Интернальность в психологии. что это такое, определение

Алан-э-Дейл       19.07.2022 г.

Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте

Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.

У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.

Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.

Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.

Интернальный тип (внутренний локус контроля)

Люди с таким типом личности принимают ответственность за свою жизнь и за все решения, как удачные, так и ошибочные. Благодаря этому сохраняется внутренняя целостность и эмоциональная стабильность. Интернальным личностям свойственны высокая самооценка и уверенность в себе, они не сокрушаются и не переживают из-за ошибок. Вместо этого они сосредотачиваются на том, как нужно действовать для решения актуальных задач.

Интернальные личности обычно с готовностью отстаивают свои взгляды и убеждения как в рабочих делах, так и в личной жизни. Это подтверждает эксперимент, в котором участвовали американские студенты. Цель эксперимента была другой, но уже на этапе формирования фокус-групп была выявлена интересная закономерность: почти все студенты, активно участвующие в борьбе за человеческие права, оказались интернальными личностями.

Суть же исследования заключалась в том, чтобы проверить, как локус контроля влияет на способность человека избавляться от вредных привычек. Студентов знакомили с наглядными материалами о вреде курения (все участники эксперимента были курящими). Интерналы, осознав пагубность привычки, сразу пытались бросить (пусть и не всегда успешно). А вот экстерналы не делали вообще ничего. Вместо этого они планировали однажды решить данную проблему с помощью таблеток или жевательных резинок.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.

17.05.11

Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена

Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.

Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:

Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).

Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.

Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно

Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.

После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.

Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте

Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.

У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.

Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.

Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Экстернал: «Судьба играет человеком»

Экстерналы склонны искать причины происходящего с ними где угодно, но только не в самих себе. Они лишь жертвы обстоятельств, которыми не могут управлять, то есть обладают внешним локусом контроля. Так, герой одного из стихотворений Игоря Иртеньева, проснувшись у себя дома «с бодуна», и обнаружив, что «денег нету ни хрена», «пиджак в пыли», «под кроватью брюки», «пересохло в горле», да еще в придачу «документы сперли», жалуется, что его довели до такой жизни коммунисты. Словно, это коммунисты ему вчера наливали! Вот он, типичный экстернал.

Это экстерналы, раз, за разом опаздывая на работу, искренне сокрушаются: «В такую пробку попал! Вот незадача!»; «Будильник подвел – не прозвонил вовремя!»; «Зуб разболелся, пришлось срочно бежать к врачу, а там очередь!».

Не поступил в институт – понятное дело, ведь туда принимают только «блатных» и за взятки. Не может устроиться на работу – еще бы, для этого нужны связи. Девушка не отвечает взаимностью – ну, что поделаешь? Значит, не судьба. Муж-пьяница висит на шее тяжелым крестом? Что ж, придется нести этот крест всю жизнь – такова уж доля…

«Судьба играет человеком!» — вздыхает экстернал и полностью полагается на волю рока.

Интернал: «Человек – кузнец своего счастья»

Совсем не таковы интерналы, привыкшие нести ответственность за то, что происходит в их жизни. То есть их локус контроля – внутренний. «Будущее зависит от меня!» – рекламный слоган в их стиле. Это люди с психологией победителей, ставящие перед собой цели и уверенно идущие к ним. Так же, как и экстерналы, иногда они терпят неудачи, но это не выбивает их из колеи. Они лишь извлекают уроки, анализируют ошибки и просчеты, делают выводы, а затем предпринимают новую попытку добиться успеха.

Они не ждут, пока удача свалится им на голову: не надеются на крупный выигрыш в лотерею, не чают получить наследство почившего американского дядюшки-миллионера, не ожидают, что однажды в их дверь позвонит прекрасный принц, не верят в то, что «счастье придет и на печи найдет».

Интерналы сами авторы и творцы своей судьбы, убежденные, что «человек сам – кузнец своего счастья».

Кроме того, в отличие от экстерналов, интерналы имеют меньше проблем психологического характера, они более позитивны, дружелюбны по отношению к окружающим и, что немаловажно, меньше болеют. Последний факт объясняется тем, что интерналы больше интересуются своим здоровьем и занимаются профилактикой, стараясь предотвратить возможные недомогания

В то время как экстерналы нередко и здесь полагаются на авось, надеясь, что все как-нибудь «само рассосется».

Стопроцентные интерналы или экстерналы, безусловно, встречаются очень редко. Все мы, в той или иной степени наделены характеристиками и одного и другого типа. А узнать, кого же все-таки в вас больше поможет Шкала интернальности – экстернальности Джулиана Роттера.

Другие статьи по этой теме на InHa.ru: Экстраверты, интроверты — в чем различия Хорошо живет на свете гипертим Истероид, или Демонстративность во всем Психастеник: Как бы чего не вышло Эпилептоид: Во всем должен быть порядок Эти непонятные шизоиды Оральный характер: Вечно берущий Анальный характер: Скупой педант Истерический характер: Актриса-Соблазнительница

Развитие локуса

На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста. Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля. Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам. К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем. Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие. В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин. К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина. Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве. Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.

Тест на локус контроля

Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).

Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?

Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:

  1. Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
  2. Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
  3. Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
  4. Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Исполнение желаний зависит от везения.
  6. Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
  7. Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
  8. Я мало влияю на происходящее.
  9. Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
  10. Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
  11. Я верю в реализацию собственных планов.
  12. Удача – результат долгих стараний.
  13. Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
  14. Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
  15. Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
  16. Поведение детей – результат родительского воспитания.
  17. Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
  18. Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
  19. Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
  20. В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
  21. Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
  22. Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
  23. Образ жизни не влияет на возможные недуги.
  24. Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
  25. За плохое управление компанией ответственны работники.
  26. Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
  27. При желании я расположу к себе любого человека.
  28. На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
  29. В происходящем виноват я сам.
  30. Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
  31. Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
  32. Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
  33. В моих неудачах виноваты другие люди.
  34. Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
  35. С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
  36. Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
  37. От меня зависит счастье моей семьи.
  38. Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
  40. Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
  41. Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
  42. Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
  43. Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
  44. Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.

Тестирование работников организации на локус контроля

Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.

Шкала общей интернальности:

  • «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
  • «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.

Обработка результатов:

  • 0-11 баллов – экстернал;
  • 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
  • 33-44 балла – интернал.

Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.

Экстернальный тип (внешний локус контроля)

Представители данной группы склонны списывать все удачи и неудачи на внешние обстоятельства. Они всё время пассивно ждут подарков от жизни, поскольку у них не возникает мыслей, что для достижения успеха нужно прикладывать определенные усилия. При этом они склонны к депрессии и беспричинной агрессии, поэтому их сложно назвать приятными людьми.

Кроме того, экстернальные личности обычно азартны, поскольку всегда возлагают надежду на внезапную удачу. Они склонны к неоправданному риску, часто ведут себя импульсивно, не думая о последствиях (ведь в их представлении всё зависит от судьбы, а не от их решений).

Другая особенность людей с внешним локусом контроля – склонность к конформизму, которая была подтверждена экспериментально. Участники данного эксперимента должны были соглашаться или спорить с определенными утверждениями (при этом правильные ответы поощрялись финансово). Организаторы обнаружили, что интерналы предпочитали руководствоваться собственным мнением, тогда как экстерналы часто соглашались с другими участниками, даже когда ответ звучал нелогично.

Понятие интернальности в психологии

Интернальность считают психологическим феноменом поведения человека.

Чтобы охарактеризовать термин, используют следующие ключевые слова:

  • регуляция личностного поведения;
  • суверенность;
  • самодетерминация;
  • ответственность;
  • субъектность;
  • неопределенность выбора человека, как личности;
  • локус контроля.

Интернальность помогает разобраться, как протекают различные психологические процессы, позволяющие человеку овладеть своим поведением и научиться контролировать себя. Термин был введен в оборот Дж. Роттером. Он считал, что локус контроля – это наиболее важный поведенческий субъектный фактор, который требует анализа: человек должен понять взаимосвязь между желаниями и поведением.

Люди, относящиеся к интерналам, способны:

  • трезво оценивать действительность;
  • практически и реально оценивать результаты и контролировать ход действий;
  • воплощать в жизнь намеченные цели.

Интерналы обращают внимание на дисциплину. Они заранее ставят цели, планируют, готовятся к тому или иному делу

Интерналы умеют работать с информацией (включая ее распространение и обработку).

Таблица 1. Вопросы методики «Шкала диспозиционного эгоизма» К. Муздыбаева

№ утверждения

Утверждение

1

Любой человек имеет право обеспечить свое счастье, даже если ради этого придется пренебречь счастьем других людей.

2

Добиваясь своих целей в жизни, всегда следует учитывать чувства других людей. (R).

3

Любой человек должен отказаться от собственных желаний, если они наносят вред интересам других людей. (R).

4

Нет ничего предосудительного в том, что человек стремится обеспечить свое благополучие любыми средствами, зачастую даже за счет других людей.

5

Детей надо воспитывать таким образом, чтобы они больше думали о своих собственных интересах, чем об интересах других людей.

6

Человека следует оценивать, прежде всего, с точки зрения его полезности другим людям, а не по успешности его личных дел. (R).

7

Я придерживаюсь точки зрения, что человек должен стремиться получить от жизни максимальное удовольствие, даже если для этого придется пренебречь благополучием других людей.

8

Любой человек должен всегда действовать таким образом, чтобы не стать несчастным.

9

Нельзя осуждать человека за то, что он воспользовался возможностью, чтобы обеспечить себе преимущества в конкретной ситуации.

10

Каждый может добиваться своего счастья так, как ему заблагорассудится.

Экстерналы

Люди с внешним локусом контроля, экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни.

Человек не воспринимает всерьез свою роль в тех или иных событиях собственной жизни, в том, как выстраиваются его отношения с другими людьми, в конфликтах чаще всего винит партнера.

Даже свои успехи, достижения и радости экстерналы приписывают внеш­ним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе, воле Бога или помощи других людей.

Итогом такой позиции оказывается пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.

Стратегии интеракции

Исследователи выделяют 5 основных стратегий, складывающихся в рамках интеракции:

  • Сотрудничество – характеризуется наличием заинтересованности сторон в осуществлении совместных действий. Проявляется в согласованных усилиях, направленных на достижение общей цели. Участники имеют общие интересы и проявляют симпатию друг к другу;
  • Соперничество – характеризуется наличием общей цели, при этом достичь ее может только один из участников интеракции. Другие участники воспринимаются как препятствие, их нейтрализация является обязательным условием;
  • Компромисс – самый сложный с точки зрения практической реализации вид интеракции, базирующийся на необходимости взаимных уступок. Даже с учетом этого, данный вид интеракции активно используется в социуме — это обусловлено наличием человеческого разнообразия и большого количества разнообразных социальных групп. В таких условиях полное совпадение интересов является редким явлением;
  • Приспособление. В данном случае речь идет о стратегии, в рамках которой человек или группа жертвует своими интересами, подчиняясь партнеру, превосходящему их по силе. Может проявляться осознанно и неосознанно;
  • Избегание. В рамках этого вида интеракции человек пытается всеми способами избежать контактов с другими людьми, избавиться от ответственности и не принимать решений.

Первые три стратегии принято относить к категории результативных, так как они решают проблему. Оставшиеся стратегии считаются неэффективными, потому что приводят к обострению ситуации.

Мир Психологии

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Локус контроля (англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.

Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Локус контроля). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Локус контроля», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т.д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».

По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».

В отечественной литературе термин «Локус контроля» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).

Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.

Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См

теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.

предметная область термина

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».

назад в раздел

:словарь терминов /глоссарий / таблица

Исследования

Изучая, что такое локус контроля, психологи на протяжении многих лет проводили разнообразные исследования. В результате этого они получили весьма «говорящие» данные.

Например, экстерналы практически на все непредвиденные обстоятельства реагируют с настороженностью или даже испугом. В то же время люди, считающие, что жизнь зависит только от самого себя, на те же самые сложные обстоятельства реагируют с легкостью, а порой и с юмором.

При этом экстерналы, планируя свою жизнь, часто цепляются за воспоминания из прошлого, а интерналы – наоборот, думают о будущем. Впрочем, люди, у которых присутствует внешний локус контроля, вообще редко что-то планируют, ведь они считают, что в любые планы жизнь обязательно внесет свои коррективы. Поэтому, по их мнению, нет смысла тратить время на то, чтобы задумываться о будущем, потому что будет только так, как должно быть.

Рекомендуем: Кто такой меланхолик?

Такие люди отличаются низким уровнем ответственности, неуверенностью в себе, тревожностью, а иногда и агрессивностью. Им присущи еще и такие черты, как склонность к депрессии, неумение отстаивать свою позицию и отсутствие жизненных принципов.

Человек с внешним локусом зачастую бывает конформистом, т.е. он подвержен чужому мнению. Психологи, проведя исследование, выяснили, что люди с внутренним ЛК в важных решениях опираются на собственные ощущения, а с внешним – на мнение окружающих.

Внутренний локус контроля позволяет людям нести ответственность за собственные решения, в связи с чем они больше настроены на достижение хороших результатов. Это в очередной раз подтвердит для них, что именно человек является центром собственной жизни, а не обстоятельства вокруг него. Но есть у таких людей и несколько весьма значимых недостатков: чрезмерная уверенность в себе или, например, стремление всегда и абсолютно во всех ситуациях отстаивать свои права.

Рекомендуем: Абулия — это

Одно из самых известных исследований провел в 60-е годы прошлого века ученый Роттер. Позже оно получило название «локус контроля Роттера». Эксперимент состоял в том, что были изучены личности студентов колледжей, выступающих борцами за гражданские права. Оказалось, что подавляющее большинство студентов имеет внутренний локус контроля.

Еще одно исследование ученого состояло в том, что на пачках сигарет размещались надписи, гласящие о вреде курения, потом сигареты раздавались людям с разным локусом контроля. Интерналы в этом случае в большинстве своем захотели бросить курить, а экстерналы не обратили на надписи никакого внимания, поскольку были уверены в том, что чему быть, того не миновать. Вообще же в плане здоровья представители внешнего локуса контроля не торопятся ни лечиться, ни ходить по врачам, в то время как люди с внутренним локусом стремятся следить за собой и вести здоровый образ жизни.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.