Понятие, виды и этапы комплексного педагогического эксперимента

Алан-э-Дейл       28.05.2022 г.

Оглавление

Известные психологические эксперименты

Экспериментальные работы в области психологии всегда привлекали внимание публики. Проблема состоит в том, что многие из них нельзя назвать гуманными. Вмешиваясь в жизнь людей, некоторые исследователи забывают об этической стороне вопроса

Вмешиваясь в жизнь людей, некоторые исследователи забывают об этической стороне вопроса.

Антигуманное экспериментальное исследование было проведено социальным психологом Милгрэмом в 1963 г. Ученый хотел выяснить, могут ли отдельные индивиды причинить вред невинным людям при условии, что это входит в список их должностных обязанностей. В исследовании принимали участие сам экспериментатор и испытуемые, разделенные на 2 группы, — «учителей» и «учеников». При этом в роли «учеников» выступали актеры, заранее проинформированные о ходе исследования.

«Учителя» должны были проверять, насколько хорошо «ученики» запоминают слова, предложенные для изучения. Если «ученик» давал ошибочный ответ, «учитель» должен был наказать его, производя удары током, а при повторной ошибке увеличивая силу разряда.

Результаты оказались шокирующими: «учителя» не смогли противостоять своему непосредственному начальнику — исследователю, в точности выполняя все его приказы и доводя пытки до конца, несмотря на явные страдания «учеников». Это являлось прямым доказательством тому, что люди охотно подчиняются авторитетам, выполняя их указания даже в том случае, если они причиняют им моральные страдания и противоречат собственным нравственным убеждениям.

тут

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Невидимая горилла

Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего

Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас

Статья по теме

Рассеянность – призрак гениальности? Упражнения на концентрацию внимания

Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.

После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.

Один из авторов разработки — Александр Фёдорович Лазурский

Понятие педагогического эксперимента

Применяют эксперимент в роли исследовательского метода для решения научно-методических проблем в психологии и педагогике. Активность и многофакторность процесса в педагогике обусловливают применение определённо комплексного опыта педагога, который поможет найти преимущества и недостатки, объяснить ценности, раскрыть внутренние взаимосвязи и зависимости в явлениях и процессах педагогики. Поэтому этот приём является самым достоверным в исследовании явлений, фиксирования прецедентов, рассмотрения изменений и развития участников процесса в педагогике. Выделяют групповой педагогический эксперимент, который предоставляет возможность изучать причинно-следственные связи, внутренние информаторы развития, что помогает выйти на теоретический этап исследования изучаемых вопросов.

Определение 1

Эксперимент в педагогике – это изменение или активизация конкретных действий для проведения исследования в подходящих, определённо фиксируемых и контролируемых условиях.

Особенности проведения эксперимента в педагогике это:

  • В ход исследования могут вмешаться изыскатели, что является запланированным действием.
  • Возможность несколько раз воссоздать исследуемые явления в разных условиях, что относится к изменению их параметров.

Эксперимент предоставляет возможность разложить действия педагога на несколько составных, изменить условия, в которых они функционируют, рассмотреть и проверить воздействие на результаты конкретных моментов, следить за формированием и развитием конкретных сторон и связей, уточнять полученные результаты. Также эксперимент можно использовать для проверки частных и общих гипотез, определённых выводов, установки и уточнения прецедентов, определения производительности используемых элементов.

Эксперимент в педагогике называют специфическим комплексом всех методов исследования, который способствует научно-обоснованной и доказательной проверке верности назначенного в самом начале исследования предположения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительной тренировки

Психолог Дж. Пратер доказал свою гипотезу, согласно которой навыки быстрее развиваются и улучшаются, если сочетать тренировки на практике вместе с мыслительными. Такую эффективность мыслительной тренировки он изучал на курсантах военной академии в момент тренировочных посадок самолёта Т-37. В исследовании приняли участие 23 курсанта. Все они прошли стандартные тренировки на тренажёрах, а часть в совокупности осуществляли и мыслительные тренировки в макете кабины. По итогу были получены результаты, согласно которым участники экспериментальной группы получили балл больший и по знаниям, и по технике.

Психолого-педагогический эксперимент

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется “формирующий”) обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Метод эксперимента в работе с дошкольниками

Определение 2

Метод – это путь получения фактов, определяемый задачей и предметом исследования.

Самым надежным методом получения информации о поведении и психологии ребенка является метод эксперимента, суть которого состоит в том, чтобы в процессе исследования вызвать у ребенка те психические процессы, которые интересуют исследователя и создать условия для проявления этих процессов.

Ребенок ведет себя в экспериментальной игровой ситуации естественно и непосредственно, он эмоционально откликается на ситуации, которые ему предлагают, не играет никаких социальных ролей, что дает возможность получить истинные реакции на воздействующие стимулы.

Обычно результаты бывают более достоверными, когда эксперимент проводится в игровой форме. Эта игровая форма должна учитывать интересы и потребности ребенка, чтобы он в полной мере смог проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества.

В течение всего эксперимента важно поддерживать интерес ребенка к проводимому мероприятию, потому что ребенок действует спонтанно и сиюминутно. Исходя из того, что поведение ребенка в разных экспериментальных условиях будет различно, можно делать выводы о его психологических характеристиках

Сравнивая характер его поведения, определяется более предпочтительный и, исходя из этого, констатируется главная форма его общения

Исходя из того, что поведение ребенка в разных экспериментальных условиях будет различно, можно делать выводы о его психологических характеристиках. Сравнивая характер его поведения, определяется более предпочтительный и, исходя из этого, констатируется главная форма его общения.

Эксперимент является эффективным и экономным методом, поэтому в детской психологии он нашел широкое применение.

К психологическим экспериментам относится такой их вид, как тест, представляющий собой систему специально подобранных заданий. Эти задания предлагают детям в строго определенных условиях. Каждое задание оценивается в баллах и не должно зависеть от отношения экспериментатора.

Возрастные нормы и возрастные группы должны соответствовать. При сравнении результатов с возрастными нормами можно определить актуальный уровень развития ребенка, т.е. отклонение или опережение в развитии для своего возраста.

Такую стратегию эксперимента называют стратегией срезов, потому что происходит одномоментное выявление уровня как возрастного, так и индивидуального развития того или иного психического процесса.

Довольно часто одно исследование сочетает в себе эксперимент и наблюдение. Однако они могут только фиксировать особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач, но не выясняют, что стоит за выявленными проявлениями и не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

Большим преимуществом в этом отношении обладает формирующий эксперимент. Он формирует у детей новые способности, раньше, в процессе эксперимента не наблюдавшиеся, поэтому его можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей.

Исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и при каких условиях эта способность развивается. Затем эти условия моделируются, и проводится серия формирующих воздействий на ребенка.

В заключении исследователь выясняет, есть ли изменения в той психической способности, которая изучается. В результате идет проверка гипотез о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.

Формирующий эксперимент может продолжаться в течение нескольких лет с одними и теми же детьми.

Примеры экспериментов

Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к

область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме

Хоторнский эффект

Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.

Эксперимент Милгрэма

Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.

Интересно, что изначально эти опыты проводились для того, чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.

Эффект Рингельмана

Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.

Чудовищный эксперимент

Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.

Литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.
  • Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.

PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

Библиография

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. — М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  10. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 8. — С. 52-54.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
  12. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
  13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
  14. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I.Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
  16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
  17. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — С. 30-33.
  18. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. — 1979.- №4.-С. 127-130.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
  22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
  24. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2.

Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. 4

4.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

5.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т.д.

6.

При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому

Эксперимент Стэнли Милгрэма (1963)

Американский социальный психолог и педагог Стэнли Милгрэм (1933 – 1984) известен своими экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»). Его размышления на тему жестокого отношения людей друг к другу привели к выводу, что способность к подчинённости – глубоко определяющая тенденция человеческого поведения, её эффект может свести на нет способность действовать в соответствии с моральными нормами и невилировать сочувствие к другим людям.

Эксперимент заключался в том, что испытуемым нужно было выполнить несколько указаний, которые противоречили их совести. Были выбраны люди разных возрастных категорий, социальных слоёв и взглядов. За участие каждому платили по 4,5 доллара, независимо от исхода эксперимента. Также участвовали и актёры: один из них достоверно исполнял роль экспериментатора, а второй – испытуемого.

Участникам излагалась история, что происходит исследование на тему влияния наказания электрическим током на процесс обучения, и они являются учителями, которые должны наказывать «подсадного» ученика каждый раз, когда тот будет отвечать неправильно. При этом с каждым дополнительным неправильным ответом повышая напряжение по просьбе исследователя на один до максимального значения в 30.

Все исследуемые показывали разные показатели покорности, если некоторые смогли отказаться от нанесения боли незнакомому человеку, то часть не смогла не подчиниться авторитетному лицу и дошла до нанесения максимального наказания.

Хоторнский эксперимент

Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» группой исследователей, во главе которых был психолог Элтон Мэйо. Предпосылкой для проведения эксперимента послужило снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте

Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов. Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей

Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

2

Методы диагностики.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

5 стр., 2092 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования

Характеристика испытуемых и методы исследования Цель курсовой работы: изучить психоэмоциональные состояния незамужних матерей. Задачи: Изучить эмоциональные состояния незамужних матерей. Выявить психические состояния незамужних матерей. Выявить личностные особенности указанного контингента. Изучить особенности защитно-совладающего поведения незамужних матерей. Провести сравнение психоэмоциональных …

Выводы

Память детей стала особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, деревьям, цветам и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д.

У детей возможность самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличились. Макарова Н., Буханцов М

успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов, а это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью

Дети овладели приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. В целом результаты исследования в динамике улучшились это дает нам возможность подтвердить гипотезу о том, что память дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающее – коррекционной работы средствами дидактических игр.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.