Делинквентное и девиантное поведение: различия и сходства

Алан-э-Дейл       18.10.2022 г.

Что такое девиантное и делинквентное поведение: значение в социологии

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это социальное поведение, которое не соответствует уже устоявшимся общественным нормам, принятым определенной группой людей или всем обществом.

Существуют формы данного поведения:

  1. Пьянство;
  2. Наркомания;
  3. Преступность;
  4. Проституция;
  5. Самоубийство.

Девиантное поведение включает в себя делинквентность. Главное отличие в том, что делинквентное поведение всегда подразумевает противоправные действия.

Делинквентное поведение — нарушение социальных норм, при котором происходят противоправные действия.

Факторы, формирующие делинквентное поведение:

  1. Социальные условия.
  2. Индивидуальные особенности.
  3. Половой фактор;
  4. Возрастной фактор;
  5. Конституциональные особенности;
  6. Психические отклонения.
Объяснение девиации и делинквентности Его сущность
Биологическое По своей сущности в каждого человека заложен определенный склад ума, который предрасполагает к конкретному типу поведения.
Психологическое Девиантность — следствие индивидуальных качеств индивида, его внутренних жизненных установок, целей и мечт, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными. Делинквентный поступок может привести психику к нарушению.
Социологическое
  • Концепция аномии — делинквентное поведение объясняется аномическим состоянием общества (аномией), другими словами, разрушением устоявшихся идеалов и норм общества.
  • Теория стигматизации — девиантность определяется не единичным деянием, а оценкой всех отклонений индивида. Существует первичная и вторичная девиация. В первом случае индивид время от времени нарушает некоторые социальные порядки. Но окружающие не придают этому значения, а человек вовсе не считает себя девиантом. Вторичная девиация объясняется тем, что на человеке ставят ярлык «девианта» и отношение к нему начинает резко отличаться от отношения к окружающим.

Виды делинквентного поведения:

  1. Нанесение телесных увечий и повреждений;
  2. Кража;
  3. Угон транспорта;
  4. Сексуальные извращения.

История изучения

Нормальное поведение людей – это основа гармоничного функционирования любого общества. Поэтому во все времена власти, философы и ученые стремились найти методы и средства его стимулирования. Поэтому делинквентность – это предмет исследования социологии. У истоков ее изучения стол еще Дюркгейм. Однако отдельное направление, посвященное исследованию делинквентности, сформировалось благодаря Мертону и Коэну. В СССР ее изучали в рамках наркологии, криминологии и суицидологии как специальных дисцилин. Делинквентность – это предмет изучения русских социологов только с 1960-1970-х годов. Большой вклад в исследование этого явления внесли Афанасьев, Здравомыслов, Маточкин, Гилинский.

Основные отличия

Определим, в чем различие девиантного и делинквентного поведения. Последнее включает в себя такие поступки, за которые положено юридическое наказание. Первое – поступки, за которые человек подвергается общественному порицанию, получает выговоры, становится объектом воспитательных бесед и профилактических работ. Любые девиантные действия можно считать предпосылкой развития делинкветного поведения

Поэтому важно как можно раньше пресекать любые отклонения от нормы

Если человек единожды что-то нарушил, то это еще не говорит об отклонениях. О девиациях речь идет в тех случаях, когда субъект систематически что-то нарушает.

Границу нормы и «ненормы» в случае с девиациями определить сложнее, чем в случае с делинквентным поведением, так как неписанные правила поведения могут отличаться от человека к человеку, от группы к группе, от общества к обществу. Даже если брать уровень культур, то для представителей одной нации будет чуждым то, что в другой считается нормой. Например, права арабских и русских женщин сильно отличаются. Первые полностью подчиняются мужчинам и в обществе практически не имеют права голоса.

Проблема антисоциальных проявлений

Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.

Основной признак делинквентности

В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.

Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.

Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.

Зависимость от внешних условий

В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.

Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.

Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.

Виды деликтов

Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:

  • Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
  • Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
  • Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
  • Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. Если ребенок постоянно вынужден конфликтовать, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться

В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем

В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Характеристики девиантного поведения

У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.

Подобные отступления характеризуется следующими моментами:

  • явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
  • действия личности оцениваются обществом как негативные;
  • носят стойкий повторяющийся характер;
  • несут разрушительные действия;
  • не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
  • связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
  • носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.

В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.

В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:

  • конструктивный;
  • деструктивный.

В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.

Девиация как форма отклонения

Определение понятия

Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

  1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
  2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
  3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
  4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

  • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
  • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
  • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
  • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
  • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

Взрослый человек и азартные игры

Ситуация с любовью к азартным играм, это одна из форм проявления девиантного поведения. Человек пытается обыграть, выйти в лидеры — получить приз. За этим желанием могут стоять как бескорыстные цели (выиграть, чтобы помочь другу или отдать в храм, накормить старушку…), так и чувство наживы (иметь достаток, жить лучше других, быть в фаворе у женщин или мужчин, или повысить самооценку). Такое поведение в первом случае кажется «положительным», во втором «отрицательным», но оба мотива, не что иное, как отклонение от нормы, установленной обществом. Такой человек в обществе так же подвергнется критике, осуждению или отчуждению.

Из всех выше перечисленных причин, в этом случае могла повлиять любая, и даже в комплексе:

Семья, в процессе воспитания и развития ребенка не дала установок на качественную цель, не развила самооценку, для стараний и достижений законным и трудовым путем. Общество не создало устойчивой психологической атмосферы для взаимодействия с людьми (игроки, часто люди одинокие). СМИ и ТВ сформировали неправильные установки на получение желаемого (реклама красивой жизни, где все идеально). Качество жизни (ссоры в семье, непонимание, зависть) и условия (бедность, нищета) могли повлиять на стремление идти к лучшей жизни, но за короткие сроки. А неуверенность в себе, попытка изменить реальность спровоцировали девиантное поведение.

По этим же причинам, как правило, люди становятся алкоголиками, наркоманами. Проституция, гомосексуализм и пр. это как причина и следствие.

Бомж на помойке, бабушка с десятком кошек, хиппи, панки – все с нестандартным поведением. Как и различные субкультуры. Неспособность человека совладать с собой, подстроится под рамки общественного мнения, делает их поведение девиантным. Что значит, подвергнутому критике и осуждению.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:

  1. Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
  2. Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
  3. Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
  4. Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
  5. Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
  6. Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
  7. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
  8. Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.

В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.

Примеры делинквентного поведения

Признаками поступков, противоречащих принятым нормам, является то, что люди совершают их нарочито, напоказ, желая привлечь внимание как можно большей части общественности. При этом нарушители хорошо отдают себе отчет в своих действиях

Примерами таких действий могут быть:

  • творчество, дестабилизирующее общественное спокойствие («желтая» журналистика, создание фейковых новостей, неприемлемые изображения, «мемы», порносайтов и другого запрещенного контента);
  • киберпреступления — «хакерство»;
  • аддикция;
  • дисциплинарные и административные правонарушения;
  • жестокое обращение с животными;
  • побеги из дома, попрошайничество;
  • проституция;
  • вандализм;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, неприятие своего тела, суицид;
  • участие в подготовке и исполнении терактов.

С развитием Интернета и социальных сетей наблюдается вовлечение молодежи во многие виды деятельности, направленные на дестабилизацию общественного спокойствия, поэтому диагностика и профилактика асоциального поведения должны начинаться до вступления детей в подростковый возраст.

Подростковая делинквентность

В силу особенностей подросткового поведения и влияния окружающей среды и круга общения делинквентное поведение встречает не редко. В подростковом возрасте хочется бунтовать, а преступление рассматривается как протест, позднее перерастающий в норму. Делинквентное поведение в подростковом возрасте представляет собой серьезное девиантное отклонение.

Причины делинквентного поведения подростков

Теперь обратимся к особенностям подросткового возраста, которые являются группой факторов риска в формировании делинквентного поведения :

  • Повышенный эгоцентризм;
  • Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
  • Амбивалентность и парадоксальность характера;
  • Стремление к неизвестному, рискованному;
  • Обостренная страсть к взрослению;
  • Стремление к независимости и отрыву от семьи;
  • Незрелость нравственных убеждений;
  • Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
  • Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
  • Кризис идентичности;
  • Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
  • Негативная или несформированная Я-концепция;
  • Гипертрофированные поведенческие реакции;
  • Низкая переносимость трудностей.

В настоящее время отсутствует четкое описание личности подростка, который является делинквентным. Делинквентный подросток характеризуется лишь неустойчивостью поведения, которое характеризуется различными особенностями, обоснованными, обычно, одной из представленных на рисунке выше, причин.

Литература

  1. Хвостенко Н.В. К вопросу о понятии «Делинквентное поведение» несовершеннолетних и его сущности // ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА № 2013 Страницы: 205-208
  2. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222с.
  3. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 869-872.
  4. Роберт Гудман, Стивен Скотт Детская психиатрия /Переводчик Е. Слободская – М.: Издательство Триада-X, 2008г.
  5. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю.Костюнина., А.О.Лучинина – Казань, Издательство «Бриг», 2015

Особенности делинквентного поведения у подростков

Подростковая делинквентная форма отличается от её проявления в других возрастных интервалах. Подростки склонны к проявлению делинквентного образа действий двух типов:

  • корыстный;
  • насильственный.

Корыстные действия совершаются порой из любопытства или из-за незавершённости детского характера. Такой подросток может отобрать сотовый телефон у младшеклассника, угнать со двора мотоцикл или машину, потом и сам толком не может объяснить, зачем это совершил.

Насильственные действия и агрессия могут отличать подростка, желающего самоутвердиться. Под воздействием стадного инстинкта, от недостатка воспитания или «чувства долга перед друзьями» мальчишки учувствуют в «разборках», собираются в дурные компании. Со временем юнцы становятся неуправляемыми: грубят взрослым, не подчиняются родителям, убегают из дома.

Кстати. Благополучные семьи, как и неблагополучные, могут иметь такого подростка

Причём ребята из хороших семей, поддавшись дурному влиянию, пытаются таким образом завоевать внимание у девушек, искренне считая, что сходство с образом «плохого парня» им в этом поможет

Если рассматривать причины, влияющие на возникновение у подростков асоциального поведения, то можно отметить такие как:

  • воздействие молодёжных субкультур (готы, эмо, панки и т.д.);
  • плохое воспитание и негативный пример жизни родителей, вызывающие искажение психики в детском возрасте;
  • фанатизм, связанный со спортом и выливающийся в агрессивное антисоциальное поведение;
  • психологические зависимости;
  • проблемы физического характера на фоне болезней.

Невозможность самоутверждения в социуме доступными путями: способностями, талантом, достижением материальной независимости законным путём, также можно внести в этот список.


Футбольные фанаты и беспорядки

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
  • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
  • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:

Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению

Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.

Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков

Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.

Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов.
Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.
Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.