Идентичность

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

История открытия и изучения

Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:

  1. Защитная реакция при страхе перед наказанием за агрессивные или сексуальные влечения.
  2. Бессознательная идентичность одного субъекта с другим, мотив которой отражается в страхе потерять любовь.

В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.

С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:

  • теории ролей;
  • формирования, подкрепления вторичных потребностей;
  • когнитивизма.

Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.

Определение понятия

Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

Структура и виды идентификации

Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:

  1. Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
  2. Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
  3. Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.

Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.

В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.

Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.

Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.

Виды ДРИ

Различают две формы заболевания: неодержимая и одержимая.

Неодержимая форма проявляется незначительными внешними изменениями пациента, порой незаметным окружающим. Сами пациенты характеризуют собственное состояние следующими ощущениями:

  • созерцают собственную жизнь в качестве посторонних наблюдателей, не в силах  вмешаться в ход событий;
  • ощущают отстраненность от собственного физического, психического состояния;
  • чувствуют телесные изменения – считают себя постаревшими, слишком молодыми, лицом противоположного пола;
  • говорят о нереальности происходящего;
  • отмечают наплыв нескончаемого потока мыслей, замечают чуждые ранее эмоции.

Намеки на наличие расстройства способны проявляться отдельными деталями. Например, человек внезапно сменил имидж, интересуется вещами, ранее незначимыми для него. Изменяются пищевые привычки, эмоциональные особенности. Например, ранее уравновешенный, теперь индивид отличается вспыльчивостью, нервозностью, гневливостью.

Одержимая форма характеризуется резкой сменой поведения, заметной всем знающим его людям. Больной называется чужим именем, действия становятся отличными от привычных. Пациент олицетворяет нового человека или существо. Нередко больные представляются Богом, демоном, ангелом. Раздвоением Эго объясняется ранее существующее понятие «одержимый дьяволом». Шаманов считают первыми представителями диссоциативного расстройства. Были найдены рисунки периода палеолита, подтверждающие перевоплощение колдунов в животных, вселение духов.

Пожалуй, наиболее известной многоликой личностью считается Билли Миллиган. В нем уживалось одновременно 24 автономных Эго-состояний, 10 из которых были основными. Главной считался Билли. Интересны также Артур и Рейджен Вадасковинич.

Артур – англичанин 22-х лет, высокоинтеллектуальный, образованный, манерный. В научной и медицинской сфере – высокий спец. Отвергает существование Бога, носит очки, курит. Именно он, руководствуясь дедуктивным методом, обнаружил присутствие остальных субличностей, выработал общие правила поведения.

Рейджен Вадасковинич – уроженец Югославии, 23-х лет. Наречен «хранителем ненависти». Чрезвычайно силен, различает все виды оружия. С особым трепетом относится к женщинам и детям, всегда помогает им. Крупный, сильный парень, наряду с Артуром контролирует общее тело, регулируя опасные ситуации.

Помимо предыдущих парней, среди 10 основных идентичностей имеются 18-летний красноречивый мошенник, мальчик Дэнни 14-ти лет, опасающийся мужчин, а также 3-летняя Кристин, появившаяся первой среди остальных Эго-состояний. Девочка стояла за Билли в углу, когда тот провинился, любимица Рейджена.

Еще был брат Кристин – Кристофер, лесбиянка Адалана, принимающий боль маленький Дэвид, хранитель спасения Томми, помогающий выбираться из ограничивающих обстоятельств. Например, умеет снимать наручники.

Остальные 13 субличностей Артур и Рейджен объявили нежелательными за неподобающее, асоциальное поведение. К примеру, Фил и Кевин, организовывающие вооруженные нападения. Именно за них судили «настоящего» Билли, а также за изнасилования, совершенные лесбиянкой Адаланой по причине нехватки любви, тепла и нужды объятий.

Билли Миллиган известен тем, что его обвиняли в ограблениях и изнасилованиях, но оправдали. Мужчина стал первым подсудимым, оправданным диагнозом «Множественная личность». Адвокаты сумели доказать виновность в преступлениях нескольких альтернативных идентичностей Билли. Его отправили в психиатрическую больницу, получать лечение до полного выздоровления. Спустя 10 лет Билли вылечился и был выпущен из больницы.

Причиной расстройства Билли Миллигана считают трудное детство. Отец парня страдал алкоголизмом, депрессией, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику исполнилось 6 лет. Отчим восьмилетнего Билли связал и изнасиловал мальчика в сарае. Моментом возникновения первой новой идентичности парня считается период 3-4 лет.

Впоследствии историю Билли Миллигана изложил в своем романе Дениэл Киз, назвав свое произведение «Множественные умы Билли Миллигана».

Психоанализ

Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).

На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).

Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.

Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.

Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению

Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении

Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.

Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.

Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.

Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.

Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.

Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.

Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).

Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.

Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.

Что известно о заболевании

Некоторым изначально покажется данная болезнь неизвестной. Однако упомянув, что расстройство более известно как раздвоение личности или множественная личность, ситуация немного прояснится.

Действительно, ДРИ проявляется разделением сознания больного. Проще говоря, в нем как будто уживается сразу несколько человек.

Недуг считается довольно редким, хотя с 1980-х годов отмечается значительный прирост его носителей. Официально болезнь носит название «диссоциативное расстройство идентичности»  согласно DSM-5, звучащее корректнее, нежели ранее принятое расстройство множественной личности. Раздвоение или множественная личность скорее являются бытовыми названиями.

Интересно, что некоторые люди не считают раздвоение сознания патологией. Например, писательница Трудди Чейз, страдающая данным заболеванием, признает наличие нескольких собственных личностей, родившихся после перенесенного насилия. Женщина утверждает, что все идентичности взаимодействуют достаточно слаженно. Трудди отвергает патологический характер своего поведения, считая естественным состоянием сознания.

Не только обыватели не согласны с официальностью расстройства. Даже некоторые психиатры придерживаются мнения ложности существующего диагноза.

Великое «эго»

Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.

В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.

Сформировалось несколько основных направлений:

  1. Психоанализ.
  2. Бихевиоризм.
  3. Когнитивизм.
  4. Символический интеракционизм.

Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.

Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.

Система личности по Генри Тэджфелу

Генри Тэджфел, английский психолог, является создателем теории социальной идентичности. Он внес существенный вклад в изучение психологии отношений между группами. В соответствии с теорией Генри Тэджфела, можно представить «Я-концепцию» личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них – личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема – групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным, этническим и другим группам. Совершающийся в человеческом сознании переход от идентичности личностной к групповой соответствует переходу от различных форм межличностных социальных отношений к отношениям межгрупповым, и наоборот.

Работы Тэджфела получили большое распространение среди ученых. Кроме того, в социальной психологии они породили дискуссию о том, какое соотношение имеется между личностной и социальной идентичностью. Эта дискуссия продолжается и по сей день.

1 Определение понятия

Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.

Проблемы мультикультурализма

Сторонники политического либерализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов считали, что права должны быть нейтральными по отношению к гендеру, культуре и т. д., — то есть равенство не должно зависеть от идентичностей. Но дискуссия в нормативной политической теории показала, что такая нейтральность невозможна, и разные исследователи заговорили о том, что мы не можем быть нечувствительными ко многим запросам на признание. Например, в случае американских индейцев, которых притесняли и для которых принятие их как особой группы имеет фундаментальную ценность. Но прогрессивные меры в этой области тоже влекут за собой новые проблемы.

В Канаде в 1971 году приняли акт о мультикультурализме. Выяснилось, что если мы предоставляем индейским замкнутым комьюнити некоторую автономию и возможность самим определять, кто они есть, это совершенно не значит, что такая ситуация породит дальнейшую терпимость и толерантность. В этих сообществах могут не соблюдаться права женщин, эти комьюнити могут оказаться закрытыми по отношению к внешним людям и смешанным бракам.

Когда мы пытаемся сделать прогрессивный жест и приписываем индивидов к какой-то идентичности, наделяем их правами или привилегиями в соответствии с этой идентичностью, мы лишаем их самостоятельности.

Что такое политика идентичности

Термин «идентичность» хорош тем, что сам себя немного разоблачает. Когда мы говорим об идентичности, то уже подразумеваем результат определенного социального процесса. Если мы хотим бороться с такими эссенциалистскими политическими доктринами, как расизм или национализм, нужен язык, который будет гораздо сложнее трактовать представления о «естественности». Когда мы говорим, что, кроме пола, есть гендер, а гендер — это социально сконструированная идентичность, то слово «идентичность» выполняет роль волшебной палочки, которая разгоняет туман мнимого эссенциализма. Поэтому среди сфер, на которые распространяется слово «идентичность», можно выделить прогрессивную политику, которая не исходит из того, что существуют какие-то природные данности и из них автоматически следуют некоторые политические меры.

Можно сколько угодно обсуждать биологические основания того, что мужчины в среднем выше или сильнее женщин. Но как только мы заявляем, что из этого следует определенная политика, то уже используем слова «мужчины» и «женщины» в качестве идентичностей.

В качестве примера я возьму слово «человек» — кажется, что его нельзя обозначить как идентичность, что это предельное понятие. Все мы люди, это самоочевидно, и из этого никакой политики не следует. На самом деле это понятие тоже часто выступает как социально сконструированная идентичность.

В 1948 году была выпущена Всеобщая декларация прав человека, которая прописывает права, присущие всем людям. В ней сказано, что каждый человек имеет право на убежище в других странах, если его преследуют на родине. В декларации нет ни слова о том, как именно происходит реализация этого права, — это прописано в других международно-правовых документах (например, в принятой тремя годами позже Конвенции о статусе беженцев).

В последние годы режима Каддафи Европейский союз пытался сотрудничать с правительством Ливии, чтобы оно по возможности удерживало беженцев из Африки для контроля их потока в Европу. Но Ливия на тот момент не подписала Конвенцию о статусе беженцев, и люди, оказавшиеся там, не смогли подать документы на получение убежища. По сути, они не смогли совершить действия, по которым современное право могло бы определить их как людей.

Грубый пример: женщины — это не те, кто стоит у плиты и готовит борщ, а те, кто автономно располагает своим телом и может голосовать.

ia_64

Подразумеваемое

Последствия многочисленны, поскольку различные исследовательские традиции в настоящее время активно используют призму идентичности для изучения явлений. Одно из следствий идентичности и построения идентичности можно увидеть в профессиональных условиях. Это становится все более сложной задачей на стигматизированной работе или «грязной работе» (Hughes, 1951). Tracy и Trethewey (2005) утверждают, что «люди тяготеют к определенной работе и отворачиваются от , отчасти в зависимости от степени, в которой они подтверждают« предпочтительное организационное я »( , стр. 169). стигмы или признание. В своем анализе Трейси использует пример сотрудников исправительных учреждений, пытающихся избавиться от клейма «прославленных горничных» ( ). «Процесс, посредством которого люди приходят к обоснованию и ценностям для различных профессиональных выборов». это удовлетворенность работой и общее качество жизни ( , p. 33). Люди, выполняющие эти виды работ, вынуждены искать способы, чтобы создать идентичность, с которой они могут жить ». работа становится более сложной, когда работа считается «грязной» по общественным стандартам »( , p. 7).« Другими словами, управление пороками — это не просто позволять сотруднику чувствовать себя хорошо на этой работе. «Если сотрудникам приходится ориентироваться в дискурсах, которые ставят под сомнение жизнеспособность их работы, и / или сталкиваются с препятствиями в борьбе с пороками, превращая грязную работу в знак почета, вероятно, они сочтут обвинение клиента эффективным способом подтверждения своей личности. «( , стр. 33).

В любом случае представление о том, что человек обладает уникальной идентичностью, возникло относительно недавно в истории. Факторы, влияющие на акцент на личную идентичность, могут включать:

на Западе протестанты подчеркивают ответственность за собственную душу

сама психология , возникшая как отдельная область знаний и исследований с 19 века и далее

рост чувства уединения с эпохи Возрождения
специализация рабочих ролей в индустриальный период (в отличие, например, от недифференцированных ролей крестьян в феодальной системе)
влияние профессии и занятости на личность
повышенное внимание к гендерной идентичности, включая гендерную дисфорию и проблемы трансгендеров

Изменения личности

Важное значение относится к изменению идентичности , то есть к трансформации идентичности.

Контексты включают:

  • радикальная смена карьеры ( )
  • переход гендерной идентичности
  • национальный
  • принятие

Школьный возраст

Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.

Здесь благоприятное развитие эго-идентичности предполагает наличие общественного одобрения. Если ребенка хвалить за творчество и активность, то это поможет развить способности и стать трудолюбивым. Если же родители и педагоги не делают этого, то это будет способствовать формированию неполноценности. На данном этапе идентичность школьника можно представить фразой: «Я – то, чему смог научиться».

В социальной психологии

На общем уровне самопсихология вынуждена исследовать вопрос о том, как личное «я» соотносится с социальной средой. В той мере, в какой эти теории относятся к традиции «психологической» социальной психологии , они сосредотачиваются на объяснении действий индивида в группе с точки зрения ментальных событий и состояний. Однако некоторые «социологические» теории социальной психологии идут дальше, пытаясь решить проблему идентичности как на уровне индивидуального познания, так и на уровне коллективного поведения.

Коллективная идентичность

Многие люди получают чувство положительного самоуважения от своих групп идентичности, что способствует развитию чувства общности и принадлежности. Еще одна проблема, которую пытались решить исследователи, — это вопрос о том, почему люди подвергаются дискриминации , то есть почему они склонны отдавать предпочтение тем, кого считают частью своей «своей группы», а не тем, кого считают посторонними

Обоим вопросам уделялось большое внимание исследователи, работающие в рамках традиции социальной идентичности. Например, в работе, связанной с теорией социальной идентичности , было показано, что простое создание когнитивных различий между внутренними и внешними группами может привести к неуловимым последствиям для оценки людьми других ( ).

Различные социальные ситуации также вынуждают людей привязывать себя к разной самоидентификации, что может вызвать у некоторых чувство маргинализации, переключение между разными группами и самоидентификациями или переосмысление определенных компонентов идентичности. Эти разные «я» приводят к созданию образов, дихотомически разделяющих то, чем люди хотят быть (идеальное «я»), и тем, как их видят другие (ограниченное «я»). Образование, профессиональный статус и роли существенно влияют на формирование идентичности в этом отношении.

Стратегии формирования идентичности

Другой вопрос, представляющий интерес в социальной психологии, связан с представлением о том, что существуют определенные стратегии формирования идентичности, которые человек может использовать для адаптации к социальному миру. ( , стр. 3–5) разработали типологию, которая исследовала различные манеры поведения, которые могут иметь люди. (3) Их типология включает:

Психологические симптомы Симптомы личности Социальные симптомы
Отказник Развивает когнитивные блоки, препятствующие принятию ролевых схем взрослого Ведет себя по-детски Демонстрирует широкую зависимость от других и отсутствие значимого взаимодействия с сообществом взрослых
Скиталец Обладает большими психологическими ресурсами, чем отказник (т. Е. Интеллект, харизма) Безразлично относится к использованию психологических ресурсов Не имеет значимого взаимодействия или обязательств перед взрослыми сообществами
Поисковик Имеет чувство неудовлетворенности из-за высоких личных и социальных ожиданий Выказывает презрение к недостаткам в сообществе В некоторой степени взаимодействует с образцами для подражания, но в конечном итоге эти отношения прекращаются.
Хранитель Обладает ясными личными ценностями и взглядами, но также глубоко боится перемен. Чувство личной идентичности почти исчерпывается чувством социальной идентичности. Обладает чрезвычайно жестким чувством социальной идентичности и сильной идентификацией со взрослыми сообществами.
Резольвер Сознательно желает саморазвития Принимает личные навыки и компетенции и активно их использует Отзывчивый к сообществам, которые предоставляют возможность для саморазвития

Кеннет Герген сформулировал дополнительные классификации, в которые входят стратегический манипулятор , стилизованная личность и относительное «я» . Стратегический манипулятор — это человек, который начинает рассматривать все чувства идентичности просто как ролевые упражнения и постепенно отчуждается от своего социального «я». Подложенная личность отказывается от всех стремлений к истинной или «сущностной» идентичности, вместо этого рассматривая социальные взаимодействия как возможности разыграть и, следовательно, стать теми ролями, которые они играют. Наконец, относительное Я — это перспектива, с помощью которой люди отказываются от всякого чувства исключительности и рассматривают все чувство идентичности с точки зрения социального взаимодействия с другими. Для Гергена эти стратегии следуют одна за другой поэтапно, и они связаны с ростом популярности постмодернистской культуры и развитием телекоммуникационных технологий.

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

Ссылки

статьи

  • Ефтич З., Вучкович М., Младенович М. Интеграционные тенденции и проблема европейской идентичности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).
  • Костина А. В. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
  • Скородумова О. Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
Идентичность в Викисловаре

интернет-ресурсы

  • Центр изучения проблем гражданства и идентичности. Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации
  • Идентичность. Патриоты и потенциальные эмигранты. Социологическое исследование службы «Среда», основанное на всероссийском репрезентативном опросе (Фонд «Общественное мнение»).
Нормативный контроль GND: 4072712-9
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.