Оглавление
Книги (5)
В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л.С.Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития.
Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.
Далее »
Психическое развитие в детских возрастах. Избранные трудыРаздел: Возрастная психология
В книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли его основные работы по возрастной и педагогической психологии, включая теорию периодизацию детства, концепцию психологического развития ребенка в игровой, учебной деятельности, проблемы психодиагностики.
Далее »
Психология игрыРаздел: Возрастная психология
Книга является классическим трудом в области психологии детской игры, и с момента ее первого издания в конце 70-х года пользуется широким интересом как у специалистов в области детской психологии, так и среди студентов и аспирантов, проходящих обучение.
Далее »
Детская психологияРаздел: Возрастная психология
В пособие включены широко известная, но до настоящего времени не переиздававшаяся работа Д. Б. Эльконина «Детская психология» (в свое время — первый в нашей стране учебник по этой дисциплине), а также его избранные статьи.
В основной части книги охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Добавить отзыв
Особенности методики Эльконина-Давыдова
Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:
Отказ от эмпирического подхода (только на основании увиденного и услышанного ребенком) в процессе обучения и создание условий для формирования у младших школьников умения видеть ближайшую перспективу, мыслить абстрактными категориями, позволяющими развить логику и приучить к самостоятельной деятельности;
Важной особенностью методики является особая технология оценивания результатов учебной деятельности без применения фиксированных оценок. Такой подход позволяет избежать дополнительной психологической нагрузки у ребенка, боязни высказывать собственное суждение, даже если оно ошибочно
Учитель оценивает знания по итогу. Детям в конце урока предоставляется возможность провести самооценку деятельности;
Согласно принципам методики, важная составляющая часть занятий – организация дискуссий, где каждый ученик становится активным участником обсуждения проблемы и поиска решения. Это развивает когнитивные способности детей, умение работать коллективно, способствует формированию логического мышления и самостоятельности. При такой форме проведения занятий учитель становится организатором дискуссий, лишь иногда направляет ее в нужное русло и предлагает задачи для коллективного поиска решений.
Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.
Научная деятельность
Написал под редакцией М. Я. Басова в 1930 году брошюру «Учение об условных рефлексах». В этой работе 26-летний Д. Эльконин подробно объяснил читателю, что такое «условный рефлекс» и вопросы строения нервной системы.
Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.
Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным.
Д. Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой.
Занимался такими вопросами, как психологическое развитие детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, а также проблемой развития речи и обучения чтению у детей.
Основным вкладом Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».
Также несколько статей Д. Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л. С. Выготского. Даниил Борисович в своих работах опирался на идею о культурно-историческом развитии человека, так в восьми теоретических работах Эльконина было подробно раскрыто общее положение Л. С. Выготского.
Данное положение (о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер) было также высказано П. П. Блонским и А. Н. Леонтьевым. Это означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Исследователи пришли к выводу, что не существует одинакового детства, детства нет «вообще»
Именно поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д
Д. Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Для Даниила Борисовича было неприемлемым положение «ребёнок и общество», он считал правильным положение «ребенка в обществе».
Также Д. Б. Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.
По данном вопросу А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин придерживались одной точки зрения, что ребёнок в процессе преобразования деятельности осуществляет такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна, но не тождественна деятельности, которая воплощена в человеческой деятельности в предыдущем поколении.
Рассматривая проблему соотношения обучения и развития ребёнка, Д. Б. Эльконин писал: «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта и деятельность самого ребёнка». В эмпирической части изучения данной проблемы Эльконин опирался на идеи Л. С. Выготского о том, что обучение предшествует развитию, а также положение «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности.
Д. Б. Эльконин на протяжении всей своей научной деятельности изучал вопросы психологического развития ребёнка. Эльконин полагал, что его понимание развития ребёнка позволит преодолеть ту натуралистическую постановку вопроса детской психологии, которая так долго бытовала в данном вопросе.
Даниил Борисович в процессе изучения развития ребёнка, сформулировал следующие принципы:
- условия (развития) — рост и созревание организма;
- источники — среда, идеальные формы, то есть чем развитие должно завершиться;
- форма — усвоение;
- движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.
Работы Д. Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности:
- сюжет (во что играют);
- содержание (как играют);
- роль;
- воображаемая ситуация;
- правила;
- игровые действия и операции;
- игровые отношения.
Большое значение имела разработанная Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности — познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.
Условия эффективности игры как педагогического инструмента
Любое средство, даже самое совершенное, может быть
использовано как во благо, так и во вред. И даже благие намерения не
гарантируют полезность использования средств: нужно еще знать, как правильно
использовать средства, чтобы их применение принесло абсолютную пользу.
Аналогично, использование игры в образовании требует соблюдения определенных
правил. Впервые об этих правилах Коменский написал в «Законах хорошо
организованной школы». Они были сформулированы настолько последовательно и
разумно, что даже в наше время представляют не столько исторический, сколько
практический интерес:
- игры должны быть такого характера, чтобы игроки привыкли относиться к ним как к незначительному делу, а не как к причине.
- игра должна способствовать здоровью тела, а также бодрости духа.
- игра не должна угрожать жизни, здоровью или приличиям.
- игры должны служить преддверием к серьезным вещам.
- игра должна закончиться до того, как станет скучно.
- игры должны проходить под присмотром воспитателей.
- если эти условия строго соблюдаются, игра становится серьезным делом, то есть развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой к жизнедеятельности, или всем этим одновременно.
Украшение игры, по мнению Я. Коменского. Коменского, это
ловкость тела, бодрость духа, порядок, игра с умом и по правилам, победа
храбростью, а не хитростью. Те же пороки в игре — лень, праздность, злоба,
высокомерие, крикливость, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба,
кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные, не должны
использоваться в воспитании детей, считает Коменский.
Изучение современной педагогической литературы по игре
позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатели и учителя
должны учитывать при организации игры детей на уроках и во внеурочное время.
Свободное и добровольное вовлечение детей в игру: не навязывайте игру, а вовлекайте детей в игру.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен соответствовать смыслу и содержанию поведения в реальных жизненных ситуациях, чтобы основной смысл игровых действий переносился на реальную деятельность.
В игре дети должны руководствоваться общественно принятыми нормами морали, основанными на гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Игра не должна унижать достоинство ее участников, включая проигравших.
Игра должна положительно влиять на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер участников.
Игру следует организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, чтобы дать возможность каждому участнику проявить инициативу.
В подростковом возрасте, и особенно в старших классах, необходимо побуждать учащихся анализировать проводимую игру, сравнивать имитацию с соответствующей областью реального мира, помогать связывать содержание игры с содержанием практической жизнедеятельности или с содержанием учебной программы. Результатом обсуждения игры может стать пересмотр содержания, правил и так далее.
Игры не должны быть чрезмерно (откровенно) образовательными и чрезмерно дидактическими: Их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы).
Дети не должны участвовать в чрезмерно азартных играх, играх на деньги и вещи, играх, опасных для здоровья и жизни, сорных играх (которые в своих правилах и действиях содержат нарушения общепринятых норм морали).
Конечно, это лишь некоторые из самых общих требований. Для
каждого типа игры формулируются конкретные принципы, и для каждой игры
разрабатываются правила. Например, К. Куписевич очень подробно описывает
принципы ведения дискуссии, в том числе следующие: участник должен понимать,
что нельзя говорить долго, нужно взвешивать свои слова, говорить их обдуманно,
говорить по существу, а не кичиться независимостью собственного мышления или
руководствоваться желанием понравиться кому-то другому и т.д.
Особенности обучения
Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.
- Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием.
- Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития.
- Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.
Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.
Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.
Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Плюсы
Многие плюсы вытекают как раз из минусов:
Школьники, обучающиеся по системе Эльконина Давыдова, имеют очень глубокие знания. Они, например, точно знают, почему получится 42, если 6 умножить на 7. В то время, как большинство детей, обучающихся по традиционным программам, считают, что будет именно 42 потому, что так написано в таблице умножения. Ребята не получают оценок, значит и не стремятся к ним
Они стремятся к получению знаний, они учатся их добывать, обрабатывать информацию, отсеивать ненужное и вычленять важное. Они стремятся подняться на уровень выше, а потом еще и еще
У них высокая мотивация к учебе
Соответственно и учиться им интересно.
Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям. Дети умеют нестандартно мыслить, докапываться до сути проблемы или задачи, анализировать
Их мышление существенно отличается от мышления детей, «идущих» по «традиционке». При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.
Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.
Несколько слов об авторе методики
Выдающийся советский психолог, Дмитрий Борисович Эльконин (1904-1984 г.г.), посвятил свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей в процессе игры. Его научная деятельность тесно переплеталась с практической педагогикой. Ученого интересовали условные рефлексы и нервная система человека: эти темы легли в основу его первых научных монографий, которые писались под руководством одного из основателей советской психологии – М. Я. Басова.
Много научных работ Д. Б. Эльконина было посвящено проблемам возрастной психологии и психодиагностики, которыми он занимался с Л. С. Выготским и его известными учениками – А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией (один из основателей советской нейрохирургии).
Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи Л. С. Выготского, разработал систему развивающего обучения, которая была признана не только в советской педагогике, но и во всем мире. Суть его работы об историческом развитии детства доказывает, что каждый ребенок развивается внутри общества, под влиянием исторических процессов, культуры и искусства, этнических особенностей и т.д. Эта теория ценна тем, что она стала толчком для развития новых форм и содержания, а также индивидуального подхода в обучении.
Прогрессивные взгляды Д. Б. Эльконина в период второй волны политических репрессий (1949 – первая половина 1953 г.г.) были подвергнуты резкой критике, и более сурового наказания ученому удалось избежать лишь из-за смерти И. В. Сталина.
Ученому вернули докторскую степень и звание члена-корреспондента АПН СССР, и он до конца жизни (1984 г.) работал в РГПУ им. А. И. Герцена и преподавал психологию в МГУ.
Не менее бунтарским духом и прогрессивными взглядами на педагогику обладал последователь и ученик Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдов (1930 – 1998 г.г.), советский педагог и психолог, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии им. К. Д. Ушинского. Ему удалось воплотить идеи своего учителя, сломать старую систему обучения, основанную на эмпирическом мышлении, которая стала малоэффективной в условиях стремительно надвигающейся эпохи цифровизации.
В.В. Давыдов так же, как его учитель, подвергался политическому давлению за резкую критику устаревших догм советской педагогики, был отстранен от работы, исключен из партии и лишен возможности работать в экспериментальной школе, где на практике проверялась теория Д. Б. Эльконина и создавались новые развивающие программы обучения. Однако вскоре, через 3 года (1986 г.), его разработки признали лучшим достижением советской педагогики и В. В. Давыдов был восстановлен в должности и в партии, благодаря чему смог продолжить работу. С 1991 г. и до самой смерти академик работал Научном Совете по философии образования при РАО.
Эльконин Даниил Борисович
Даниил Борисович Эльконин — известный российский психолог, специализировавшийся на изучении детской психологии.
Эльконин гордился тем, что был учеником Льва Семеновича. Даниил Борисович был не только очень талантливым ученым, но и хорошим исследователем. Он достаточно быстро и качественно решал различные психологические проблемы, которые играли важную роль в педагогической практике. Эльконин сформулировал и обобщил важные выводы об этапах развития детей и любимых ими играх. Он также создал эффективные методы, которые могут помочь ребенку научиться читать. Даниил Борисович был очень добрым, отзывчивым, позитивным, веселым человеком и талантливым ученым.
Этот замечательный психолог родился в Полтавской губернии. Там он учился в средней школе. Затем он поступил в Педагогический институт в Ленинграде. Через некоторое время он стал учителем средней школы в Ленинграде. Он даже создал собственные учебники, которые предназначались для людей на Крайнем Севере для изучения русского языка. Долгое время Эльконин преподавал в Московском университете.
Следует отметить, что Эльконин проводил исследования в области детской психологии, сотрудничая с такими учеными, как А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.А.Саркисян. Гальперин.
Советский психолог также поддерживал эффективные связи с детскими и школьными психологами в других странах. Эльконин написал несколько монографий и множество научных статей. Его работы были посвящены проблемам теории детства. Он изучал этапы, через которые проходит каждый человек в детстве. Психолог интересовался психическим развитием людей разного возраста. Он также изучал психологию игры, процесс обучения и многое другое.
Молодые годы
В 1927 г. он окончил педагогический факультет данного учреждения, а затем 2 года отработал педагогом-педологом детской профамбулатории. В 1929 г. стал преподавать в университете по своей специальности. С 1931 г. он трудился с другими исследователями, разрабатывая проблемы детской игры. Как он говорил, в особенности в классических обществах игра считается значимым компонентом в существовании детей. С помощью игрушек, выступающих в роли уменьшенных орудий труда, они обретают разнообразные умения. Также игрушки предоставляют наглядные сведения о находящемся вокруг обществе (модели действительно существующих предметов и куколки в одеждах), содействуют физиологическому формированию детей.
Методы и приемы обучения
Они довольно интересны:
Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично
Так же такие ловушки привлекают внимание учеников. Еще одна задача учителя — сделать так, чтобы ребенок на уроке чувствовал себя свободно и раскованно
Ведь только в таких «свободных» условиях может по полной проявиться полет мысли, творчества и фантазии. На уроках часто применяются разного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для развития творческих и других способностей.
Каждый урок имеет свою сюжетную линию. Это как небольшой спектакль, очень яркий и интересный. Для развития мышления применяется предметно-практическая деятельность. Это различные исследования, проведение опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально. Ну а основной задачей начального уровня образования по системе Эльконина Давыдова является пробуждение в ученике потребности учиться. Есть потребность кушать или пить? Есть! Вот также сильно ребенок должен стремиться к получению знаний и самосовершенствованию. В начальной школе такая потребность формируется, как и способность к самоизменению. А уже в более старших классах эта способность совершенствуется и реализуется.
Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.
Как проходят занятия по системе Эльконина-Давыдова?
Теория развивающего обучения или развитие теоретического мышления вовсе не означает полного отказа от эмпирических элементов в развитии. Последние имеют большое значение для детей раннего возраста, когда мир познается через окружающие предметы и формируется речь. У младших школьников уже есть накопленный опыт, и постепенный переход к абстрактному восприятию действительности – необходимое условие развития.
Например, ученик предлагает собственный вариант решения задачи, руководствуясь ранее накопленным опытом узнавания предметов и явлений, но высказывает ошибочное суждение. В этом случае учитель просит его дать пояснения, почему он так считает.
Дальше к решению проблемы подключается весь класс, каждый из детей предлагает свои варианты ответа. Таким образом, поставленная задача выполняется коллективно, а каждое высказывание учеников, в случае неверного ответа, оценивается как степень участия в коллективной работе – не ошибка, а попытка найти нужный вариант.
Биография Даниил Борисович Эльконин
Карьера: ПсихологДата рождения: –Место рождения: Россия. Российская Федерация
Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советских времен психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую равитию речи школьников.
После заверщения Великой отечественной войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. В 1953 Эльконин демобилизовался из армии в звании подполковника и совсем перешёл в Институт психологии АПН РСФСР, где и раньше работал по совместительству. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.
Работы Д.Б. Элькониным доктрина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.
Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным
Основные публикации
Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
Психическое формирование ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
Детская психология. М., 1960.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Как обучать детей уяснять текст. М., 1976.
Психология игры. М., 1978.
Эта тема закрыта для публикации ответов.