Оглавление
БИОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.
Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.
Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо. Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”. Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.
В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.
В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл. В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора. Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.
Краткая биография Сальвадора Дали.
Основная статья — Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.
Вы вот знали, что Элис Купер был близко знаком с Сальвадором? Да и вообще, почти вся рок тусовка знала мэтра. А про При пристрастие ? В википедии такого не напишут.
1904 года в небольшом испанском городке Фигенас появился на свет будущий маэстро сюрреализма. Отец был нотариусом, мать домохозяйкой из серии киндер кюхэ кирхе.
Ребенком Дали был истеричным и избалованным, в чем немалую роль сыграли родители. Душераздирающую историю о соперничестве со я поведал в основной статье, не будем останавливаться.
В школе мэтр тоже не блистал, оценки получал весьма посредственные.
У Дали была любимая , всех подробностей отношений с которой не знает никто, кроме нее и Сальвадора.
Мэтру недолго довелось радоваться полному набору живых родителей — , когда ему было 16 лет.
Да, немного рвано получается, но писать кратко о Сальвадоре значит впихивать невпихуемое. Если хотите более связного повествования — читайте полную биографию Дали.
Вскоре, после смерти матери, Сальвадорыч поступает в академию в Мадриде, где предается чаду кутежа и дичайшему угару, почти как Тулуз Лотрек… Шутка, будущий главный сюрреалист был еще тот ботан и большую часть времени проводил за учебой и экспериментами в живописи. Да, а вы думали, сразу родился, вырос и гений? Не, ребят, гениями могут стать только настоящие задроты (в хорошем смысле этого слова).
В академии Сальвадор каким-то чудом успевал не только сутками рисовать, но еще и тусить с Лоркой, Бунюэлем и своими коллегами художниками. Тусить — это громко сказано, ибо метр тогда был совсем скромняшка. Сальвадор и скромняшка — дико звучит сейчас, правда? Но эпатажные выходки будут много позже.
Недолго музыка играла и за характер сильного и независимого мужчины. Но мэтр не стал унывал и вскоре принялся вовсю налаживать свою профессиональную и личную жизнь.
Мэтр был весьма хорош собой и появление хищницы не заставило себя ждать. В 1929 году Сальвадора замечает известная охотница на художников сюрреалистов, она же будущая жена Дали — Гала. Аки беркут вонзает твердые когти в нежное тело добычи, Гала взяла застенчивого мэтра в оборот. При законном то муже Элюаре! Аж трясет. Подробнее о том, как трясет читайте — здесь
Сальвадорыч с Галой обустраивают семейное гнездышко в . Отношения с родными у мэтра к тому времени стали хуже некуда и семейной паре пришлось потуже затянуть пояса, так как помощи от сурового батяни Дали ждать не приходилось.
Гала во всю пиарила Сальвадора и он становился все известнее и известнее в Испании. Картины, впрочем еще долго никто не хотел покупать. Как говорится: «это круто, но такую странную фигню я на свою стену не повешу». Но рекламная компания Дали — Гала вскоре дала свои плоды и мэтр постепенно становится все более и более успешным.
Примерно в это же время испортились , что вскоре переросло во взаимное закидывание сушеными кизяками.
в 1940 году маэстро с женой сваливают из прогнившей Европы подальше от немцев, зомбированных Гитлером. Сваливают не куда-то в Тимбукту, а в цитадель мирового буржуизма — Асашай. развернулся на полную катушку. Вершина успеха мэтра приходится именно на Америку. Ну и пошло поехало, выставки, продажа картин, тусовки, бабки, кокаин, шлю... Шутка — это же Дали, у него были другие приоритеты.
В Асашай мэтр пишет свою нашумевшую книгу — Тайная жизнь Сальвадора Дали. Ну и вообще много чего интересного. Читайте в основной статье — Полная .
Маэстро сюрреализма вскоре выдохся от такого темпа жизни и корпорация Гала Дали передислоцировалась обратно в . Уже на закате лет, стареющий, но все еще импозантный художник встретил свою вторую большую любовь —
Все бы хорошо, но время старости придет и девки больше не дадут, и сидра больше не нальют. Сальвадорыча подкашивает , потом . Я на этом периоде подробно останавливаться не буду, не нравится он мне, грустный и жалкий какой-то. Кому интересно, кликайте по синеньким ссылкам — там подробности.
Корзинка с хлебом (1945)
Конец войны художник ознаменовал своей самой простой и загадочной картиной — обычным натюрмортом, изображающим корзинку с хлебом на тёмном фоне. Хлеб на картинах Дали был частым персонажем, и отношение к этому продукту у художника всегда было тёплым и уважительным. Эта картина говорит о конце страданий, смерти, голода. Реалистичность фактуры поражает. Можно часами наблюдать за переплетением лозы в корзинке и за трещинками в корочке хлеба. Но, несмотря на реалистичность, картина полностью передаёт «неисправимость» автора. Искривлённая перспектива и «парение» корзинки в пространстве — истинный почерк гения сюрреализма.
? На нашем сайте most-beauty.ru вы можете также познакомиться с прекрасными шедеврами вкуснейшей дрожжевой выпечки разных стран мира.
9
Нереальный реализм
Андре Бретон, основатель сюрреализма, декларировал это течение как образ жизни, помогающий понять и выразить своё внутреннее «я» и не связанный рамками какого-то определённого стиля. Это объясняет разные манеры письма его соратников (как в живописи, так и в литературе). Если же говорить о Дали, то его работы следует отнести к «мейнстриму», связанному, кроме самого Дали, с именами бельгийцев Поля Дельво и Рене Магритта. Каждый художник из этой тройки выбирал свои собственные сюжеты, но всех их роднило стремление изображать фантастические композиции с тщательно прописанными деталями. Столкновение необычности (или невозможности) изображённого с реализмом деталей создавало сильное эмоциональное напряжение. Дали говорил, что способен «с абсолютной точностью материализовать образы конкретной иррациональности». Ещё проще и короче он сформулировал то же самое, назвав свои картины «написанными от руки фотографиями сновидений», а по поводу их воздействия на публику заметил, что «люди любят тайны, поэтому они не могут не полюбить мои картины».
Объясняя собственное творчество, он ввёл в обиход термин «критическая паранойя» (или, по-другому, «параноидально-критический метод»). Это понятие вполне вписывалось в концепцию «автоматического письма», выражавшую самую суть сюрреализма. Автоматизм предполагает превращение подсознания, освобождённого из плена, в котором его держит разум, в главную творческую силу. В чистом виде это означает работу в состоянии транса, когда художник просто не осознаёт того, что выводит его рука на холсте или бумаге.
Последние годы и смерть
В старости Сальвадор Дали продолжал удивлять, а порою и шокировать своим поведением людей. Он был сказочно богат и знаком со многими знаменитостями. В частности, мужчина близко дружил с законодательницей мод Коко Шанель.
Дали носил свои легендарные усы, закрученные вверх. Он часто фотографируется с экзотическими животными, а однажды даже прогуливается по улице с муравьедом, держа его на поводке будто собаку. Даже в преклонном возрасте он продолжает писать картины.
Надгробная плита в центре зала могилы Сальвадора Дали по которой ходят посетители музея
Вскоре Сальвадор начал строить крупный дом-музей в Фигерасе – «Дворец Ветров». Здесь он хотел разместить свою огромную коллекцию полотен и прочих предметов искусства. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона.
В следующем году из жизни уходит Гала. Ее смерть художник переживает крайне тяжело, впав в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона, наряду с другими психическими странностями, привела к печальным последствиям.
Медсестрам было очень непросто ухаживать за обезумевшим Дали, который кричал, кусался и бросал в них все, что попадалась под руку. После смерти Галы он переехал в опустевший замок, где в 1984 г. случился пожар. Парализованный мастер долго не мог дождаться помощи, получив серьезные ожоги.
За пару недель до смерти мэтр был доставлен в больницу, где у него обнаружили сердечную недостаточность. Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить себя таким образом, чтобы по его надгробию могли ходить люди.
По этой причине тело испанца было решено замуровать в пол в одной из комнат театра-музея Дали. Стоит заметить, что все свои картины он передал во владение Испании.
Жираф в огне
Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.
Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.
3
Религиозные темы
Дали, достигнув средних лет, последовал примеру своего отца, отрёкшегося от атеизма и ставшего примерным католиком. Начиная с 1949 года, художник пишет картины на религиозные темы. В том же году он удостоился аудиенции у Папы Пия XII. В Испании существуют давние и сильные традиции религиозной живописи. Дали видел себя их продолжателем, однако трактовал знакомые темы — Распятие Христа, Тайную вечерю, Деву с младенцем — очень необычно. Это вызывало разноречивые толки. Американский коллекционер Честер Дейл, выставлявший в нью-йоркском музее Метрополитен картину Дали «Распятие», 1951 год, назвал её «очень честной и по-настоящему великой». Американский критик Джон Кэнедей, напротив, посчитал это полотно «вульгарным проявлением нездорового эротизма». Точно так же он охарактеризовал и «Тайную вечерю», 1955 год.
«Сюрреализм — это я»
Один из самых именитых представителей сюрреализма, великий и неординарный Сальвадор Дали родился в семье состоятельного нотариуса. К моменту его рождения родители уже пережили потерю первенца и дали второму сыну имя покойного. Мать Дали, как глубоко верующий человек, была уверена, что он — реинкарнация старшего брата, в чем и убеждала сына.
Сальвадор уже в самом маленьком возрасте осознал конечность человеческого бытия. Особенно тревожилась его душа, когда он смотрел на надгробную фотографию очень похожего на него мальчика с таким же именем. Мать чрезмерно опекала и баловала сына. Дали рос очень капризным и своенравным ребенком, часто манипулировал родителями с помощью публичных сцен и истерик. Уже с детства проявлялась его сложная личность. Он обладал набором фобий и комплексов, которые мешали ему найти общий язык со сверстниками.
Природный талант к рисованию проявился у Сальвадора в раннем детстве, и отец отдал его на уроки живописи к местному художнику. Уже в четырнадцатилетнем возрасте юноша представил свои работы на выставке в родном городе. Неоспоримый талант позволил ему поступить в Мадридскую академию изобразительных искусств. Однако эпатажный студент не смог надолго там задержаться: через пять лет его исключили за высокомерное отношение к преподавателям. Сальвадор по этому поводу не переживал. Он был счастлив, что в Мадриде завел много интересных и полезных знакомств, которые повлияли на его художественный рост. Дали работал в популярных на тот момент художественных стилях, но все чаще его окутывал сюрреалистический мир искусства. Отсутствие художественного образования не помешало амбициозному художнику организовывать собственные выставки, которые посещал сам Пабло Пикассо.
7. Великий мастурбатор
- Год создания: 1929.
- Место хранения: Центр искусств королевы Софии, Мадрид.
Открывает тройку лучших картин Дали «Великий мастурбатор». Произведение изображает глубины подсознания художника и его противоречивое отношение к сексу. Изображение содержит часто встречаемые эпизоды и других произведений Дали. Саранча – главный страх художника, муравьи – как признак разложения. В центре – обожаемая Гала.
При подробном изучении картины появляются все новые и новые образы. Рядом с изображением Галы – цветок с пестиком в форме фаллоса. Окровавленные ноги мужчины символизируют процесс кастрации. Сам автор на протяжении жизни пытался разгадать символы, навеянные подсознанием и выплеснувшиеся на полотно. Сальвадор Дали очень дорожил этой картиной и постоянно изучал ее.
Контекст
По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».
Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.

Эта тема закрыта для публикации ответов.