Плохая память у ребенка или трудности запоминания

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Содержание

  1. Кратковременная память. Принцип работы
  2. Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
  3. Другие виды памяти
  4. Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
  5. Упражнения на развитие кратковременной памяти

Если вы когда-либо готовились к экзамену за одну-две ночи, то знаете, как много информации может вместить человеческий мозг, и как быстро забывается запомненное впоследствии. Так работает один из видов нашей памяти — кратковременная память.Кратковременная память

— это промежуточное “хранилище” данных, в котором поступающая в мозг информация находится до того как перейдет на долговременное хранение, либо забудется окончательно.

Упражнение «Выбор»

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.

Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.

Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.

Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.

На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!

Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды

Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Примеры кратковременной памяти

Положительные черты характера человека — что к ним относится

С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.

Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.

Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.

Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.

Продукты для укрепления памяти

Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.

Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.

А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:

  1. Морская рыба. Она является одним из лучших источников Омега-3 жирных кислот. Регулярное употребление тунца, лосося и других жирных морских рыб поможет сохранить ясность ума до глубокой старости.
  2. Яйца. Легкоусвояемый и незаменимый белок для работы головного мозга. Помимо этого, в яичном желтке имеется холин, который очень полезен для памяти.
  3. Орехи и цельные зерна. Любые орехи содержат витамин E, который защищает клетки мозга от разрушения. А цельные зерна – прекрасный источник углеводов и витаминов группы B.
  4. Овсянка. Овсяная каша полезна и детям, и взрослым. Она не только улучшает работу мозга, но и благотворно влияет на весь организм.
  5. Ягоды. Особенно полезна черника, клубника, ежевика и смородина. Больше питательных веществ в ягодах темного цвета.
  6. Бобы. Это источники ценных минералов, клетчатки, сложных углеводов и большого количества белка.
  7. Рыбий жир. Он ценится за уникальное соотношение омега-3 жирных кислот. Исследователи выяснили, что если регулярно пить рыбий жир, можно значительно улучшить показатели своей памяти.
  8. Молочная пища. Особую пользу она приносит детям благодаря содержанию в ней белка и витаминов группы B. А вот витамин D, которым тоже богаты молочные продукты, жизненно необходим людям любого возраста. Ученые выяснили, что падение уровня содержания этого витамина ниже 20 нанограмм на 1 мл крови приводит к более стремительному ухудшению памяти.
  9. Мясо. Говядина, баранина и другие виды красного мяса богаты железом и цинком. Эти элементы поддерживают память в тонусе. Также полезно мясо птицы без кожи.
  10. Продукты, богатые правильными жирами. Вся наша нервная система и мозг на 80 % состоят из жиров. Источники хороших жиров – это молодой сыр, авокадо, оливки, топленое масло, яичный желток.

А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:

  • алкоголь;
  • сахар;
  • рафинированные углеводы – лапша, рис, фастфуд, сладкие хлопья.

Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.

Что такое кратковременная память

Обычно выделяют три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память первой попадает в человеческий мозг.Она длится долю секунды – достаточно, чтобы мы что-то чувствовали: прикосновение одежды к коже, запах дыма, шум ветра, звук грома и вспышку от удара молнии. Мы используем эту память в дальнейшем, но сейчас, сразу после проявления она исчезает.

Только что, вы не замечали прикосновение браслета от часов на руке, но сейчас это ощущение всплыло в вашей памяти, потому что я о нем напомнил и перекинул вашу сенсорную память в область кратковременной.

Кратковременная память заключает в себе текущие события – то, о чем вы думаете в данный момент. Вы используете ее постоянно, не сознавая этого. Например, вы понимаете конец предложения только потому, что помните начало. Считается, что кратковременная память способна удерживать около семи объектов в течение 15–30 секунд.

Но если вы будете повторять эти семь объектов, они перейдут в долговременную память – потенциально безграничный склад воспоминаний,

Она помогает обрабатывать информацию, которая поступает от разных внешних раздражителей. Она хранится в мозге разное время, но обычно не дольше 3 месяцев. Короткая память используется в обучении, при чтении, помогает отвечать на вопросы, сосредотачиваться на проблеме и выполнять несколько дел одновременно.

Чем она лучше, тем выше показатели интеллекта. Раньше считалось, что тренировать ее можно только в детстве, запоминая стихи и т.п. Но есть много способов, как улучшить память взрослому человеку.

Сначала нужно понять, что ее работа связана со способностью сосредотачиваться, концентрировать внимание. Поэтому нужно стараться убрать отвлекающие факторы в тот момент, когда требуется что-то запомнить

Учиться под звуки телевизора или музыки малоэффективно.

Примеры кратковременной памяти

Положительные черты характера человека — что к ним относится

С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.

Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.

Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.

Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.

Что такое кратковременная память: ее важность

Краткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются. Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов. Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.

Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.

Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.

От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушения

На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно

Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Статья по теме: Нарушения памяти

Что ухудшает память

Кратковременные ухудшения памяти встречаются в двух вариантах:

  • Провалы в памяти. Вы не помните вообще ничего, как будто из памяти извлекли целый кусок информации. В худшем варианте такое нарушение связано со злоупотреблением алкоголем, травмой или даже эпилепсией.
  • Рассеянность — ослабление концентрации внимания, спутанность мыслей. Может быть связана со стрессом, переживаниями, плохим самочувствием.

Временные нарушения памяти потому и называются временными, что проходят. Память восстанавливается при устранении причины стресса, после лечения или хорошего отдыха.

Кратковременные сбои памяти, когда вы, например, никак не можете вспомнить имя собеседника или название какого-то предмета — обычное дело, не стоящее паники, результат усталости или стресса. Но стоит бить тревогу, если вы начали:

  • Часто терять личные вещи.
  • С трудом подбирать нужные слова.
  • Рассказывать несколько раз одну и ту же историю в одной и той же компании.
  • Забывать, приняли ли вы лекарство, закрыли ли дверь, выключили ли плиту.
  • Теряться в знакомых местах.
  • Путать год или день недели.
  • Забывать о важных встречах или мероприятиях.
  • Испытывать трудности в принятии решений, понимании правил или следовании инструкциям.

При временных проблемах информация восстанавливается через некоторое время: имя всплывает в памяти, нужные слова находятся.

Постоянная потеря памяти — уже дело серьёзное. В истинных причинах поможет разобраться врач. Запишите, когда начались проблемы с памятью, какие наблюдались ухудшения, какой тип информации забывается и как это влияет на повседневную жизнь.

Возможные причины ухудшения памяти

Проблемы со здоровьем Побочные эффекты лекарств
Несбалансированное питание с пониженным содержанием витаминов B, дефицит витамина D
Злоупотребление алкоголем
Заболевания щитовидной железы, сердца, почек или печени
Сахарный диабет
Последствия травм головы
Нарушение кровоснабжения мозга в результате травм позвоночника, защемления позвонков
Эмоциональные проблемы Постоянный стресс, высокая тревожность
Депрессия
Последствия эмоциональной травмы
Возраст Возрастная забывчивость и расстройства памяти
Виды деменции, самая опасная — болезнь Альцгеймера

Нарушения памяти могут быть связаны с физическими и эмоциональными проблемами, но лечение и устранение причин стресса помогут её улучшить

Нарушения

На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно

Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Статья по теме: Нарушения памяти

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной зрительной памяти – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки. Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения. При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ: Описание и примеры наглядно действенного мышления

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, голосов, мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам)

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Медитируйте.

Исследователи утверждают, что даже те, кто не имел ранее опыта медитации, могут всего лишь за восемь недель значительно улучшить память с помощью этой техники.

Регулярная медитация способствует улучшению памяти, помогает концентрироваться и даже отлично проходить тесты.

Этот феномен научно обоснован и уже не подлежит сомнениям.

Исследования Гарвардской Медицинской школы доказали, что люди, которые занимаются медитацией, намного лучше контролируют альфа-ритмы (волны головного мозга, которые помогают отбрасывать всё лишнее и концентрироваться на важном и существенном). Но это лишь одна гипотеза

Также известно, что медитация увеличивает приток крови к мозгу, что способствует хорошей памяти на долгие годы.

Итак, приступайте уже сегодня! Сядьте прямо, выпрямите спину, подвигайте глазами из стороны в сторону, и проверьте, сможете ли вы жевать жвачку и смеяться одновременно.

Это шутка, конечно.

А если всерьёз, то мозг требует регулярных тренировок. Воспользуйтесь простыми советами – и ваша память никогда не подведёт!

Развитие памяти у подростка

Подростковый возраст – особая пора во взрослении ребенка, которая характеризуется, по мнению психологов, наиболее интенсивным скачком развития памяти. Именно в этом возрасте дети начинают активно анализировать окружающий социум, делают выводы и умозаключения. Школьная программа средних и старших классов наполнена большими объемами материала, который нужно запоминать.

В этом возрасте особое значение имеет мотивация ребенка, так как он стремится к самостоятельности и независимости. Основные причины для совершенствования памяти у подростка:

Сокращение времени на выполнение домашнего задания;
Упрощение подготовки к экзаменам, будущему обучению в университете или колледже;
Закладывание фундамента хорошей памяти для взрослого возраста;
Развитие навыка концентрации и умения погружаться в неинтересный, на первый взгляд, материал.

На первый план в подростковом возрасте выступают упражнения, которые покажут немедленную эффективность и не отобьют интереса к занятиям. Большое значение имеет соревновательный или игровой эффект, например, в приложениях для телефона или сетевых тренировках на специальных сайтах.

Общие рекомендации по улучшению памяти в подростковом возрасте

Психологи указывают на влияние многих факторов на развитие памяти у подростков. Основные рекомендации врачей включают:

Нормализация режима и питания.

Ребенок в период активного возраста должен получать необходимые витамины, макро и микроэлементы для поддержания физической и психологической составляющих организма на высоком уровне. Нормальный сон, правильный отдых, расстановка задач на день помогают подростку добиться максимальной активации мозговой деятельности.

Правильный подход к тренировкам.

Для того чтобы занятия были эффективными, нужно соблюдать систематичность. Ребенка нужно приучить к ежедневным небольшим тренировкам. Они гораздо полезнее, чем редкие ударные занятия.

Отдых и желание.

Подростка не нужно насильно заставлять тренироваться. Он должен сам прийти к понимаю полезности упражнений для памяти. Родителям нужно спокойно объяснить плюсы занятий, не давить на ребенка. Тренировки не должны быть изматывающими. Мозги подростка активно функционируют, получают огромное количество информации. Поэтому отдых – обязательная составляющая эффективного улучшения памяти.

Когнитивные функции в повседневной жизни

Любое дело требует от нас включения когнитивных способностей

Работаете ли вы программистом, учителем в школе, пилотом самолета или ученым, для успешного выполнения любой деятельности необходимы внимание, восприятие, память и мышление. Однако каждая из этих когнитивных функций имеет свои особенности и подтипы

Попробуем провести научно-популярный анализ простого дела, которое выполняет каждый из нас, — похода за продуктами. Ментально мы совершим путешествие в магазин и разберем этот процесс на когнитивные составляющие.

Мы приходим в магазин. Как правило, у нас есть определенный список продуктов (или приблизительное понимание того, что мы хотим купить).

Например, мы хотим купить яблоко. Так как мы взрослые люди, у нас в памяти уже хранится его образ: что это такое, как выглядит. Именно поэтому среди множества других фруктов мы можем найти яблоко. Если бы вместо нас в магазин пошел маленький ребенок, он мог бы не найти яблоко, так как в его памяти еще нет такой категории.

Итак, мы нашли яблоко. Теперь смотрим на его цену. Внутреннее ощущение говорит нам, что яблоко продается либо по очень выгодной цене, либо по завышенной. Чтобы понять, устраивает ли нас цена, мы вспоминаем некую среднюю цену, за которую привыкли брать этот фрукт. Сравнивая две цены, мы принимаем решение: брать яблоки или нет. При этом мы запоминаем примерную стоимость продукта, который берем, чтобы потом посчитать сумму, которую должны будем заплатить.

После выбора яблока мы идем к следующему прилавку и здесь выбираем, например, молоко. Весь описанный процесс повторяется. При этом к ориентировочной цене яблока прибавляется цена молока. Если яблоко стоит примерно 30 рублей, а молоко 70, то мы ожидаем, что на кассе заплатим примерно 100 рублей. Далее процесс повторяется с другими продуктами.

Подойдя к кассе и расплатившись, мы смотрим на чек. В голове мы сравниваем цифры в чеке с предполагаемой ценой в 100 рублей за два продукта. Далее вновь принимаем решение: «Всё верно, можно идти домой» или «Обманули. Пойду выяснять». После шопинга мы приходим домой, ужинаем и забываем обо всех мыслях, которые наполняли наш мозг в магазине. Таким образом, даже самое простое дело вроде похода в магазин требует включения целого ряда когнитивных функций. Попробуем разобраться в том, каких именно.

В 1986 году два американских ученых Ричард Аткинсон и Ричард Мартин Шиффрин выделили три типа памяти в зависимости от длительности сохранения воспоминаний: долговременную, кратковременную и сенсорную (ультракороткую).

Может быть интересно

Сенсорная память — это память наших рецепторов. Она очень точная, но слишком краткая, чтобы как-то влиять на наше поведение.

Долговременная память — это вся та информация, которая хранится в нашей голове долго, возможно, . Ряд исследователей предполагают, что мы запоминаем практически все моменты нашей жизни и с помощью гипноза их можно восстановить. Однако другие ученые утверждают, что со временем мы можем терять доступ к таким воспоминаниям. К долговременной памяти относят наше знание самих себя, своей биографии, различных теорий и концепций.

Кратковременная память — это промежуточная стадия, когда информация удерживается в голове, скажем, 20–30 секунд. В фильме Кристофера Нолана Memento у героя была антероградная амнезия: он запоминал всё, что происходит, но лишь на 20–30 секунд. Затем вся информация забывалась, так и не достигнув долговременной памяти.

Виды

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.