Пётр гальперин: введение в психологию

Алан-э-Дейл       31.05.2022 г.

Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин: случайное совпадение

В данном сообщении речь пойдет о Л.С. Выготском и об исследованиях П.Я. Гальперина, в которых действие выступило предметом экспериментального изучения, что и позволяет, следуя представлениям Л.И. Божович, отнести их к разряду выполненных в логике культурно-исторической психологии. Эти исследования привели, с одной стороны, к рождению оригинальной общепсихологической концепции, а с другой — к теоретическому освоению и углублению учения Л.С. Выготского. Непосредственным поводом к подготовке данной публикации выступило случайное совпадение двух знаменательных для культурно-исторической психологии событий. В 1965 г. впервые была издана «Психология искусства» Л.С. Выготского и в том же году состоялась защита докторской диссертации П.Я. Гальперина, в которой были представлены результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Сами авторы указанных работ расценивали их не как итоговые, а лишь как промежуточные, намечающие перспективы дальнейших исследований. Л.С. Выготский, движимый «стремлением к научной трезвости в психологии искусства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии» (1987, с. 10), рассматривал свою книгу как «попытку наметить новую область для объективной психологии — поставить проблему, дать метод и основной психологический объяснительный принцип, и только» (там же, с. 7). П.Я. Гальперин сформулировал общую проблему своих исследований как «раскрытие конкретного содержания некоторых психических процессов» (1965, с. 3) и обозначил вопросы, на которые в некоторой мере отвечают полученные им результаты. Едва ли не главным из этих результатов стало обнаружение психологического механизма поведения.

Как показало время, и психология искусства Л.С. Выготского, и теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, впоследствии неслучайно названная А.И. Подольским (2002) системой психологии, заняли почетные места в общем ряду значительных достижений отечественной психологической науки. Однако до сих пор остается открытым вопрос: следует ли рассматривать психологию Л.С. Выготского и теорию П.Я. Гальперина как относительно независимые, рядоположенные, связанные лишь общими методологическими основаниями или как обладающие внутренним родством и представляющие единый взгляд на природу психического. Вопрос об участии П.Я. Гальперина в развитии идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, а также о его сотрудничестве с Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, Д.Б. Элькониным поднимался В.П. Зинченко по случаю 100-летнего юбилея П.Я. Гальперина. В частности, В.П. Зинченко удалось убедительно показать, что «вне контекста культурно-исторической психологии, психологической теории деятельности, … вне контекста мировой психологической науки вклад П.Я. Гальперина в психологию невозможно адекватно понять и оценить» (Зинченко, 2002, с. 121). Впрочем, на что справедливо указывает В.П. Зинченко, верно и обратное: без исследований П.Я. Гальперина психологическая теория деятельности была бы другой.

В этой связи интересно обратиться к высказываниям двух отечественных психологов. В 1981 г. Д.Б. Эльконин отметил, что Л.С. Выготский разрабатывал «проблемы собственно генетической психологии, т.е. решал коренные вопросы психологии в целом, ибо, как указывал еще И.М. Сеченов, психология не может быть ничем иным, как учением о происхождении психических процессов» (Эльконин, 1989, с. 475). Разве не такую психологию создал П.Я. Гальперин? На это указала 30 лет спустя Л.Ф. Обухова: «П.Я. Гальперин делал нечто большее, чем было видно научному сообществу. Он создавал новое направление в психологии, новую отрасль нашей науки, которую сегодня уже можно назвать общей (генетической) психологией. Эта отрасль психологии изучает становление и развитие психических процессов» (Обухова, 2010, с. 6).

Возвращаясь к теме нашего сообщения, заметим, что дальнейшее изложение будет посвящено обсуждению двух взаимосвязанных вопросов: во-первых, каково значение каждого из указанных выше событий для развития культурно-исторической психологии и, во-вторых, какая между ними существует внутренняя связь.

Психология

Петр Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, руководителем которой являлся Леонтьев. В это время биографии он исследовал отличие орудий человека от вспомогательных средств животных, чему посвятил кандидатскую диссертацию в 1937 г.

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Гальперина вместе с коллегами эвакуировали в Тюмень, где он пробыл около 2-х лет. После этого он по приглашению все того же Леонтьева переехал в Свердловскую область.

Здесь Петр Яковлевич трудился в центре по восстановлению после пулевых ранений. Ему удалось обосновать теорию о том, что двигательные функции у больного возобновляются быстрее, если обуславливаются осмысленной деятельностью.

К примеру, пациенту будет проще отвести в сторону руку для взятия какого-либо предмета, нежели сделать это бесцельно. Как следствие, наработки Гальперина нашли свое отражение в лечебной физкультуре. К тому моменту, он стал автором труда «Об установке в мышлении» (1941).

Позднее мужчина обосновался с Москве, где работал в знаменитом МГУ. Он числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии. Здесь он с 1947 г. занимался преподавательской деятельностью.

Именно в столице Петр Гальперин начал разрабатывать теорию поэтапного формирования умственных действий, принесшей ему большую известность и признание. Смысл теории сводится к тому, что человеческое мышление развивается в ходе взаимодействия с предметами.

Ученый отметил несколько этапов необходимых, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним – было доведено до автоматизма и исполнялось бессознательно.

И хотя идеи Гальперина вызвали неоднозначную реакцию среди его коллег, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Интересен факт, что на основании положений данной теории, его последователи смогли выполнить массу прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.

Аспекты своей теории Петр Гальперин подробно описал в труде «Введение в психологию», который стал признанным вкладом в психологию. В последующие годы биографии он продолжал трудиться в МГУ.

В 1965 г. психолог стал доктором педагогических наук, а спустя пару лет удостоился степени профессора. В 1978 г. он издал книгу «Актуальные проблемы возрастной психологии». Через 2 года мужчина уже был заслуженным деятелем науки РСФСР.

Один из последних трудов Гальперина, опубликованный при его жизни, был посвящен детям и назывался – «Методы обучения и умственное развитие ребенка».

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

Психолог Петр Гальперин

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Основные положения теории П.Я.Гальперина

  1. выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
  2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
  3. образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план – как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.

Условия овладения новым умственным действием:

  • наличие необходимой мотивации,
  • правильное выполнение действия в его исходной внешней форме,
  • планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.),
  • полноценное воспроизведение действий в умственном плане.

Примечания:

Данные взяты из личного архива П.Я. Гальперина.

Юдин Тихон Иванович (1879–1949) – российский психиатр и историк отечественной психиатрии.

Лебединский Марк Самуилович (1894/или1895–1980) – советский психотерапевт, в те годы – научный сотру дник сектора психологии.

Официальное название – Восстановительная клиника НИИ психологии МГУ на базе госпиталя №4008 (в архиве П.Я. Гальперина – госпиталя №4003), была создана 6 сентября 1942 года, и А.Н. Леонтьев стал ее директором (Леонтьев и др., 2005, С. 87).

Эти и последующие исторические данные приводятся по книге – Психология в Московском университете: 1755-2005 / науч. ред. А.Н. Ждан. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

Подробно процедура защиты изложена М.А. Степановой в статье «Историческое значение общепсихологической теории П.Я. Гальперина» (Степанова, 2016).

Сейчас это 310 аудитория, носящая имя А.Н. Леонтьева.

Только в октябре 1968 г. вышло Постановление Совета министров СССР «О включении психологии в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени».

В структуре факультета было три кафедры: общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогиче¬ской психологии и научные лаборатории: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, про¬граммированного (управляемого обучения).

Значительным событием в этом отношении был выход в 1966 г. шестого номера журнала «Вопросы психологии», посвященного 70-летию со дня рождения Л.С. Выготского. В этом номере была опубликована работа Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», а так¬же статьи А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии и П.Я. Гальперина («К вопросу об интериоризации»).

Указ Президента РФ от 6 октября 1998 года № 1200 // Поиск. – 1998. – № 41. – С. 8.

Подводя итоги

В начале публикации, посвященной
восстановлению основных этапов про­фессионального пути П.Я. Гальпери­на, были
приведены слова В.П. Зинчен­ко, который, как известно, очень высоко оценивал
вклад П.Я. Гальперина в психо­логию. В заключение также хочется обра­титься к
В.П. Зинченко, писавшему о лич­ности, а точнее говоря, о полноценных личностях:
«… если земля еще вертится, то исключительно благодаря тому, что они есть»
(Зинченко, 2017, С. 43).

Земля вертится, а вместе с ней
разви­вается и наша наука только потому, что ее создавали такие ученые как Петр
Яковле­вич Гальперин.

О милых спутниках,
которые наш свет

Своим сопутствием для
нас

животворили,

Не говори с тоской: их
нет;

Но с благодарностию:
были.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.