Как проявляется интерактивная сторона общения в психологии?

Алан-э-Дейл       22.10.2022 г.

Функция

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

Источники

  • https://qvilon.ru/psihologiya/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
  • https://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/storony-v-psihologii.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/interaktivnaya-storona-v-psihologii.html

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общения Особенности
Трудовая сфера Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
Обучение Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношения Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
Досуг Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение. Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается

Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

Проявление интерактивного аспекта общения

Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:

  • общая цель;
  • общие мотивы;
  • единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия;
  • установленное время для осуществления поставленных задач;
  • координация действий участников;
  • наличие закономерностей межличностного взаимодействия;
  • передача информации.

Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

Основная литература

  1. Андреева Г.М.

    Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология». — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010 ; 2008.

  2. Андриенко Е.В.

    Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2008.

  3. Богомолова Н. Н.

    Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. «Психология». — М.: Аспект-Пресс, 2010.

  4. Горянина В.А.

    Психология общения: учеб. пособие для студ. фак. соц.. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.

  5. Ковальчук А.С.

    Основы делового общения: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Дашков и К, 2007.

  6. Крысько В.Г.

    Социальная психология в схемах и комментариях. — СПб., 2003.

  7. Крысько В.Г.

    Социальная психология: Курс лекций.- 3-е изд. — М.:Омега, 2006.

  8. Леонтьев А.А.

    Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». — Изд. 3-е. — М.: Смысл: Академия, 2005.

  9. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 2003.
  10. Немов Р.С., Алтунина И.Р.

    Социальная психология. — СПб.: Питер, 2009.

  11. Почебут Л.Г.

    Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. — СПб.: Питер, 2012.

  12. Реан А.А., Коломинский Я.Л.

    Социальная педагогическая психология. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2008.

  13. Социальная психолингвистика:

    хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. — М.: Лабиринт, 2007.

  14. Социальная психология

    : Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М.: Академия, 2007.

  15. Социальная психология

    : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003.

Понятие и характеристика: кратко

Что обозначает термин «,интерактивная сторона общения»,?

Интерактивное общение , совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.

Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.

Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.

Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.

Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Виды взаимодействия

Анализируя взаимодействие, исследователи классифицировали различные его виды. По предположению Г. М. Андреевой, самым распространенным можно считать дихотомическое разделение всех типов взаимодействия на два противоположных:

  • кооперация, представляющая собой комбинирование единичных сил участников;
  • конкуренция в виде противопоставления единичных сил участников (например, конфликт в качестве наиболее яркой формы).

Кооперацию можно считать необходимым элементом совместной деятельности, который порождается ее особой природой. А. Н. Леонтьев определил 2 базовых аспекта совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого.

Конфликт представлен особой формой (видом) взаимодействия, который определяется наличием противоположных тенденций в действиях индивидов. Социально-психологические исследования конфликтного взаимодействия рассматривают в составе его структуры следующие элементы: конфликтная ситуация, позиции участников (оппоненты), объект, «инцидент» (механизм пуска), развитие и разрешение конфликта.

История социальной психологии включает специальное направление, разработанное Г. Мидом, – «символический интеракционизм». Он рассматривает взаимодействие в качестве исходного пункта любого социально-психологического анализа. Во главу этой позиции ставится мысль интеракционистской концепции о том, что формирование личности происходит через взаимодействие с другими. Механизм этого процесса представлен установкой контроля действий личности посредством тех представлений о ней, которые сложились у окружающих. Тем не менее, ученые в концепции Мида обнаружили существенные просчеты. По Миду вся система социальных отношений, культуры, может быть сведена лишь к символам. Интерактивная сторона общения в этом случае отрывается от содержания деятельности, поскольку игнорируется все богатство макросоциальных отношений. Единственный «представитель» социальных отношений здесь представлен непосредственным взаимодействием, но здесь происходит «замыкание» взаимодействия на заданную группу.

Важный момент анализа взаимодействия заключается в определении его роли в организации совместной деятельности. Эту сторону можно обнаружить, рассматривая взаимодействие в виде организации конкретной деятельности индивидов. По общепсихологической теории деятельности, содержание разных форм совместной деятельности представлено определенным соотношением индивидуального «вклада» каждого участника. Например, в соответствии с исследованиями форм совместной деятельности Л. И. Умайского, было выделено 3 модели взаимодействия (рис. 2):

  • с одновременным взаимодействием каждого участника и всех остальных – «совместно взаимодействующая деятельность» (команда в спорте);
  • с последовательным выполнением задания каждым участником – «совместно последовательная деятельность» (работа конвейера);
  • действия каждого участника по части общей работы, вне зависимости от других – «совместно индивидуальная деятельность» (коммерческая компания).

Можно выделить своеобразность психологического рисунка взаимодействия каждой рассмотренной модели. По этой причине исследователи предпринимают попытки установить его в каждой ситуации. Например, необходимо выявление той системы, которая сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Часть ученых полагает, что тема анализа взаимодействия должна учитывать факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность. Подобное осознание, в соответствии с мнением Хараша, способствует корректировке стратегии взаимодействия. Именно данное условие по мнению Г. М. Андреевой, помогает открыть психологический механизм взаимодействия, который проявляется через взаимопонимание его участников.

Рисунок 2. Формы совместной деятельности (концепция Л. И. Уманского)

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения между руководителем и подчиненным.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Стиль работы коллектива во многом производен от стиля работы руководства (руководителя). Стиль руководства – это:

1) некая совокупность, либо система методов воздействия на подчиненных;

2) характер осуществления этих методов.

Это зависит от ряда факторов. Выделяют такие стороны общения между руководителем и подчиненным, как:

1) перцептивная – это их мысли, чувства и восприятие друг друга;

2) коммуникативная – обмен информацией;

3) интерактивная – взаимный обмен действиями.

Эти стороны общения выражают то, что чувствуют и думают руководитель и его подчиненный, как они говорят и как действуют. В живом человеческом общении все его стороны взаимосвязаны, на их основе стили руководства в том числе авторитарный, декмокартический и формальный (либеральный). Эти названия ввел в оборот Курт Леви. В каждом из названных стилей руководства по-разному проявляется перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.

а)Перцептивная сторона

общения выражается прежде всего во внутренней позиции руководителя, в восприятии им своей персоны и подчиненных. При авторитарном стиле эта позиция – «над группой», при демократическом – «внутри группы», при формальном (диберальном, попустительском) – «в стороне от группы».

Основные психические установки автократа – доминирование над группой коллектива, он воспринимает себя в качестве организатора и руководителя работ, несущего всю ответственность (все берет на себя). Другие для него не более чем винтике в производственном механизме, исполняют частичные функции, он склонен преувеличивать свою роль и превозносить свои заслуги. Нередко высокомерен.

При демократическом стиле руководства психические установки другие. Настоящий демократ исходит из того, что все работники делают общее дело, значит кроме личной ответственности есть общая ответственность. Проявляет уважение к людям, ценит их способности, знания и опыт. Готов опираться на них в своей работе. Такова его психологическая пристройка внутри группы.

При формальном стиле руководитель больше уходит в себя, в выполнение своих обязанностей, полгая, что остальные будут выполнять свои обязанности как и он. (научные руководители, творческие учреждения). Здесь проявляется недооценка факта общения с людьми.

Вывод: Как видно три типа руководства делают разные субъекты отношений к своей роли.

б)Коммуникативная сторона

общения проявляется:

1) в информированности подчиненных;

2) в тоне речи руководителя;

3) в особенностях других невербальных средств общения (мимика, жесты и тд.)

При авторитарномстиле руководитель предпочитает все производственные данные держать при себе или сообщать их немногим приближенным лицам. О перспективе в работе никто в группе целостного представления не имеет. В общении преобладает официальный тон. Распоряжения в форме приказов.

При демократическом стиле руководитель обстоятельно информирует своих подчиненных о делах. Тон дружеский, товарищеский. Приказы старается заменить предложениями, советами или просьбами. Это не идет вразрез с принципами субординации (соподчинения). Подчиненный прекрасно понимает, что приказ в форме просьбы остается приказом, но исполнять его гораздо приятнее.

При формальном стиле руководства подчиненные информируются от случая к случаю, сам же случай появляется тогда, когда есть приказ сверху или когда за информацией обращается подчиненный. Определить тон руководителя не просто, т к он избегает контакта с подчиненными.

в)Интерактивная сторона

(обмен действиями) проявляется:

— принятие решений и контроль над их исполнением;

— стимулирование инициативы подчиненных;

— поощрение и наказание.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒ 

Общая информация

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности. Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

По целям и содержанию

Содержание — информационный элемент, который передается людям во время контактов с целью обмена опытом и знаниями. Виды содержания:

  1. Материальное — позволяет удовлетворить активные потребности.
  2. Когнитивное — обмен накопленными знаниями.
  3. Кондиционное — психическое или физиологическое состояние является основой для коммуникации.

Содержание может быть мотивационным. Люди обмениваются целями, идеями и задачами.

По цели оно разделяется на:

  • биологическое (необходимо для сохранения вида);
  • социальное (укрепление достигнутых связей, поиск новых контактов для взаимодействия);
  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное — стимулирует, ставит задачи и заставляет искать пути их решения.
  • целевое — служит средством удовлетворения специфической потребности (передача знаний, умений и навыков).

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Методы ведения разговора
  • Невербальная коммуникация
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • Цикл эффективной коммуникации
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Правила эффективных онлайн-коммуникаций
  • Как прокачать навыки слушателя
  • Повседневная магия общения
  • Развитие коммуникативных навыков

Ключевые слова:1Профайлинг

Другие стороны отношений

Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.

Перцептивная

Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.

В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:

  • Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
  • Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
  • Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.

Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.

Коммуникативная

Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.

Регулятивная

Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:

  • позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
  • негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
  • проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.

ЧИТАТЬ Как научиться говорить людям нет: поиск первопричины и методы избавления от проблемы

Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Структура и функции общения

деловое общение собеседник оратор публика

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Основы интерактивного общения

Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.


Общению играет едва ли не главную роль для человека

Для всех участников одинаково характерны:

  • общая цель;
  • общие мотивы для совместной деятельности;
  • единое пространство и время для выполнения совместных действий;
  • своевременная координация действий каждого участника;
  • знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
  • передача информации от одного к другому.

Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Три главные функции делового общения

Принятая классификация функций делового общения:

  • перцептивная — процесс восприятия друг друга во время диалога;
  • информационная — обмен данными между партнерами;
  • интерактивная — обозначает все взаимодействия, совершаемые во время общения.

Далее можно выделить три основные функции:

  1. Аффективно-коммуникативная. Характеризует понимание другого человека в процессе разговора. Направлена на рефляцию эмоций, за счет чего может произойти как сближение, так и отторжение, в зависимости от возникших эмоциональных состояний.
  2. Информационно-коммуникативная. Обмен информацией между участниками диалога. При этом люди стараются понять общий смысл сказанного, обмениваются не только значениями, но и эмоциями. Что возможно лишь в том случае, если обе стороны принимают и осознают поступающую информацию. Однако могут возникать коммуникативные барьеры социального или психологического характера.
  3. Регуляционно-коммуникативная. Процесс регуляции поведения для построения организации деятельности по ходу взаимодействия. Возможно влияние практически на все составляющие деятельности собеседников, вроде целей, мотивов, проектов, способов принятия решений. Присутствует взаимная корректировка поведения и стимуляция к действию.


В процессе общения люди узнают и воспринимают друг друга, затем обмениваются информацией и на ее основе выстраивают взаимодействие. В функциях делового общения заложен успех производственных отношений.

Чтобы деловая коммуникация в итоге не провалилась, следует придерживаться этико-психологических правил, присущих этому стилю, а именно:

  • соблюдать принцип, по которому будут создаваться все условия для творческой реализации сотрудника;
  • придерживаться принципа полномочий и ответственности, согласно которому будет регламентировано деловое общение в рамка обязанностей и прав в соответствии со статусом;
  • использовать достаточную и качественную информацию;
  • проявлять целесообразность в решениях;
  • владеть лингвистическими особенностями языка и обладать тактикой общения;
  • учитывать индивидуальные качества собеседника.

Примеры сторон общения в повседневной жизни

Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.

Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.

Итог

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.