Эрик берн «люди, которые играют в игры»

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Путь и становление Эрика Берна как психолога

Американский ученый родился в Канаде в 1910 году и при рождении получил имя Леонард Бернстайн. Его отец был врачом, и это сказалось позднее на выборе профессии. Детские переживания совместных с отцом посещений больных, игр со сверстниками в больницу были усилены ранним уходом из жизни отца. Его смерть ярко запечатлелась в памяти сына.

Он стал доктором медицины и магистром хирургии. В середине 30-х он переехал в США, где окончил интернатуру, открыл психиатрическую практику, сменил имя на Эрик Берн. К 1941-му он уже основательно увлекся психоанализом. Во время Второй мировой войны работал военным психиатром при армии. Параллельно с этим он не переставал консультировать по хирургии.

После армии он обучался психоанализу у Эрика Эриксона. Но почти сразу ученый демонстрирует «инакомыслие». Многое в классической теории психоанализа ему представляется по-другому. Если психоаналитики стремятся дойти с пациентом до момента его рождения, чтобы проработать мельчайшие детали воспоминаний, оставивших яркий след в формировании личности, то Берн предполагал еще более глубокий анализ родителей, воспитывавших ребенка и давших свои установки, и предков – передавших свой опыт и мировоззрение.

Это одна из ключевых позиций Берна – осмысление (или его отсутствие) предыдущего опыта и переданного опыта из поколения в поколение. Поддержки он не встретил со стороны коллег и учителей. Более того, когда в 1956 году он подал заявку на членство в 3-й раз – и в 3-й раз ее отклонили. Это, с одной стороны, подействовало на него разрушительно, с другой – заставило обособиться и заняться самостоятельными исследованиями.

Библиография автора

Книги автора, на английском языке

Книги приведены в хронологическом порядке издания (указаны первые издания книг).

  1. The Mind in Action. — 1947.
  2. Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis. — 1957. (Это переработанное и дополненное издание книги «The Mind in Action»).
  3. Transactional Analysis in Psychotherapy. — 1961.
  4. Structure and Dynamics of Organizations and Groups. — 1963.
  5. Games People Play. — Grove Press, 1964.
  6. Principles of Group Treatment. — 1966.
  7. The Happy Valley. — 1968. (Художественное произведение).
  8. Sex in Human Loving. — 1970.
  9. What Do You Say After You Say Hello?. — NY Times Book Review, 1972.
  10. Beyond Games and Scripts. — 1976.
  11. Intuition and Ego States: The Origins of Transactional Analysis: A Series of Papers. — 1977.
  12. A Montreal Childhood. — EDITORIAL JEDER, 2010. — 176 p. — ISBN 84-937032-4-9, ISBN 978-84-937032-4-0.

Переводы книг автора, на русском языке

Книги приведены в хронологическом порядке издания оригиналов.

  1. Психика в действии / пер. с англ. П. Самсонова. — Минск: Попурри, 2007. — ISBN 978-985-15-0089-1, ISBN 978-985-15-1014-2. (Перевод книги «The Mind in Action»).
  2. Переводы книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»
    • [psylib.ukrweb.net/books/berne01/index.htm Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ. А. И. Федорова; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»).
  3. [www.aifet.com/books/transl_v5_Berne-2.pdf Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 379 с. — ISBN 978-91-983073-4-4.
  4. Переводы книги «Transactional Analysis in Psychotherapy»:
    • Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с. — (Концепции). — ISBN 5-8291-0741-4.
  5. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с. — (Психологический бестселлер). — ISBN 978-5-699-31579-6.
  6. Структура и динамика организаций и групп. — Минск: Попурри, 2006. — 352 с. — ISBN 985-483-790-4. (Перевод книги «Structure and Dynamics of Organizations and Groups»).
  7. Переводы книги «Games People Play»:
    • [www.modernproblems.org.ru/philosofy/159-games1.html Игры, в которые играют люди] / пер. с англ. А. И. Федорова. — 1972.
  8. [psylib.ukrweb.net/books/berne02/index.htm Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений](недоступная ссылка — история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004.
  9. [www.aifet.com/books/transl_v2_Berne.pdf Игры, в которые играют люди] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 164 с. — ISBN 978-91-983073-2-0.
  10. Групповое лечение. (Перевод книги «Principles of Group Treatment»).
  11. [strelkina.ru/load/vse_knigi_ehrika_berna/vse_knigi_ehrika_berna/skazochnaja_dolina/6-1-0-5 Счастливая долина / пер. с англ. О. Стрелкиной.](недоступная ссылка — история ,копия ) (Перевод книги «The Happy Valley»).
  12. Переводы книги «Sex in Human Loving»:
    • Секс в человеческой любви / пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с. — ISBN 5-04-006038-6.
  13. Психология секса. Как достичь гармонии в любви / пер. с англ. А. А. Грузберга. — Екатеринбург: Литур, 2002. — 272 с. — ISBN 5-89648-085-7.
  14. Переводы книги «What Do You Say After You Say Hello»:
    • [psylib.ukrweb.net/books/berne03/index.htm Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы](недоступная ссылка —

    история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004.

  15. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992. — ISBN 5-289-01230-3.
  16. За пределами игр и сценариев / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2008. — 464 с. — ISBN 978-985-15-0352-6. (Перевод книги «Beyond Games and Scripts»).

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов.
Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести
и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка.
Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей.
Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители.
Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей.
Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах.
Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать
ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае
состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями.
Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет.
Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек.
Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства.
Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения.
Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Я-РодительКонтролирующий

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином».
Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости,
подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

«Расколдовыватель», или Как освободиться от власти сценария

Эрик Берн вводит такое понятие, как «расколдовыватель», или внутреннее освобождение. Это «устройство», отменяющее предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. В рамках сценария это «устройство» для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в глаза, в других его надо искать и расшифровывать. Иногда «расколдовыватель» таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях неудачников: «Все наладится, но после твоей смерти».

Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время. «Когда встретишь Принца», «Когда умрешь, сражаясь» или «Когда родишь троих» — это событийно ориентированные антисценарии. «Если переживешь возраст, в котором умер твой отец» или «Когда проработаешь в фирме тридцать лет» — это антисценарии, временно ориентированные.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение — главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.

Нужно разрешить что-то своему Я-состоянию Ребенка со словами: «Все в порядке, это можно» или наоборот: «Ты не должен…» В обоих случаях звучит также обращение к Родителю (как своему состоянию Я): «Оставь его (Я-Ребенка) в покое». Такое разрешение работает лучше, если оно дано авторитетным для вас человеком, например психотерапевтом.

Эрик Берн выделяет позитивные и негативные разрешения. С помощью позитивного разрешения, или лицензии, нейтрализуется родительское предписание, а с помощью негативного — провокация. В первом случае «Оставь его в покое» означает «Пусть он это делает», а во втором — «Не принуждай его к этому». Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в случае антисценария (когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение (лицензию) — проснуться — и освободил от проклятия злой колдуньи).

Если родитель не хочет внушать своим детям то же самое, что было когда-то внушено ему самому, он должен осмыслить Родительское состояние своего Я. Его долг и обязанность заключаются в контроле своего Отцовского поведения. Только поставив своего Родителя под надзор своего Взрослого, он может справиться со своей задачей.

Трудность заключается в том, что мы часто относимся к своим детям как к нашей копии, нашему продолжению, нашему бессмертию. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, даже в дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Негативные и несправедливые приказы и запреты должны быть заменены на разрешения, которые не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой», «Им разрешено радоваться»).

Эрик Берн уверен: разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет — ловит, хочет — нет.

Эрик Берн особенно подчеркивает: быть красивой (так же, как иметь успех) — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Виды и варианты сценариев

Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество. Итак, Эрик Берн делит все сценарии на:

  • победителей,
  • непобедителей,
  • неудачников.

На языке сценариев неудачник — это Лягушка, а победитель — Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но сопротивляется любой ее попытке стать Принцессой («Почему ты решила, что ты можешь…?»). Отец, воспитывающий Принца, конечно же, желает сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего

И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. И хотя в основе их Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый

И тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, — победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель.

Кто же это такие — непобедители? Важно не путать с неудачниками. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла

Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию — победителя или неудачника — следует человек? Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Hеудачник же скажет: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…». Непобедители говорят так: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это».

Сценарный аппарат

Чтобы понять, как действует сценарий и как найти «расколдовыватель», необходимо хорошо знать сценарный аппарат. Под сценарным аппаратом Эрик Берн понимает общие элементы любого сценария. И тут надо вспомнить три состояния Я, о которых мы говорили в самом начале.

Итак, элементы сценария по Эрику Берну:

Виды психологических игр

Психологические игры, используемые в межличностных отношениях, рассмотрены на основе социологической классификации, так как она является наиболее практичной.

Виды игр

«Игры на всю жизнь» оказывают на игроков наиболее сильное влияние по сравнению с другими играми, рассчитаны на несколько участников. Типичные игры «Попался, сукин сын», «Алкоголик», «Должник». Игру «Попался, сукин сын» можно наблюдать на примере игры в покер.

У одного из игроков выигрышные карты. Если это игрок в «Попался, сукин сын», то его будет интересовать не выигрыш в покер, а сам факт того, что другой игрок находится в его власти. Игра «Попался, сукин сын» отчасти является криминальной игрой. Берн описывает в своей книге, как наблюдая за игрой в покер, он понял механизм другой психологической игры «Я только пытаюсь вам помочь».

«Игры на вечеринках» позволяют разным игрокам найти друг друга. Одна из игр на вечеринках «Какой ужас!»

Игрок постоянно попадает в неприятные ситуации, рассказывает о своих проблемах и страданиях, пытается привлечь к себе внимание и получить сочувствие

«Супружеские игры», как и любые другие, могут присутствовать в семейной жизни. Одной из распространенных является игра «Если бы не ты».

Женщина выходит замуж за деспотичного мужчину, который не позволит ей попадать в пугающие ситуации. В таком браке жена жалуется на запреты и ограничения, из-за чего муж чувствует себя неловко. В результате жена получает вознаграждение в виде сочувствия, внимания, возможности играть с подругами в игру «Если бы не он».

«Сексуальные игры» связаны с супружескими играми, инициатором часто выступает женщина, если водящим является мужчина, то такие игры относятся уже к группе криминальных игр.

Игра «Ну-ка подеритесь» основана на соперничестве двух мужчин за женщину. Сюжет является основой для произведений литературы, театра и кино. Возможны три варианта развития игры.

В романтическом варианте после победы в состязании женщина и ее герой живут долго и счастливо. Драматический сценарий разыгрывается, если побеждает не тот, кого выбрала женщина. В комедии женщина бросает обоих.

«Криминальные игры», например «Полицейские и воры», связаны с мошенничеством, насилием и другими преступлениями. Каждая криминальная игра в своей основе нечестна и незаконна.

Психологические “Криминальные игры”

Такие игры проходят под руководством «Взрослого», то есть планируются профессиональными преступниками.

«Психологические игры» можно наблюдать не только в кабинете психолога, но и в других ситуациях, связанных с социальными отношениями. Типичная игра «Я только пытаюсь вам помочь».

Консультант дает профессиональный совет клиенту. На следующей встрече клиент сообщает, что последовал совету, но не достиг нужного результата. Консультант принимает известие о неудаче и предлагает новый вариант решения проблемы. Консультирование клиента может длиться бесконечно долго.

Игрок в «Я только пытаюсь вам помочь» заранее уверен, что помощь не будет принята, игроку не нужен быстрый результат. В этой ситуации консультант испытывает раздражение, но старается его подавить. Он понимает, что формально следует установленной процедуре, другие консультанты поступают также и он всегда получит поддержку начальства.

Игроков в «Я только пытаюсь вам помочь» следует отличать от профессионалов, которые действительно оказывают помощь.

«Позитивные игры». Поиск положительных игр является трудной задачей, так как все игры основаны на скрытой мотивации и корысти. Хорошая игра приносит пользу одновременно всем участникам. Например, «Трудовой отпуск» становится позитивной игрой, если для игроков содержание работы вторично и работа выполняется ради другой цели.

Некоторые игры несут в себе творческий потенциал. Другая часть игр основана на обмане и конфликтах, поэтому такие игры не доставляют радости и удовольствия игрокам, а их развязка может завершиться настоящей драмой. В своем исследовании Э. Берн постоянно подчеркивает, что игры не могут заменить реальной жизни.

Вам будет интересно почитать:

  • Как невестке правильно вести себя со свекровью и наладить отношения. Советы психологаКак побороть лень и навсегда от неё избавиться. Советы психолога.Как вести себя девушке на первом свидании и после него чтобы понравиться парню. Выбираем место, темы для беседы, одежду и макияж для первого свидания.Воспитание детей погодок. Какие есть плюсы и минусы у детей погодок: трудности и проблемы в воспитании

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции
«Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.
Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию
«Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства
сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны
проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или
«Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое.
Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица
социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный
результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление
какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать
обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть.
Овладеть этим редким умением, необходимым
в сбалансированной и счастливой жизни
поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» –
книги американского психотерапевта Эрика Берна ,
ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов.
Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu, 1871542611

Примечания:

  1. Эрик Берн
  2. Эрик Берн «Транзактный анализ. Практическое применение»

Ещё почитать:

Книги (6)

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященныхРаздел: Психоанализ

Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра — своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Далее »

Групповое лечениеРаздел: Психоанализ

«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту…»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Далее »

Игры, в которые играют людиРаздел: Практическая психология

В книге американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей.

Далее »

Люди, которые играют в игрыРаздел: Практическая психология

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Далее »

Психика в действииРаздел: Психоанализ

В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека

Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя

Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.

Далее »

Трансакционный анализ и психотерапияРаздел: Психоанализ

Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.

Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.

Далее »

Эрик Берн и трансакциональная психология

Эрик Бёрн – знаменитый американский психолог. Он является автором концепции сценарного и трансакционного анализа. Определение 1

Трансакция у Берна — это некая единица общения между двумя определенными людьми.

Бёрном выделяется три состояния человека:

  • Взрослый,
  • Ребёнок,
  • Родитель.

По мнению Берна, человек в каком-либо коммуникативном контакте находится именно в одном из данных состояний.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Эрик Берн, американский психотерапевт и психолог 400 руб.
  • Реферат Эрик Берн, американский психотерапевт и психолог 260 руб.
  • Контрольная работа Эрик Берн, американский психотерапевт и психолог 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Биография[править]

Эрик Берн (Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 года в Монреале (провинция Квебек, Канада), сын Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Его единственная сестра Грейс родилась пятью годами позже. Семейство иммигрировало в Канаду из Польши и России. Оба родителя окончили Университет Макгилл и Эрик, который был очень близок к отцу, с любовью рассказывал, как он сопровождал своего отца, врача, на медицинских раундах. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.

Берн закончил интернатуру в Соединенных Штатах в больнице Инглвуд в Нью-Джерси. В 1936 году он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где он работал в течение двух лет. Через некоторое время (1938-1939 годы) Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна. Его первое назначение было клиническим ассистентом по психиатрии в Нью-Йорке, эту должность он занимал до 1943 года, когда он поступил в Армейский Медицинский Корпус. В 1940-ом году Берн открыл частную практику в Норуолке (Коннектикут). Там он встретился и со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 годах он практиковал одновременно и в Нью-Йорке, и в Коннектикуте. В 1941 году он начал обучаться психоанализу в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте и стал анализантом Пауля Федерна. Из-за спроса на армейских психиатров в течение Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в 1943-1946 годах в Медицинском Корпусе, где был повышен со звания младшего лейтенанта до майора. В течение последних двух лет он занимался групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital. Освободившись от военных обязательств в 1946 году, он возобновил психоаналитическое обучение в Сан-Францисском Психоаналитическом Институте. В 1947 году он стал анализантом Эрика Эриксона, с которым он работал в течение двух лет

Когда он начал обучаться в 1941 году в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн, очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно.

Однако, то, чего он жаждал, не произошло: в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика Берна это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии. Один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства. До 1956 года он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: «Интуиция V: Образ Я» и «Состояния Эго в Психотерапии». Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности «взрослого» и «ребенка». В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это «новый подходом в психотерапии». Третья статья, названная «Трансактный Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии», была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957 году. С публикацией этой работы в 1958 году в журнале «American Journal of Psychotherapy» трансактный анализ — новый метод диагностики и терапии, стал неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года после двух сердечных приступов.

Психосоматические заболевания

После прочтения книги даже далекому от медицины читателю становится ясно, что работа внутренних органов неразрывно связана с психическими процессами. Лечение многих хронических заболеваний представляется сложным и безуспешным из-за непризнания клиницистами этой связи.

Для приведения в порядок организма необходимо начинать с его верхнего этажа, то есть психики. После ремонта координационного центра любой системы легко наладить функцию других органов. Эрик Берн неоднократно подчеркивает, что человека следует рассматривать как энергетическую систему, а не физическое тело.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.