Значение слова «индивидуум»

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Типы личности

Типовой подход предполагает, что личность относится к одной из ограниченного количества определенных категорий. Предложения о выделении типов личности выдвигаются постоянно, начиная с древности и заканчивая современностью. Древнегреческий врач Гиппократ описывал четыре основных типа темперамента: сангвиник (оптимистичный, надеющийся), меланхолик (печальный, депрессивный), холерик (вспыльчивый) и флегматик (равнодушный). Такие типы личности представляют категории людей со схожими характеристиками. Малого количества типов достаточно для описания всех людей. Каждый человек либо входит в типовую категорию, либо нет. В политике мы определяем людей либо как консервативный тип, либо как либеральный, но возможно также классифицировать некоторых людей как аполитичных. Категория принадлежности рассказывает нам многое о каждом из членов, Точно так же как отдельное животное может быть собакой, кошкой, жирафом или каким-то другим типом животного, система типов личности распределяет по категориям людей, но не описывает их как обладающих признаками, характерными для данной категории в различной степени. Когда врачи классифицируют людей по поставленным диагнозам, таким как шизофрения или паническое расстройство, они используют диагностические категории как типы (Blashfield & Livesley). Карл Юнг (Jung) (Аналитическая теория Юнга) различал интровертов и экстравертов. Типизация предполагает, что люди входят в естественные категории, так что решение «либо — либо» представляется разумным.

Так как теории личности развивались, мы можем убедиться, что понятие типа использовали на одном уровне понимания, а понятие черт личности (описанное ниже) существовало на другом. Например, мы знаем о том, что биологическая основа личности определяется генетикой, и действительно, возможна естественная классификация людей по дискретным категориям на генетическом или другом: биологическом уровне. Теории иногда могут навести на мысль о наличии типов. Открытие этих категорий только посредством наблюдения, без опоры на теорию, не так просто, потому что их видимое проявление затушевывается другими влияниями (обучением, культурой и так далее), что также искажает наши наблюдения (этот спорный вопрос можно сравнить с различием, лежащим в основе генотипов и фенотипов в биологии). Статистические методы могут помочь обнаружить основные типы, но эти процедуры малоизвестны или невыполнимы (Meehl). То, что мы может наблюдать, — это большей частью не связанные непосредственно с типами проявления черт личности.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Индивидуальность и личность

Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения «индивид». Индивидуальность, личность в психологии — эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.

Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином «индивид». Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность — не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению «индивидуальность». То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.

Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

«человек»биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями
(абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти
специфические человеческие свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной
предшествующими поколениями. Необходимые
условия усвоения ребенком
общественно-исторического опыта: 1)
общение ребенка со взрослыми людьми, в
ходе которого ребенок обучается
адекватной деятельности, усваивает
человеческую культуру; 2) чтобы овладеть
теми предметами, которые являются
продуктами исторического развития,
необходимо осуществить по отношению к
ним не любую, а такую адекватную
деятельность, которая будет воспроизводить
в себе существенные общественно
выработанные способы деятельности
человека и человечества.

  Индивид
– 
в понятии выражена родовая
принадлежность человека. Появляясь на
свет, как индивид, человек постепенно
приобретает особое социальное качество,
становитсяличностью.

  Индивидуальность– сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей одна из
сторон личности.

  Академик 
А.В.Петровский определяет личностькак системное сверхчувственное социальное
качество. приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении,
характеризует уровень и качество
представленности общественных отношений
в индивиде.

 Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать
личность можно только увидев ее в системе
межличностных отношений в совместной
коллективной деятельности.

  Личность
— системное качество, характеризующееся 
набором устойчивых признаков
(темперамента, характера, способностей,
установок), определяющее свойственный
данному человеку способ взаимоотношения
с миром и другими людьми.  Черты,
характеризующие личность, частично
обусловлены генетически, т.е. врожденны,
частично зависят от влияния среды,
формируются в процессе общения. Но
несмотря на врожденный характер некоторых
составляющих, само это системное качество
может возникнуть лишь при условии
общественного воспитания.

  Структура
личности:

    1. интериндивидная – сфера ее
      существования – связи между индивидами,
      межличностные отношения.

    2. интраиндивидная – личность –
      свойство, присущее самому субъекту,
      личностное погружено во внутреннее
      пространство бытия индивида.

    3. метаиндивидная – каждый индивид
      воздействует на других. Характеристики
      индивида можно искать в других. Личность
      персонализируется в других людях.

  Сферы
личности:
потребностно-мотивационная,волевая и познавательная.

Личность

Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин «личность» глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.

Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.

Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.

В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? Формирование личности происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

  1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
  2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
  3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
  4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Чем отличается индивид от личности

Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.

Понятие о человеке как индивиде

Человек
как индивид предстает в своих природных,
биологических особенностях, как
человеческий организм. Это — телесное
бытие человека.

В
основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву,
лежит факт неделимости, целостности
человека, наличия свойственных ему
особенностей. «Индивид, — писал
А.Н.Леонтьев, — это прежде всего
генотипическое образование… Понятие
«индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие уже на ранних
ступенях развития жизни. Индивид как
целостность — это продукт биологической
эволюции, в ходе которой происходит
процесс не только дифференциации органов
и функций, но также и их интеграции, их
взаимного «слаживания». В понятии
индивида содержится указание на подобие
человека всем другим людям, на его
общность с человеческим родом. Человек
как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития.

Индивид
есть другой полюс человеческой реальности
;
первый полюс — это родовое бытие
человека. Именно бытие человека как
индивида восполняет человеческую
реальность до целого. Сам человек — это
его одновременное противоречивое
тождество и роду, и индивиду. Это
противоречие разрешается в развитии:
если в начале жизни человек есть родовое
бытие индивида, то на высших уровнях
развития человек выступает какиндивидуализированный
род
(единственный
в своем роде) во всей полноте его
общечеловеческих способностей.

Специфика
человеческой индивидности опосредована
всей историей его вида, которая преломилась
в наследственной программе человека.
Так, только человеку присущи рекордная
продолжительность периода детства;
возможность пребывать при рождении в
состоянии крайней «беспомощности»; вес
мозга ребенка составляет всего лишь
около четверти веса мозга взрослого
человека
(у обезьян это соотношение
составляет две трети). С момента своего
рождения человеческий индивид является
носителем специфически человеческой
биологии, сформированной предшествующим
развитием в филогенезе.

Индивидность
человека интересует психологию в той
мере, в какой она проявляется в становлении,
развитии и функционировании человеческой
субъективности. Природные, телесные
свойства человека составляют предпосылку
и условия

развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

Изучение
индивидных свойств человека в психологии
связано с анализом фундаментальной
проблемы: как
конкретно органическое, природное
проявляется в психическом.

Психология исследует также вопрос о
развитии и преобразовании
индивидных свойств

человека в зависимости от его образа
жизни

и характера осуществляемой им деятельности.
Предметом психологии индивидности
человека выступает связь
биологического и психического.
Эту
связь невозможно постулировать, ее
необходимо изучать, выявлять ее конкретные
формы и механизмы.

«Относительно
связи биологического и психического,
— писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно
сформулировать некоторый универсальный
принцип, справедливый для всех случаев…
В одних измерениях и при одних определенных
обстоятельствах биологическое выступает
к психическому как его механизм
(физиологическое обеспечение психических
процессов), в других — как предпосылка,
в третьих — как содержание психического
отражения (например, ощущения состояний
организма)». Неоднозначность связи
органического и психического в первую
очередь объясняется неоднородностью
самих индивидных свойств человека,
включенностью в их число генетических,
морфологических, физиологических,
телесно-физических, нейропсихологических,
половозрастных и других особенностей.
Поэтому индивидность человека и ее
проявления в человеческой субъективности
целесообразно исследовать применительно
к конкретным индивидным свойствам,
изучение которых проводится в рамках
пограничных с психологией дисциплин —
в дифференциальной
психофизиологии, психогенетике,
психосоматике,
нейропсихологии.

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

  1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
  2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
  3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
  4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность определения и характеристики

Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.

Характеристики человека, как биологического объекта:

  • анатомия организма,
  • способность создавать орудия или плоды своего труда,
  • присутствие сознания и осознанности.

Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.

Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.

Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:

  • активность в социальной среде,
  • психологическая устойчивость,
  • адаптивность психофизических характеристик.

Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.

Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.

Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:

  • наследственность,
  • круг общения,
  • характер,
  • воспитание,
  • личное мировоззрение.

Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.

Похожие термины:

  • (лат. individuum неделимое, особь) отдельный человек, представитель человеческой общности.

  • Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме

  • Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно

  • необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.

  • педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей

  • процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.

  • процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.

  • учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче

  • (в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.

  • выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п

  • ПРОГРАММ—модификация содержания и темпов прохождения курса университета, колледжа или другого образовательного учреждения в зависимости от уровня академической подготовленности обучающихся;

  • целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно

  • продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при

  • личность во всем ее многообразии.

  • организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.

  • моделирование воспитательных систем, отражающих индивидуальные ценностные предпочтения их создателей; разработка и реализация оригинальных воспитательных стратегий, позволяющих с максимально

  • стремление субъекта образования к персонализации; развитие уникальных способностей, талантов человека и самореализация его в образовательной деятельности.

  • Использование педагогом вербальных и невербальных средств общения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, их личностных свойств и психических состояний.

  • оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового

  • своеобразие и уникальность читательской социализации личности, определяемые особенностями психического развития индивидуума.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Что значит выдающаяся личность по обществознанию

Термин выдающаяся личность характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.

Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.

Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.

Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.