Оглавление
Механизмы социализации
- Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
- Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
- Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
- Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
- Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.
Мезофакторы социализации
Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:
- национальным признаком;
- типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
- принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).
Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:
- витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
- ментальные, или духовные.
Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:
- Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
- Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
- Основные функции средств массовой коммуникации:
- Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
- Распространение знаний в области науки и культуры.
- Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.
Этапы социализации
Социологи выделяют следующие этапы социализации:
- Адаптация. Подразумевает познание ценностей и приобретение навыка соответствия обществу. Это этап, когда ребёнок усваивает основные понятия, приспосабливается к правилам общества, подражает и адаптируется.
- Идентификация. Заключается в стремлении к персонализации и воздействию на других людей. Отношение к нормам социума становится более критическим. На этом этапе в зависимости от возраста выделяют промежуточную (когда подросток ещё не имеет сформировавшегося мировоззрения и характера) и устойчиво-концептуальную социализацию (когда личность обладает уже устоявшимися свойствами).
- Интеграция. Позволяет проявить себя и свои возможности в конкретной социальной группе. Когда социум принимает свойственные личности характеристики, интеграция проходит успешно. Если общество не принимает эти свойства, то возможны два варианта развития событий: первый – когда индивидуальность сохраняется, отношение к обществу становится агрессивным, а второй вариант характеризуется попытками изменить себя и соответствовать ожиданиям общества.
- Трудовой этап. Его границы размыты, так как этап включает себя все время трудовой деятельности члена общества. Человек воздействует на среду, воспроизводит социальный опыт.
- Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества.
Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья – родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека.
Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте:
Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью.
Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно.
Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление
Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка.
Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи.
На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни.
Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются.
На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях.
Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни.
На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.
Все факторы разделяют на четыре группы:
- микрофакторы (социальные устои в семье, образовательном учреждении);
- мезофакторы (общественное устройство, характерное для места поселения, национальности);
- макрофакторы (социальные параметры государства, политический и культурный строй);
- индивидуальные факторы (характеристики личности определенного возрастного этапа).
Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация – поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей.
С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия:
- Ресоциализация – замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях.
- Десоциализация – утрата ранее приобретённого социального опыта.
Если ресоциализация – процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация (на фоне личных проблем, потери работы) оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации.
Этапы социализации
Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:
- Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
- Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.
Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.
Роль агентов и институтов ↑
Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:
- Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
- Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.
Не любишь банальность? Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво. Как стать счастливым человеком? Ответы в статье.
Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее.
Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:
Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
- После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
- В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
- Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Структура социализации
Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:
- Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
- Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.
Самореализация
Социальные факторы социализации невозможно представить без осознания своего предназначения. Реализовав себя в каком-то деле, человек приносит неоспоримую пользу обществу, ведь благодаря этому шагу, вносится существенный вклад в становление родной страны. Именно по этой причине каждый из нас должен вовремя позаботиться о развитии своего таланта. Найдите дело, которое придется вам по душе. Уделяйте этому достаточно сил, времени и внимания, тогда оно, несомненно, начнет приносить свои плоды.
Однако большинство людей живет скучной и однообразной жизнью. Они не только не занимаются своим самообразованием, но и откровенно не хотят узнавать ничего нового. Лишь немногие по-настоящему задумываются над тем, в чем заключается их истинное предопределение, и могут грамотно распределить свои силы. Факторы социализации во многом зависят от того, насколько человек сам себя считает успешным.
Стадии (этапы) социализации
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:
-
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
- Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
- Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Как отмечают Г. М. Андреева, Л. В. Мардахаев и А. В. Мудрик, социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
- — нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
- — личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
- — ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;
- — коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
- — прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
- — творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
- — компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. СоциокинетикаiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Социализация как фактор развития личности школьника
Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин.
Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение.
Немаловажен также и подростковый период, когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности.

Эта тема закрыта для публикации ответов.