Как воспитывать детей без наказания

Алан-э-Дейл       19.10.2022 г.

Оглавление

Ребенок постоянно нарабатывает привычки и модели поведения

Ребенок постоянно нарабатывает новые привычки в поведении, еде и так далее. Если система воспитания основана на отсутствии контроля, то привычки выработаются сами, какие получатся, в зависимости от внешних факторов и обстоятельств. Привычки сформируют модели поведения, быт и количество конфликтных ситуаций.

Полезно: О кризисе 7 лет

Как формируются привычки в питании? Конечно, у каждого ребенка найдутся свои предпочтения, которые относятся к «нравится/не нравится», но в целом – очень многое зависит от того, как эти привычки были сформированы.

Ребенок изначально ведь не знаком с тем, что в мире огромное количество пищи и ее можно купить в магазине. Она просто каким-то образом попадает в его поле зрения. Если родители держат сладкое на виду, покупают его постоянно, то, естественно, шансов, что ребенок в итоге скатится на жестко углеводно-химическую диету, достаточно много.

Интересно, как меняется привычка в питании в зависимости от среды. Достаточно ребенку попасть в детский сад или в гости на день в другую семью, и его питание может измениться кардинально. Сколько было случаев, когда чужой ребенок, оставаясь в нашей семье, начинал есть каши с утра, обедать нормально, вообще без каких-либо даже слов, просто кушая вместе с нашим ребенком. В своей же семье при попытке дать ребенку «нормальную» (условно назовем ее так) еду, начиналась дикая истерика.

Я знаю немало семей, когда дети с малых лет знают о вреде сладкого и сами решительно отказываются от него, в то же время в других семьях с этим огромные проблемы. Когда начинаешь разбираться, то первое, что бросается в глаза – это совершенно разный подход самих родителей к питанию и жизни, это и является истинной причиной того, как питаются в итоге дети.

Привычки и модели поведения могут нарабатываться сами, а они не могут не наработаться: так устроен организм, психика, центрально-нервная система. А может это произойти с вашим участием. Форма этого участия уже зависит от вас, но все-таки. Ребенок, как и взрослый, с гораздо большим удовольствием и простотой нарабатывает привычки вредные, которые приведут к тому, что конфликтных ситуаций станет больше, а сами привычки сильно осложнят и вашу жизнь, и ребенка, опять же в зависимости от вашего отношения к ним.

Если посмотреть без оценки, то привычка чистить зубы или не чистить – просто разные привычки. Это просто определенная подсознательная модель поведения. Другое дело, как эта привычка внедрена – это уже имеет большее значение.

Мы все настолько разные, что, в зависимости от наших убеждений, даже банальная привычка чистить зубы перед сном может выглядеть как благодетельностью, так и жутким злом. Ведь, если ударяться в крайности, то чистка зубов вечером перед сном – тоже некоторое ограничение, рамки, и кто-то может считать, что оно крайне вредно для будущего, еще нераскрытого потенциала ребенка.

Повторюсь, что важным моментом является, каким образом привычка выработана: с применением силы (реализуется потом на автомате) или осознанно ребенок понимает, для чего он, например, чистит зубы.

Среди разных советов и идеологий главное самому не сойти с ума.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

Главные принципы воспитания малышей без наказания и насилия

Как найти в себе силы и не использовать право взрослого для наказания, битья маленького хулигана в воспитательном процессе? Придерживайтесь следующих принципов:

Терпение. Никто не говорит, что воспитывать без наказания просто. Обязательно возникнут сложности, недопонимание

Но для того, чтобы вырастить хорошего человека важно проявить терпение.
Безусловная любовь. Гораздо легче применить санкции, чем выяснять причину неповиновения или баловства

Но это эгоистично со стороны родителей. Ребенка важно любить не потому, что быть родителем – это модный статус, а просто так.
Принятие ребенка. Да, у него есть недостатки и проблемы
Но он должен совершенно точно знать, что родители его любят.
Внимание. Если не уделять детке достаточно своего времени и внимания, обязательно появятся проблемы.
Уважение личности
Позволяйте малышу с ранних лет принимать решения по выбору игрушек, личной одежды. Уважайте его чувства, желания.
Достойный личный пример. Для начала воспитайте себя. Ведь именно на вас будет, в конце концов, похож ваш малыш. Подавайте ему пример своими собственными достойными поступками.
Давление порождает сопротивление. Если вы будете постоянно давить на кроху, то он будет сопротивляться вашему нажиму все сильнее и сильнее. В конце концов, отношения в семье станут настолько напряженными, что малышу захочется покинуть собственный дом. Это обязательно проявится в капризах, ссорах и истериках.
Негативизм проявления силы. Помните, ваш авторитет не вечен. Однажды детка выйдет из повиновения, и наказания перестанут действовать.
Последовательность. Если что-то сегодня нельзя, то не стоит это позволять завтра.
Сила поощрения. Положительное подкрепление хороших поступков действует гораздо сильнее, чем воспитательные санкции.
Школа для родителей. Постоянно развивайтесь, учитесь не реагировать на детские провокации, игнорировать эмоциональные срывы карапуза.

Почему нужно стараться уходить от наказаний?

Итак, мы уже проговорили о вреде метода «кнута и пряника», который задействует более примитивные зоны мозга, что не дает ребенку развивать и использовать внутренние ресурсы и переводит его на более низкий уровень самоорганизации.

Немаловажно заметить, что наказания убивают эмпатию, т.е. способность осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека

Представьте себе ребенка, который обидел своего товарища на детской площадке. К нему подлетает мама и начинает громко его ругать, а может еще и шлепнуть. Что чувствует этот ребенок? Естественно, он сконцентрирован на своей обиде и боли, ему не до чувств того малыша, которого обидел он. Наказанный за агрессию малыш жалеет в первую очередь себя, эмпатия для него закрыта, отсутствует развитие эмоционального интеллекта.

Та же история с «пряником». Постоянно поощряя ребенка за доброту, мы убиваем чувство альтруизма. Ребенок делает что-то хорошее не из внутренних побуждений, а потому что знает, что его в конце ждет поощрение.

Как сдержаться и обойтись без лишних наказаний в воспитании?

Я думаю, большинство родителей, прочитавших вышеизложенное, согласны с сайтом sympaty.net и даже стараются наказывать детей именно так, «по правилам»! Но иногда во всех семьях бывает такое, что ребенок просто делает что-то «назло», «из вредности», и в порыве гнева папы хватаются за ремни, а мамы истошно кричат на свое чадо!

Поэтому ключевой момент – родителям самим научиться сдерживать свой гнев на ребенка.

И обдумать – будет ли в данном случае наказание для ребенка мотивацией не поступать так в дальнейшем, или он угрюмо отсидит полчаса в углу и утвердится в мысли, что дальше нужно стать еще более вредным и упрямым?

Ведь цель наказаний в правильном воспитании – не просто «выдрессировать» ребенка не делать конкретные действия из-за страха быть наказанным еще раз, а показать ему, что его отрицательные поступки влекут взаимосвязанные, негативные для самого ребенка последствия!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Не пугайте

Все родители изредка или часто говорят фразу: «Если ты сейчас же не прекратишь (сделаешь, выучишь и др.), то…», дальше следует угроза. У всех она разная, но у всех одинаково неприятная.

Задумайтесь, почему вы позволяете себе управлять с помощью устрашения? Потому, что он маленький, не может напугать вас? Или потому, что не в силах объяснить простыми, доступными словами, что хорошо, а что плохо?

В любом случае такая тактика ни к чему хорошему не приведет.

Маленькая личность будет сопротивляться и, если поначалу будет выполнять приказы, страшась наказания, то потом такая тактика действовать перестанет. Как только вы будете отворачиваться, чадо будет делать свое.

К неблаговидным относится метод, выбранный одним из родителей: «Если не будешь слушаться (не сделаешь то-то), я все расскажу папе/маме».

Эта тактика приводит к тому, что один из родителей становится «страшилкой». Дети должны любить родителей, а не бояться.

Вместо того, чтобы запугивать, поговорите с ребенком, расскажите сказку о мальчике или девочке, которые плохо себя ведут, попросите проанализировать их поступки: почему мальчик Вася рисует на обоях, а почти взрослая девочка Лена не хочет ходить писать на унитаз.

Вероятнее всего, ваше чадо расскажет вам о себе.

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание — это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

Действия, при помощи которых осуществляется наказание

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

Инструменты, при помощи которых осуществляется наказание

Это может быть и слово, и ремень.

Легитимация

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

  1. Отомстить.
  2. Устрашить, чтобы ребёнок не повторял в будущем подобные поступки.
  3. Долгосрочное изменение ценностных ориентаций и мотивации, изменение поведения.

Мнение доктора Добсона

Джеймс Добсон является известным американским детским психологом, который считает, что родители могут и должны наказывать своих детей.

Но при этом, им стоит придерживаться основных принципов.

  1. Изначально взрослым стоит объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.
    Лишь зная правила, малыш сможет их соблюдать. А когда даже у самих родителей в голове они не сформулированы, то как можно требовать того же от ребенка.
  2. Когда ребенок ведет себя недостойно, провоцируя, то взрослым стоит проявлять решительность.
    Нередко мамы с папами не желают вступать в конфликт. К сожалению, детьми подобная тактика воспринимается как слабость взрослых.
  3. Создавая правила, думайте об их выполнении.
    Например, детям под силу собрать собственные игрушки и за беспорядок родители могут ругать своих чад. Однако починить сломанную вещь малыш уже не сможет.
  4. Строгость родителей должна основываться на любви.
    Ни в коем случае не позволительно наказывать своего малыша находясь в агрессивном и озлобленном состоянии. Ребенок получит никому ненужную порцию злобы и ярости. Прежде всего успокойтесь и лишь руководствуясь принципами правильного воспитания, выберите меру дисциплинарного взыскания для своего чада.
  5. За наказанием всегда следует утешением.
    Обязательно стоит успокоить плачущего ребенка и объяснить, за что он был наказан.

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
Тон крика со временем будем расти

Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще

Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Несколько секретов для родителей

Ребенок с самого рождения копирует маму и папу буквально во всем. Сначала это элементарные навыки и речь, затем это отношение к людям, формирование ценностей. И только личным положительным примером вы с самого детства медленно и верно приучите его к нужным поведенческим особенностям.

Чтобы этого добиться необходимо:

Установить лидерство. Это можно сделать только своим непоколебимым авторитетом, который уже с пеленок формируется в его сознании. Он должен четко видеть роль мамы и папы в семье, и свою по отношению к ним; Но авторитет формируется не тем, что вы громко кричите и ругаетесь, пугаете ребенка, а тем, что вы с детства помогаете ему избежать неприятностей и спокойным, уверенным голосом объясняете, что может навредить, а что нет. Все – и тон, и высота, и мимика лица отображают не злость и раздражение, а уверенность и силу

Обратите внимание, ведь именно слегка повышенный голос и строгий вид действуют на малыша; Придумать правильную систему поощрения. Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему

Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают

Все это сделать несложно, если руководствоваться желанием построить здоровую атмосферу в семье, где малыш сможет нормально расти, развиваться и своими нежными чувствами к нему. Он должен осознавать, видеть, что родители любят его даже когда наказывают.

В этом видео педагог Олег Торсунов расскажет о секретах воспитания успешного ребенка:

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам

Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков. Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации

Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни

Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.

Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.

Как объяснить, что ребенок поступает неправильно

Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее. И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан

Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника

И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.

Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.

Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.

Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.

Когда нельзя наказывать и ругать детей

Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:

  • получение психологической или психической травмы;
  • состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
  • возраст до двух лет.

На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:

  • показывать своему чаду пример правильного поведения;
  • избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
  • отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
  • не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
  • не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.

Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Наказания не означают лишь шлепки по попе. Это совершенно неверные методы.

Психологи предлагают несколько разнообразных способов, которые помогут ограничить малыша.

  1. Лишение доступа – способ, который лучше всего подходить для младших школьников и подростков.
    Ограничить можно доступ к гаджету, компьютеру и телевизору.
  2. Исправление деяния – подходит в том случае, если малыш в состоянии самостоятельно исправить ситуацию.
    Например, изрисовал линолеум. Значит, дайте ему тряпку и пусть оттирает свои рисунки.
  3. Если сын или дочь сильно разбаловались, не поддаются ни на какие угрозы и уговоры, то им стоит успокоиться.
    Для этого отведите их в другую комнату и сообщите, что здесь им надо находиться 5 минут. При этом, в комнате не должно быть предметов, способных отвлечь (игрушки, телевизор).
  4. Нередко достаточно извиниться, особенно если задели чувства другого человека.
  5. Игнорируйте вредного младенца – действенно для малышей дошкольного возраста.
    Просто выйдите из комнаты или перестаньте разговаривать.
  6. Общественная работа – отличный исправительный способ, который применяется многими судами.
    В качестве исправительных работ может быть мытье полов, чистка ковров (в зависимости от возраста).

Обязательно кроме самого ограничения должен следовать разговор, в ходе которого родители объясняют, почему поведение оказалось недопустимым, какие оно имеет последствия и отрицательные моменты.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.


Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

4 способа повлиять на детское поведение без наказаний

Существуют ли способы влиять на детское поведения, не наказывая? Да

Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону, хотя это кажется слишком простым (простота здесь только на первый взгляд).

1

Внимание к мелочам. Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка — это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка — это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только, ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание. Сменить эту тактику непросто, но оно того стоит.

Смысл состоит в том, чтобы давать внимание и похвалу, когда ребёнок хотя бы движется в ту сторону, в которой бы нам хотелось, чтобы шло его развитие.

Например, ребёнок часто дерётся в детском саду, и воспитатели говорят, что он агрессивный, ему сложно сдерживать свои эмоции, он не сидит на месте, часто перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди и т.п. В данном случае будет полезно вслух отметить момент, как только ребёнок просидел спокойно хотя бы пять минут или удержался от конфликтов со сверстниками

Обратите на это своё внимание и обсудите, как это важно, и как у него здорово сегодня все получилось

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами во дворе и с воспитателями в детском саду

Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать

Я обратила внимание, что в работе ты почти не допустил ошибок, ты постарался написать аккуратно».

3. Подчёркивать достоинства и сильные стороны ребёнка

Это позволит ребенку опираться на них. В конечном счете, если по-честному, нам же важнее, чтобы ребёнок чувствовал себя сильным и способным справиться с трудностями. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

4. Хвалить авансом

Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Иногда говорите это ему.

Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть,- у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.


Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?

Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

Что такое наказание

Правильный метод наказания за проступки предусматривает демонстрацию нежелательных последствий неправильного поведения. Физические и психологические способы воздействия на ребенка рассматриваются современными психологами и педагогами как насилие над личностью. Если следует наказание за неблаговидный поступок, а не за его последствия, то неминуема агрессия в ответ или развитие комплексов неполноценности.

Погрешности в воспитании способны подавить творческое начало и ухудшить возможности коммуникации со сверстниками и старшими людьми. По мнению известного российского психолога Александра Колмановского, доверительные отношения между родителями и детьми способны откорректировать погрешности поведения значительно эффективнее, чем окрики и насилие.

Коротко о главном

Вовсе не обязательно тратить уйму средств и нервов на постижение всех тонкостей детского мировосприятия. Достигнуть успеха в формировании личности чада можно, опираясь на следующие основы:

  • показательный личный пример;
  • четкие и спокойные объяснения;
  • демонстрация правильных эмоций.

Придерживаясь перечисленных понятий, матери и отцы способны отойти от любых форм наказания, будь то телесное или психологическое воздействие. Ведь, как показывает практика, запрет на использование компьютера из-за низкой успеваемости или отлучение от сладостей за капризное поведение не приводит к успеху, а проблема вскоре возвращается вновь.

Лучший способ воспитания — это личный пример родителей.

В первую очередь от родителей требуется понимание своей ответственности перед детьми, ведь именно увиденную модель поведения те копируют. Ребенок впитывает происходящее вокруг подобно губке, запоминая, как мать и отец общаются, проводят время, контактируют с другими людьми, какие мысли они высказывают вслух. Именно на основе этого чадо выстраивает логические цепочки и выносит понятия о хороших и неприемлемых поступках. Таким образом, перед тем как отчитать малыша, нужно провести параллель с собственным поведением. И если сходство будет найдено, начинать исправление придется с себя.

Особенно сложно проводить воспитание без наказания в том случае, когда ребенок преднамеренно ломает дорогие вещи. Однако в этом случае всего 2 пути. Следует надежнее прятать гаджеты и чаще разговаривать с детьми, объяснять им, как следует обращаться с предметами и какие из них категорически запрещается трогать. Желательно начинать такие беседы без криков и оскорблений, разъяснять ситуацию так, словно перед родителем взрослый человек. Нужно дать своему чаду понимание ценности денег и усилий, затрачиваемых на их заработок. Если все желаемые аспекты будут рассказаны спокойно и без агрессии, ребенок точно не станет действовать назло.

Прививая те или иные качества детям, не стоит забывать о демонстрации эмоций. Речь идет не о ссорах в семье, истериках или нервных срывах, а о воспитательных моментах. Если малыш чем-то расстроил родителя, тому не нужно на него кричать, достаточно сообщить о своей обиде с соответствующим выражением лица. Ребенок поймет, что поступил неверно и извинится. Когда это произойдет, даже при очень сильной провинности со стороны дочери или сына, нельзя отталкивать свое чадо! Напротив, его нужно похвалить и простить, иначе вызванное проступком отчуждение со стороны родителя может сильно повлиять на неокрепшую психику.

Очень важно ставить ребенка наравне с собой. Не скупиться на объяснения, доказывать дела личным примером и не скрывать направленных на него эмоций, когда это целесообразно

Никогда нельзя обзывать свое чадо и угрожать ему детдомом, бабайками и милиционерами, которые его заберут за плохое поведение или нежелание сопровождать родителя. От матерей и отцов зачастую требуется спокойный тон и понятная критика, сказанная в мягкой форме, а также слова, доказывающие их веру в свою кроху. Даже если у ребенка что-то не выходит, достаточно попросить его не злиться и попробовать еще раз, когда тот будет готов, ведь он обязательно все сможет.

Что делать родителям, чтобы оставаться спокойными и сдержанными

Чтобы общаться с детьми без использования криков, шлепков нужно обладать завидным спокойствием и выдержкой. Глотать успокоительные – не вариант. Значит, придется нормализовать образ жизни и научиться не зацикливаться на проблемах. Для этого:

 Личное время нужно каждому, мамы в не исключение. Постарайтесь выделить себе любимой хоть час в день, когда можно просто успокоиться и отдохнуть. Самые дорогие и любимые люди тоже вызывают усталость, особенно если передышки нет совсем. Дети в детском саду и в школе? Уборка пыли подождет вас лишний час, приготовление обеда никуда не денется. Выдыхаем и занимаемся собой. Любимое занятие успокаивает иногда лучше любых лекарств. Почитайте книжку, займитесь рукоделием, просто поиграйте с любимой кошкой, получите удовольствие. Сделайте то, что доставит вам радость. Личное пространство для мамы обычно не достижимая роскошь

Дети, родные постоянно требуют заботы и выказывают любовь и внимание. Мало кто выдерживает подобный стресс без последствий

Обычно это проявляется в раздражительности по различным поводам. А причина проста – не было отдыха. Общайтесь с приятными людьми почаще. Хорошее настроение пойдет на благо вам самим, родным и близким. Вы будете спокойны, успокоятся дети. Вернется мир в семью. Выиграют все: и годовалый малыш, и 16 летний подросток, и все родные.  Давно собирались пойти на курсы, выучить иностранный язык? Перестаньте откладывать. Сделайте хоть маленький шажок в правильном направлении. Исполняйте заветные мечты, вы имеете на это полное право. Постарайтесь начать разговаривать с детьми, а не указания раздавать. Подобное общение вам самим начнет доставлять удовольствие. Устали морально? Лучший способ дать отдохнуть голове и эмоциям — физическая нагрузка. Фитнес, прогулка, простая зарядка, танец под музыку доставят удовольствие и дадут необходимый отдых.

Ну а если все измотало, применяем последнее средство: отца с детьми на прогулку, бабушку готовить борщ, дедушку разбирать скопившиеся газеты, а сама в ванну с аромамаслами. Пол-часа отмокания, часик на диване с книжкой под любимую музыку и вы спокойны и счастливы и способны получать радость от общения с любимыми разбойниками и процесса их воспитания.

Остальные старшие члены семьи следуют вашему примеру и периодически меняются местами, отдыхая от всех обязанностей. Дети в доброжелательной атмосфере семьи легче выполняют неприятные обязанности и начинают помогать старшим.

Теперь вы не только знаете, как воспитать ребенка без криков и наказаний, но и получить удовольствие от жизни в процессе воспитания быстро взрослеющего человека. На сегодня прощаюсь с вами, до скорых встреч на блоге Маривлада. Мамам и папам желаю внутреннего спокойствия и ощущения радости!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.