Антидиалектичность “диалектического” материализма

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Русская религиозная философия XIX века. В. Соловьёва.

Эстетика природы питает философию искусства

Своё понимание и значение искусства В.С. Соловьёв раскрывает, прежде всего, в работах «Красота в природе» и «Общий смысл искусства». «Эстетика природы, — считает В.С. Соловьёв, — даёт «необходимые основания для философии искусства». Он пишет: «Ясно, что красота в природе не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи».

Под идеей В.С. Соловьёв понимает полную свободу составных частей в совершенном единстве целого. Он вычленяет три основные стороны общей идеи: абсолютно желанная есть добро; как мыслимое содержание — она есть истина; со стороны совершенства своего воплощения и реально ощутимая в чувственном бытии — есть красота.

Таким образом, красота выступает одной из фаз триединой идеи, она есть её (идеи) специальная эстетическая форма. «Только эта, последняя, отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же — достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего».

Единство всеобщего может разрушаться, если разрастается одно из частных начал. «Ложью называем мы такую мысль, которая берет исключительно одну из частных сторон бытия». Соловьёв считает, что зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной определяют безобразие в сфере эстетической. Однако ощущать идею, считает В.С. Соловьёв, можно только тогда, когда она осуществляется в материи, в природе.

Степень воплощения идеи в материальном мире может быть различной: совершенной или менее совершенной, внутренней или внешней.

Зарубежная философия 20 века – экзистенциализм.

Основателем экзистенциализма — философии существования — считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция» (лат.existentia – существование) для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно её, а не внешнюю, доступную постороннему наблюдателю жизнь человека, главным объектом философского анализа. Философия, по Кьеркегору, это не учение о всеобщем, а «диалог уединенной души с собой». Основные работы – «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).

Будучи религиозным мыслителем, Кьеркегор был озабочен растущей секуляризацией общества, вытеснением религии на периферию, как в общественной сфере, так и в жизни отдельной личности. Он вовсе не задавался целью создания новой философской школы, а всего лишь стремился доказать непреходящую значимость религии, ибо, как он полагал, никакой прогресс науки не избавит человека от вечных экзистенциальных проблем, связанных с отчаянием, страхом смерти, неуверенностью в будущем, трепетом перед неизведанным. Страх, трепет, отчаяние, выбор — это главные экзистенции человеческого «растревоженного бытия», которое всегда неустойчиво и трагично.

Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека (и одновременно о трех образах жизни): эстетической, этической и религиозной.

1) Эстетическая стадия — чувственный способ жизнедеятельности, стремление к наслаждениям, удовольствиям. В системе жизненных ценностей личности преобладают внешние достоинства – красота, сила, успех и т.п. Эта стадия свойственна, как правило, молодости, но если вовремя её не преодолеть, погоня за удовольствиями приведет к пресыщению, черной меланхолии, отчаянию и даже к гибели (типичный пример, по Кьеркегору, – Дон Жуан).

2) Этическая стадия характеризуется победой личности над чувствами и влечениями, всё подчинено идее долга. Человек начинает в первую очередь ценить нравственные качества: верность, порядочность, гуманность и т.п. Но, по мнению Кьеркегора, и эта стадия не спасает людей от отчаяния и страха перед вечностью. Кроме того, на этом этапе человека подстерегает опасность впасть в грех гордыни, что, как считает Кьеркегор, и погубило Сократа – типичного представителя этой стадии духовной эволюции. Если же развитие личности на этом не остановится, то наступит понимание своего несовершенства, изначальной виновности, что приведёт человека к вере в Бога.

3) Религиозная стадия характеризуется Кьеркегором как «подлинное» существование (два первых этапа – «неподлинное»), ибо только вера в Бога способна вырвать человека из абсурда и бессмысленности бытия и снять страх смерти (типичный представитель – библейский Авраам).

Материалистическая философия

Материалистическая философия рассматривает окружающий нас мир как объективную реальность, существующую независимо от нашего восприятия ее.

Марксистская материалистическая философия считает случайность сложной формой проявления необходимости, многопричинным следствием проявления закономерности. Сказанное нужно понимать в том смысле, что на результат человеческих действий, опытов, экспериментов ( рассматриваемых как следствие) оказывает влияние множество факторов внешнего мира.

Это положение материалистической философии подтверждается всем развитием науки.

Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением Демокрита ( V в. Согласно этой теории, основой всего сущего являются атомы, которых бесчисленное множество, и пустота, в которой они движутся. Двигаясь в этой пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела. Все, что существует, состоит из атомов. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.

Научной основой механики является материалистическая философия. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по своей природе материален.

Мы видим, что материалистическая философия отнюдь не сковывает развития специальных наук какими-либо догмами и требует только одного: признания источником познания внешнего мира. Более того, диалектический материализм дает естествоиспытателю высший критерий для оценки частностей и как раз в тех случаях, в которых сам-то он не редко идет только ощупью, меняя свои представления лишь под весьма сильным давлением новых фактов. Это видно уже из того факта, что Ленин, не будучи физиком, а исходя из общих философских взглядов о сложности любых форм материи, еще на заре открытия электрона предсказал его неисчерпаемость. А ведь сами физики долгое время спустя все еще представляли электрон как бесструктурное точечное образование.

Утверждение о том, что материалистическая философия требует обязательного моделирования познаваемых предметов, не имеет никаких оснований.

Как следует из основных положений материалистической философии, движение материи вечно, только формы движения материи разнообразны. В природе непрерывно идут процессы, в которых происходит переход из одной формы движения в другую.

Огромны заслуги Чернышевского в развитии русской материалистической философии.

Конкретное содержание категорий в специальных науках материалистическая философия вовсе не определяет, в частности не определяет конкретные структуры материи, конкретные формы причинности, конкретные системы преобразований и соответствующие им инварианты.

Огромны заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Велики заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Стихийно складывающаяся новая, в основе своей материалистическая философия тесно связана с естествознанием и поэтому отличается теми же чертами. Ее важнейшая задача — сознательная разработка методологии науки, а значит, и понятий, включая энергетические.

Законы сохранения теснейшим образом связаны с основным положением материалистической философии о не-уничтожимости материи.

С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии.

Приёмники инфразвука. (часть первая)

Опубликовано: 11.10.2018

Для приёма инфразвуковой энергии использовались различные сооружения и устройства, которые мы назовём инфразвуковые приёмники. Их очень много и они очень разнообразны, что говорит о широком использовании инфразвуковых технологий в эпоху пирамид. На сегодня известно не менее 100 000 инфразвуковых стационарных приёмников во всём мире. Многие из них сохранились в работоспособном состояние или могут быть восстановлены. Далее я опишу основные типы инфразвуковых приёмников и представлю их классификацию. Инфразвуковые волновые приёмники состоят из: —Антенны (устройство для эффективной передачи энергии на заданной частоте из одной физической среды в другую). —Согласующего устройства (уравниватель скорости переноса энергетического Читать дальше …

Приёмники инфразвука. (Часть третья)

Опубликовано: 05.12.2018

     Объёмно-наскальные инфразвуковые информационные приёмники. Объёмно наскальные приёмники в отличие от объёмно камертонных приёмников, обычно строятся на поверхности земли. Они не имеют дромоса(подземной антенны). Роль антенны выполняет неоднородность среды распространения инфразвука разлом, хребет, гора, река. Направление неоднородности должно располагаться под углом 20-60° к источнику инфразвука. То есть построить такой приёмник возможно только в местах, где инфразвуковые волны от источника сигнала как-то концентрируются. Примером псевдокупольных приёмников на геологическом разломе являются тумулусы этрусков вблизи г.Червети в Италии. Здесь множество приёмников вытянулось линией в направлении геологического разлома. Основной задачей для постройки объёмно Читать дальше …

Мизесианская критика диалектического материализма

В «Теории и истории» Мизес старается подчеркнуть, что гегельянство находится в резком противоречии с материализмом и что рациональное слияние этих двух философий невозможно. С одной стороны, гегельянцы полагают, что конечной основой вселенной был разум (который они назвали “духом” или “гейстом”), в то время как материалисты полагали, что это была материя.

Для Гегеля диалектический процесс мышления отражает процесс творения. С помощью логики разум приобретает знание реальности. Материя не имеет своей собственной субстанции, но возникает из разума Бога, называемого гейстом.

Мизес говорит, что это мировоззрение совершенно несовместимо с любым видом материализма. С философской точки зрения Гегель — спиритауальный идеалист, то есть он думает, что вселенная создана из чего-то духовного, а не материального. Мизес утверждает, что было “бессмысленно” отрывать диалектику от ее идеалистической основы и переносить ее в эмпирическую систему, потому что гегельянство рассматривало то, что мы обычно называем эмпирической реальностью, как ein Faules(что-то гнилое или инертное). Хотя нечто кажется реальным, оно является реальным не иначе, как в восприятии разума. Его истинным источником является божественное действие — абсолютная истина.

Фридрих Энгельс, пытаясь обосновать диалектический материализм, изучал мир природы и был поражен, тем, что он увидел примеры диалектических процессов, куда бы он ни посмотрел. Вся геология — это серия отрицаний, писал он. Бабочка появляется из яйца через отрицание яйца, а затем снова отрицается, когда умирает. Ячменное зерно отрицается ячменным колосом, который создает новые ячменные зерна, но в несколько раз больше. Мизес решительно полагает, что на самом деле это не какое-то потрясающее откровение, а просто глупая игра в слова. Он указывает на то, что столь же разумно называть бабочку “самоутверждением” яйца, как и отрицание его — созреванием присущей ему цели и реализацией его конечного потенциала. Энгельс только заменил слово “отрицание” словом “изменение”.

Хотя Маркс и Энгельс хвастались тем, что поставили философию Гегеля на ноги, Мизес пришел к выводу, что они просто хотели отождествляться с ним, потому что его философия была доминирующей в их время. Возможно, с их точки зрения было лучше предложить философию, которой утверждала бы, что она опирается на великого мастера, а не отвергает его.

Разница между диалектическим материализмом и историческим материализмом

Хотя оба были разработаны Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, диалектический материализм и исторический материализм — это совершенно разные понятия.

В то время как диалектический материализм состоит из марксистского метода рассуждения, который полагает, что весь анализ должен проводиться в общем виде, без учета только объекта исследования, но также фактов, идей и данных, которые ему противоречат, исторический материализм является формой Марксистская интерпретация истории в отношении борьбы социальных классов.

Согласно историческому материализму, общество развивается через конфронтацию между различными социальными классами.

Узнайте больше о диалектике и историческом материализме.

Устройства для обработки инфразвуковых волн.

Опубликовано: 11.03.2019

Пришло время рассказать об устройствах, используемых в инфразвуковой энергетике. В классификации приёмников (рис.65) они выделены в отдельную группу. Не думайте, если они названы «приёмники», то они только принимают энергию. Любой приёмник не только принимает энергию, но и переизлучает её. Например, радиоприёмник принимает электромагнитную энергию, а излучает звуковую. Звуковые макросхемы. Пирамида является усилительным элементом входящем в состав устройства, а при наличие внутренней положительной обратной связи(ПОС), она может быть генератором октавных энергий. Пирамида использует инфразвуковую(вибрационную, RE октавную энергию) потока, обычно реки(РЕ КАтящая) или ветра(ВЕрхний Ты Ре), она же является и блоком питания Читать дальше …

Приемники инфразвука.(Часть четвертая)

Опубликовано: 24.01.2019

Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки

Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Приёмники инфразвука. (часть вторая)

Опубликовано: 08.11.2018

 Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: —Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. —Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …

Мифология[править]

Шумерчеги воспевали Диамат в длинных одах, из которых одна — «Очень краткий курс истории ВКП (б)» — сохранилась до нашего времени на глиняных табличках, обнаруженных в подвале Центральной Урюпинской библиотеки, а другую — «Некроэкономикон» — зажал Ктулху (как будто так сложно поделиться!). Это произведение описывает торжество Диамат во всём мире, наблюдаемое во времена построения светлого будущего рабовладельческого строя в Египте и Шумере. Однако враги Диамат тоже не дремали, и «Очень краткий курс истории ВКП (б)» обрывается на трагической ноте: Диамат побеждена и разрезана на северное и восточное полушария, из которых создаётся экономический базис для создания вторичной надстройки.

Имя победителя Диамат аналы истории, к сожалению, не могут определённо назвать: разные редакции «Очень краткого курса истории ВКП (б)» упоминают в этом качестве следующих партийцев: Энлиль, Уту, Шамаш, Шаман, Эа, Энки, Гильгамеш, Ктулху, Великий Медвед, Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв, Ельцин, Путин, Ашшур, Мардук. Учёные ахренологи полагают, что это — не изученная пока шумерчегская традиция, когда каждый последующий генеральный секретарь Вавилона-5 записывал своё имя вместо имени своего предшественника.

Приемники инфразвука.(Часть четвертая)

Опубликовано: 24.01.2019

Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …

Диалектический материализм

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛИЗМ — философия иметодология марксизма. Создан в 40-х гг. XIX в. В качестве особойфилософской системы диалектическийматериализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитиематерии. Это положение раскрывает основу материального единства мира и выступает как высший принцип монистическогоистолкования бытия. Материясуществует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления. Входе своего поступательногоразвития материя порождает человека и общество, в жизнедеятельности которых присущее материисвойство отражения превращается в феномен идеального, сознания. Признается абсолютнаяпервичность материи по отношению к идеальному в рамкахгносеологии и относительнаяпротивоположность материи и сознания в рамках диалектики. В рамках данной формулы связь материи и сознания рассматривается в трех аспектах. Во-первых, материявыступает как субстанция, какединая самопорождающаясясущность и универсальная причина всех форм бытия, а сознание в этом плане проявляется какатрибут субстанции. Во-вторых, в рамках гносеологии материявыступает как объективнаяреальность, данная нам в ощущениях, но существующая независимо от них. Сознание в этом планепроявляется как форма идеального бытия, возникающего ифункционирующего как творческая энергия труда, культуры, практики. В-третьих, материя выступает как многообразие особых форм,изучаемых частными науками, общиерезультаты познания которыхобобщаются в соответствующих научных картинах мира. Выделяется пять особых форм движения материи: механическая, физическая,химическая, биологическая, социальная. Сознание в этом аспектерассматривается как особая функция особого физиологического органа — мозга, функция, изучаемая всейсовокупностью специальных наук.Диалектический материализм изучает все многообразие типов, формсоотношения материи и духа, их эволюцию от низшего к высшему.Диалектический материализм являетсянаиболее последовательной и наиболее радикальной попыткой (послеПифагора) организации духанаучности в единое цельное иуниверсальное мировоззрение, призванное дать ответы на «последние» вопросы о целях и смысле бытия, выработать ориентации во всех сферахколлективной и личностной жизни. Всвоих мировоззренческих проектахдиалектический материализмстремился стать высшей целеполагающей инстанцией истории, отменить религию и научить этику, эстетику, педагогику. Именно сабсолютизацией науки связан крайнийрадикализм марксистского атеизма. Вкачестве всеобщей методологиидиалектический материализм проявляется как принцип единствадиалектики, логики и теории познания.Содержательными разделами этой методологии являются: 1) теория законов и категорий диалектики (развитие путем противоречий, переход количественныхизменений в качественные, отрицания отрицания законов и др.); 2)теория отражения, раскрывающая общий процесс познания,содержание абсолютной иотносительной истины, практики каккритерия истины; 3) диалектическая логика, раскрывающая принципы и формы научного мышления (принципы восхождения отабстрактного к конкретному,единства логического и исторического, принципы системности,объективности, конкретности,историзма и др). Партийностьдиалектический материализм,рассматривает и как всеобщий принципнаучного мышления, и как принцип социальной ориентации, и как принцип преодоленияотчуждения духа и материи в планекоммунистической перспективыистории.

  • Назад

  • Вперёд

Двойственное происхождение: гегелевский спиритуализм и материализм

Маркс предположил, что человеческую историю лучше всего рассматривать как серию классовых столкновений между социальными силами, имеющими противоположные интересы: классовые столкновения между рабами и их хозяевами, между феодалами и их подданными, а в свое время — классовая борьба между капиталистами и их рабочими. Он считал, что видение истории как истории классовой борьбы имеет лучшую объяснительную силу, чем рассмотрение ее через другие объективы, такие как история идей, технические инновации или военные конфликты.

Фактически, при правильном рассмотрении сквозь призму классовой борьбы, история, естественно, включала бы и другие способы видения мира и освещала контекст, в котором они разворачивались, особенно когда речь шла о технологических инновациях, которые, по мнению Маркса, в конечном итоге будут определять содержание главного столкновения эпохи. Он писал: “Ручная мельница дает вам общество с феодалом; общество паровой мельницы с промышленным капиталистом” Мизес (1957, стр. 72) резюмирует точку зрения Маркса следующим образом:“Эти силы являются движущей силой, производящей все исторические факты и изменения”.

Мизес отмечает, что странность диалектического материализма заключается в том, что Маркс, кажется, собирал его вместе из кусочков двух уже существующих философий, которые противоречат друг другу. Этими двумя философиями были гегелевский спиритуализм и материализм. Маркс полагал, что он основывает на них свою философию, но Мизес полагает, что они несовместимы.

Прусское правительство и интеллектуалы прусских университетов предпочитали гегелевский спиритуализм, потому что в сущности он говорил, что история направляется мировым духом или Weltgeist, который действует через великих людей и правительства, чтобы осуществить свою волю. Гегелевский спиритуализм оправдывал их привилегированное положение, давая им право для управления плебсом, поскольку Weltgeist выбрал их для этой задачи.

Материалисты, напротив, считали, что реальность это “то, что ты видишь, то, что ты получаешь”, и поэтому не думали, что прусская аристократия имеет какое-либо право на управление — даже менее божественное, чем предоставленное неким элитарным призраком. Они хотели свергнуть государство — насильственной революцией, если это необходимо, — и отправить всех этих аристократов в ад.

Надеюсь, вы начинаете понимать, как марксизм объединяет эти две теории.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.