Соотношение человека и экзистенции: как это работает?

Алан-э-Дейл       29.07.2022 г.

Оглавление

Образовательный путь экзистенциальной психологии

Традиционно принято искать корни экзистенциальной психологии
в философии экзистенциализма, движения, возникшего более ста лет назад и до сих
пор влияющего на умы людей в разных уголках мира. Некоторые историки психологии
и философии склонны видеть истоки экзистенциализма в работах Шопенгауэра и Ницше,
но наиболее распространенным является мнение, что датский философ Сёрен
Кьеркегор заложил первые камни в фундамент экзистенциальной философии. Однако в
работах Кьеркегора нет манифеста, нет четко выстроенной структуры, и термин
«экзистенциализм» как таковой еще не использовался. Однако именно
Кьеркегор вводит понятие существования как «осознание внутреннего бытия
человека в мире». Поскольку объективное внешнее бытие выражает
«неаутентичное бытие», присвоение существования подразумевает
решающий «экзистенциальный выбор», посредством которого человек
переходит от созерцательного чувственного бытия, определяемого внешними
факторами окружающей среды, к единственному и неповторимому «я».
Таким образом, философия Кьеркегора поднимает вопрос о подлинности человеческого
существования, вопрос, конечно, не новый, но получивший интерпретацию и мощное
развитие как у самого датского философа, так и в дальнейшем.

Другое философское направление, феноменология, основателем
которого является Э. Гуссерль, содержит идеи, более или менее близкие по духу.
С определенными оговорками можно сказать, что ключевой идеей этого направления
является неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость
сознания, человека, личности и предметного мира. Общим моментом для
феноменологии и экзистенциализма является обращение к индивидуальному опыту.

Затем все большую силу набирал экзистенциализм — Мартин
Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер, Лев Шестов, Вильгельм Дильтей, а позже —
появились Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Этот список можно было бы продолжить и
долго изучать взгляды и теоретические позиции каждого из этих авторов, однако
для нас в данном контексте это не имеет первостепенного значения, поскольку
объектом нашего рассмотрения является все-таки экзистенциальная психология, а
не философия. Но вклад, который внесли в гуманитарную мысль и в культуру ХХ
века все без исключения представители экзистенциальной философии, неоспорим.
Теоретическое изучение вопросов бытия, времени, свободы, ответственности,
выбора в рамках философии послужило основой, фундаментом для формирования
экзистенциального «мышления» в целом и психологического
«мышления» в частности.

Можно сказать, что на общеэтологическом,
«идеологическом» уровне экзистенциальная психология и
экзистенциальная философия близки друг другу. Б.В. Зейгарник говорит об
экзистенциализме в целом: «Объектом науки (философии, психологии), по мнению
экзистенциалистов, должен быть субъект, который предстает не как продукт
социальных отношений или биологического развития, а как уникальная личность,
познание которой достигается только через интуитивный опыт… Предметом
философии и психологии должен стать не объективный мир, а «бытие»
(существование), которое не может быть достигнуто посредством разума — научного
мышления; оно может быть познано только непосредственно.

На конкретно-методологическом уровне, а именно на уровне
техник, методов и средств, отношения между экзистенциальной философией и
психологией несколько иные. В этом отношении не совсем корректно
«переносить» философские разработки на психологические. Д.А. Леонтьев
отмечает: «Когда мы говорим о том, что представляет собой это направление
в психологии, мы обычно обращаемся к экзистенциальной философии — к М.
Хайдеггеру, К. Ясперсу, Ж.-П. Сартру и другим. Однако экзистенциальная
психология — это достаточно самостоятельный пласт материала, который полностью
отличается от экзистенциальной философии и имеет собственные теоретические
традиции, т.е. теоретической основой, например, экзистенциальной психотерапии
является не философия экзистенциализма, а обширные разработки в рамках
психологии. Но в то же время «основной методологический аспект
рассмотрения объекта антропологии экзистенциалистами остается по сути
психологическим». Очевидно, что существуют различные позиции относительно
взаимоотношений между философами-экзистенциалистами и
психологами-экзистенциалистами, подчеркивающие, с одной стороны, актуальность,
а с другой — многомерность и сложность этого течения.

Основные уроки

Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.

Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Проблемы и темы

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

  1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
  2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
  3. внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
  4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
  5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
  6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
  7. проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Раскрытие предназначения и смысла жизни может помочь избавиться от экзистенциального кризиса.

Контролировать свои мысли

Заменить негативные мысли позитивными. Сделать всё, чтобы вложить смысл в свою жизнь: заниматься любимым делом, стать добровольцем или просто проявлять сострадание к ближнему.

Дневник благодарности

Чтобы преодолеть негативные чувства, человек может записывать в дневнике всё то, за что он благодарен (свои таланты, достижения, семью и т. д.)

Познать самого себя

Человеку может помочь и самопознание. Если ему сложно, он может попросить близких определить его положительные качества, какое положительное влияние он оказал на их жизни, какие у него есть сильнейшие, самые замечательные качества.

Не пытаться найти сразу все ответы

Это не значит, что не нужно их искать, но на некоторые вопросы ответов не будет. Человек может попробовать разбить глобальные вопросы на более мелкие ответы. Затем работать над тем, чтобы быть удовлетворённым изучением ответов на более мелкие вопросы. Они же и составляют картину в целом.

Проблемы экзистенциализма

Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).

Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.

Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.

Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:

  1. Уникальность человеческой личности и ее экзистенции. Каждый из нас переживает все по-своему, поэтому не в состоянии до конца понять другого.
  2. Научно-технический прогресс убивает значимость человека.
  3. Пропасть между внутренним и внешним миром.
  4. Отчуждение человека от общества.
  5. Человеческая «заброшенность», глобальное одиночество, бессмысленность жизни.
  6. Поиск себя и своего места в жизни, проблема внутреннего выбора.
  7. Проблема свободы и ответственности за свою жизнь.

Что такое экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис – переживание чувства мучительной тревоги при мыслях о смысле собственного существования. Это явление широко распространено в развитых странах, где перед людьми не стоит остро проблема выживания. Его еще называют “болезнью свободного времени”.

Человек – единственное существо, которое осознает конечность своего бытия. Рано или поздно он понимает, что его ждет неминуемая смерть, и жизнь начинает казаться бессмысленной. Зачем учиться, преодолевать трудности, работать над собой, если все равно все закончится в одночасье. Жизнь начинает казаться мучительным Сизифовым трудом.

Экзистенциальный кризис чаще всего настигает людей в юности и после 30 лет. В первом случае человек сталкивается с выбором жизненного пути и задумывается о своем месте в этом мире. Взрослая жизнь пугает своей неизвестностью, мир кажется опасным и недружелюбным.

Во втором случае он смотрит на свою жизнь с высоты прожитых лет. Человек понимает, что так и не нашел ответы на волнующие его вопросы. Он признается себе, что не смог добиться поставленных целей, и расписывается в собственном бессилии. Приходит осознание своего одиночества перед лицом будущей смерти.

Развитие экзистенциального кризиса также могут спровоцировать определенные события в жизни человека:

  • смерть близких;
  • серьезное заболевание;
  • потеря работы;
  • длительная разлука с любимыми людьми;
  • встреча со смертельной опасностью.

Переживаться экзистенциальный кризис может очень мучительно и серьезно выбивать человека из колеи. Невозможность получить ответы на свои вопросы усугубляет ситуацию.

Экзистенциальный кризис можно спутать с другими состояниями: депрессией, тревожным расстройством, посттравматическим синдромом, сильным переутомлением. Если вы заподозрили у себя эту напасть, предлагаю пройти простой тест на определение экзистенциального кризиса. Начните читать роман философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра “Тошнота”. Если ощущения и размышления главного героя окажутся вам близки, скорее всего, ответ положительный.

Практики для избавления от чувства бессмысленности

Что может быть страшнее, чем нарастающая с каждым днем внутренняя пустота? Человеку не за что зацепиться, чтобы хоть как-то оправдать свою все еще продолжающуюся жизнь.

  1. Позвольте себе полностью погрузиться в состояние беспомощности, осознание бессмысленности бытия. Вы самый несчастный человек. Сочувствия не будет.
  2. Вот на последней фразе и концентрируйтесь, пусть она будет фоном всех мыслей. Проверено: когда Вы осознаете это на 100%, захочется что-то делать. И какой-то смысл появится.
  3. Попробуйте найти вдохновение в каких-то областях. Творчество, волонтёрская помощь и т.п.
  4. Просто ждите. Некоторые утверждают, что все проходит, пройдёт и это состояние.
  5. Концентрируйтесь на конкретных действиях, пропуская глобальные цели.
  6. Выберите себе жизненное кредо и живите по нему, не зная страха и упрёка. Найти его можно с помощью философии, религиозных течений, биографий жизни каких-то уважаемых Вами людей (однако копировать полностью их не стоит. Эти люди и стали известными потому что пошли своей, уникальной дорогой).
  7. Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Совет конечно самый очевидный, но иногда действительно нужна незаинтересованная третья сторона.

Философия Цапффе

Философ Петер Цапффе вывел четыре пути, который может выбрать каждый человек для себя:

  • изоляция – путь монашества, отшельничества, закрытия от всего чуждого и неприятного;
  • фиксация – привязанность к каким-то целям, фантазиям, задачам;
  • отвлечение – перемещение внимания в иные области;
  • сублимация – найти себе дело, в которое можно вкладывать силы, идущие на размышления, негативные мысли.

Иногда эти пути помогают, но иногда ведут в никуда, в ещё больший кризис. Будьте аккуратны.

Философия Камю

Альбер Камю считал, что каждый человек рано или поздно убеждается в абсурдности (бессмысленности жизни). Поэтому суицид так же бессмыслен, как и рождение.

Но после осознания этого абсурда человек может найти свой собственный смысл жизни. Главное – это свои впечатления и чувство удовлетворения.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Атеистический и религиозный экзистенциализм

Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:

  1. Атеистическое течение, главными идеологами которого стали Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. «Выбирая себя, я выбираю человечество». *Ж. -П.Сартр

    Для этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.

    Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.

    «Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».

    Вера для атеистических экзистенциалистов — это всего лишь способ спрятаться от ужасающей реальности, в которой каждый из нас с рождения приговорен к смертному приговору. Конец экзистенции — смерть.

  2. Религиозное течение представлено Николаем Бердяевым, Карлом Ясперсом, Мартином Бубером, Габриэлем Марселем. Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.

    Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.

    Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.

    Вера — это не слепое следование обрядам и изучение писаний. Вера — это истина, которую нельзя знать, но можно проживать, доказывая ее состоятельность своей жизнью.

Основные представители

Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества. Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму

Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия

Экзистенциальная психология

Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.

С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.

Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.

*Эрих Фромм (1900–1980)

Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.

  1. Общение, установление связей, благодаря которым притупляется ощущение одиночества.
  2. Трансценденция — преодоление себя, выход из зоны комфорта.
  3. Укорененность — определение своего места в мире, надежный тыл, дающий ощущение безопасности.
  4. Самоидентичность — принятие своей индивидуальности.
  5. Система ценностей.

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга

Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Когда и почему возникает и как влияет на личность

Экзистенциальный кризис, как правило, возникает в период или в преддверии перемен, не обязательно негативных. Свадьба или развод, рождение ребенка, переезд в другую страну или город, окончание университета, новая работа, выход на пенсию, болезнь и смерть близкого человека — все это может дать толчок к переосмыслению жизненных ценностей, целей и своего места в мире.

Экзистенциальный кризис может настигнуть человека в любом сознательном возрасте:

  • Подростки не хотят жить, как родители, мечтают о большем (не столько в материальном, сколько в духовном смысле) и пытаются сепарироваться.
  • Выпускники школы или университета теряются в многообразии возможностей и боятся, что могут сделать неверный выбор.
  • Люди средних лет, состоявшиеся в профессии, вдруг начинают сомневаться в правильности выбранного пути.
  • Примерные супруги размышляют над тем, стоило ли жениться и заводить детей.
  • Пожилые люди, выйдя на пенсию, размышляют над прожитыми годами и переживают из-за неиспользованных возможностей и недостаточной ценности того, что они сделали.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.