Интериоризация

Алан-э-Дейл       04.06.2022 г.

Есть ли опасность в эмоциональной лабильности?

Если говорить просто о повышенной впечатлительности, то это вариант нормы. Такой особенностью обладают многие личности творческих профессий – музыканты, художники, актеры, писатели. Они достаточно глубоко переживают любое чувство – ненависть, любовь и др., но вот длительность этих ощущений велика, для них нужен повод. А о формировании эмоциональной лабильности мы говорим тогда, когда настроение не просто часто и резко меняется, но еще и переживается все очень глубоко. Как уже было сказано выше, для этого не нужен серьезный повод. Кто-то сказал нелестное слово, внезапно начался дождь, оторвалась пуговица… Все, настроение будет унылым даже без серьезных неприятностей. А если тут же начнется приятная беседа или кто-то скажет комплимент, то все снова будет великолепно, хотя и ненадолго. Вот так проявляется эмоциональная лабильность. Что это может привести к серьезным последствиям, тоже необходимо сказать. Ведь вместе с настроением меняются сон, аппетит, взгляды на будущее, трудоспособность и т. д. Человек не обдумывает свои поступки, он действует молниеносно. Такая проблема требует вмешательства специалиста и лечения.

Механизм интериоризации

Наиболее точным, с точки зрения современной психологии, считается механизм действия интериоризации, предложенный Петром Гальпериным. Он состоит из 6 этапов:

  1. Этап мотивации. На данном этапе формулируется задача, возникает стремление решить её. В частности, это происходит, когда взрослый человек говорит ребёнку, чем они сейчас будут заниматься (например, учиться считать). У ребёнка возникает интерес к новой деятельности, и он хочет поскорее освоить новый навык.
  2. Этап ориентирования. Взрослый показывает ребёнку, что нужно делать. Тот наблюдает за ним, пытаясь запомнить правильную последовательность действий.
  3. Материальный этап. На данном этапе ребёнок повторяет действия с материальными предметами и видит, что результат получается таким же. К примеру, если к двум кубикам добавить ещё один, получается три.
  4. Этап внешней речи. На данном этапе ребёнок учится на словах описывать материальный процесс. Ему уже не нужно складывать реальные кубики, чтобы понять, сколько будет 2 + 1, но он всё ещё нуждается в том, чтобы слова были отчетливо произнесены.
  5. Этап внутренней речи. На данном этапе ребёнку уже не нужно произносить фразу вслух. Он может производить простейшие операции, проговаривая нужные слова мысленно.
  6. Этап умственного действия. На данном этапе необходимость проговаривать фразу исчезает. Теперь ребенок может производить простейшие действия (например, складывать числа) очень быстро, сразу выдавая нужный ответ.

Что такое экстериоризация в психологии?

Экстериоризация – процесс воплощения внутренних ощущений в их внешнее проявление. Так, прежде чем совершить какое-либо действие, вы тщательно его обдумываете и планируете.

Примеров экстериоризации из жизни крайне много. Вот лишь некоторые из них:

  • футболист, который тщательно анализирует состояние на поле и лишь после этого совершает действие;
  • бизнесмен, который вместе с маркетологами и прочими специалистами разрабатывает план тестирования продукта и его постепенного введения на рынок;
  • учитель, который прорабатывает учебные планы задолго до начала занятий, подбирает подходящие для учеников материалы;
  • инженер, который рисует четкую схему работы своего изобретения.

Абстрактные мысли про предмет хороши лишь на начальном этапе. Далее следует воплощать их в реальность, начиная с плана.

Следует помнить про отличия экстериоризации и интериоризации. Второе понятие – соответственно переход извне внутрь. Какие-либо действия, воплощаемые в реальности, переносятся в мыслительную среду.

Экстериоризация – невероятно важный мыслительный процесс. Он позволяет расставить приоритеты, на основе применения этого механизма формируется умение.

В психологии метод считается основой внешних и внутренних процессов, причем имеет значение как экстериоризация, так и противоположная ей интериоризация. Представьте, что ваша жизнь – улица с двусторонним движением. Пешеходов, как и машин, достаточно, везде шум и гам. Нужно установить правила, чтобы механизм работал слаженно, а все процессы зависели друг от друга.

Так и экстериоризация направляет жизненную энергию в одну сторону, «от сознания», а интериоризация приносит идеи извне. Нельзя отдавать или получать слишком много – нарушается жизненный баланс, рушатся ваши социальные связи. Постарайтесь уравновесить эти понятия.

Определение

Интериоризация в психологии – это поэтапное формирование собственных психологических функций маленького человека, происходящее при внешнем воздействии и познании мира, с последующим приобретением собственного, отвечающего за созревание личности, жизненного опыта.

В переводе с латыни «interior» (внутренний) обозначается переход от внешнего к внутреннему, а также преобразование внешнего воздействия (деятельности) во внутренние мысленные операции.

Переработка внешней информации формирует опыт индивида, позволяя впоследствии осуществлять умственную деятельность без участия предметов.

По мнению изучавших концепцию психологов, любые функции психики вначале складываются вне организма человека, а затем, при помощи интериоризации «вживляются» в человеческое сознание.

В процессе переноса внешнего вовнутрь происходит и становление речи, проходящее в своем развитии 3 этапа:

  • голосовое воздействие на ребенка из вне;
  • перенимание навыков и собственные попытки малыша воспроизвести речь;
  • способность ребенка воздействовать на себя словами самостоятельно

В педагогике

Педагогика определяет «интериоризацию» как поэтапное формирование у ребенка способности обращаться с символами. Под внешним воздействием (родителей и педагогов) ребенок начинает учиться обращаться с символами, а затем постепенно преобразует полученные навыки в собственный символический процесс.

Интериоризация в педагогике – это важный этап становления личности ученика, во время которого происходит не только усвоение знаний, но и преобразуются личностные характеристики человека. Успех педагогической интериоризации в большей степени зависит от способностей самих педагогов, воздействующий не только на воспитание ребенка, но помогающих за счет переносе внешних данных:

  • развить личность, обладающую оптимально интегрированной внутренней динамической структурой;
  • сформировать устойчивую мотивационную основу;
  • усвоить нормы морали и этики, принятые в человеческом обществе.

В философии

Философия считает «интериоризацию» практической возможностью познания мира и бытия. По мнению Д.В. Пивоварова познание предмета это совмещение теоретических знаний о нем с практической деятельностью, являющейся единственной возможностью осмыслить бытие.

В социологии

Интериоризация личности происходит в социуме, отвечающем за становление человека, усвоение норм, правил поведения и культурного наследия. Социум позволяет личности развиваться, а процесс интериоризации помогает человеку адаптироваться среди окружающих его людей.

По мнению Выгодского социальная интериоризация человека проходит в 3 этапа:

  • индивидуализацию, во время которой происходит постепенное усвоение ребенка принятых норм и повторение действий;
  • интимизацию, сопровождающейся осознанием малышом собственного «Я»;
  • кристаллизацию личности, на которой возникает экстериоризация, сопровождающаяся отдачей человеком ранее переработанных навыков и знаний.

Интериоризация (по Выготскому)

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л.С. Выготским.

По мнению Л.С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. По Выготскому, каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следу­ющем шаге эта форма становится индивидуальной функцией само­го ребенка. По самой своей сути культурная форма поведения ока­зывается результатом «вращивания» первоначально внешней, со­циальной, интерпсихической формы поведения. Изначально пове­дение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными ору­диями и знаками, первоначально выступает во внешней форме.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе — рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

В последующем процесс интериоризация был изучен П. Я Гальпериным и лёг в основу планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т.е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Применение интериоризации

Интериоризация в психологии – это постепенное «вживление» действий, навыков, знаний, культурных ценностей и традиций опыта в собственный «внутренний» мир человека, позволяющий новорожденному ребенку постепенно сформировать собственную мыслительную активность и нормализовать жить в окружающем его социуме.

Применяется интериоризация:

  1. В образовательном процессе, во время которого учитель помогает ребенку научиться осуществлять различные умственные действия.
  2. В социальной среде, позволяя малышам постепенно усваивать правила поведения, принятые в обществе.
  3. В рабочих отношениях, между наставниками и стажерами или начальниками и подчиненными, давая возможностью новому работнику обучиться навыками и секретам мастерства, выработанным опытными специалистами.

Для каждого ребенка процесс интериоризации строить по индивидуальной программе, с учетом особенной развития и темперамента личности.

Интеоризация и опыт

Огромное значение в преобразовании личности и процесса интериоризации имеет опыт, помогающий выбрать систему ценностей, определить мировоззрение и образ взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Проходя через тяжелые жизненные ситуации, каждый человек делает собственные выводы, что не дает возможности усвоить знания предыдущего поколения избежать новых ошибок. Опыт, ранее приобретенный родителями или другими членами общества, может помочь спрогнозировать развитие ситуации, но не дает возможности избежать ее.

Психологи отмечают, что преодоление тяжелых жизненных преград помогает укрепить и усилить внутренние качества человека, поскольку, преобразовывая в процессе интериоризации полученный ранее опыт, человек получает не только знания, но и совершенствует свое психологическое состояние.

Учёные, изучающие вопрос интериоризации

Впервые термин был выдвинут французским учёным Дюкгеймом. По его мнению, интериоризация в психологии — это составляющие элементы человека или же взаимосвязь общественного (внешнего) и личного (внутреннего). Теория основывается на том, что все категории формируются с учётом внешних общественных представлений. Подобную точку зрения поддерживали и другие французские представители психологической школы, а именно: Пиаже, Жане, Валлон.

Из множества советских учёных нужно выделить Выготского. Он утверждал, что вся внешняя деятельность, общение между людьми или процесс познания чего-то становятся частью сознания в виде опыта после интериоризации. Таким образом, интериоризация в психологии — это процесс перехода внешней, социальной с людьми в компонент человеческой психики.

Интериоризация – что это?

Под интериоризацией в самом общем виде понимается способ перехода и обработки объекта одной реальности в другую. Особо полную степень разработанности этот термин приобрел в психологии, где под ней понимается складывания психических структур человека под влиянием внешней среды, прежде всего социальной.

Для интериоризации в этом случае важным оказывается величина багажа жизненного опыта тех субъектов образовательной деятельности, что обеспечивают включенность этого сознания в образовательный процесс, степень гармоничности формирования психического аппарата и общего развития человека.

Каждое этап деятельности должен, прежде чем запечатлеться в сознании,быть проделан во внешней реальности. Благодаря этой способности, человек обретает способность внутренней речи, мышления, которое проводится в независимости от наличия окружающих.

Способность к интериоризации человеческая психика оказывается способной работать с образами объектов, их абстрактными формами, когда реальные объекты становятся недоступными для органов чувств.

Сознание человека не находится в статичном состоянии, зафиксированном в настоящем мгновении, внутри него попеременно проходят и будущее и события прошлого, не скованные рамками времени и пространства.

Интериоризация в мире животных

На сегодня не установлено с точностью, обладают ли животные способностью к интериоризации. Скорее всего, им это не доступно, и они не выходят за границы конкретной ситуации.

Основным инструментом этого психического процесса является речь, а способом перехода от одного события к другому – какое-то высказывание, осуществляемое категориями языка. В виде словоформы выделяются и обособляются различные отличительные признаки рассматриваемого объекта, различные методы оперирования с имеющейся информацией.

Для человека становится проблемой исключительной важности овладением методами правильного употребления категорий речи, которые содержат и предикаты объектов и методы их мысленной обработки. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров

С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров.

Интериоризация в социальных науках

В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.

Психология позаимствовала это понятие несколько позднее, и произошло это в работах выдающихся представителей французской психологической школы, наиболее известны которых Жан Пиаже, Анри Валлон и др.

В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.

Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным

В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности»

Взаимосвязь общения и интериоризации

Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации.

В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.

Процесс формирования умственных навыков – это практическая деятельность именно того человека, у которого формируются эти способности, а человек, выступающий как агент воздействия внешней языковой среды есть внешний элемент деятельности.

По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.

Экстериоризация и творчество

Считается, что особое положение экстериоризация занимает в творчестве. Порой специалисты не упоминают другие примеры механизма экстериоризации в психологии, считая, что творческая сторона превосходит при трактовании этого понятия.

Это не совсем верный подход, ведь экстериоризация напрямую влияет на ваши мыслительные процессы, не будучи зависимой от того, какую специализацию вы выбрали. Вы лишь применяете метод мышления

И учителю, и бизнесмену, и любому спортсмену важно уметь им пользоваться. Даже среднестатистическая домохозяйка планирует свою деятельность и задает тип мышления, создавая списки продуктов для магазина. Но вернемся к творческой сфере

Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит

Но вернемся к творческой сфере. Без экстериоризации в этом сегменте никуда. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Художники. Картина не создается с нуля – её созданию предшествует долгая работа. Если заказ коммерческий, сначала утверждается план работы, если нет – художник сразу переходит к этапу создания наброска. Приходится использовать десятки черновиков, прежде чем идея из подсознания перейдет на бумагу в нужном виде.

Лишь после создания четкого плана исполнитель приступает к творческому процессу.

Писатели. Романы и повести тоже не создаются «из ниоткуда». Все мы знаем историю Джоан Роуллинг: она придумала знаменитую серию про Гарри Поттера в метро, но не засела за черновики будущих книг сразу же, а набросала приблизительный план персонажей.

Очень важно очертания героев и их характеристики перенести в реальный мир, позволить внутреннему стать внешним. Ведь одна из частых проблем писателей – недостаток мотивации, частая прокрастинация. Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов

Механизм экстериоризации также поможет видеть реальные результаты трудов.

Музыканты. Написание нот, продумывание строчек песен, даже тщательный подбор музыкальных инструментов – всё это характеризует мыслительную деятельность музыкантов. Вдохновение может лишь дать толчок, всё остальное зависит от мыслительных процессов.

Тщательное планирование помогает создать концепцию будущего альбома, а переход подсознательных желаний и образов на бумагу обеспечивает сотворение новой музыкальной обложки

В творчестве как нигде важно передать корректный посыл зрителю, читателю или слушателю

Как вы видите, творчество работает не только за счет вдохновения. От правильности мыслительных процессов зависит слишком много.

Интериоризация в других науках

В педагогике

С точки зрения педагогики, интериоризация – это развитие у ребенка навыков обращения с символами, формирование собственного символического процесса под внешним воздействием (общением с педагогами). Она состоит не в простом переносе внешних процессов во внутренние, а в формировании сознания и психики в процессе обучения.

В философии

С точки зрения философии, интериоризация представляет собой практическую возможность познания бытия. По мнению советского и российского философа Даниила Пивоварова, познание – это совмещение теоретических знаний с практической деятельностью (и только такое совмещение позволяет осмыслить бытие).

В социологии

В социологии интериоризация рассматривается как социально-психологическое явление. Она обеспечивает становление личности человека, формирование у него норм морали и нравственности, выработку определенных правил поведения, адаптацию к социуму и окружающей среде.

Выготский выделял в процессе социальной интериоризации 3 этапа:

  • Индивидуализация. Это процесс усвоения общепринятых норм поведения.
  • Интимизация. На данном этапе происходит формирование и осознание собственного «Я».
  • Кристаллизация. На этом этапе выявляются личные принципы и другие особенности, характерные для конкретной личности.

Виды

Интериоризация в психологии – это тесно связанный с социализацией процесс, классифицирующийся в зависимости от стадии развития ребенка:

Начальная интериоризация Возникает у новорожденных и детей младшего возраста. Во время своего развития малыш изучает внешний мир при помощи родителей, последовательно заставляющих его осуществлять какие-то действия, показывающих игрушки и знакомящих с окружающим миром.
Школьная интериоризация Тесно связана с мысленным процессом, на котором основано все обучение человека. Изучение школьных предметов требует от подросшего ребенка производить действия не только на бумаге, но и в уме. Развитие этого типа напрямую зависит от мотивации, навыков, типа темперамента и способностей внутренней системы ребенка.
Социальная интериоризация Начинается с самого рождения человека и связана со взаимодействием малыша с окружающими его людьми. Подразделяется на 3 круга общения:
  • близкий, в который входят родители и члены семьи ребенка;
  • средний, в котором человеку приходится взаимодействовать с соседями и друзьями;
  • дальний, требующий общения с коллегами и знакомыми.

В процессе интериоризации ребенок перенимает не только опыт, но моральные нормы, принятые в обществе, образ мыслей и интересы своих близких (в особенности родителей), а затем пытается скопировать, наблюдаемое в процессе познания поведение.

Также на процесс становления психологических функций оказывают влияние:

  • культурные и религиозные традиции, принятые в обществе;
  • язык общения;
  • национальная кухня;
  • почитаемые в обществе героические личности.

Успешность будущего человека в обществе в большой степени зависит от соответствия его принятым в социуме идеалам, а точнее в способности правильно скопировать поведение «героев» общественного сознания. В разное время такими могут считаться летчики, космонавты, врачи, бандиты, киногерои.

См. также

  • Высшие психические функции
  • Интернализация
  • Параллелограмм развития

Интернализация знаний — процесс перевода знаний из явного в неявное состояние. Термин впервые описан Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi в модели SECI.

  1. [web.archive.org/web/20030606082454/dictionary.fio.ru/article.php?id=13302 Словарь.ру]
  2. Цит. по: Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 91.
  3. Ковалев Г. А. и Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.
  4. Ikujirō Nonaka, Hirotaka Takeuchi. The Knowledge-creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. — Oxford University Press, 1995. — 284 с. — ISBN 9780195092691.

Что такое интериоризация?

Интериоризация – это процесс формирования основных функций человеческой психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе взросления. Изначально данный термин использовался в социологии для обозначения процесса формирования категорий индивидуального сознания на основе общественных представлений.

Позже термин начал использоваться в психологии, а окончательно конкретизировал его советский психолог Лев Выготский. Он считал, что любая функция человеческой психики изначально формируется как некая внешняя деятельность, а затем становится компонентом сознания. Именно этот переход внешних форм взаимодействия во внутренние функции психики Выготский и называл интериоризацией.

При интериоризации происходят следующие процессы:

  • появляется и расширяется мышление;
  • формируется устойчивая структура психики;
  • возникает и развивается самосознание личности;
  • накапливается жизненный опыт;
  • происходит включение в социум, формирование социальных навыков.

Термин «интериоризация» образован от латинского слова interior (внутренний). Его ввёл французский социолог Эмиль Дюркгейм, который считал интериоризацию частью процесса социализации. Изначально это было чисто социологическое понятие. Современное же понимание того, что такое интериоризация, сформировалось позже (преимущественно благодаря работам советских психологов Льва Выготского и Петра Гальперина).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.