№ 2 предмет и задачи экспериментальной психологии

Алан-э-Дейл       02.10.2023 г.

Задачи исследований

Экспериментальное исследование имеет ряд научных и практических задач. К научным относятся:

  1. Выявление основных закономерностей моделирования в психологии.
  2. Разработка фундаментальных основ психологического эксперимента.
  3. Изучение основных методов психологического эксперимента, разработка методологии.
  4. Выявление надежных и валидных методик эксперимента.
  5. Научное обоснование основных этапов эксперимента и возможность их практической реализации.

Валидность методики означает ее достоверность в ходе текущих и заключительных проверок, отражая погрешности и ошибки.

А надежность сигнализирует о возможности неоднократного воспроизведения результатов. Таким образом научные задачи отражают взаимосвязь теоретических основ психологии с практическим их применением в ходе эксперимента.

Практические задачи вытекают из прикладных сфер и направлены на изучение поведения человека.

К этим задачам относятся:

  1. Составление психологического портрета описательными методами.
  2. Выявление причин поведения.
  3. Разработка методов поведенческой коррекции.
  4. Построение прогноза поведения личности.

Практическое применение этого направления особенно актуально в разработке метода эксперимента в сфере психологии управления.

Влияние классических экспериментов на будущее поколение

Рассмотренные экспериментальные исследования, проведённые в психологии за последнее столетие, изменили знания о человеческом поведении. Несмотря на их критику, они не теряют своего значения в развитии психологической науки. Они помогли открыть новые горизонты экспериментальной социальной психологии, вдохновили многих исследователей, вызвали интерес и стимулировали разноплановые научные и общественные дискуссии. В связи с этим развитие психологии как науки, опирающейся на экспериментальные методы, продолжается, и именно сейчас так ощутимо стало недостаточное количество новых экспериментальных исследований.

Список использованной литературы:
  • 1. Румянцева Е. «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон “Ошибки, которые были допущены (но не мной)”» https://psychosearch.ru/teoriya/determin/515-kerol-tevris-elliot-aronson-oshibki-kotorye-byli-dopushcheny-no-ne-mnoj
  • 2. Бибикова А. А. «Таблица психологических эффектов» https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/791-psychological-effects
  • 3. Чернов Ю. В. «Основные факторы запоминания информации и научения» https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/607-osnovnye-faktory-zapominaniya-informatsii-i-naucheniya
  • 4. Козочкина Н. «“Источник отчаяния” – эксперимент на обезьянах, выросших в социальной изоляции» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/672-experiment-on-monkeys-raised-in-isolation
  • 5. Козочкина Н. «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда?» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/656-hawthorne-experiment-what-influences-labor-efficiency
  • 6. Козочкина Н. «“Эффект свидетеля”. Почему люди не предотвращают убийство» https://psychosearch.ru/napravleniya/social/685-bystander-effect

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Анализ проделанной работы

В процессе развития психологии был сделан вывод, что все-таки процедура самонаблюдения не может быть достоверным источником знаний. Испытуемые обнаруживали именно то, что интересовало экспериментатора и это оказалось очень субъективно. Обнаруживали несовпадения разных результатов, опыты проводились публично, обесценивались при этом результаты.

После проделанных работ такими психологами, как Жан Мартен Шарко (1825-1893), Ипполит Бернхейм (1840-1919), Зигмунд Фрейд (1856-1939) и другими, стало понятно, что психика – это не только осознание. Кроме осознания существуют еще многие явления, которые не осознаются человеком. Работы показали, что часто в осознание включаются защитные процессы и искаженное восприятие. Психология Вильгельма Дильте и его последователя Эдуарда Шпрангера главной задачей считала не объяснять закономерности душевного бытия человека, а ее понимание целостности, указывая на то, что она скорее не о науке природы, а о науке духа. Вильям Джеймс (1842-1910) предложил способ изучить сознание, ведя «личностные» измерения сознания. Он сделал серьезный вклад в изучение личности, психологии эмоциональности, памяти и внимательности. Герман Эббингауз (1850-1909) занялся проблемой памяти и отобрал раздражители, не вызывающие никаких ассоциаций. Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) методами «проб и ошибок», проводя опыты над животными, закрепил и улучшил знания об ассоциациях. Гальтон хотел охватить все население Англии для исследований. Он преобразовал экспериментальную психологию в дифференциальную. В Германии Штерн Вильям Льюис ввел понятие «коэффициента интеллекта» — IQ.

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  •  — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  •  — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  •  — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  •  — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Некоторые области исследований, в которых используются экспериментальные методы

Использование экспериментальных методов было, пожалуй, главной характеристикой, по которой психология стала отличаться от философии в конце 19 века. С тех пор эксперименты стали неотъемлемой частью большинства психологических исследований. Ниже приводится пример некоторых основных областей, в которых используются экспериментальные методы.

Когнитивная психология

Некоторые из основных тем, изучаемых когнитивными психологами, это память, обучение, решение проблем и внимание. Большинство когнитивных экспериментов проводятся в лаборатории, а не в социальных условиях, это делается главным образом для обеспечения максимального контроля экспериментальных переменных и минимального вмешательства от несущественных событий и других аспектов ситуации. В дополнение к изучению поведения экспериментаторы могут использовать МРТ или ПЭТ, чтобы они могли видеть, какие области мозга активны во время когнитивной обработки

Познание животных

Познание животных относится к умственным способностям животных, и исследования в этой области часто фокусируются на вопросах, аналогичных тем, которые представляют интерес для когнитивных психологов, использующих людей. Когнитивные исследования с использованием животных часто могут более тщательно контролировать условия и использовать методы, недоступные для исследований с людьми. 

Кроме того, такие процессы, как кондиционирование, у животных проявляются в более простой форме, некоторые животные демонстрируют уникальные способности, которые проясняют важные когнитивные функции, а исследования на животных часто имеют важные значения для выживания и эволюции видов.

Ощущение и восприятие

Эксперименты по ощущению и восприятию имеют очень долгую историю в экспериментальной психологии. Экспериментаторы обычно манипулируют раздражителями, влияющими на зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и проприоцепцию. 

Сенсорные измерения играют большую роль в этой области, охватывая многие аспекты сенсорных характеристик — например, минимальные различимые различия в яркости или обнаружение запахов, такое измерение включает использование таких инструментов, как аттенюатор, стробоскоп и многие другие, перечисленные ранее в этой статье. Эксперименты также исследуют тонкие явления, такие как зрительные иллюзии или эмоции, вызванные различными видами раздражителей.

Поведенческая психология

Бихевиористский подход к психологии достиг пика популярности в середине двадцатого века, но все еще лежит в основе многих экспериментальных исследований и клинического применения. Его основателями являются такие деятели, как Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Экспериментальное изучение пищеварительной системы у собак Павловым привело к обширным экспериментам, в ходе которых он установил основные принципы классической обусловленности. 

Уотсон популяризировал бихевиористский подход к поведению человека, его эксперименты с Альбертом особенно известны. Скиннер отличил оперантное кондиционирование от классического и установил экспериментальный анализ поведения в качестве основного компонента в последующем развитии экспериментальной психологии.

Социальные психологи используют экспериментальные методы как внутри лаборатории, так и за ее пределами, чтобы понять социальное взаимодействие человека. Два широко цитируемых эксперимента в эксперименте по социальной психологии — эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный Филиппом Зимбардо в 1971 году, и эксперимент по послушанию Мильграма, проведенный Стэнли Милгрэмом. В обоих экспериментах обычные люди были вынуждены участвовать в поразительно жестоком поведении, предполагая, что такое поведение может очень сильно зависеть от социального давления. Из-за возможных негативных последствий для участников.

Преимущества и недостатки

В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:

  1. Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
  2. Высокая точность получаемых результатов.
  3. Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
  4.  Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.

Минусы:

  1. Умышленное влияние на психику испытуемого.
  2. Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.

Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Методики

Все основные методики в психологическом исследовании основаны на эмпирическом опыте, то есть взаимодействии объекта и субъекта. А от способа этого взаимодействия будет зависеть вид методики. Выделяют :

  • лабораторные,
  • тестовые,
  • экспериментальные,
  • комплексные.

Лабораторные методики основаны на моделировании ситуации специалистом.

За исходные данные берется фактическая информация, однако остальная работа проделывается психологом в лаборатории.

Тестовые методики предполагают изучение поведения при помощи тестов, при этом ими можно и ограничиться.

Если же включить в эксперимент действие какого-либо фактора или помощь психолога в разных формах, то последующий анализ даже тестовых результатов будет относиться к комплексному.

Эксперимент при этом может быть естественным, то есть наблюдаемым без вмешательства извне или же искусственным.

В этом случае подключается внешнее воздействие, к примеру изучение напряженности отношений в коллективе при искусственно созданной конкуренции или любом другом изменении условий.

Работа психолога с людьми при этом стоит между двумя этими видами, поскольку может проводиться и там и там.

В рамках искусственного эксперимента выделяют патопсихологический эксперимент. В основе него лежит моделирование такой ситуации, которая позволит выявить имеющиеся психологические нарушения, то есть патологии.

Основными принципами патопсихологического эксперимента являются максимальное &#171,обострение&#187, имеющихся проблем в ходе эксперимента и своевременная коррекция расстройств с учетом медицинских отклонений (последствия травм головы, длительного кислородного голодания и т.д.).

При оценке эффективности применяются как автоматизированные тестовые методики, так и индивидуальные и требующие оценки психолога, к примеру цветовой тест.

№ 2 Предмет и задачи экспериментальной психологии

  • Психосемантические особенности восприятия визуальных объектов (на примере анализа восприятия печатной рекламы парфюмерии) Папантиму Мария Аргириосовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 13.26 Мб

    Специальность 19.00.05 — Социальная психология. Социальные преобразования в России 90-х годов послужили импульсом к расширению границ предметной области отечественной социальной психологии.

  • Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Находкин Василий Васильевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 2.66 Мб

    Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Актуальность данного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия была

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е — начало 1990-х гг.) Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва — 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 — общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте Коваленко Марина Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2002 | docx/pdf | 4.19 Мб

    педагогическая психология. Ставрополь 2002 Введение 5 Глава 1. Проблема идентичности, половой и полоролевой идентичности в психологии 14 § 1. Категории пола, идентичности, половой идентичности в

  • Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга Дунайкин Михаил Львович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва — 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 3.69 Мб

    19.00.10. — коррекционная психология. Актуальность работы. Изучению нарушений психического развития детей первого года жизни посвящено немало работ в психологии, психоневрологии, дефектологии,

  • Профессиональная подготовка в вузе будущих специалистов по рекламе к проектной деятельности Павлова Вера Степановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чита — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.03 Мб

    13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. Реклама является обязательным атрибутом рыночной экономики. В условиях насыщения рынка товарами и услугами реклама обеспечивает

  • Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб

    Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и

  • Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства Карева Наталья Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 6.9 Мб

    Специальность 09.00.04 — эстетика. Москва 2004 I. Введение 4 П. Глава первая. Зрительное восприятие как философская проблема. 16 § 1. Обзор основных философских концепций. 17 1.1. Античность.

  • Психиатрия | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.32 Мб

    1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. 2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. 3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии

  • Ответы к экзамену по психиатрии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.24 Мб

    Раздел 1.1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. 2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. 3. Развитие концепции нестеснения в

Достижения и вклады:

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).Вклады:1

Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.2. Физиологическая психология

Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.Знаменитые идеи Вундта: “Теория действительности” (“the theory of actuality”), “принцип психофизического параллелизма”, “волюнтаризм”, “творческие результанты”, “творческий синтез”, “психология народов”.За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.Теория  Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.