Этический кодекс психолога: что можно и нельзя

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Основные этические принципы

Перед консультированием, психолог обязан предупредить клиента:

  • Об основных целях психологического консультирования.
  • О наличии у себя профессиональной квалификации, опыте работы.
  • О стоимость консультирования.
  • О приблизительной продолжительности консультирования.
  • О целесообразности проводимого консультирования.
  • О возможном временном ухудшении психологического состояния во время консультирования.
  • О допустимых границах конфиденциальности.

Основные этические принципы психологического консультирования (автор Ю. Е. Алешина):

  1. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту – консультант должен уметь участливо и внимательно слушать каждого клиента, стремясь не просто выслушать, а понять суть его проблемы и приложив все свои профессиональные знания и умения – помочь ему. Помощь заключается в оказании психологической поддержке. При первой встречи с клиентом, консультант должен установить с ним доброжелательные взаимоотношения, показать всем своим видом, что его основной целью является оказание необходимой психологической помощи. Достигается это посредством применения различных психологических методов, методик и приемов, в зависимости от ситуации и настроя клиента.
  2. Ориентация психолога на ценности и нормы клиента, а не на общепризнанные социальные правила и нормы. Такой подход поможет клиенту быть максимально открытым и искренним. Консультант, понимая и принимая ценности клиента, выражая к ним уважительное отношение, показывает, что готов оказать ему необходимую психологическую помощь. Кроме того, консультант дает понять клиенту, что его ценности и нормы не будут оцениваться как препятствие для нормальной жизнедеятельности.
  3. Запрет давать какие-либо советы. Несмотря на весь имеющийся у консультанта жизненный и профессиональный опыт, он не имеет права давать клиенту советы. Это обусловлено тем, что жизнь каждого клиента индивидуальна и уникальна, невозможно с точностью сказать, как она будет развиваться в дальнейшем и какой непредсказуемый результат принесет данный клиенту совет. Дать клиенту совет – это значит принять на себя ответственность за его жизнь, в случае если он им воспользуется.
  4. Анонимность – никакая информация, которая сообщается клиентом психологу, не может быть передана третьим лицам (родственникам, друзьям, организациям и т.д.), без согласия самого клиента. Кроме того, эта информация не может быть использована против клиента. Перед началом консультирования, психолог обязан предупредить клиента о том, что если к нему попадет информация, которая в соответствии с законом РФ должна быть сообщена в соответствующие органы, то он будет вынужден сообщить им о ней.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношении. При осуществлении психологом профессиональной деятельности каких-либо личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, необходимо стараться действовать в интересах клиента, как можно скорее прервав процесс психологической помощи.

Этические принципы практического психолога. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Этические принципы психологического консультирования

психологический консультирование эмоциональный этический

Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).

Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.

1. Обеспечение конфиденциальности.

2. Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).

3. Осознание консультантом своей ограниченности.

4. Запрет на двойственные отношения.

Рассмотрим подробнее эти правила.

1. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).

Главные этические принципы. Этические принципы и нормы поведения

Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др. Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов. Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации. Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении – это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным – это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность – наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме

Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей. Управленческая этика – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений

Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела

Управленческая этика – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Политика равных возможностей

Британская ассоциация консультирования обеспечивает равные возможности доступа и участия для всех своих членов в работе всех структур. БАК считает важным, чтобы такие характеристики как возраст, цвет кожи, вероисповедание, культура, физическая недееспособность, образование, нравственность, пол, информация, знания, деньги, национальность, раса, религия, сексуальная ориентация, социальный класс и статус не становились препятствием для участия в любых областях деятельности Ассоциации, включая услуги ее членам, набор и работу с добровольцами, участие в работе над установлением, проверкой и оценкой стандартов, а также в рассмотрении жалоб. Всё это имеет большое значение, так как Британская ассоциация консультирования – это “голос консультирования” в мире.

Принцип благополучия клиента

  1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
  2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
  3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
  4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Этика семейных отношений в воспитании детей

Дети являются связывающим элементом семьи. Им постоянно нужна родительская любовь, забота и понимание. Усилия старших членов семьи должны направляться на достойное развитие личности ребенка. Для решения этой задачи родители должны заниматься саморазвитием, чтобы всегда быть интересными для своих детей.

Обязанности по воспитанию детей должны четко распределяться между отцом и матерью. Если один из родителей принимает меньшее участие в воспитании своего чада, то и уважать его ребенок будет меньше. Это приведет к проблемам во взаимоотношениях супругов.

Общение со своими детьми является основным фактором в воспитании. Многие родители совершают ошибку, полагая, что разговаривать с ними незачем, они и так достаточно времени уделяют своему ребенку. Однако именно под влиянием общения с папой и мамой формируется новая личность.

При любом споре необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Они учатся у отца и матери, пытаются им подражать. Недопустимо в присутствии детей оскорбительно относиться друг к другу, подавая тем самым дурной пример. Именно из-за плохих отношений между родителями у ребенка начинают формироваться комплексы в отношениях с противоположным полом. Отец должен показать сыну пример уважительного отношения к женщинам при общении с его матерью, научить относиться к женскому полу бережно и обходительно. Мать должна научить детей уважать главу семейства и не позволять себе в их присутствии унижать отца. В воспитании детей необходимо отличать боязнь от уважения. Отношения, основанные на страхе, неэффективны.

Читать далее: Как ведёт себя влюблённый парень

Добросовестное согласие и осведомленность

Смысл профессиональной этики практического психолога заключается в том, чтобы в процессе лечения пациент не получил вреда своей репутации. Однако многие клиенты даже не понимают того, что они добросовестно соглашаются на некоторые действия, посещая кабинет специалиста. Поэтому психолог должен осведомлять своего пациента заранее о следующих нюансах, дабы потом не произошел неприятный казус:

Психолог обязан сообщать своему пациенту обо всех шагах, которые должны привести к лечебному действию. Особенно актуально это в случае со стационарным лечением. Специалист должен заранее информировать своего клиента о возможных рисках лечения и альтернативных методах диагностики, в том числе и непсихологических.
Разрешается делать аудио- и видеозаписи консультации с пациентом только после письменного согласия со стороны клиента. То же самое касается и телефонных переговоров с клиентом. И даже если в вашем распоряжении окажется такая запись, это еще не значит, что вы можете демонстрировать ее третьим лицам.
Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть абсолютно добровольным. Специалист ни в коем случае не имеет права манипулировать своим пациентом с целью получить от него какую-нибудь информацию

Если клиент даст свое согласие на проведение эксперимента, то все действия должны проводиться специалистом с особой осторожностью.

Однако в некоторых случаях бывает и так, что испытуемый не должен знать, что над ним проводится психологический эксперимент

В этом случае стоит проводить все действия с особой осторожностью и обязательно объяснить ситуацию клиенту после окончания эксперимента

Конфиденциальность

Одним из важнейших принципов профессиональной этики психолога является конфиденциальность, которая должна соблюдаться при любых условиях. Даже если к вам придет сотрудник из прокуратуры и начнет спрашивать о том, что беспокоило вашего клиента, вы имеете полное право не отвечать ему на подобные вопросы, поскольку это будет неэтично. О том, что еще включает в себя профессиональная этика психолога, читайте ниже в списке:

  1. Специалист ни при каких условиях не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе работы с пациентом. Те тайны, которые психолог получил от клиента в ходе доверительного общения, не должны подвергаться намеренному или случайному разглашению. Если же подобную информацию все-таки нужно кому-то рассказать, то сделать это можно исключительно с согласия пациента.
  2. Результаты исследований необходимо представлять сторонним лицам таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать вашего пациента. Поэтому если вы занимаетесь со своим коллегой изучением психологической науки, то никогда не произносите в результате обсуждения заболевания никаких имен и данных, которые касаются личной жизни вашего клиента.
  3. Профессиональная этика педагога-психолога включает в себя полную конфиденциальность данных от студентов или учеников школы. То есть если вы провели в определенной группе социальный или психологический опрос, то о его результатах должны знать только вы сами и никто более.
  4. Если специалисту необходимо продемонстрировать конкретный случай на примере своего пациента, то это необходимо сделать таким образом, чтобы сказанная вами информация не задела благополучие, достоинство и честное имя вашего клиента.
  5. Специалист не должен стараться отыскать в клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач. Например, затрагивание интимных тем очень часто негативно сказывается на доверии пациента к специалисту. Поэтому вопросов о сексе и тому подобном лучше всего избегать.

Также не следует забывать о том, что если вы храните данные о своих пациентах на электронных или бумажных носителя, то эта информация должна находиться под хорошей защитой. Также неоспоримым правом клиента является разговор с психологом с глазу на глаз, без присутствия третьих лиц.

В чем заключается принцип взаимоуважения?

Каждый психолог должен уважать личные права и свободы человека, которые провозглашены законом и гарантированы Конституцией Российской Федерации. Если специалист не будет соблюдать эти элементарный нормы, то добиться доверия со стороны пациента вряд ли удастся. Также этика психолога-консультанта, касающаяся взаимоуважения, включает в себя несколько пунктов, которые будут перечислены ниже:

  1. Специалист обязан с одинаковым уважением относиться ко всем своим пациентам вне зависимости от их социально-экономического статуса, языка, вероисповедания, расы, этноса, культуры, национальной принадлежности, сексуальной ориентации, физических качеств и так далее. Само собой, к каждому клиенту нужен свой подход. Однако он должен быть основан на жизненных обстоятельствах, которые пришлось пережить человеку, а не на чем-то из вышеперечисленного.
  2. Психолог должен всеми силами стараться избегать предвзятого отношения к какому-либо человеку. Данные о пациенте не должны влиять на ваше отношение к нему. Даже если у специалиста возникнет симпатия или субъективное мнение по поводу поведения клиента в определенной ситуации, это никак не должно повлиять на дальнейшие выводы и процесс лечения. В противном случае может быть выбрана изначально неверная стратегия для психологического исцеления.
  3. Психолог должен уметь правильно организовывать рабочий процесс, чтобы во время изучения и анализа психологического здоровья пациента специалист случайно не нанес вред своему клиенту. И это касается не только его самочувствия, но и социального статуса. Если кто-то из знакомых пациента узнает о его психологических проблемах, то он может лишиться доверия со стороны определенных лиц и навсегда утратит доверие в обществе.

Также психолог должен всеми силами стараться избегать такого лечения, которое приведет к дискриминации клиента по определенным основаниям. Большинство людей косо смотрят на тех личностей, которые ищут помощи у специалистов в области психологии. Если вы дадите своему клиенту какое-нибудь странное домашнее задание, например, без предупреждения поцеловать понравившегося человека, то это может привести к печальным последствиям.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

  1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
  2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми. Читать далее: Как научиться быть счастливой без мужчины Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Литература

  1. Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 277 с.
  2. Впервые в России в отношении психолога возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4109/ (дата обращения: 06.09.2019).
  3. Габбард Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения: пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2014. 272 с.
  4. Гаджиева С. Из-за комментария «инцест», оставленного психологом под семейным фото, писательница обратилась в прокуратуру // Вечерняя Москва. 19.12.2015.
  5. Гулина М.А. «Езда в незнаемое»: преподавание консультативной психологии в стенах университетов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. No 3. С. 109–131. doi:10.17759/cpp.2017250307
  6. Гарбер И. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы // Теория и практика психотерапии. 2014. Т. 1. No 1. С. 96–100.
  7. Диянкова И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 4. С. 114–149.
  8. Караваева Т.А., Вьюнова Т.С., Подсадный С.А. Значение этических норм и принципов в психотерапии и их закрепление в правовом регулировании // Вестник психотерапии. 2008. No 28. С. 9–17.
  9. Карпицкая Д. Психолог заставлял пациенток на публике раздеваться и отдавать бриллианты // Комсомольская правда. 24.04.2018 (дата обращения: 06.09.2019).
  10. Куликов А.И. Изучение сексуальных чувств пациентов и психотерапевтов в процессе психотерапии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб, 2004. 199 с.
  11. О психологической помощи населению в городе Москве: Закон города Москвы от 07.10.2009 No 43 (дата обращения: 06.09.2019).
  12. О психологической помощи населению в Российской Федерации: проект Федерального закона No 553338-6 (дата обращения: 06.09.2019).
  13. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности // Universum: Психология и образование. 2017. No 4 (34) (дата обращения: 06.09.2019).
  14. Фрокмортон У. Попытки изменить сексуальную ориентацию: этические аспекты // Московский психотерапевтический журнал. 2006. No 1. С. 175–195.
  15. Этический кодекс психолога Российского психологического общества (дата обращения: 06.09.2019).
  16. Этический кодекс Российской психотерапевтической ассоциации (РПА) от 27.05.2019 (дата обращения: 06.09.2019).
  17. American Counseling Association. 2014 ACA Code of Ethics . (дата обращения: 06.09.2019).
  18. Bond T. Standards and Ethics for counseling in action. Los Angeles: Sage, 2000. 263 p.
  19. Burkholder D., Burkholder J. Reasons for ethical misconduct of counseling students: what do faculty thinks? // The Journal of Counselor Preparation and Supervision. 2014. Vol. 6 (2) (дата обращения: 06.09.2019). doi:10.7729/62.1063
  20. Curran T., Hill A.P. Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016 // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145 (4). P. 410–429. doi:10.1037/bul0000138
  21. Ebrulkiz F. Bahar M., Umut A. Trainee psychological counselors’ understanding of ethics // International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2017. Vol. 6 (2). P. 10–17.
  22. Gwet K. Handbook of inter-rater reliability: the definitive guide to measuring the extent of agreement among raters. 4th ed. Gaithersburg, MD: Advanced Analytics, 2014. 410 p.
  23. Herlihy B., Corey G. ACA ethical standards casebook. 7th ed. Alexandria: Wiley, 2014. 337 p.
  24. Twenge J., Konrath S., Foster J. et al. Egos inflating over time: meta-analysis of the narcissistic personality inventory // Journal of Personality. 2008. Vol. 76 (4). P. 875–902.

Выводы

1. Формирование этического мышления психологов-консультантов является сложной задачей, не сводимой к формальному заучиванию этических правил и умению применять стандарты.

2. По данным пилотажного исследования, пятая часть психологов-консультантов, участвовавших в онлайн-опросе, практикует, не имея высшего психологического образования, 40% опрошенных не прошли углубленную подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе.

3. Для психологов-консультантов характерны выраженные разногласия в этических представлениях, что позволяет прогнозировать конфликты и трудности в принятии коллегиальных решений по вопросам этики, рекомендуемых этическими кодексами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.