Фаталист

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты». Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах. Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека «особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: «никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился». У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу. Григорий настаивал на том, «что нет предопределения», Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов», поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено. Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: «выстрел раздался — дым наполнил комнату».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой «пустыми переулками станицы», Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него «довольно глубокое впечатление». Неожиданно он наткнулся на «что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу. Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – «они были бледны как смерть». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который «разрубил его от плеча почти до сердца». В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. «Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника», но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича «вздумал испытать судьбу». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, «пуля сорвала эполет», однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Конец.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Тема

В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.

Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.

Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.

Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина – именно таким его считали окружающие – решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.

Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.

Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист – не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.

Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.

Как воспитывать фаталиста?

Начнем с того, что фаталистами не рождаются. Этот тип мышления формируется под влиянием окружения. Если родители и другие родственники не «промывают мозги» своему ребенку чрезмерной верой в предначертанность будущего, то он сам и не начнет так думать. Воспитание фаталиста начинается с формирования соответствующей психической установки. Такое происходит в семьях, которые отличаются повышенной суеверностью, либо религиозностью.

Когда человек с детства привыкает к тому, что от него ничего не зависит, то с возрастом это убеждение только укрепляется. Ведь принцип обратной связи работает практически без осечек. Каждый получает то, во что верит. Если ребенку прививают уверенность в своих силах и проактивность, то о фатализме даже речи не будет. В этом также переусердствовать не стоит, поскольку чрезмерная ответственность способна вогнать человека в депрессию. Ребенку следует объяснять, что не все зависит от него, но шанс добиться успеха есть практически всегда.

Фаталист оказывается прав в тех случаях, когда называет судьбой свое призвание или удачное стечение обстоятельств. Такой подход оправдан. Ведь, когда человек занимается тем, к чему у него есть склонности, он чаще добивается успеха. Аналогично и с поиском друзей, либо любви. И то и другое нельзя придумывать, они появляются сами, когда приходит время.

Пройти тест на тип личности

Дополнительная информация:

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фатали́ст фатали́сты
Р. фатали́ста фатали́стов
Д. фатали́сту фатали́стам
В. фатали́ста фатали́стов
Тв. фатали́стом фатали́стами
Пр. фатали́сте фатали́стах

фа—та—ли́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -фатал-

; суффикс:-ист .

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: fatalist
  • Белорусскийbe: фаталіст
  • Испанскийes: fatalistaм. ,ж.
  • Итальянскийit: fatalistaм. ,ж.
  • Немецкийde: Fatalistм.
  • Польскийpl: fatalista
  • Португальскийpt: fatalistaм. ,ж.
  • Турецкийtr: kaderci
  • Украинскийuk: фаталістм.
  • Французскийfr: fatalisteм. ,ж.

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Как распознать черту характера в человеке

Распознать фаталиста в новом знакомом не так уж трудно, если понаблюдать за этим человеком некоторое время. Существуют «обязательные» черты характера, которые присущи всем личностям подобного склада:

  1. Отрицание собственной значимости. Такой человек ощущает свое бессилие перед событиями и судьбой, и никогда не попытается изменить жизнь к лучшему.
  2. Неверие в свои силы. Эта черта является продолжением первой, когда фаталист предпочитает не бороться со сложившимися обстоятельствами.
  3. Нежелание нести ответственность. Такие люди считают себя лишь орудием в руках рока, и все свои поступки мотивируют тем, что так сложилась судьба.
  1. Неверие в случайности. Фаталисту невозможно доказать, что то или иное событие является лишь стечением обстоятельств. Они уверены в предначертанности и предписанности всего происходящего вокруг.
  2. Суеверие. Такие люди изучают нумерологию и гороскопы, верят в приметы. Если по пути на учебу или работу фаталисту, например, перебежит дорогу черная кошка, то во всех неприятностях, произошедших с ним в этот день, будет повинен встретившийся зверёк.

Иными словами, фаталист обессмысливает свою жизнь и принижает собственную значимость. Он уверен в своём бессилии перед обстоятельствами и не пытается бороться или отстаивать свои интересы.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры

Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Как себя вести с фаталистом?

Фаталиста можно воспринимать таким, какой он есть, либо попытаться его переделать. В первом случае, он будет чувствовать себя комфортно, а во втором – скорее всего, включит психологическую защиту. Но путем разумных и логичных доводов, его можно постепенно перевоспитать. Например, объяснить, что дурные приметы – это плод человеческого воображения. Или доказать, что настойчивостью можно добиться большего, чем пассивностью. Лучше это демонстрировать на своем примере, либо биографии того, кто пользуется у него авторитетом.

Если фатализм граничит с пессимизмом, то общаться с таким человеком, будет сложнее. Он не просто верит в предрешенность будущего, но и убежден в негативности предстоящих событий. Встречается это явление не только среди отдельных людей. Ряд сект пропагандируют конец света, из-за чего десятки, сотни и даже тысячи их последователей живут в состоянии апатии. Контактировать с ними не только неприятно, но порой даже опасно.

Кто такой фаталист?

В основе термина лежит латинское слово fatum, что означает «судьба». Человек с мировоззрением фаталиста верит в том, что любые события были определены заранее, а каждый человек имеет некоторое предначертание. Решать что-либо сам индивид не может, он поступит так, как того хотят высшие силы.

Синонимом слова может быть предопределенность, точного антонима не существуют, однако к ним можно отнести понятия «свобода воли» или «волюнтаризм».

Фаталисты отличаются суеверностью, религиозностью

Они большое внимание уделяют различным знакам, приметам, гаданиям и предсказаниям. Во всем они видят влияние судьбы

Значение слово «фатальный» люди знают уже давно. Данная система взглядов зародилась на заре человечества, на протяжении ее развития многие институты, например, церковь, активно поддерживали такое мировоззрение. Популярен фатализм и сейчас. Его поддерживает идея о том, что человек так и не научился управлять событиями, происходящими в его жизни. Он может осознать свои способности, задатки, однако раскрыть свое предначертания может случайно. Это происходит, в какие-то важные, переломные моменты, которые уготованы судьбой.

Теологический фатализм: аргумент Пайка и всеведение Бога

Еще одна проблема, которую много обсуждали философы, заключается в том, совместимо ли божественное всеведение со свободной волей и, в частности, с нашей властью делать что-то иное, чем то, что мы уже делаем.

Один из способов аргументации этой несовместимости принадлежит философу . Предположим, что быть всеведущим означает быть непогрешимым. Давайте также предположим, что Бог существовал в 1900 году и что всеведение является частью его сущности.

А теперь предположим, что 1 января 2000 года ваш сосед сверлил стену. Дальше — в 1900 году Бог полагал, что 1 января 2000 года ваш сосед будет сверлить стену. Мог ли в этом случае ваш сосед воздержаться от сверления? Потому что это означало бы либо то, (1) что у соседа была сила сделать что-то, что привело бы к ложному убеждению Бога в 1900 году, либо (2) что у него была сила сделать что-то, из-за чего в итоге в 1900 году Бог не верил бы в то, что ваш сосед будет сверлить стену в 2000-м, или (3) что у него была сила сделать что-то, что привело бы к тому, что Бога в 1900 году просто не существовало. И каждая из этих альтернатив невозможна.

Решение аргумента Пайка

Одно из возможных решений — предположить, что возможна альтернатива и в некоторых случаях люди обладают властью делать то, что не согласуется с реальными фактами о прошлом, даже если они неопровержимы. То есть в некоторых случаях люди могут влиять на прошлое. В частности, предполагается, что ваш сосед обладал властью сделать что-то, что привело бы к тому, что в 1900 году Бог не верил, что сосед будет сверлить стену. Правдоподобие такого решения будет во многом зависеть от силы аргументов в пользу невозможности повлиять на прошлое. Однако, как мы видели выше, существуют фундаментальные аргументы в пользу невозможности влиять на прошлое.

Как взгляд на всезнание Бога влияет на вопрос о том, влечет ли божественное всеведение фатализм? Ряд философов считали Бога вне времени, но представление о всезнании Бога можно также сочетать с представлением о том, что он находится внутри времени. В этом случае кажется возможным принять версию о том, что его знания в 1900 году могли зависеть от того, что ваш сосед делает 1 января 2000 года.

В контексте фатализма все это совокупно может быть сформулировано в так называемом :

Если вам суждено выздороветь от недуга, то независимо от того, обращаетесь ли вы к врачу или не обращаетесь, вы выздоровеете. Но также если вам суждено не вылечиться от этой болезни, то, независимо от того, обращаетесь ли вы к врачу или не обращаетесь, вы не выздоровеете. Либо вам суждено излечиться, либо нет. Поэтому обращаться к врачу бесполезно.

Мысль в том, что все бесполезно, потому что, что бы вы ни делали, оно не имеет вообще никакого эффекта, — это и есть фатализм, который подразумевается культурой, но выводится из философии.

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <��…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:

  1. Религиозный. Фаталисты этого толка считают, что судьба всех живущих была определена божественной сущностью. Какой именно – зависит от религии и веры данного человека.

    Они считают, что судьба ребенка уже предрешена до его рождения (и вся его жизнь, и каждый отдельный поворот, решение, которое он примет). Также у богов заранее есть ответ на вопрос, попадёт ли тот или иной человек в рай или ад.

  2. Логический. Парадигма распространилась от философа древности Демокрита, который говорил, что в мире нет случайности и все имеет свою причинную связь. Учение называется детерминизмом, а его суть хорошо передает выражение «эффект бабочки» (бабочка махнула крыльями на одном конце земли, а на другой пришел тайфун вызванный этим взмахом).

    Человек, который подвержен такому роду фатализма, считает, что сложившаяся сейчас ситуация уходит корнями в прошлое и вытекает именно из него. Все события взаимосвязаны и неслучайны. Мне нравится эта теория, а вам?

  3. Бытовой пессимизм (аля злой рок). Как правило, проявляется, когда человек находится в стрессовом состоянии, переполненный агрессией или отчаянием. Тогда вокруг все становятся виноватыми: коллеги, пролетевшая мимо машина, сильный дождь, чёрная кошка. Если это не успокаивает человека, то он всё перекладывает на высшие силы, которые настроены против данного индивида («злой рок довлеет над ним»).

Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

Плюсы и минусы фаталиста

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что быть фаталистом — плохо. Однако у людей с данным типом мышления есть и вполне выраженные преимущества, значительно упрощающие их жизнь. Главный плюс заключается в том, что их психика не нагружена переживаниями за собственные ошибки. Ответственность за все неудачи он сразу же перекладывает на некие внешние силы, а все положительные события воспринимает с благодарностью.

В противовес данному преимуществу можно выделить сразу три существенных недостатка фаталистов:

1. Склонность быстро опускать руки

. Фаталист не верит, что настойчивость помогает добиваться поставленной цели. Поэтому, столкнувшись с первой неудачей, он часто сразу же прекращает попытки.

2. Плохая подготовка к важным событиям

. Известная латинская пословица гласит: «Победа любит подготовку» (Amat victoria curam). В истории существует немало примеров, когда великие и успешные полководцы проигрывали войны, уверовав, что им покровительствует влиятельное божество, и все битвы будут заведомо успешными.

3. Суеверность

. Эта черта характера создаёт массу проблем самому фаталисту и его близким. Он может менять планы и отказываться от важных дел, если ему приснился «вещий сон» или кошка перебежала дорогу. Кроме того, фаталисты часто становятся жертвами мошенников, охотно пользующихся их суевериями.

Хорошо или плохо быть фаталистом?

На первый взгляд – плохо. На второй – тоже. Но, если присмотреться более пристально, то фаталисту не так уж и трудно живется, что позволяет говорить о некоторых преимуществах этого типа мышления.

Преимущества фаталистов

Человек с мировоззрением фаталиста намного меньше нервничает по сравнению с теми, кто взваливает на себя груз ответственности. Он подсознательно перекладывает на внешние силы вину за все свои провалы и неудачи. Такой человек предпочитает подстраиваться, а не бороться с обстоятельствами. Психологически это успокаивает, поскольку снимает с человека активную роль и какую-либо ответственность.

Тот, кто с благодарностью воспринимает все происходящие события, реже впадает в депрессию. В этом фатализм выигрывает перед проактивностью. Но, наверное, только в этом. Во всем остальном такое мышление делает человека пассивным и беспомощным, неспособным противостоять каким-либо сложностям.

Недостатки фаталистов

В первую очередь, фаталист очень часто опускает руки в ситуации, которая в принципе разрешима. Вместо того чтобы проявить немного настойчивости, он просто отступает. Тем самым, отдавая победу другому. Напротив, тот, кто проявляет целеустремленность, методично следуя намеченным маршрутом, способен добиться успеха даже в изначально проигрышной ситуации.

Во-вторых, непоколебимая уверенность фаталиста в своем будущем может сыграть с ним и его окружением злую шутку. История полна примеров людей, которые понадеялись на счастливый финал и должным образом не подготовились в ответственный момент, за что жестоко поплатились. Среди них древнеримский император Гай Юлий Цезарь, шведский король Густав III, голландский режиссер Теодор Ван Гог и многие другие.

Третий недостаток фаталистов связан с их суеверностью. Поскольку они убеждены в предначертанности будущего, то всеми силами пытаются его узнать, зачастую становясь жертвами аферистов. Возможно, бывают вещуны, которые проявляют феноменальную точность предсказаний, но, все же, основная их масса оказывается шарлатанами. Последние за счет фаталистов и живут, порой внушая им абсолютно безрассудные домыслы.

Пройти тест на самооценку

Кто такой фаталист?

Практически у каждого есть знакомый, который верит в предопределенность бытия. Такой индивид нередко употребляет в речи следующие поговорки: «От судьбы не убежишь» или «Чему быть, того не миновать»

Для более глубокого понимания такого типа мировоззрения важно четко определить, что это такое фатализм. С древнегреческого языка слово fatum переводится как «судьба»

То есть фатализм – это тип мировоззрения, при котором человек верит в предначертанность своей судьбы. Он считает, что сценарий его жизни зависит от Высших сил или божеств, рока или судьбы.

https://youtube.com/watch?v=5ghlh2u4dtA%250D

Фатализм в истории

С древнейших времен неизбежность судьбы была основным типом мировоззрения людей, на которых влияли сначала древние верования, астрология и прочие учения, а потом и более новые религии. Фаталисты верят не только в злой рок, но и счастливую звезду, сулящую удачу и процветание:

  1. В Древней Греции считалось, что богини судьбы – Мойры, плетут нить человеческой жизни. Смерть наступает тогда, когда эта нить перерезается богиней. Схожие божества под названием Норны были и в скандинавской мифологии.
  2. Примеры фатализма можно обнаружить в жизни великого Гая Юлия Цезаря. Главу империи не раз предупреждали о том, что на него готовится покушение. На утро своего последнего дня жизни он отказался слушать жену, которой снился дурной сон о его убийстве. Не взял с собой охрану и отправился в Сенат, там на него совершили покушение несколько десятков мужчин со смертельным исходом.
  3. Еще одним фатальный случай, получивший всемирную известность, случился в Нидерландах. Местный режиссер Теодор Ван Гог снял короткометражный фильм о судьбе исламских женщин под названием «Покорность». Кинолента не понравилась многим приверженцам радикальных течений, которые стали писать письма с угрозами. Спецслужбы предлагали режиссеру охрану, но он отказался. Однажды утром он был убит членом одной из преступных группировок.
  4. Проследить, кто это фаталист, можно и в пятой части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Офицер Печорин предопределил судьбу одного из знакомых военных, который ночью был убит пьяным казаком.

Почему фатализм ошибочен?

Фаталистическое отношение к происходящему выражается в признании неизбежности событий и исключает поиск новых возможностей. Фаталист начинает верить в то, что не может сделать ничего и повлиять на сложившиеся обстоятельства. Фаталист верит в то, что всё в его жизни определено кем-то или чем-то, но только не им самим.

Фаталист будет придерживаться мнения, что, если всё вызвано какими-то внешними силами, то он не несёт ответственности за то, что происходит в его жизни. Также он не может свободно и конструктивно реагировать на происходящее. Это серьёзно ограничивает свободу и волю человека. Если мы способны самостоятельно выбирать свои действия и форму поведения, то будущее будет определять не только «судьба».

Фаталистическое мышление состоит в подчинении судьбе. Фактор фатализма имеет резко отрицательное значение, если становится определяющим фактором мировоззрения. В этом случае фатализм приводит к чувству безнадёжности и отчаянию.

Фатализм находится в противоречии с научной теорией, исходящей из принципа закономерности в обществе и природе. Согласно этой теории, человек не пассивен и не бессилен перед силами природы. Люди, изучая законы природы и общественного развития, применяют эти знания в своей деятельности. Данные научные принципы расходятся с принципами фатализма, пропагандирующими рабское подчинение людей судьбе.

Фатализму можно противопоставить волюнтаризм (с лат. «voluntarius» — волевой). Волюнтаризм представляет собой мировоззрение, что судьбы людей и всего человечества определяются именно волей человека.

Фатализм опасен тем, что отрицает свободу воли каждого человека. Фатализм часто делает из человека «раба» случайностей и обстоятельств, внушает людям, что лучше смириться с «неизбежным» и сидеть, «сложив руки».

Вместе с тем склонность к фатализму — это привычка не предпринимать никаких действий и не брать на себя ответственности за свои дела и поступки. Фаталистическое мышление может стать способом для оправдания неэтичного поведения.

Бывает, что при фаталистическом отношении к жизни у человека деградирует нравственность. Они становятся менее чуткими и внимательными к людям. «Зачем помогать, заботиться и проявлять сострадание, ведь всё равно «от меня ничего не зависит», — думает фаталист. Таким образом, он может проявить пассивность и не предотвратить несправедливость, не помочь человеку в опасности, не совершить действия по сохранению имущества и так далее.

Фатализм может стать формой нигилизма: когда ничего нельзя изменить, ничто не имеет значения и нет чего-то, ради чего стоит жить. Это фактически становится отказом от личных обязательств.

Получается, что бы ни происходило, человек с фатальным отношением к жизни остаётся в роли пассивного наблюдателя и живёт чувством, что все события безвозвратно предопределены. Фаталист смиренно переносит сложные периоды в жизни вместо того, чтобы предопределять и изменять «сценарий своей жизни: анализировать причины происходящего, что-то менять и по возможности не допускать появления проблем в будущем. Фаталист категорически против того, что судьба — это «предмет» веры, а само фаталистическое мышление — всего лишь сентиментальная жизненная позиция человека.

Опасность фатализма в том, что в обычной жизни фаталист часто безынициативен и лишён амбиций. Позиция фаталиста часто выдаёт его безволие и нежелание активно участвовать в том, что происходит. Это может создавать сложности в самореализации и социализации, страдает личность и волевая сфера человека.

Если вы, прочитав статью, узнали себя как фаталиста, то вот важный совет для вашего психологического комфорта — не нужно быть фаталистом «полностью». Верьте, что многие ваши действия вполне могут изменить ход жизненных событий. Верьте в себя и живите в согласии с окружающим миром, людьми, природой. Ваша вера поможет не допускать фатальных ошибок.

Закончу статью известной цитатой классика:

Кирпич ни с того, ни с сего никому и никогда на голову не свалится.М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.