Поэтому каждое правило, продиктованное нам общественным мнением, мы подвергаем критическому переосмыслению: «А должен ли я его соблюдать?». Данный вопрос часто становится поводом (но не причиной), для «неправильных» поступков.

Девиантное поведение может возникать при наличии таких факторов как:

  • отрицательное влияние («плохая компания»);
  • неправильное воспитание и детские психотравмы;
  • аномальное развитие личности;
  • психосоматические расстройства;
  • стиль и условия жизни;
  • стресс, вызванный кризисной ситуацией.

Факторы, приводящие к девиантному поведению, можно объединить в две группы: личностные и социальные. В первую группу входят факторы, связанные с внутренним состоянием человека, особенностями его психики, актуальными желаниями и потребностями. Во вторую входят внешние факторы: состояние экономики и общества, уровень нравственности и прочее.

Реальными предпосылками для девиантного поведения являются личностные факторы, тогда как социальные обычно становятся лишь «спусковым крючком», провоцирующим неправильные поступки. Внутренние факторы определяют, насколько человек предрасположен к поведенческим девиациям, а внешние – какую именно модель девиантного поведения он выберет.

В психологии часто используется подразделение на социальные и биологические факторы. Первые связаны с окружением, воспитанием, состоянием общества, а вторые – с состоянием здоровья и возрастными кризисами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.