Интенция

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Оглавление

Методы интенционально — синергетической психологии.

В основе лежат методики из различных школ трансперсональной психологии, так например, активно используется работа с субличностями, холотропное дыхание, особое внимание уделяется арт терапевтическим методам и групповым занятиям, которые являются основой этой психологической школы. Уделяется внимание и телесно — ориентированным техникам. В процессе используются элементы восточных эзотерических учений, таких как буддизм, индуизм, элементы йоги

Это ни что иное, как техники концентрации, которые используются для успокоения сознания, человек делает это всегда самостоятельно и без какого — либо вмешательства извне, программирования или гипноза. Нелишним будет еще раз упомянуть техники приятия, являющимися одной из важных составляющих метода

В процессе используются элементы восточных эзотерических учений, таких как буддизм, индуизм, элементы йоги. Это ни что иное, как техники концентрации, которые используются для успокоения сознания, человек делает это всегда самостоятельно и без какого — либо вмешательства извне, программирования или гипноза. Нелишним будет еще раз упомянуть техники приятия, являющимися одной из важных составляющих метода.

Отсутствие любого программирования поведения личности — одна из основ интенциально — синергетической школы. Каждый учащийся подходит к решению психологических проблем изначально, как к максимально возможной самостоятельной работе клиента.

Главная задача школ, использующих подобные методы — полноценная психологическая помощь человеку, основанная на выработке позиции сострадания к клиенту (эмпатия), уважении и невмешательстве в его собственные решения, принципиально честной позиции в решении психологических проблем клиента. Психолог не обещает быстрого и гарантированного решения, а честно говорит клиенту, что в основе успешности терапии лежит его собственное намерение к внутренним переменам, которые на могут произойти быстро и просто.

Обобщая знания

Для целостной личности характерно индивидуальное отношение к миру, исходными составляющими которого являются переживание о своем положении, отражение возникших эмоций в соответствующих образах, а также рождение программы, направленной на сохранение и развитие человека. Для успешного выполнения личностного плана необходимо желание, намерение индивида. Направленность на результат, анализ необходимых действий являются основными ступенями в достижении желаемого. А возможность переформулировать свое отношение к проблемной ситуации открывает двери в спокойную и успешную жизнь.

Парадоксальная интенция – заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…»
Внимание переключается на логику.
Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Когда используют метод парадоксальной интенции?

Психотерапевты применяют технику парадоксальной интенции, главным образом, при фобических неврозах и неврозах навязчивых состояний. Что же это такое?

Фобические неврозы

Это иррациональный, панический страх (фобия). Фобии бывают самые разные, условно их можно разделить на:

  • фобии пространства (закрытых помещений, больших площадей, высоты);
  • социофобии (боязнь толпы, публичных выступлений, преподавателей, страх обмочиться, покраснеть, задрожать и др.);
  • медицинские фобии (боязнь болезней, уколов, посещения врачей, крови, микробов, инсульта или инфаркта);
  • зоофобии и инсектофобии (боязнь животных и насекомых);
  • транспортные фобии (полетов на самолетах, поездок в автомобиле и др.);
  • сексуальные фобии (страх голого тела, интимной близости, потери эрекции, заражения венерическими заболеваниями, патологическая боязнь забеременеть).

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)

Сюда относят различные навязчивые мысли или идеи. Они могут постоянно или временами появляться в голове человека и провоцировать определенные действия, связанные с этими мыслями. Выглядит это примерно так:

В чем состоит навязчивость мысли? В том, что Михаил ни на минуту не забывает об опасности грязных рук. А вот постоянное их мытье — это уже навязчивое действие, которое провоцирует мысль о паразитах.

Навязчивые мысли, так же как и фобии, могут касаться абсолютно любой сферы жизни. Один человек переживает, выключил ли газ и воду, выходя из дома, другой испытывает навязчивое желание совершить антиобщественный поступок — и так далее. Причины таких расстройств разнообразны: установки из детства, определенные состояния (например, беременность), различные ситуации.

Понятие значения

Интенциональность в философии – это постоянное устремление сознания к миру и предметам, его наполняющим, с целью их осознания и придания им значения. Во времена средневековой схоластики, например, существовало различие между реальным предметом и воображаемым.

Интенциональность сознания – это психический феномен, позволяющий человеку находить взаимосвязь между различными аспектами мира, как существующего, так и выдуманного, создавая многочисленное разнообразие восприятия им реальности. Каждому субъекту свойственен собственный набор оценок для окружающих его предметов и явлений, но есть черты, свойственные всем людям – чувства, воображение, восприятие и аналитика.

Различие у каждого индивидуума чувств по отношению к одному и тому же объекту, тем не менее имеет общие черты – это его изучение, а не переживание о нем. Ощущение боли, например, реально и имеет смысл для того, кто ее испытывает. Она же, как предмет познания, не содержит смысла и не вызывает эмоций.

Для философов идеалистов интенциональность – это свойство человеческого сознания создавать собственный мир, наполненный предметами и явлениями, которым оно придает смысл и значение. При этом нет различия между реальной и выдуманной действительностью.

В аналитической философии и феноменологии теория интенциональности – это одно из основных понятий. Благодаря ей устанавливаются особые взаимосвязи между сознанием, языком и окружающим миром. Наблюдение за объектом бывает связано с его лингвистическим обозначением и местом в реальности, а бывает, и нет. Сосредоточенное изучение предмета, сопровождающееся умением логически определять его свойства и связи с миром, также может быть просто актом созерцания.

Рождение понятия


Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и Э. Гуссерль разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ — М. Хайдеггер — объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии – это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Где можно встретить интенцию?

  • Психология. В этой науке интенция понимается, как возможность личности переиграть какую-то жизненную ситуацию у себя в голове и с помощью вторично пережитого опыта избавиться от страха. Подобным образом можно лечить различного рода неврозы и фобии.
  • Неврология. Здесь интенция понимается так же, как в стандартном своем определении – направленность мышления. Человек может по собственному желанию переключать свое сознание на изучение своего внутреннего мира, внешнего мира или же ставить себе цели и продумывать пути их реализации.
  • Философия. Интенция понимается как направленность на познание своего духовного мира и на восприятие окружающей действительности. Человек может познать этот мир только тогда, когда сможет в совершенстве узнать себя.

Речевая

Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели. Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме. Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.

Интенционализм

Интенционализм — это тезис о том, что все ментальные состояния интенциональны, то есть они о чем-то: об их интенциональном объекте. Этот тезис также получил название «репрезентация». Интенционализм проистекает из заявления Брентано о том, что интенциональность является «признаком ментального»: если все и только ментальные состояния являются интенциональными, то, несомненно, все ментальные состояния являются интенциональными.

Обсуждения интенциональности часто сосредотачиваются на интенциональности сознательных состояний. В таких состояниях можно отличить их феноменальные особенности или то, на что похоже субъект, находящийся в таком состоянии, от их интенциональных особенностей или того, чем они являются. Эти две особенности кажутся тесно связанными друг с другом, поэтому интенционалисты предложили различные теории, чтобы уловить точную форму этой связи.

Формы интенционализма

Эти теории можно условно разделить на три категории: чистый интенционализм, нечистый интенционализм и теории квалиа. Как чистый, так и нечистый интенционализм придерживаются мнения, что существует супервентное отношение между феноменальными особенностями и интенциональными особенностями, например, что два интенциональных состояния не могут различаться в отношении их феноменальных характеристик, не различаясь в то же время в их интенциональных характеристиках. Теории Qualia, с другой стороны, утверждают, что среди феноменальных свойств ментального состояния есть по крайней мере некоторые ненамеренные феноменальные свойства, так называемые «Qualia», которые не определяются интенциональными характеристиками. Чистый и нечистый интенционализм расходятся во мнениях относительно того, какие интенциональные особенности ответственны за определение феноменальных характеристик. Чистые интенционалисты считают, что ответственным является только преднамеренное содержание, в то время как нечистые интенционалисты утверждают, что способ или способ представления этого содержания также играет роль.

Психические состояния без намерения

Критики интенционализма, так называемые анти-интенционалисты , предложили различные очевидные контрпримеры интенционализму: состояния, которые считаются ментальными, но лишены интенциональности.

Некоторые анти-интенционалистские теории, такие как теория Неда Блока , основаны на аргументе, что феноменальный сознательный опыт или квалиа также является жизненно важным компонентом сознания и не является преднамеренным. (Последнее утверждение оспаривается Майклом Таем .)

Другая форма анти-интенционализма, связанная с Джоном Сёрлом, рассматривает саму феноменальность как «знак ментального» и игнорирует интенциональность.

Другая форма утверждает, что некоторые необычные состояния сознания не являются преднамеренными, хотя человек может прожить всю жизнь, не испытывая их. Роберт К. К. Форман утверждает, что некоторые из необычных состояний сознания, типичных для мистического опыта, являются событиями чистого сознания, в которых осознание существует, но не имеет объекта, не является осознанием «чего-либо».

Интенционные процессы

Все люди мыслят по-разному. Один человек любит углубляться в суть проблемы, другой предпочитает рассматривать проблему в общем, не вдаваясь в детали. Какие же процессы проходят в мозге человека, когда он направляет свое мышление на какой-то объект или же цель.

  • Эмоциональность. Эмоции помогают человеку понять, нравится ему предмет или объект созерцания или размышления. Если нравится, значит, можно продолжать изучение или же общение. Если человеку что-то неприятно, он постарается как можно скорее избавиться от негативной мысли или приводящего в ужас объекта созерцания.
  • Мотивация. Интенция – это направленность мышления. Ее бы не существовало, если бы у человека не было мотивации. Желание что-то увидеть, куда-то сходить и что-то сделать является главным в здоровой жизнедеятельности человека.
  • Познание. Человек стремится к знаниям, и они помогают ему лучше познать этот мир и людей, живущих в нем. А также книги формируют мировоззрение и картину мира. Они помогают человеку приобрести пассивный опыт, без затраты каких-либо ресурсов, кроме временных.

Эйдетические связи

Гуссерль считал, что сердце (мышление) является органом, отвечающим за познание

В период переживания сердце может направлять внимание сознания на объект, вызывающий тревогу. Таким способом включается интенциональность сознания

Э. Гуссерль отмечал, что только его направленность и фокусировка вызывают или находят этот объект в реальности (мир эйдосов). При этом создается эйдетическая связь, в результате которой в сознании образуется психологический феномен.

Он также совершил разделение между явлениями психического и физического уровня, так как не всегда феномену сознания соответствовал или находился необходимый объект в реальном мире. Например, молодые люди попали на рок-концерт.

Одни воспринимают такую музыку, другие – нет. То есть у кого-то возникла интенция сознания, которая настроила его на восприятие звуков, создав тем самым эйдетическую связь. Ответом на поиски сознания стал приход на концерт.

У остальных интенция не образовалась, так как сознание настроено на поиски другой музыки. Тем временем музыканты продолжают играть, создавая эйдос произведения из входящих в него звуков.

Желание высказаться

В лингвистике интенция – это начальный этап рождения высказывания, после которого следует мотив, внутреннее проговаривание и речь. С рассматриваемым понятием связаны конкретно-коммуникативные смыслы, которые выражаются в процессе общения. Речевая интенция (в широком смысле) — это слияние потребности, цели и мотива воедино, которое формируется в сообщение благодаря использованию коммуникативных средств. В более узком смысле термин рассматривается как действенное назначение и сливается с понятием иллокутивного акта. Доктор филологических наук Н. И. Формановская рассматривает интенцию как замысел выстроить речь в определенном ключе, форме, стиле. Трудность в исследовании данного термина заключается в уникальности объекта эксперимента, с нередко размытыми коммуникативными намерениями. Речевые сообщения всегда соединены с различными экстралингвистическими событиями, поэтому любое, даже простое, высказывание является многомерным. Выступления имеют волевую установку и воздействуют на адресата. Существует понятие речевой интенции неодобрения, которое является неотъемлемой частью общения. Это отрицательное проявление, которое может перевести разговор в конфликтное русло.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.

Что такое интенция и ее вариации

По значению определения – побуждение, нацеленность, задача есть главная характерная специфика человеческого восприятия фиксироваться на одном направлении параметра и/или деяния.При этом не имеет значения степень реальности этого объекта или действия. Сценарием интеграции побуждения станет стремление, выверенный замысел планомерных действий по его свершению.

Существуют три типа этого явления:

  • Парадоксальная.
  • Коммуникативная.
  • Диалогическая (или речевая).

Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.

Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.

Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.

Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.

Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.

Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться. Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам. Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.

В частности, тревога

согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем.Angst , используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ.anxiety ) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины

является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
  • вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.

Коммуникативная интенция

Коммуникативной интенцией является намерение на исполнение беседы, когда происходит утверждение или слышится вопрос. Данный вид интенциональности выступает в роли регулятора разговора между собеседниками, отображая мысли и потребности.

Интенция всегда есть в сознании человека, но не всегда человек напрямую высказывает желаемое. Так, например, если человек просит открыть окно или просто говорит, что ему душно, то в первом случае можно наблюдать прямую просьбу, во втором же — прямой просьбы не было, но тот, кому фраза была сказана, поймет, о чем его просят.

Когда человек пытается передать свою мысль собеседнику, то инициатор беседы пытается оказать на собеседника воздействие. Чтобы это произошло, слушающий должен понять что от него хотят, а потом отреагировать. Говорящий должен учитывать интеллектуальное развитие собеседника и знание культуры, чтобы донести информацию. Если слушающий его не понял, тогда информацию следует поделить на несколько более простых для восприятия частей

Очень важно учитывать исходные данные того, с кем ведется диалог. А научиться более грамотно строить коммуникации научит курс Викиум «Эффективное общение

Онлайн-интенсив».

Феноменальная интенциональность

Феноменальная интенциональность — это тип интенциональности, основанный на феноменальных или сознательных ментальных состояниях. Это контрастирует с нефеноменальной интенциональностью , которую часто приписывают, например, языку и бессознательным состояниям

Это различие важно для философов, которые считают, что феноменальная интенциональность имеет привилегированный статус над нефеноменальной интенциональностью. Эта позиция известна как феноменальная теория интенциональности

Этот привилегированный статус может принимать две формы. В умеренной версии феноменальная интенциональность является привилегированной, потому что другие типы интенциональности зависят от нее или основаны на ней. Следовательно, они не являются преднамеренными по своей сути. Более сильная версия идет дальше и отрицает, что существуют другие типы интенциональности. Теория феноменальной интенциональности обычно противопоставляется натурализму в отношении интенциональности — представлению о том, что интенциональные свойства сводятся к естественным свойствам, как это изучается естественными науками .

Что такое интенция простым языком

Под интенцией чаще всего понимают какую-то установку сознания действующего субъекта, его мышления на объект деятельности, или просто предмет материального мира.

Интенцию прежде всего необходимо отличать от желания. Желания всегда есть влечения человека, направленные реализацию какой-то фантазии.

Интенция же неразрывно связана с замыслом, который в свою очередь является чем-то целенаправленным, требующим последовательности выполнения. Как явление коммуникации, интенция проявляется в виде замысла выстраивания линии аргументации, в оформлении стиля и формы речевого воздействия, будь то форма диалога или монолога.

Особая разновидность интенции – речевая интенция, под которой понимается некоторый план реализовать акт речевого воздействия. С другой стороны, под интенцией может пониматься некоторая бессознательная установка на что-либо.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Парадоксальная интенция – как применять

Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Американский психолог Г. Олпорт высказался, что невротик, который во время терапии учится относится к себе с юмором и своей фобии – становится на путь самообладания и выздоровления. Примеры применения парадоксальной интенции:

  1. Терапия бессонницы . Человек, находящийся какой то период в тревоге по поводу нарушения сна, закрепляется в чувстве страха, что снова не сможет заснуть. Франкл предлагал пациенту стараться как можно больше желать себе бодрствующего состояния. Стремление не заснуть вскоре вызывает сон.
  2. Боязнь публичных выступлений . Дрожь во время выступления. В. Франкл предлагал отрабатывать ситуацию с дрожью, вызывая сильное желание задрожать, стать «чемпионом по дрожанию» и напряжение снимается.
  3. Семейные ссоры . Логотерапевт в рамках парадоксальной интенции дает задание супругам начать ссориться осознанно с большим эмоциональным накалом, до полного изнеможения друг друга.
  4. Различные обсессивно-компульсивные расстройства . Интересен пример из практики доктора Кочановского. Молодая женщина за пределами своего дома постоянно носила темные очки, которые скрывали направление ее взгляда на область гениталий всех встречавшихся по пути мужчин. Терапия заключалась в снятии очков и разрешении терапевтом без стыда смотреть в направлении области гениталий любых мужчин. Пациентка за две недели избавилась от компульсии.

В религиозных традициях

В Авраамических религиях интенцией называют суть и основное содержание просьбы молящегося к высшим силам в тексте молитвы. Интенция здесь имеет некоторую зависимость от интересов главного участника обряда или каких-либо иных лиц.

Если говорить о интенции молитвы, прочитанной священником во время мессы, то это будет общая по содержанию и направленности, отражающей интересы, волю и чаяния всех людей, принимающих участие в обряде или заинтересованного в его проведении.

Данный термин особо широко распространен среди католиков. Существует даже высказывание, «в интенции папы римского», что означает совершать деяния в согласии с его святейшей волей и интересами святой матери церкви.

Интенция в иудаизме

В различных иудаистских религиозных традициях термин «интенция» практически не используется, но существует равнозначный его эквивалент – «кавана». Под каваной, если следовать букве Талмуда следует понимать особое средоточие сердца и души человека, когда все его естество вкладывается в какой-то предмет деятельности.

Без каваны, как многократно указывается раввинами, молитва есть лишь пустое и механическое проговаривание слов:«Молитва без каваны подобна бездыханному телу».

https://youtube.com/watch?v=SdV49_iwyiU

Интенция в исламском прочтении

В исламе, как и в иудаизме, отсутствует понятие «интенция». Тем не менее, как и там, у ислама есть свой аналог в виде термина «ният». Здесь, ният это особое намерение, целеполагание, и понимается как максимальное продуманное деяние или же осознанный отказ от него с ясной позицией о причине того или другого выбора, его смысла для субъекта деятельности.

Самое важная роль понятия, и того что оно означает, при рассмотрении уголовных дел в рамках законов шариата на судебных процессах.

Виды интенции в психологии

В психологии выделяется два основных вида интенции:

  • На предмет деятельности – связана с формированием картины мира у человека под влиянием внутренних переживаний и внешних воздействий социальной среды. Направленность человека на конкретные объекты складывает и формирует его интересы, способы вести диалог и формы презентации себя другим;
  • Но цель деятельности – или просто планирование жизнедеятельности. Именно процессы построения и изменения жизненной стратегии в быстро меняющемся мире можно назвать интенциональными процессами нашего сознания.

Главными психофизическими параметрами, влияющими на интенцию человека, выделяют его мотивированность, эмоциональность и когнитивно-познавательные способности.

Аналитическая философия и интенциональность

Современная аналитическая философия, рассматривая объекты, не обходится без понятия интенциональности.

В своей книге «Интенциональность» Джон Серл связывает термин с теорией речевых актов. При этом на первых страницах работы философ уточняет, что, рассматривая интенциональность, он не следует ранее заложенным традициям толкования. Таким образом, ничего нового в трактовки предшественников Серл не привносит.

Философ идёт по другому пути. Понятие интенциональности он использует в качестве фундамента для своей теории речевых актов и открывает новые аспекты философии сознания. Такой научный взгляд повлёк за собой тенденцию к сближению двух понятий — интенциональность и квалиа. Их связь обусловлена субъективной компонентой, которую выделяют как основу интенциональности.

Развитие понятия «интенциональность» прошло долгий путь от арабской философии 12 века до современного аналитического направления. Несмотря на множественные трактовки, большинство философов сходятся на том, что интенциональность — это заинтересованность в объекте. Её база состоит из четырёх элементов: желательность, аспектуальность, селективность и непосредственно заинтересованность.

Обладая таким качеством, как интенциональность, человек имеет больше шансов добиться успехов, достигая поставленные цели. А научиться правильно ставить цели научит курс Викиум «Целеполагание».

Доминик Перлер

Этот известный современный философ из Швейцарии родился 17 марта 1965 года. Являясь профессором и преподавателем теоретической философии в Берлинском университете, он стал известен всему миру как писатель Доминик Перлер. «Теории интенциональности в Средние века» — его фундаментальный труд, посвященный развитию философии с 1250 г по 1330 год.

Изучив работы таких философов того времени, как Фома Аквинский, Петр Иоанн Оливи, Дунс Скот, Петр Авреол и Оккам, Перлер сформулировал 5 типов интенциональности:

  • Тип формального тождества был озвучен Фомой Аквинским, который считал, что интенциональность – это способ выражения с помощью интеллекта, который дает формулировку объекту только через сравнение его с подобными объектами или общими для них свойствами. Например, понятие «живое существо» означает дышащий, передвигающийся и действующий субъект, под категорию которого попадает и человек, и животное.
  • Тип активной фокусировки познавательных способностей предложил Петр Иоанн Оливи, францисканский монах, живший в 1248–1298 гг. Он считал, что в процессе познания объекта, тот не влияет на изучающего его субъекта. То есть только нацеленность на изучение предмета или явления способно расширять познания человека о нем.
  • Тип интенционального объекта Дунса Скота, первого разработчика понятия интенция, был связан с направленностью сознания на изучаемый предмет или его познание. При этом бытие конкретной вещи получало присущие только ей черты и определялось, как «эта».
  • Тип интенционального присутствия Петра Авреола обозначает поступок, как намерение совершить действие. Например, грех – это интенция души.
  • Тип естественного знака Оккама подразумевает, что вещам свойственен смысл просто потому, что они существуют.

Таким образом, Перлер («Теории интенциональности в Средние века») разделил это понятие на 5 моделей, каждой из которых свойственен собственный взгляд на восприятие картины мира и входящих в нее вещей и явлений. Именно философские мысли древних мудрецов легли в основу дискуссий современных ученых.

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.