Интроспекция

Алан-э-Дейл       11.06.2022 г.

Особенности метода интроспекции

Специалисты в области интроспекции на заре психологии утяжеляли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они, в частности, старались выделить самые простые, элементарные детали сознания – ощущения и чувства. Испытуемым приходилось избегать специальных терминов, которые были способны помочь в описании внешних объектов. Выполнять такие требования крайне сложно: бывало, что у одного и того же ученого-экспериментатора при работе с разными испытуемыми получались противоречивые результаты.

Усиленная работа над совершенствованием метода интроспекции привела к интересным выводам: приходилось ставить под сомнение основные положения науки о психических явлениях. При систематическом использовании углубленного самонаблюдения стали выявляться причины отдельных явлений, которые однозначно лежали за пределами потока сознания – в «темной», бессознательной сфере.

Интроспекция стала одной из причин нараставшего кризиса в психологической науке

Ученые обратили внимание на то, что они вынуждены наблюдать не столько непосредственное протекание самонаблюдения, сколько следы затухающего процесса мышления. Чтобы следы воспоминаний были полными, приходилось дробить наблюдаемые акты на возможно более мелкие части. В итоге интроспекция превращалась в подобие «дробного» ретроспективного анализа

В итоге интроспекция превращалась в подобие «дробного» ретроспективного анализа.

Интерпретация метода в варианте Вундта выглядела наиболее солидно и научно: его интроспекция имела форму лабораторного эксперимента, который ученый мог в какой-то мере контролировать. И все же даже в такой постановке вопроса метод страдал крайним субъективизмом. Последователи Вундта пытались снять этот недостаток: от наблюдателя не требовали анализа индивидуального содержания сознания. Ему нужно было либо просто ответить на заданный вопрос или нажать соответствующую ответу кнопку.

Интересен тот факт, что интроспекция как метод психологической науки была отвергнута бихевиористами – вместе с сознанием, мысленными образами и некоторыми другими «ненаучными» явлениями. Развившиеся вслед за бихевиоризмом объективизм и когнитивная психология тоже не жаловали интроспекцию. Причина – пресловутая субъективность метода.

Вне всякого сомнения, можно подвергать критике научность интроспективного самонаблюдения, считать этот метод недостаточным для полного исследования психики во всем ее многообразии. Однако игнорировать интроспекцию полностью было бы неправильно. Без познания человеком собственных чувств, образов, мыслей, ощущений трудно было бы очертить границы психологии как науки.

Психологи признают, что интроспекция, подобно любому другому методу, имеет свою область применения, свои границы.

К главным ограничениям интроспекции можно отнести:

  • зависимость результатов от личности исследователя;
  • невоспроизводимость результатов;
  • невозможность контролировать условия проведения эксперимента.

Противники данного метода приложили немало усилий, чтобы полностью его дискредитировать. Однако было бы бессмысленным противопоставлять друг другу интроспекцию и так называемые «объективные» методы исследования психики: они просто должны дополнять друг друга. Возможно, интроспекция дает меньшие результаты, чем те, которых от нее вправе ожидать ученые. Однако проблема здесь не столько в самом методе, сколько в отсутствии адекватных способов его непосредственного применения.

Когда необходимо проведение?

Пик применения практики самонаблюдения бал отмечен в эпоху расцвета эмпирической психологии, между XVIII–XIX веком. Постепенно популярность этого способа снизилась.

Последние годы значимость методики снова начала повышаться. Например, самонаблюдение является дополнением для проведения опросов, бесед, но она может применяться и как самостоятельная практика. Направление — изучение психологических настроений, состояний.

Низкая популярность самонаблюдения как самостоятельной практики объясняется получением ложной информации. На результат самоотчета могут влиять разные факторы — настроение, физическое состояние, личное желание скрыть факты. Чтобы получить наиболее точные данные, могут применяться фиксирующие устройства — видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны.

Метод интроспекции

Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.

Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.

Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).

Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.

Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.

Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.

Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.

Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.

Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.

Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.

Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.

Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.

Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.

Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях

Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем. Такое определение дал В

Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести

Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.

Интроспекция в повседневной жизни

В повседневной жизни каждый может пользоваться этим методом для обретения гармонии с самим собой. Если внимательно прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, которые возникают в тех или иных ситуациях, можно наметить направления саморазвития. Если сочетать самонаблюдение с медитацией, можно развивать свою эмоционально-волевую сферу.

Кроме того, систематические занятия, обращенные к собственному внутреннему миру, развивают наблюдательность, помогают справиться с рассеянностью. Люди, освоившие данный метод, по-другому смотрят на мир: замечают детали в интерьере, учатся улавливать перемены настроения собеседника, считывать его эмоции по мимике. У них улучшаются навыки работы с информацией.

Однако обучить этому методу детей – практически непосильная задача, так как их психика подвижна, сосредоточиться на собственных ощущениях, мыслях и эмоциях им крайне трудно.

Средства наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

Интроспекция в психологии

Интроспекция популярна в психологической практике, однако здесь возникает немало проблем, которые в большей степени связаны с субъективным видением человека самого себя, а также его нежеланием рассказывать о себе всю правду окружающим. Специалист может использовать интроспекцию, однако она всегда будет неполной.

И все же интроспекцию можно использовать самостоятельно хотя бы ради того, чтобы просто познать самого себя. Самым главным критерием здесь остается наблюдение. Не пытайтесь оценивать и делить свои проявления на «плохие» и «хорошие». Просто наблюдайте и понимайте, что в вас это есть, не бегите от этого. Если захотите использовать полученные знания в процессе интроспекции для изменения самих себя, то вам будет это легко сделать.

С самого детства всем людям сначала родители, потом воспитатели и учителя, затем друзья, другие люди и общество в целом что-то говорят, чему-то учат и указывают. Если в детстве ребенок еще все воспринимает на веру, то по мере своего взросления каждый человек понимает, что общество, родители и друзья тоже могут ошибаться. Более того, есть люди, которые используют, манипулируют, провоцируют тоже при помощи информации.

Таким образом, установки общества и родителей – это способ, чтобы человек действовал в их угоду, возможно, в ущерб самому себе.

Сколько людей жертвуют собой только потому, что когда-то им сказали, что нужно помогать ближним? Сколько людей готовы сами голодать, лишь бы накормить ближнего? Сколько людей тратят годы, чтобы получить высшее образование, вместо того чтобы работать и учиться уже на месте? Сколько людей создают семьи, когда на самом деле этого не хотят? Таких примеров можно привести великое множество. И можно сказать, что люди страдают не потому, что жизнь тяжелая и несправедливая, а потому, что люди пытаются жить по чужим правилам, а не по своим.

Лучше слушаться самого себя, когда речь идет о том, каким человеком вам быть, к чему стремиться, как жить, кого любить, где работать и т. д. Все, что касается лично вас, должно оставаться той территорией, на которой никто другой не имеет права командовать. В отношениях с другими людьми на территории, которая является общей, командуют оба партнера. Но вот в вашей душе, голове, мыслях царем являетесь только вы.

Если в детстве вы не понимали, что происходит, то сейчас, во взрослом возрасте, у вас есть выбор. Если вы слушаетесь кого-то, то это ваш выбор. И не плачьтесь от того, что вам плохо живется. Если вы слушаетесь себя, то должны сами понимать, что все результаты – это ваша заслуга. Как ни крути, а отвечаете все равно вы. Так, кого вы собираетесь слушаться, если ответственность все равно остается за вами?

Обоснование логики исследования

Анализ литературы показал, что проблема метода интроспекции постоянно волновала отечественных психологов, но до последнего времени так и оставалась «самой сложной и запутанной» (Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000), не решенной с методологической точки зрения (И. С. Роговин, 1969; Б. Г. Ананьев, 2000). Вместе с тем, создавшаяся кризисная ситуация в современной отечественной психологии (А. Н. Ждан, 1999), построенной по образцу естественной науки, ставит задачу поиска новых методов, связанных с гуманитарным подходом. Отмечается, что именно гуманитарные методы позволяют изучать содержание сознания человека (В. М. Аллах-вердов, 2000). Таким образом, на современном этапе развития психологии отчетливо выступает необходимость четкого методологического обоснования метода интроспекции, а также возможностей и способов его применения в изучении и осмыслении качественной неповторимости субъекта.

Вместе с тем приходится констатировать, что широко используемая в психологии стандартизированная интроспекция (в виде различных вопросников, направленных на изучение особенностей восприятия, представлений, эмоциональных явлений, личности) позволяет фиксировать единичные, порой независимые образования психических феноменов и нацелена главным образом на измерение степени выраженности той или иной переменной. Пытаясь объединить полученные с ее помощью разрозненные факты в некое единое представление о человеке, исследователь невольно теряет неповторимость, присущую данному субъекту. Причем, создается впечатление, что заранее предполагается одинаковая возможность осмысленно дифференцировать те или иные качества, ощущения и переживания, а вопрос об адекватности соотнесения вербальных описаний (имеющихся в опросниках) и одними и теми же феноменами внутреннего мира у разных испытуемых остается не решенным (Е. В. Левченко, 1998). Вызывает сомнения возможность в достаточно короткий срок тестирования отрефлексировать все вопросы, даже те, которые являются совершенно не актуальными в данный промежуток времени. Это в свою очередь позволяет говорить о том, что предлагаемые вопросы направлены на стереотипы, сформированные у индивида по отношению к самому себе.

Использование семантического дифференциала (как способа позволяющего сделать интроспекцию направленной, поддержанной, ограниченной, массовой и стандартизованной) может приводить в возникновению «фантомного» самоописания в силу того, что субъекту навязывают «оценку по параметрам», которые возможно не являются значимыми для его «Я — концепции», но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку (В. В. Столин, 1985). Это ограничивает субъекта в выборе ответов и способствует концентрации внимания на тех стимулах, которые интересны экспериментатору и в конечном итоге ведет к утрачиванию субъективности как особой человеческой реальности.

На практике практически не учитывается вероятность различной глубины самонаблюдения у испытуемых (Е. В. Левченко, 1998).

Проблема получения сведений о качественной стороне психических процессов, в их подлинном виде, на наш взгляд, может быть решена через использование свободного самоотчета. Уже сейчас можно наблюдать использование выборочной интроспекции с последующим свободным самоотчетом, когда фиксируются лишь определенные параметры, заранее обозначенные в задании психические явления (например, исследование восприятия эмоциональных явлений и саморегуляции психических процессов).

Но на сегодняшний день практически нет исследований, позволяющих понять возможности к самонаблюдению в условиях не включенной, непосредственной, свободной и в тоже время сплошной интроспекции, когда участник исследования совершенно ничем не ограничен в процессе наблюдения за своей внутренней психической реальностью, может свободно проявлять собственную индивидуальную неповторимость. Что позволяет исследовать особенности наблюдения человека за собственной психической реальностью, возможностях осмысленно дифференцировать те или иные психические явления и действия, поддерживать интерес к внутреннему наблюдению в условиях психологического исследования.

1 Понятие и сущность интроспекции

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Существуют варианты данного метода:

  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.

Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

Психологические теории и школы

Интроспекция в психологии – это наблюдение субъекта за собственными психическими процессами. Вопросы, касающиеся интроспекции, занимали умы многих представителей психологических школ.

В.Вундт
обозначил непосредственный человеческий опыт как предмет исследования психологической науки

Он считал ценным внутреннее восприятие и говорил, что интроспекция нуждается в тренировке, поскольку важно добиться ясного и четкого переживания субъектом своих ощущений и опыта делать о нем отчет.
Э.Титченер
В школе была разработана теория аналитической интроспекции, которая считала необходимым в чувственном познании явлений вычленять его отдельные части. Для представителей этой школы объектом психологии была система внутренних состояний человека, которые он способен осознавать, — восприятия, ощущения, представления

Все они в совокупности дают характеристику богатства и разнообразия внутренней жизни человека.
Вюрцбургская школа
Созданна в Германии на рубеже XIX – XX веков, занималась вопросами систематической интроспекции. Ее основоположником был ученик В.Вундта О.Кюльпе. Его позиция была основана на ретроспекции, то есть воссоздании в памяти определенных моментов жизни человека и чувств, которые он в этот момент переживал. Это позволяет избежать, по мнению Кюльпе, искажений, возникающих при чистой интроспекции.
Гештальтпсихология
Рассматривала феноменологическое самонаблюдение, которое касается естественного описания субъектом того, что он чувствует. Такое описание предполагает целостность.

Современные ученые-психологи утверждают, что и сегодня интроспекция имеет место в виде самоотчетов, психологических экспериментов и различных исследований сознания человека.

Функции и роль

В течение всей своей жизни каждый человек испытывает разные чувства:

  • боль;
  • обиду;
  • радость;
  • удивление;
  • негодование;
  • ненависть;
  • любовь.

Психологов интересует, что они собой представляют и что испытывает человек, когда их переживает. Это попытка исследовать сознание как физический объект.

Интроспекция в психологии – это изучение содержания своего Я (узкое значение) и понимание того, чего человек хочет добиться в будущем, к чему стремится (широкое значение).

Применение этого метода в узком значении позволяет познать свои черты характера, чувства, актуальные в конкретный момент, интеллектуальные возможности, особенности мышления (внимание, память, сконцентрированность) и т.д

Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии

При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом. Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии

При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения

Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом.

Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с разными категориями людей. От этого во многом зависит его положение в обществе. Поэтому роль самопознания особенно важна для развития коммуникабельности, умения выходить из сложных конфликтных ситуаций

Это также важно в выборе партнера по жизни и по работе

Во время самопознания необходимо ставить конкретные цели и придерживаться принципа «хочу – могу – надо». Ответив на вопросы «Что я хочу?», «Каковы мои возможности?» и «Что мне нужно для того, чтобы достичь желаемого?», личность расширяет границы познания собственного Я.

Психологи отмечают, что цели интроспекции могут быть реальными и нереальными. В первом случае личность анализирует то, что на самом деле имеет место (заложенные природой качества), во втором – пытается зафиксировать то, чего нет.

Если действительно окажется, что человек не имеет какого-либо качества или оно недостаточно развито, то самопознание может служить отправной ступенью для дальнейшей работы над собой.

Таким образом, интроспекция становится стимулом для совершенствования.

Этот метод имеет огромные преимущества:

  • с его помощью любой человек может познать себя лучше, чем кто-либо другой;
  • осознание уровня развития своих качеств является надежным с эпистемической точки зрения;
  • человек может регулировать свои ментальные состояния.

Отличие интроспекции от других методов познания состоит в том, что она предоставляет человеку непосредственный доступ к объекту исследования.

Значение метода в психологии и философии

В философии интроспекция — стандартный способ самонаблюдения, который может применяться самостоятельно

С помощью этой практики человек сможет понять личные чувства, освободиться от неясности, но важно знать меру. Если копаться в себе слишком долго, может развиваться подозрение, негативные чувства к окружающему миру

В философии эта методика призвана помочь человеку изучить себя, познать особенности, а не выявить положительные или отрицательные моменты. Это направление развивали — Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Дж. Милля, Д. Юма. Ученые сходились во мнении, что человеческое сознание — объемный результат внутреннего опыта.

В психологии интроспекция изначально являлась единственным способом для получения разной информации. С ее помощью можно было изучать, анализировать психические процессы. Интроспекция — наблюдение за работой собственной психики. Она имеет несколько особенностей:

  1. Следственно-причинная связь сознания проявляется психологическими процессами.
  2. Чтобы получать точную информацию от самонаблюдения, нужно долго тренироваться.
  3. Исследование может проводиться только одним человеком.

Самые значительные исследования метода относительно его эффективности, возможностей проводились в XIX веке. Для его изучения применялись эксперименты, которые проводились в лабораторных условиях. При этом создавались определенные условия, для получения разных данных.

Некоторые психологи усложняли самонаблюдение. Они выставляли для себя ограничения, дополнительные требования. Это нужно было, чтобы выявить элементы сознания, к которым относятся ощущения, чувства. Постепенно в экспериментах начало появляться больше сложностей. Интроспекция потеряла популярность, уступила место другим практикам. Когда первенство переняли другие методики получения информации, интроспекцию начали считать ненаучной. От ее применения отказалось большинство ученых.

Самонаблюдение и психология

Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.

Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:

  • Он может проводиться только одним человеком.
  • Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
  • Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.

В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.

Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.

Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.

В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.

Метод интроспекции

Интроспекция – это рефлексия, то есть направленность человека вглубь самого себя, что отличается от направленности во внешний мир. Главным методом интроспекции является самонаблюдение. Но здесь есть свой изъян – никто не может оценить правильность работы человека во время интроспекции, ведь по сути человек занимается субъективным наблюдением. Он оценивает самого себя так, как ему удобно. Здесь можно прибегать к различным формам психологических защит, чтобы не замечать в себе каких-то качеств.

Методы интроспекции делятся на виды:

  1. Аналитический – разбор чувств и эмоций на части, детали, до мелочей рассматривая их.
  2. Систематический – разбор своих чувств и мыслей после совершения конкретных действий, то есть постфактум.
  3. Феноменологический – описание своего внутреннего состояния без травматического его переживания.

Чтобы справиться с любой, даже самой сложной ситуацией, очень важно понимать собственные чувства. Когда вы понимаете, что злитесь, скучаете, обижаетесь и т

д., то вам легко определить причину возникновения данного чувства, а потом и пообщаться с самим собой по поводу того, насколько объективными являются эти причины.

На самом деле вы можете не злиться там, где обычно злитесь; не обижаться там, где обычно обижаетесь; не бояться, там, где привыкли бояться и т. д. Но для этого нужно сначала проследить эти чувства в себе, понять причины их возникновения и осознать, насколько порой они бывают глупыми, детскими или ненужными. Можно провести работу по тому, чтобы отрицательно не реагировать на какие-то события. А зачем лишний раз огорчаться? Ведь жизнь можно сделать праздником, если понять, что многие беды случаются по безобидным причинам.

Даже если причина вашего горя является серьезной и объективной, вы также имеете право не огорчаться по этому поводу. Кто вам сказал, что вы должны плакать, если кто-то умирает? Кому вы обязаны горевать, если от вас уходит любимый человек? Даже если причины являются серьезными, вы можете сами себе сказать: «Да, ситуация неприятная, мне хочется плакать, мстить, бить своего обидчика. Но я могу вообще никак не реагировать на эту ситуацию. Что произошло, то и произошло. Просто не буду об этом думать, а продолжу жить своей счастливой жизнью».

Пусть ваша жизнь будет независима от того, что делают другие люди. Станьте хозяевами своего счастья, которое зависит лишь от того, что делаете вы. С вами могут происходить неприятные ситуации, но вы имеете право выбирать, какие чувства и эмоции при этом испытывать. Ведь можно порадоваться уходу любимого человека («Теперь мне не придется делать то, что хотел только он (она), и быть таким, каким меня хотел он (она) видеть»; вы получили свободу для самопроявления) или быть равнодушными к тому, что вас не повысили в должности («И слава богу. Зато я смогу провести больше времени с любимыми мне людьми»).

Найдите положительное в той ситуации, которая обычно воспринимается отрицательно. И помните, что вы вольны выбирать не только чувства, но и людей, с которыми будете дальше общаться, места, которые в будущем будете посещать. Вы не обязаны поддерживать отношения с теми людьми, которые вас лишают счастья и радости. Лучше быть одному, чем общаться с теми, кто паразитирует на вашем стремлении достичь успеха и совершенства.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.