Что значит слово фаталист. загадка «фаталиста» в «герое нашего времени»

Алан-э-Дейл       27.05.2022 г.

Читать подробное краткое содержание главы Фаталист

Действие разворачивается в станице, куда приехал Григорий Печорин на две недели. Часто офицеры играли в бостон, разговаривали и выпивали. Однажды офицеры были в гостях у старого майора, дискуссировали на тему предопределения и судьбы в жизни людей, рассказывали случаи из жизни, которые подтверждали или опровергали существования чего-то неземного, что способно направлять людей.

Одним из гостей майора был офицер Вулич, внешность которого совпадала с характером: он был смелым и скрытным, холодным и спокойным, не любил поверять людям свои чувства и мысли. Он имел страсть к азарту, к игре, хоть и часто терпел неудачи: один раз он чуть не умер во время экспедиции, когда начался обстрел, он не ушел с места игры, настолько был заинтересован ею. И вот, бесстрашный Вулич предложил спор: испробовать на нём самом существование судьбы, узнать, есть ли роковая минута, которую можно предсказать. Спор завязался на том, что Вулич должен выстрелить себе в голову, и, если всё предопределено, то он не умрёт. Печорин согласился на пари, сказав, что предопределения нет.

Для проверки гипотезы, офицер снял со стену пистолет, спустил курок, и… выстрела не произошло, но, тем не менее, Печорин обнаружил печать смерти на юном лице. Григорий сообщил ему об этом, сказав, что тот непременно умрёт сегодня, но Вулич забрал червонцы и самодовольно усмехнулся. Все начали расходиться по домам, упрекая Печорина в его эгоизме.

Сам же Печорин, возвращаясь домой, шёл и неустанно думал, насколько ничтожен, высокомерен и жалок человек в таком большом мире, ему было интересно и смешно вспоминать, что люди говорили о судьбе и небесных телах. Случайно наткнувшись на разрезанную шашкой свинью, Печорин побрёл дальше, но тут услышал голоса двух казаков. Они рассказали Григорию, что их знакомый казак, который явно был пьян, гнался за свиньёй. Проснувшись наутро, люди приносят ему страшную весть: поручика Вулича разрубил «от плеча до сердца» тот самый пьяный казак. Находясь в предсмертной агонии, поручик сказал лишь два слова «Он прав!», и только Печорин понял, что они означали: он предсказал судьбу молодого серба.

Убийца, казак Ефимыч, сидел дома и старался вспомнить, что он вчера натворил. Возле его хаты собралось куча народу, кричавшая толпа просила его выйти из дома и покориться. Выразительные глаза его матери выражали глубокое отчаяние и печаль. Печорин, решившись испытать судьбу, приказал есаулам встать по местам и стал следить за убийцей. Второй начал стрелять и чуть не задел Печорина, но Григорий схватил преступника, и Ефимыча увели под конвоем. Все разошлись, поздравляя Печорина, а он глубоко задумался, как же не стать в таких ситуациях фаталистом, и пришёл к выводу, что всегда нужно действовать разумно и решительно. Вернувшись в крепость, Григорий поведал историю Максиму Максимычу. Тот лишь усмехнулся и бросил фразу об обыкновенности случая с пистолетом, и, сказав, что видно на роду у бедного Вулича было написано так.

Название повести «Фаталист» относится к Максиму Максимычу, верившему в предопределение и непонимающего мыслей Печорина. Максим Максимыч, как очень недалёкий и неспособный мыслить широко, не понимал, что до него хотел донести Григорий Александрович своей историей. Фраза «он не любит метафизических прений» означает, что старому штабс-капитану неизвестна и непонятна основа спора о судьбе и предестинации: он видит лишь одну сторону, он «за» существование предопределения, не видя других причин зарождения мира. Именно поэтому Печорину сложно и скучно с ним разговаривать, а уж тем более, спорить о метафизике.

Оцените произведение:

3.93

Голосов: 492

Читать краткое содержание Фаталист. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Виды фатализма

В фатализме выделяется несколько разновидностей, связанные со сферой жизни, в которой главенствует данное мировоззрение.

Существует 3 главных направления.

Бытовой фатализм

Часто таким термином обозначают пессимизм. Подразумевается, что на человека влияют темные силы судьбы. На каком-то этапе жизни такие мысли возникают у всех людей. Человек, который фатально потерян, из-за случившихся в его жизни неприятностей начинает жаловаться на судьбу. Данное восприятие жизни формируется под воздействием различных стрессовых ситуаций, продолжающихся длительное время, проявляется агрессией и отчаянием.

Теологический фатализм

Иногда его называют религиозный. В основе данного направления лежит мысль о том, что судьбы людей пишет Бог. Люди, имеющие такой взгляд на жизнь, пытаются поддерживать свои действия тем, что все уже предрешено божественным правителем. Их жизнь имеет смысл уже потому, что они были рождены и имею важную цель. Приверженцы такого взгляда на жизнь подразделяются на 2 группы. Одни верят в абсолютное предопределение (кальвинисты, янсенисты и пр.), считая, что от их действий ничего не зависит.

Другие же сочетают фатализм с некоторой свободой воли (представители католицизма, православия). Согласно их взглядам, от их того, какой выбор они делают в жизни, зависит то, куда они попадут после смерти. Однако такому подходу отчасти противоречит Апокалипсис, в котором прописаны сценарии жизни всех людей.

Логический фатализм

Такой вид называют также рациональным. В его основе лежит не вера в судьбу, а уверенность в том, что все имеет свои последствия. Основателем данного течения стал греческий философ Демокрит. Он указывал на то, что случайностей в жизни не бывает. Любое событие или явление имеет какую-либо причину. Люди, придерживающиеся такой системы взглядов, верят в то, что положение, в котором они пребывают, сложилось в результате решений, которые были принято раньше.

Логический фатализм еще называют детерминизмом.

Некоторые виды фатализма могут дополнять друг друга.

Мартин Иден как пример трагической судьбы

Роман Джека Лондона – вечное произведение, оно повествует о сражении человека с судьбой и жизнью. Плохо в этом произведении то, что у автора была определенная идеологическая установка: любовь – это главная движущая сила в мире. И пока герой Лондона думал, что его любит Руфь, он преодолевал себя, развивался. Ведь Мартин Иден – самородок. Но стоило главному герою понять, что Руфь – пустышка, он сразу сник. Для тех, кто не читал, не будем раскрывать всех карт, но скажем: встреча с Руфь предопределила фатальный исход (что это значит, понятно из контекста, а если не понятно, то читайте Джека Лондона) судьбы Мартина Идена.

Вулич испытывает судьбу

Он молча прошел в спальню майора, снял со стены первый попавшийся пистолет, взвел курок и насыпал на полку порох. Его стали отговаривать, но он никого не слушал. Присев у стола, поручик попросил всех занять места кругом. Присутствующие подчинились. Внезапно Печорину показалось, что на хладнокровном лице Вулича лежит печать смерти. Григорий Александрович сказал поручику, что тот нынче умрет. Ответив, что все возможно, серб спросил у майора, заряжен ли пистолет. Майор не помнил. Офицеры начали заключать новые пари. Печорину все это надоело, и он заявил, чтобы Вулич либо стрелялся, либо повесил пистолет на место. Тогда поручик приставил дуло ко лбу и спустил курок. Выстрела не последовало. Вулич опять взвел курок и прицелился в фуражку, висевшую на стенке. Раздался выстрел. Когда дым рассеялся, оказалось, что пуля пробила фуражку в самой середине и глубоко засела в стене. Серб спокойно собрал выигранные деньги со стола и ушел.

Вулич стреляется

Кто такой фаталист?

В основе термина лежит латинское слово fatum, что означает «судьба». Человек с мировоззрением фаталиста верит в том, что любые события были определены заранее, а каждый человек имеет некоторое предначертание. Решать что-либо сам индивид не может, он поступит так, как того хотят высшие силы.

Синонимом слова может быть предопределенность, точного антонима не существуют, однако к ним можно отнести понятия «свобода воли» или «волюнтаризм».

Фаталисты отличаются суеверностью, религиозностью

Они большое внимание уделяют различным знакам, приметам, гаданиям и предсказаниям. Во всем они видят влияние судьбы

Значение слово «фатальный» люди знают уже давно. Данная система взглядов зародилась на заре человечества, на протяжении ее развития многие институты, например, церковь, активно поддерживали такое мировоззрение. Популярен фатализм и сейчас. Его поддерживает идея о том, что человек так и не научился управлять событиями, происходящими в его жизни. Он может осознать свои способности, задатки, однако раскрыть свое предначертания может случайно. Это происходит, в какие-то важные, переломные моменты, которые уготованы судьбой.

Логический фатализм: аргумент Аристотеля и природа истины

Классический аргумент в пользу фатализма встречается у  (384–322 до н. э.) в 9-й главе трактата  — он обращается к вопросу о том, необходимо ли в отношении всех вопросов, чтобы утверждение или отрицание было истинным или ложным, что можно представить в виде следующего рассуждения:

Предположим, сейчас истинно, что 1 января 2100 года произойдет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы в назначенную дату его не было. Следовательно, необходимо, чтобы 1 января 2100 года морское сражение произошло. Подобно этому, если сейчас ложно, что 1 января 2100 будет морское сражение, то необходимо, чтобы морское сражение в назначенную дату не произошло. Однако высказывание о морском сражении сейчас одновременно истинно или ложно. Следовательно, или необходимо, чтобы оно произошло, или необходимо, чтобы оно не произошло.

Обобщив этот аргумент, получаем, что все происходит по необходимости и нет ни случайных событий, ни свободы воли. Но здесь нужно четко понимать, что подразумевается под «необходимостью» — речь идет не о логической необходимости, а скорее о неизбежности.

Решение Аристотеля

Аристотель не сомневается в том, что не все происходящее происходит по необходимости, и с этой точки зрения его решение состоит в том, чтобы отрицать необходимость того, что утверждение или отрицание было истинным или ложным. Другими словами, по Аристотелю, ни то, ни другое предположение о морском бое не было правдой — аристотелевское решение отвергает , согласно которому каждое предложение или истинно, или ложно. Однако Аристотель расширяет свое решение, представляя его следующим образом: некоторые утверждения верны в некоторые моменты, а в другие — нет; все необходимо есть или нет и будет или не будет, но нельзя сказать, что необходимо то или другое.

Истина и фатализм

Проблема Аристотеля, казалось, возникла в результате , согласно которой, если утверждение истинно в определенный момент времени, мир должен находиться в этот момент в том состоянии, которое делает его истинным. Однако, если каждое значимое утверждение истинно или ложно (раз и навсегда), это уже само по себе подразумевает фатализм — самого факта, что утверждение истинно, достаточно, чтобы то, что оно описывает, стало неизбежным. Однако фаталист может легко возразить, что у нас нет веских оснований проводить различие между воздействием на прошлое и воздействием на будущее. Поэтому, если мы признаем, что не можем повлиять на прошлое, мы также должны признать, что мы не можем повлиять на будущее. Фундаментальной онтологической разницы между будущим, настоящим и прошлым нет. Мы не можем повлиять на прошлое потому, что направление причинности определяет направление времени, — это просто фундаментальный метафизический факт, который не подлежит дальнейшему анализу или объяснению.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:

  1. Религиозный. Фаталисты этого толка считают, что судьба всех живущих была определена божественной сущностью. Какой именно – зависит от религии и веры данного человека.

Они считают, что судьба ребенка уже предрешена до его рождения (и вся его жизнь, и каждый отдельный поворот, решение, которое он примет). Также у богов заранее есть ответ на вопрос, попадёт ли тот или иной человек в рай или ад.

Логический. Парадигма распространилась от философа древности Демокрита, который говорил, что в мире нет случайности и все имеет свою причинную связь. Учение называется детерминизмом, а его суть хорошо передает выражение «эффект бабочки» (бабочка махнула крыльями на одном конце земли, а на другой пришел тайфун вызванный этим взмахом).Человек, который подвержен такому роду фатализма, считает, что сложившаяся сейчас ситуация уходит корнями в прошлое и вытекает именно из него. Все события взаимосвязаны и неслучайны. Мне нравится эта теория, а вам?

Бытовой пессимизм (аля злой рок). Как правило, проявляется, когда человек находится в стрессовом состоянии, переполненный агрессией или отчаянием. Тогда вокруг все становятся виноватыми: коллеги, пролетевшая мимо машина, сильный дождь, чёрная кошка. Если это не успокаивает человека, то он всё перекладывает на высшие силы, которые настроены против данного индивида («злой рок довлеет над ним»).

Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

Критика

Семантическая двусмысленность

Одна критика исходит от романиста Дэвида Фостера Уоллеса , который в статье 1985 года « Фатализм Ричарда Тейлора и семантика физической модальности» предполагает, что Тейлор пришел к своему заключению о фатализме только потому, что его аргумент включал в себя два разных и несовместимых представления о невозможности. Уоллес не отвергал фатализм как таковой , как он писал в своем заключительном отрывке: «Если Тейлор и фаталисты хотят навязать нам метафизический вывод, они должны заниматься метафизикой, а не семантикой. И это кажется совершенно подходящим». Виллем де Вриз и Джей Гарфилд, оба из которых были советниками по диссертации Уоллеса, выразили сожаление по поводу того, что Уоллес никогда не опубликовал свой аргумент. Однако в 2010 году диссертация была опубликована посмертно как « Время, судьба и язык: эссе о свободе воли» .

Criticism

Semantic equivocation

One criticism comes from the novelist David Foster Wallace, who in a 1985 paper «Richard Taylor’s Fatalism and the Semantics of Physical Modality» suggests that Taylor reached his conclusion of fatalism only because his argument involved two different and inconsistent notions of impossibility. Wallace did not reject fatalism per se, as he wrote in his closing passage, «if Taylor and the fatalists want to force upon us a metaphysical conclusion, they must do metaphysics, not semantics. And this seems entirely appropriate.» Willem deVries and Jay Garfield, both of whom were advisers on Wallace’s thesis, expressed regret that Wallace never published his argument. In 2010, the thesis was, however, published posthumously as Time, Fate, and Language: An Essay on Free Will.

Как стать фаталистом?

Глубже изучая понятие того, что значит фаталист, некоторые индивиды понимают, что такой концепции есть место в их мировоззрении. Психологи все же уверены в том, что человек осмысленно или безвольно принимает такие идеи, а не рождается с ними. Чтобы научиться полагаться на судьбу, учтите такие моменты:

  1. Начните интересоваться разными теологическими верованиями и учениями, которые рассказывают о том, что от человека полностью или частично не зависит его судьба.
  2. Проанализируйте свою жизнь и определенные события в ней, выделив в них ряд действий, которые привели к нынешнему состоянию.
  3. Старайтесь рассматривать свою жизнь и возникающие ситуации с пониманием, что судьбой все предрешено, чему быть, того не миновать.

Фаталист: плюсы

Как и любое явление, фаталист имеет свои сильные и слабые стороны. Почему же быть таким человеком отчасти – это хорошо:

  • Человек гораздо меньше нервничает, так как знает, что ничего не может изменить.
  • Он не возлагает на себя ответственность, а значит, не переживает за исход дела.
  • Не мучается от чувства вины, так как перекладывает её на какие-то внешние обстоятельства.
  • Фаталист имеет повышенную способность подстраиваться под обстоятельства, для него это легче, чем бороться с проблемой.
  • Принимает любые события с благодарностью, поэтому не впадает в депрессию.

Эти пункты значительно облегчают жизнь человеку, благодаря чему фаталист чувствует себя гораздо лучше как в психологическом, так и в физическом плане. Личность менее подвергается стрессу, по сравнению с более активными людьми.

Хорошо или плохо быть фаталистом?

На первый взгляд – плохо. На второй – тоже. Но, если присмотреться более пристально, то фаталисту не так уж и трудно живется, что позволяет говорить о некоторых преимуществах этого типа мышления.

Преимущества фаталистов

Человек с мировоззрением фаталиста намного меньше нервничает по сравнению с теми, кто взваливает на себя груз ответственности. Он подсознательно перекладывает на внешние силы вину за все свои провалы и неудачи. Такой человек предпочитает подстраиваться, а не бороться с обстоятельствами. Психологически это успокаивает, поскольку снимает с человека активную роль и какую-либо ответственность.

Тот, кто с благодарностью воспринимает все происходящие события, реже впадает в депрессию. В этом фатализм выигрывает перед проактивностью. Но, наверное, только в этом. Во всем остальном такое мышление делает человека пассивным и беспомощным, неспособным противостоять каким-либо сложностям.

Недостатки фаталистов

В первую очередь, фаталист очень часто опускает руки в ситуации, которая в принципе разрешима. Вместо того чтобы проявить немного настойчивости, он просто отступает. Тем самым, отдавая победу другому. Напротив, тот, кто проявляет целеустремленность, методично следуя намеченным маршрутом, способен добиться успеха даже в изначально проигрышной ситуации.

Во-вторых, непоколебимая уверенность фаталиста в своем будущем может сыграть с ним и его окружением злую шутку. История полна примеров людей, которые понадеялись на счастливый финал и должным образом не подготовились в ответственный момент, за что жестоко поплатились. Среди них древнеримский император Гай Юлий Цезарь, шведский король Густав III, голландский режиссер Теодор Ван Гог и многие другие.

Третий недостаток фаталистов связан с их суеверностью. Поскольку они убеждены в предначертанности будущего, то всеми силами пытаются его узнать, зачастую становясь жертвами аферистов. Возможно, бывают вещуны, которые проявляют феноменальную точность предсказаний, но, все же, основная их масса оказывается шарлатанами. Последние за счет фаталистов и живут, порой внушая им абсолютно безрассудные домыслы.

Пройти тест на самооценку

Как себя вести с фаталистом?

Фаталиста можно воспринимать таким, какой он есть, либо попытаться его переделать. В первом случае, он будет чувствовать себя комфортно, а во втором – скорее всего, включит психологическую защиту. Но путем разумных и логичных доводов, его можно постепенно перевоспитать. Например, объяснить, что дурные приметы – это плод человеческого воображения. Или доказать, что настойчивостью можно добиться большего, чем пассивностью. Лучше это демонстрировать на своем примере, либо биографии того, кто пользуется у него авторитетом.

Если фатализм граничит с пессимизмом, то общаться с таким человеком, будет сложнее. Он не просто верит в предрешенность будущего, но и убежден в негативности предстоящих событий. Встречается это явление не только среди отдельных людей. Ряд сект пропагандируют конец света, из-за чего десятки, сотни и даже тысячи их последователей живут в состоянии апатии. Контактировать с ними не только неприятно, но порой даже опасно.

Фаталист: минусы

С одной стороны, перекладывая ответственность, фаталист облегчает себе жизнь, но вместе с этим становится безынициативной личностью. У него нет амбиций, нет целей. Фаталист способен просто наблюдать за своей жизнью как бы со стороны, не принимая активного участия в её развитии. Вместо того чтобы проанализировать ситуацию, сделать шаг для решения проблемы, фаталист просто смиренно переносит её и затем, не сделав выводы, наступает на те же грабли, обвиняя во всём «высшие силы».

Скептическое отношение к инициативе

Такие люди относятся к инициативе скептически. Фаталист считает, что нет смысла активно проявлять свою позицию, так как всё равно ничего не изменится и это только усложнит жизнь. В ситуациях, где ещё можно изменить ход событий, просто приложив усилие, он опускает руки, из-за чего редко добиваются высот.

Бывает, что фаталист уверен, что ему повезёт в той или иной ситуации. Например, поверив словам гадалки или астролога. В связи с этим он не будет тщательно к ней готовиться, стараться, а пустит всё на самотёк, что сыграет с ним злую шутку. Но среди таких личностей всё-таки больше пессимистов. Хорошие события они присваивают себе, а вот плохие считают злым роком.

Примеры фаталистического мышления

Фаталистическое отношение определяется двумя факторами:

1. Человек убеждён, что события находятся вне его контроля.

2. Человек уверен, что изменить ход событий он не может.

Фаталисты были всегда. Люди просто верили в судьбу и доверялись ей в ответственные моменты. Вот несколько примеров известных поговорок, которые иллюстрируют фаталистическое отношение к жизни:

  • Семи смертям не бывать;
  • От судьбы не уйдёшь;
  • Судьбу не обманешь;
  • Видно, судьба такая;
  • Против судьбы не пойдёшь.

Любой человек, каким бы фаталистом он ни был, не станет подвергать себя явной опасности и переходить дорогу на красный свет или прыгать с крыши. Фаталистическое мировоззрение чаще всего проявляется не в каких-то бытовых ситуациях, а в отношении к жизни в целом.

Фаталистическое мышление может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда нет другого способа принять то, что произошло. Например, жилище человека сгорело или серьёзно пострадало от наводнения, человек лишился не по своей воле чего-то ценного и дорогого в жизни и так далее.

Известна ещё одна особенная «черта» фатализма. Иногда человек настраивается на возможность того, что в будущем с ним могут произойти плохие события. А когда вместо этого в жизни случаются хорошие события, то человек искренне радуется. Такой фатализм представляет собой определённый способ выживания и попытку избежать резких потрясений и разочарований.

Отдельное внимание уделю такому понятию, как «женщина-фаталистка». Часто так называют «роковых» женщин, которые меняют привычный образ жизни влюблённого мужчины

От них мужчины в буквальном смысле теряют голову.

При встрече с такой «фатальной» женщиной мужчина часто делает резкие поступки в жизни, женатые мужчины уходят из семьи, а неженатые перестают замечать других женщин. Таких «фаталисток» в народе называют ведьмами, разлучницами и подобными словами. Мужчина часто словно перестаёт управлять своей жизнью, событиями и поступками. Исход отношений с «фатальной» женщиной может быть разным, но изменения в именном сценарии практически неизбежны.

Подобный пример не редкий. Случаев, подобных этому, можно привести множество — роковые женщины, нехорошие квартиры, гиблые места и тому подобное. Везде будут фигурировать «судьба, злой рок и неотвратимость происходящего». Везде в основе лежит фатализм — вера в то, что события определяются судьбой.

При этом хорошо известны случаи фатализма с положительны подтекстом.

Фаталист — кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Такая позиция характеризует личность – безынициативную и безамбициозную. И да, я именно такой человек. Уж, так вышло. Причем чем старше я становлюсь, тем больше нахожу этому подтверждений. Фатальный — это значит неотвратимый, неизбежный. А каков итог нашей жизни? Вот именно, «фатальный конец». Так почему в начале или посередине должно быть иначе?

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме (мировоззрении) страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни.

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Logical fatalism and the argument from bivalence

The main argument for logical fatalism goes back to antiquity. This is an argument that depends not on causation or physical circumstances but rather is based on presumed logical truths. There are numerous versions of this argument, including those by Aristotle and Richard Taylor. These arguments have been objected to and elaborated on with some effect.

The key idea of logical fatalism is that there is a body of true propositions (statements) about what is going to happen, and these are true regardless of when they are made. So, for example, if it is true today that tomorrow there will be a sea battle, then there cannot fail to be a sea battle tomorrow, since otherwise it would not be true today that such a battle will take place tomorrow.

The argument relies heavily on the principle of bivalence: the idea that any proposition is either true or false. As a result of this principle, if it is not false that there will be a sea battle, then it is true; there is no in-between. However, rejecting the principle of bivalence—perhaps by saying that the truth of a proposition regarding the future is indeterminate—is a controversial view since the principle is an accepted part of classical logic.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.