17 занятий по повышению самооценки у подростков

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Чрезмерное восхваление детей приносит больше вреда, чем пользы

Тейлор говорит, что чувство собственного достоинства происходит от чувства любви и безопасности, а также от развития ответственности, и хотя родители часто осыпают своих детей первыми двумя ингредиентами, ответственность — умение справляться с делами — требует времени и усилий.

На самом деле, преувеличивая заслуги детей, мы приносим больше вреда, чем пользы. Мы понижаем планку для них. Если вы продолжаете говорить своему ребенку, что он уже делает фантастическую работу, вы при этом создаете посыл, что ей больше не нужно заставлять себя. Но уверенность приходит от того, что ты делаешь, от попыток, неудач и попыток повторить все снова — то бишь от практики.

Саманта МакЛауд, у которой четверо мальчиков в возрасте от одного до девяти, считает, что постоянные комплименты могут подорвать самооценку. Либо дети начинают думать, что они идеальны, либо они все время стараются быть идеальными — невозможный стандарт. И неточная похвала их смущает. Если ваш сын не умеет писать, не нужно говорить ему, что он пишет потрясающе, ибо так он привыкает не доверять своим собственным инстинктам. Он также усваивает для себя, что похвала — это просто лицемерная ложь.

Говоря своему ребенку, что он лучший, самый умный или самый талантливый, вы создаете для него проблемы в будущем. Вы создаете эгоиста, который думает, что его каракули — это полотна Рафаэля, но рано или поздно он обнаружит, что он не такой уж и гениальный. И это будет самый страшный момент в его жизни.

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности. Она формируется в детском возрасте и существует на протяжении всей нашей жизни. При этом данная характеристика нашей личности со временем может модифицироваться.

Существует несколько категорий самооценки. Они одинаковы для всех людей: для мальчиков и девочек, младших и старших школьников, детей 8, 9, 10 лет и старше. Рассмотрим виды самооценки более подробно.

Заниженная

Дети с низкой самооценкой не уверены в себе и своих решениях, чрезмерно стеснительны и осторожны, а также нуждаются в постоянном одобрении, поддержке и похвале. Они быстро и легко поддаются влиянию окружающих людей, а потому нередко оказываются членами плохих компаний. Заниженная самооценка может возникнуть в связи с тем, что учителя, родители и друзья постоянно подшучивают над ребенком и его неудачами. Привыкший к такому отношению ребенок пытается достичь своих целей всеми возможными средствами.

Завышенная

Дети с завышенной оценкой высокомерны и привыкли смотреть на всех свысока (на друзей, родителей, учителей и т. д.). Они постоянно пытаются убедить окружающих людей в своей безупречности. В связи с этим очень часто дети остаются одинокими и не имеют друзей.

У двухлетних детей с завышенной самооценкой очень часто развивается комплекс превосходства «я лучше всех». Ребенок, который считает себя лучше остальных, склонен преувеличивать свои достоинства и преуменьшать имеющиеся недостатки. В том случае, если он испытывает какие-либо неудачи в своих начинаниях, ребенок начинает винить весь окружающий мир и внешние обстоятельства, но никогда не признает собственной вины. Кроме того, малыш не воспринимает критику.

Адекватная

Адекватная (или положительная) самооценка полностью соответствует реальному положению дел. Ребенок, который оценивает себя адекватно, считает, что он находится на одном уровне со своими сверстниками: не выше и не ниже их. Такой ребенок адекватно воспринимает критику в свою сторону, стремится к развитию и самосовершенствованию. Он находится в гармоничных и стабильных отношениях с собой. Обладая адекватным уровнем самооценки, ребенок уверен в себе и своих поступках. Он активно и успешно развивается во всех сферах своей жизни: в учебе, хобби, взаимоотношениях со своей семьей и окружающими людьми.

Грамотный анализ уровня самооценки ребенка – это важнейшая часть в его воспитании.

3 уровня самооценки детей

В психологии принято различать 3 уровня самооценки у детей. Вот некоторые особенности каждого из ее уровней у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Завышенная

Малыш переоценивает свои возможности. В поведении можно наблюдать признаки эгоцентризма. Ребенок учитывает только собственные ощущения и не обращает внимания на чувства окружающих

Любая критика вызывает у него бурю эмоций, ребенок постоянно навязывается, пытается привлечь внимание окружающих любыми способами. В коллективе привык быть в центре внимания, он проявляет агрессию по отношению к сверстникам, стремится к лидерству за счет унижения авторитета других детей

Адекватная

Ребенок с адекватным мнением о себе не станет бояться пробовать новые увлечения и занятия. Если он попадает в сложную ситуацию, то пытается самостоятельно найти пути выхода из нее. Однако не исключает и возможность обратиться за помощью к взрослым. В состоянии признать собственные ошибки и проявляет стремление исправить допущенную оплошность. С удовольствием общается со сверстниками, не ставит целью унижать тех, кто не может дать отпор.

Заниженная

Ребенок отличается повышенной тревожностью, совершенно не верит в собственные силы и возможности. Родители замечают, что он чрезвычайно застенчив и скромен. Одной из черт характера таких детей является патологическая недоверчивость, они постоянно испытывают страх быть обманутым. Совместным играм с одногодками ребенок предпочитает одиночество, чрезвычайно обидчив и замкнут.  Совершенно не верит в собственные силы, поэтому предпочитает отказаться от занятий, которые могут вызвать сложности и для выполнения которых потребуются определенные усилия, уровень притязаний низкий. Постоянно настроен на негатив, в его речи можно услышать фразы: «У меня не выйдет», «Зачем вам такой плохой сын?».

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Как повысить самооценку ребенку: советы психолога

При наличии проблем нужна немедленная помощь. В первую очередь от родителей. Существует несколько ответов на вопрос, как поднять самооценку подростку или дошкольнику.

Безусловное принятие

Ребёнок должен понимать и чувствовать то, что его любят таким – даже неуверенным в своих силах, чрезмерно чувствительным, боящимся начать какое-либо дело. Если родитель открыто проявляет свою любовь, то подростку будет проще переживать неудачи, справляться с тревожностью, разочарованием.

Развитие сильных стороны

Принятие недостатков вовсе не означает того, что не нужна дальнейшая работа с ребёнком по повышению его самооценки. Специалисты советуют развивать сильные стороны личности и реализовывать заложенный природой потенциал. К примеру, ребёнок может интересоваться плаванием, написанием статей, музыкой.

Конечно, занятие любым видом деятельности не означает, что у подростка или дошкольника автоматически повысится самооценка

Тут важно не то, насколько выдающимися будут успехи, а то, что успехи вообще будут. Проще говоря, ребёнка нужно поместить в ситуацию постоянной успешности, когда он осознает свои возможности и силы.

Частая похвала

Неуверенного в себе ребёнка нужно хвалить не просто за успех, а даже за любое усилие на пути к успеху. В этом случае формируется положительный образ самого себя. К тому же похвала мотивирует детей на поступки и свершения. Следовательно, повышается вероятность того, что подросток в дальнейшем будет ориентироваться в своей деятельности не на избегание неудач, а на достижение цели.

Не бойтесь, что вы перехвалите ребёнка. Дети с очень низкой самооценкой часто стесняются добрых слов в свой адрес, начинают выискивать второе дно, ожидая подвоха даже со стороны близких людей. Избавиться от подобной черты личности поможет именно постоянная похвала. Критика возможна, но в мягкой форме и без негатива.

Когда у ребёнка сформируется положительный образ самого себя, можно переходить к похвале за конкретные достижения. Одновременно с этим не нужно хвалить из жалости, дети очень тонко чувствуют родительскую неискренность. Уверена, каждого малыша и подростка есть реальные достоинства.

Нет наказаниям

Как повысить самооценку подростку, которого постоянно наказывают? Правильный ответ – никак. Специалисты уверены в том, что похвала полезна, а частые наказания – вредны. Объяснение этому феномену простое: негативные эмоции человек переживает гораздо острее, чем положительные. А у чувствительных детей острота переживаний увеличивается в разы. Поэтому лучше обойтись без строгих выговоров, а наказания заменить другими мерами дисциплинарного воздействия.

Самостоятельность

Не стоит чрезмерно опекать неуверенного ребёнка. Пусть у него будет возможность своими силами справляться с поручениями, задачами, преодолевать трудности, решать проблемы. На практике это означает следующее: не нужно бросаться на помощь по первому крику. Пусть дошкольник или подросток пробует, пытается, а вы поддерживайте его, отмечайте малейшие успехи, хвалите за старания.

Социализация

Ребёнку нужно больше общаться с ровесниками, чтобы успешнее социализироваться. Конечно, это не означает, что следует «насильно» знакомить его с детьми соседей, приятелями по песочнице и т.д. Просто необходимо чаще «выходить в люди», интересоваться тем, с кем дружит подросток. Пусть у неуверенного в себе подростка будет мало друзей, зато это те люди, с кем ему комфортно в психологическом плане.

Проверка собственных ожиданий

Если ничего не помогает или вы не знаете, с чего начать, проанализируйте собственные ожидания от ребёнка. Возможно, он учится в классе с углублённым изучением предметов, которые он не любит или не понимает? Может, подросток одновременно занимается сразу в нескольких кружках и секциях? И низкая самооценка в данном случае обусловлена тем, что родительские ожидания не соответствуют его возможностям. Нужно снизить планку требований и принять ребёнка таким, какой он есть.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут»

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана

И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Повышение самооценки парней

Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу

Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься

Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.

Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре

У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология

Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре. У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология.

От чего зависит становление самооценки

Как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине и женщине

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность)

В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Как поддержать самооценку, если она занижена

  1. Начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители сейчас часто боятся это делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: находить интересное в каждом рисунке, достижения в каждом действии. А самая лучшая поддержка — это простые слова «я верю, что ты справишься», «я уверен, что у тебя получится».
  2. Прекращаем критиковать. Не совсем, а конкретно этого ребенка. Критику его действиям вполне можно оставить. Но на одну критику нужно не забыть пять раз похвалить ребенка. 
  3. Избавляемся от ярлыков: «Ой, ну мой такой неряха, вечно вымажется весь и ходит!», «Доченька, ну что ж ты такая плакса!» Нытиков, упрямых ослов, нюнь выкидываем из нашей речи.
  4. Убираем завышенные ожидания. Что вы там хотели? Чемпиона мира по плаванию? Балерину Большого театра? Умение читать с четырех лет? Выдыхаем и наслаждаемся тем, как прекрасно, изумительно и высокохудожественно наше чадо ест песок в песочнице.
  5. Наблюдаем и выявляем, что у ребенка получается хорошо, кроме поедания песка. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение фенечек. А теперь активно это развиваем: катаемся наперегонки, отдаем на кружок по лего-конструированию, пробуем продавать фенечки в инстаграме. Таким образом мы показываем ребенку, что верим в него, что то, чем он занимается и в чем он успешен, интересно. 
  6. Даем поручения. Много, но мелких: по дому, по хозяйству, по силам и по настроению. Обычно дети в этом возрасте очень любят взрослые дела: выкидывать мусор, резать овощи, мыть полы, чинить стул, закручивая отверткой болтик. Каждый раз говорим спасибо, хвалим, рассказываем вечером папе погромче о том, какой золотой ребенок вам преподнесен Богом.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах

Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится

Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках

Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально

Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.