Эрих фромм: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Алан-э-Дейл       18.06.2022 г.

Биография Эриха Фромма

Эрих Фромм появился на свет в 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне. Он рос и воспитывался в семье набожных евреев.

Его отец, Нафтали Фромм, был владельцем винной лавки. Мать, Роза Краузе, являлась дочерью эмигрантов из Познани (на тот момент Пруссии).

Детство и юность

Эрих ходил в школу, где помимо традиционных дисциплин детей обучали основам вероучения и религиозным устоям.

Все члены семейства придерживались основных предписаний, связанных с религией. Родители хотели, чтобы в будущем их единственный сын стал раввином.

После получения школьного аттестата юноша поступил в Гейдельбергский университет.

В 22-летнем возрасте Фромм защитил докторскую диссертацию, после чего продолжил учебу в Германии, в институте психоаналитики.

Политические идеи

Кульминацией социальной и политической философии Эриха Фромма была его книга «Здоровое общество», опубликованная в 1955 году. В ней он выступал в пользу гуманистического демократического социализма. Основываясь прежде всего на ранних работах Карла Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в советском марксизме, и более часто встречающийся в трудах либертарианских социалистов и либеральных теоретиков. Его социализм отвергает как западный капитализм, так и советский коммунизм, который он считал дегуманизирующим, бюрократической социальной структурой, которая привела к практически универсальному современному феномену отчуждения. Он стал одним из основателей социалистического гуманизма, продвигая ранние сочинения Маркса и его гуманистические послания США и западноевропейской общественности. В начале 60-х годов Фромм опубликовал две книги, посвященные идеям Маркса («Концепция человека Маркса» и «По ту сторону порабощающих иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом»). Работая над стимуляцией западного и восточного сотрудничества между марксистскими гуманистами, в 1965 г. он опубликовал сборник статей под названием «Социалистический гуманизм: международный симпозиум».

Популярна следующая цитата Эриха Фромма: «Точно так же, как массовое производство требует стандартизации товаров, социальный процесс требует стандартизации человека, и эта стандартизация называется равенством».

Мысли о свободе

Обретя свободу, человек учиться работать над своими ошибками, мыслить осознанно. Если он не справляется с подобной ответственностью, то примыкает к конформизму и стремится следовать нормам общества. Так называемое следование за толпой подразумевает отсутствие отвержения обществом, сохранение с окружающими хороших отношений, общественное одобрение.

В качестве альтернативы перечисленным механизмам Эрих Фромм предлагал позитивную свободу. Именно она помогает не испытывать неприятного чувства одиночества. Мыслитель полагал, что наряду со свободой человек может ощущать себя также частицей общества, быть автономным, творческим, раскрепощенным. Он отмечал подобные качества среди детей, которые действуют непосредственно, не сопротивляются своей природе, не следуют социальным запретам. Мыслитель считал, что важнейшими условиями позитивной свободы являются любовь и труд, а также спонтанная активность. Философ предполагал, что нужно уравновесить внутренние биологические мотивы с социальными факторами. Личность способна противостоять авторитету власти и общества с помощью своих воли и разума. Именно самостоятельность человека является решением всех его проблем. Неотъемлемое условие свободы – возможность несогласия, выражение протеста. Оно является гарантией развития личности.

Биография

Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из города Познани, входившей в те времена в состав Пруссии (до 1920 года), и являвшейся административным центром одноимённой провинции. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929—1932).

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал её Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

Библиография

  • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
  • 1941 – «Бегство от свободы»
  • 1947 – «Человек для самого себя»
  • 1949 – «Мужчина и женщина»
  • 1950 – «Психоанализ и религия»
  • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • 1955 – «Здоровое общество»
  • 1956 – «Искусство любить»
  • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
  • 1968 – «Природа человека»
  • 1970 – «Кризис психоанализа»
  • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
  • 1976 – «Иметь или быть»
  • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

Антропологические взгляды Фромма

Мыслитель отмечал, что в человеческой жизни господствует непреодолимая полярность между регрессией и прогрессией. С одной стороны определяется стремление человека к утраченной гармонии с природой. С другой, он стремится к достижению человеческого существования, которое соответствует его разумным способностям. Это неизбежно приводит человека к постоянному поиску гармонии и делает статическое бытие невозможным. При условии удовлетворения животных потребностей, другие специфические человеческие потребности выходят на первый план

Несмотря на преобладающие на Западе учения о познании, логике и феноменологии, Эрих Фромм всю жизнь посвятил антропологии. Ему не удалось систематизировать полученные эмпирические знания. Однако, ключевые научные взгляды о сущности и природе личности, субъективности и становлении, обозначены четко. Его взгляды оказались весьма устойчивыми. Из одного исследования в другое они обретали все новые доказательства и аргументы. Сам мыслитель утверждал, что каждая из его работ является продолжением предыдущей.

Подчеркивая уникальность человека, Эрих Фромм отмечал, что человек – часть природы, но в тоже время отвергнут ей. Разумное существо стремится познать суть природы бытия, раскрыть собственную субъективность. Несмотря на существование тела и духа, очень сложно жить осознанно, особенно поддаваясь велениям плоти. Природу человека зафиксировать невозможно, однако, ее можно изучать в конкретных ситуациях. Человек поистине уникален с его страстями, являющимися продуктами инстинктов. Страсть разрушает индивидуальность и характер человека.

В одной из своих выдающихся работ «Человек для самого себя» Эрик Фромм определяет страсти и стремления как ведущие направляющие разрушения. В них отражается мир человеческого. Потребности личности несравнимы с животными инстинктами. Человек может стремится как к успеху, так и к аскетизму. А есть люди, мечтающие о власти или подчинении. Система ориентаций составляет ценностные установки личности. Вожделение, страсти и побуждения мешают человеку адаптироваться к социальным изменениям. Фромм в своих работах настаивает на индивидуальности, работе над истинными потребностями личности, которые нередко перекрываются страстями.

По мнению Фромма, ценности человек получает не из разума, а из бессознательного. Этапы же истории человечества должны оцениваться по уровню благополучия, счастья и психологической гармонии людей.

Поведение человека зависит от врожденного темперамента и характера, который формируется при взаимодействии с окружающим миром. Характер Фромм описывает как устойчивую структуру, определяющую мысли, чувства, поступки и поведение человека. Характер можно классифицировать по ориентации на мазохистский, садисткий, деструктивистский и конформистский. В связи с этим, образуется пять вариантов взаимоотношений с социумом: эксплуатирующий, рецептивный, рыночный, продуктивный и накопительский. Ввиду свободы человека в выборе установок, главное в жизни – спонтанность и саморазвитие. В своих работах по антропологии Фромм стремился разрешить противоречия сущности человека, эгоизм противопоставлял альтруизму, бытие – обладанию. Он мечтал о здоровом обществе, гуманизме, восстановлении гармонии между человеком и природой, человеком и обществом.

Постоянно отвлекаясь от собственного внутреннего, человек не осознает своих внутренних сил и, следовательно, не испытывает себя инициатором собственных действий, которые контролируются силами, действующими извне. Для индивида его бытие стало своего рода товаром, его тело, ум и душа – капиталом, а его жизненная задача состоит в том, чтобы выгодно вложить свой капитал, продать свой товар и извлечь из себя прибыль. Если рассматривать свою жизнь преимущественно как своего рода компанию, в которую нужно максимально разумно инвестировать свои физические и экстрасенсорные способности, то жизнь терпит неудачу. Итак, современного человека мыслитель характеризует как пассивного получателя впечатлений, мыслей и мнений. Хотя на протяжении веков человек стал значительно умнее, он имеет сильные потери в том, что касается морально управляемого разума. Свой интеллект он использует как инструмент манипулирования собой и другими. Суждения и действия человек довольно часто производит в соответствии с принципами общества, а не личными.

Критика

В Эроса и цивилизации , Герберт Маркузе критически Фромма: В начале, он был радикальным теоретиком, но позже он обратился в соответствие. Маркузе также отметил, что Фромм, а также его близкие коллеги Салливан и Карен Хорни удалили теорию либидо Фрейда и другие радикальные концепции, которые, таким образом, свели психоанализ к набору идеалистической этики, которая охватывает только статус-кво

В ответе Фромма в трудах «Разумное общество» и «Анатомия человеческой деструктивности» утверждается, что Фрейд действительно заслуживает значительной признательности за признание центральной важности бессознательного, но также и то, что он имел тенденцию исправлять свои собственные концепции, изображавшие самость как пассивный результат. инстинктов и социального контроля с минимальной волей или изменчивостью

Фромм утверждает, что более поздние ученые, такие как Маркузе, приняли эти концепции как догму, тогда как социальная психология требует более динамичного теоретического и эмпирического подхода. Ссылаясь на левый политический активизм Фромма как общественного интеллектуала, Ноам Хомский сказал: «Мне нравилось отношение Фромма, но я думал, что его работа была довольно поверхностной».

Политические идеи и деятельность

Самая известная работа Фромма « Побег из свободы» фокусируется на человеческом стремлении искать источник власти и контроля при достижении свободы, которая считалась истинным желанием человека. Критика Фроммом современного политического строя и капиталистической системы побудила его искать идеи в средневековом феодализме . В « Побеге от свободы» он нашел ценность в отсутствии личной свободы, жесткой структуре и обязательствах, предъявляемых к членам средневекового общества:

Ноам Хомский обсуждает теорию отчуждения Эриха Фромма.

Кульминацией социальной и политической философии Фромма стала его книга «Разумное общество» , опубликованная в 1955 году, в которой приводились доводы в пользу гуманистического и демократического социализма . Основываясь в первую очередь на ранних работах Карла Маркса , Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал свободы, отсутствующий в большинстве советских марксистов и более часто встречающийся в трудах либертарианских социалистов и либеральных теоретиков. Марка социализма Фромма отвергала как западный капитализм, так и советский коммунизм , который он считал дегуманизирующим и который привел к практически универсальному современному феномену отчуждения . Он стал одним из основателей социалистического гуманизма , продвигая ранние сочинения Маркса и его гуманистические послания в США и западноевропейской публике.

В начале 1960-х Фромм опубликовал две книги, посвященные марксистской мысли ( «Концепция человека Маркса» и « За цепями иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом» ). В 1965 году, стремясь стимулировать западное и восточное сотрудничество между марксистскими гуманистами, Фромм опубликовал серию статей под названием « Социалистический гуманизм: международный симпозиум» . В 1966 году Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года.

Некоторое время Фромм также был активен в политике США. Он присоединился к Социалистической партии Америки в середине 1950-х годов и приложил все усилия, чтобы помочь им представить альтернативную точку зрения маккартистским тенденциям в некоторых политических мыслях США. Эта альтернативная точка зрения лучше всего была выражена в его статье 1961 года « Может ли человек победить?». Исследование фактов и вымыслов внешней политики . Однако, как соучредитель SANE , Фромм наиболее активным политическим деятелем был сторонник международного движения за мир , борьбы против гонки ядерных вооружений и участия США в войне во Вьетнаме . Поддержав проигрышную заявку сенатора Юджина Маккарти на пост президента США от Демократической партии , Фромм более или менее ушел с американской политической сцены, хотя в 1974 году он все же написал доклад под названием « Замечания о политике разрядки» для слушаний, проведенных комитетом Сената США. по международным отношениям . Фромм был удостоен премии Нелли Сакс в 1979 году.

Основные характеристики расширения

  • Возможность быстрого и простого скачивания видео и звуковых файлов непосредственно со страницы Интернет-ресурсов;
  • Рабочие опции выведены на панель инструментов, что ускоряет работу клиента;
  • При наличии большого количества ссылок на странице предлагается перечень доступных скачиваний;
  • Возможность самостоятельно определять желаемое качество видео и получить его в оптимальном расширении;
  • Сотрудничество с наиболее популярными веб-ресурсами;
  • Присутствует опция загрузки всего плейлиста;
  • Оптимальная скорость скачивания роликов в сетях Facebook и ВК непосредственно со страниц друзей или с новостной ленты;
  • Интеграция необходимых плагинов в единую программу, что упрощает работу с разными файлообмениками;
  • Возможность встраивания утилиты в интерфейс собственного сайта, чтобы предлагать посетителям прямые ссылки для скачивания;
  • Возможность скачать с ютуба за пару кликов.

Психоанализ и его критика

Чтобы исследовать природу любви, Фромм использует психоаналитический подход. В тексте произведения он много внимания уделяет вопросу взаимоотношений субъекта с родителями. Именно эти отношения, считает писатель, определяют будущее каждого человека.Возможно, увлечение Фромма психоанализом было вызвано потребностью осмыслить и преодолеть влияние собственных родителей. Если верить биографиям философа, его детство и отношения в семье были далеки от идеала.С изучением психоанализа также были связаны 2-е первые серьезные любовные истории Фромма. Первый раз философ женился еще во время учебы. Его избранница, Фрида Райхманн была старше его на десять лет. Будущие супруги долгое время выступали в роли врача и пациента – Райхманн была личным психоаналитиком Фромма. После свадьбы сеансы, конечно, пришлось прекратить. Их брак продлился недолго – спустя 4 года пара рассталась. Однако за время, проведенное вместе, они успели серьезно повлиять друг на друга в научном плане.«Биологический прообраз симбиотической связи – связь между матерью и зародышем в её утробе. Их двое, и все же это – одно целое. <…> В психической симбиотической связи тела независимы друг от друга, но психологически налицо связь того же типа». ….«В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».…«Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая – «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».Следующим серьезным увлечением Фромма стала психоаналитик Карен Хорни. Они познакомились еще в Германии, в стенах Берлинского института психоанализа. Он – студент, она – преподаватель, на 15 лет старше Фромма. Бурный роман завязался, когда оба эмигрировали в Штаты. Этот союз оказался не менее продуктивным, чем предыдущий: ученые вместе разрабатывали фрейдистскую теорию, рассматривая её, главным образом, в социологическом аспекте и подвергая устаревшие положения жесткой критике.Отношения влюбленных расстроились, после того, как Фромм стал проводить сеансы психоанализа с дочерью Хорни – Марианной. В ходе этих встреч ученый выяснил, что Марианна враждебно относится к матери. Карен, разумеется, не понравился такой поворот событий, пара рассталась.«Цель полового влечения – слияние, и это влечение порождается отнюдь не только физической потребностью в облегчении болезненного напряжения. Тревога, порождаемая одиночеством, желание побеждать или быть побежденным, тщеславие, желание принести вред и даже разрушить – все это так же может способствовать появлению полового влечения, как и любовь. Половое влечение, по-видимому, может сочетаться с любым сильным чувством и порождаться им. И любовь – всего лишь одно из таких чувств. Поскольку для большинства людей представление о половом влечении неотделимо от понятия любви, они легко приходят к ошибочному выводу, будто они любят друг друга, если они хотят друг друга физически. Любовь может порождать стремление к половому соединению, и в этом случае физическая близость лишена всякой жадности, желания победить или быть побежденным, но проникнута нежностью. <…> Половое влечение создает на мгновение иллюзию соединения, однако без любви люди и «соединяясь» остаются такими же чужими, как прежде; иногда они из-за этого стыдятся друг друга или даже ненавидят, потому что, когда иллюзия рассеивается, они ощущают себя еще более чужими».

Библиография

  • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
  • 1941 – «Бегство от свободы»
  • 1947 – «Человек для самого себя»
  • 1949 – «Мужчина и женщина»
  • 1950 – «Психоанализ и религия»
  • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • 1955 – «Здоровое общество»
  • 1956 – «Искусство любить»
  • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
  • 1968 – «Природа человека»
  • 1970 – «Кризис психоанализа»
  • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
  • 1976 – «Иметь или быть»
  • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

Социальная философия Фромма

По мнению Фромма, понять природу человека во всей целостности невозможно, используя лишь психоанализ, необходимо учитывать также социальные факторы. Мыслитель отмечал, что переживания людей зачастую становятся следствием окружающей культуры. Он настаивал, что внутренние ценности человека определяют его психологическое здоровье.

Фромм считал, что невроз – это следствие морального падения личности, он может развиваться на фоне неразрешенных внутренних конфликтов и стремления к освобождению. Философ отмечал, что человек сегодня не работает над собой, ему безразлично его моральное положение. Именно поэтому психоанализ должен направлять личность внутрь, определять ее место в обществе, заставлять решать накопленные нравственные проблемы. Подобная работа над собой, определяемая как совесть, отличает человека от животных.

Эрих Фромм в своих работах критиковал страстную сторону любви, которая способна затуманить рассудок, привести человека к страшным деяниям. Мыслитель ввел в практику и разработал понятие гуманистического психоанализа. Он понимал под ним особенную терапию, проводимую с целью социализации личности в окружающем обществе и культуре. Цель подобных действий – полная реализация внутренних возможностей индивидуальности. Врач, проводящий терапию, становится для человека наставником, лечит душу.

По мнению Фромма, у человека есть не только физические, но и психические потребности. Из этого вытекает, что к человеку применяются универсальные критерии, которые могут быть либо поощрены, либо подавлены социальной системой. Таким образом, состояние здоровья общества может быть исследовано. В связи с этим, Фромм в различных публикациях делал выводы из результатов культурных, сравнительных и социальных исследований.

Эрих Фромм, как и множество его современников, раскритиковал фрейдовский психоанализ

Он считал, что австрийский ученый неправильно сформулировал проблему и не принял во внимание все тексты, вошедшие в трилогию Софокла. Однако, он признавал, что сказание об Эдипе является важным символом любви и взаимоотношений между матерью и ребенком

Именно эти взаимоотношения лежат в основе патриархальной культуры и бесспорного родительского авторитета.

Философия

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.

Психоаналитик Эрих Фромм

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

Эрих Фромм за работой

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству

Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.

Жан Кальвин и Мартин Лютер

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.

Книги Эриха Фромма

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

Личная жизнь

Автор множества научных трудов имел три жены:

  • Фрида Рейхман. Психоаналитик, которая стала известна благодаря эффективной работе с шизофрениками. Семейные узы были разрушены в 1933 году, но дружеские отношения сохранились на долгие годы.
  • Хенни Гурланд. Ее проблемы со здоровьем стали основной причиной переезда в Мексику, где она умерла в 1952 году. Жена работала фотокорреспонденткой, была старше ученого на 10 лет. На момент знакомства имела 17-летнего сына, в судьбе которого Фромм принимал активное участие.
  • Аннис Фримен. Американка родом из Алабамы. Была моложе своего мужа на два года. С ней ученый прожил 27 лет до конца жизни. Именно она подтолкнула его к написанию книги «Искусство любить», в которой были обобщены культурологические представления о любви со своим непосредственным опытом.

дальнейшее чтение

  • Де Родриго, Энрике, Neoliberalismo и otras patologías de la normalidad. Conversando nuestro tiempo con Эрих Фромм . Мадрид: PenBooks, 2015. ISBN  978-84-608-1648-5 . (Испанский)
  • Фридман, Лоуренс Дж., Жизни Эриха Фромма: Пророк любви . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2013. ISBN  978-0231162586 .
  • Функ, Райнер, Эрих Фромм: его жизнь и идеи, иллюстрированная биография . Continuum: Нью-Йорк, 2000. ISBN  978-0826412249 .
  • Гислен Десландес , «Побег из свободы: переосмысление Эриха Фромма в свете современного авторитаризма», Исследования организации (журнал) , 2018.
  • Дженсен, Вальтер А., вклад Эриха Фромма в социологическую теорию . Каламазу, Мичиган: Printmill, 2017. ISBN  978-0970491947 .

Взгляды на психологию религии

Этим вопросам ученый посвятил много лет. Он отмечал, что религиозное сознание лежит в основе личностных ценностей. Человек обладает индивидуальной психофизической природой. Ввиду получаемого эмпирического знания и опыта он создает в сознании систему идеалов. Мыслитель считает, что религиозные воззрения человека, а также их характер способны раскрыть потенциал человека или нейтрализовать его.

Философ задавался вопросом: «заслуживает ли религия доверия?». Возможно, что личность не высвободившая творческий потенциал, может стать рабом религии, не имея других ориентиров в жизни. Именно поэтому, доказывает ученый, психоанализ способен нейтрализовать противоречия между желаниями и мотивами. Для этого необходимо рационализация и следование собственному разуму. Нередко истина скрывается в бессознательном.

Эрих Фромм выделяет авторитарные религии, которые управляют личностью и требуют полного повиновения. В них любое непослушание трактуется как грех. В противовес этому явлению мыслитель определяет гуманистические религии, способные раскрыть личность через творческие возможности. К ним он относит буддизм, культы времен Просвещения, учение Сократа. Именно подобные взгляды способны направить человека к искренней любви, заботе, помочь ему осознать единство мира. Гуманистические религии приводят человека к рационализации и самореализации, поэтому мыслитель видит в них спасение для любого общества. Именно они способны раскрыть личностный потенциал, создать гармонию в мире.

Творчество и основные концепции

Центральной частью мировоззрения стала концепция «я» как социального характера. Характер каждого из нас формируется под действием экзистенциального разочарования тем, что возникает необходимость подняться над природой и собой благодаря способности рассуждать и любить. По мнению психоаналитика:

  • религия является не актом веры, а способом избежать сомнений;
  • люди, эволюционировали в существа, осознающие свою собственную смертность и бессилие перед силами природы, не являются единым целым со Вселенной;
  • главная задача любого – родить самого себя, стать тем, кто он есть на самом деле.

Эрих Фромм считал, что любовь – не эмоции, а творческая способность. Он рассматривал влюбленность в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая имеет элементы заботы, уважения и знания. В работах прослеживается и идея, что человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил. Они могут быть представлены вместе или отдельно.

Вклад знаменитой личности в социологию, психологию настолько большой, что монографии по сей день активно изучаются в вузах многих стран. Особенно популярны работы: «По ту сторону от иллюзий», «Психоанализ и дзен-буддизм», «Душа человека», «Революция надежды», «Иметь или быть?».

Биография

Эрих Фромм родился в Германии в еврейской семье в 1900 году. Его папа владел винной лавкой, а мама была дочерью раввина, эмигрировавшего из Познани. Практически все свое детство провел во Франкфурте. Посещал национальную детскую школу, где акцент делался не только на предметах общеобразовательного цикла, но и на вероучения и религиозные традиции. В 1918 году Эрих поступает в Гельдбергский университет, где происходит погружение в мир философии, психологии и социологии. В 1922 защищает докторскую диссертацию. Подготовка по профессии была завершена в Берлинском психоаналитическом институте.

Когда годы образования остались в прошлом, Фромм открывает собственную частную практику. Продолжал заниматься ей на протяжении последующих 5 лет. Активное взаимодействие с клиентами послужило базой для переосмысления соотношения биологического и социального в процессе формирования психики человека.

Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Эрих переезжает жить в Женеву, а в последующем в Нью-Йорк. Там он начинает заниматься преподавательской деятельностью. Важные события в жизни:

  • 1938 г. свои многочисленные работы начинает публиковать на английском, а не на немецком языке.
  • 1943 г. принимает участие в формировании отделение Вашингтонской школы психиатрии.
  • 1950 г. переезжает жить в Мексику, исследует социально значимые проекты, издает книгу «Здоровое общество».
  • 1968 г. переживает первый инфаркт.

Скончался Эрих Фромм в своем доме в Швейцарии в 1980 году.

Мысли о свободе

Обретя свободу, человек учиться работать над своими ошибками, мыслить осознанно. Если он не справляется с подобной ответственностью, то примыкает к конформизму и стремится следовать нормам общества. Так называемое следование за толпой подразумевает отсутствие отвержения обществом, сохранение с окружающими хороших отношений, общественное одобрение.

В качестве альтернативы перечисленным механизмам Эрих Фромм предлагал позитивную свободу. Именно она помогает не испытывать неприятного чувства одиночества. Мыслитель полагал, что наряду со свободой человек может ощущать себя также частицей общества, быть автономным, творческим, раскрепощенным. Он отмечал подобные качества среди детей, которые действуют непосредственно, не сопротивляются своей природе, не следуют социальным запретам. Мыслитель считал, что важнейшими условиями позитивной свободы являются любовь и труд, а также спонтанная активность. Философ предполагал, что нужно уравновесить внутренние биологические мотивы с социальными факторами. Личность способна противостоять авторитету власти и общества с помощью своих воли и разума. Именно самостоятельность человека является решением всех его проблем. Неотъемлемое условие свободы – возможность несогласия, выражение протеста. Оно является гарантией развития личности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.