Оглавление
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
- Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
- Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
- Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
- Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
- Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
- Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
- Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.
Семь правил интеллект-карт
- Располагайте лист горизонтально.
- Всегда начинайте с центра.
- Рисуйте ветви от центра в стороны.
- Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
- Показывайте иерархию и связь разными цветами.
- Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
- Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Примеры применения ментальных карт на уроках
Исследование проходило в рамках темы «Компьютер ‒ универсальная машина
для работы с информацией» в учебнике Босовой Л.Л., Босовов А.Ю.
«Информатика. 5 класс». Составление карты проходило по перечисленным
ранее этапам:
- выделяем основное понятие с детьми — Компьютер.
- начинаем строить ветви нашей карты совместно с учениками. Например, начав с целей применения компьютера.
- постепенно добавляем ветви. Если необходимо — можно опираться на учебник.
- объяснение всех связей между элементами карты мыслей. Если возникают трудности — разобрать то, почему мы можем связать понятия именно так.
Некоторым ученикам требовалось подписывать пояснения к связям в то время как другие обходились без этого.
Были выявлены и некоторые ошибки, которые могут возникать при составлении карт мыслей:
- все понятия должны быть связаны между собой. Не может быть так, чтобы какое-то понятие осталось в стороне от основной карты, не имея связи.
- лишняя информация. Ученик должен сократить мысль в карте до минимального размера, не потеряв смысла или же оставив лишь ключевое слово.
- неправильные связи.
- не все основные понятия были отображены в ментальной карте.
Проведённая работа позволила отметить, что использование карт мыслей в качестве средства рефлексии на уроках информатики позволяет учащимся работать с большими объёмами информации, отходя от привычного традиционного конспекта. Если научить данному способу систематизации своих знаний уже с 5 классов, можно избежать большого количества ошибок в понимании связи между основными понятиями в дальнейшем, а также поможет своевременно скорректировать знания учащегося по тем или иным темам. Данное направление исследований можно считать перспективным.
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта — это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове. Их также могут называть диаграммами связей, ментальными или ассоциативными картами, майндмэпами, mind map и картами мыслей.
Наше мышление не линейно, а радиантно. Это значит, что мысль порождает ряд других, и любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.
Scapple (macOS, Windows)
Лучший инструмент для создания креативных интеллект-карт
Большинство интеллектуальных карт требует, чтобы вы начинали с центрального узла, а потом добавляли дочерние и дочерние узлы, то есть шли на расширение, по мере того как ваш мозг придумывает новые идеи и ассоциации. Создатели Scapple решили сделать его более гибким.
Например, вы не хотите вы начинать свою идею с центральной мысли — и не надо. Вы можете начать с крошечной идеи, а затем «пойти назад», чтобы найти основную идею. Scapple позволяет происходить этому поэтапно, поскольку отдельные узлы будут соединяться только тогда, когда вы начнете перетаскивать один поверх другого. Таким образом, сложные системы можно набросать очень быстро, не теряя поток идей.
Интерфейс Scapple может показаться простым по сравнению с некоторыми другими инструментами для создания ментальных карт. Но эта простота также дает максимальную гибкость. Совместная работа в режиме реального времени невозможна, но вы можете хранить свои файлы в облачном хранилище и давать доступ другим членам вашей команды, чтобы они могли редактировать их и сохранять свои изменения.
Сколько стоит: $14.99.
MindMeister
MindMeister имеет простой в использовании интерфейс. Можно быстро добавлять идеи, прикреплять изображения, видео, файлы, ссылки или просто набрасывать концепцию с помощью рисования от руки. Есть несколько полезных функций для совместной работы, которые позволяют голосовать, комментировать и общаться в чате в режиме реального времени и в мобильном приложении. Также легко превратить карту в презентацию с помощью функции автоматического создания. Можно делиться картами с помощью уникальной ссылки для общего доступа, опубликовать как общедоступные карты или сгенерировать код для встраивания. Регистрация и начало работы с занимают всего несколько минут.
Нужны публикации в СМИ?
Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовывать публикации в СМИ бесплатно? Как это работает
Продуманный интерфейс и тщательно подобранный набор шаблонов, тем и стилей для создания интеллектуальных карт, готовых к публикации. Базовая настройка выполняется быстро и легко. Если вы и запутаетесь, MindMeister предложит обширный интерактивный справочный центр с обучающими видео.
MindMeister позволяет интегрировать проект с популярными инструментами, такими как Microsoft Teams, GSuite, Confluence и Dropbox.
Сколько стоит
Бесплатно получаем возможность строить три карты. За 5 долларов в месяц — безлимит, вложения, печать, экспорт в PDF и изображения. За 8,25$ на пользователя — появляется экспорт в Word и PowerPoint, админка с настройкой брендирования и стилей. Про-аккаунт за 12,5 долларов позволит расширить команду и поделить её на группы, привязать собственный домен и подключить функции резервного копирования.
Создание ментальной карты
Ментальная карта похожа на дерево, центр которого – цель. От цели идут «ветви» в разные стороны, образуя крону. Каждая ветвь заканчивается задачей, которая конкретизирует цель.
Что такое интеллект карты (Mind Map)?
С чего начать?
- Сформулируй цель. Пример: ремонт кухни.
- Нарисуй ветви-линии от нее.
- Каждую ветвь закончи составляющей цели. Пример: ремонт кухни — пол, стены, потолок, мебель.
- От каждой составляющей нарисуй еще ветви.
- Напиши новые составляющие. Пример: пол – плитка, плитка – гладкая, белая, влагостойкая.
- Продолжай рисовать ветви от составляющих к составляющим, конкретизируя их.
Для лучшего результата, можно добавлять рисунки, вырезки из журналов, распечатанные схемы.
Чем точнее будут переданы мысли, тем проще представить итоговую работу, а значит и результат будет лучше.
Зачем составлять?
Ментальная карта позволяет улучшить работу мозга. Потому что инструмент mind map упрощает изучение новой темы. И поэтому с помощью этого метода ускоряется процесс обучения. Причем, даже если действие выполняется самостоятельно.
И еще он помогает принять решение. Поэтому он используется при мозговом штурме. Человек сможет зафиксировать молниеносно возникающие идеи, оформить их емко и кратко. И в последующем удастся без проблем изучить все полученные данные.
В виде mind map можно подготовить презентацию на работе. И схема будет понятна для всех. Она даст возможность быстро отвечать на возникающие вопросы. Поэтому он активно используют в бизнесе. А визуализация мышления помогает разрабатывать новые идеи. И выявлять проблемы, придумывать маркетинговое продвижение, разрабатывать стратегию ведения дел. Но еще и выполнять целый перечень иных задач.
Как использовать интеллектуальные карты в учёбе
Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
Майндмэпы помогают собирать все материалы по определённой теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.
Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и английскому языку.
Понятие ментальной карты
Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Пример ментальной карты
Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.
Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера. В последнее десятилетие данная технология стала объектом изучения отечественных исследователей, в которых преимущественно излагаются идеи названных выше авторов, а также интерпретируются в новых условиях их практического применения.
В основу майндмэпинга Т. Бюзенен положил теорию радиантного мышления, центральную идею которой лучше всего представить его словами: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль(включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту)–может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит«информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Т.Бьюзен выделяет следующие существенные отличительные черты интеллект-карт:
объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;
ветви формируют связанную узловую систему.
Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно также ,как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.
Каждому – своя карта
Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.
Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» — «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.
Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.
Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.
На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.
Чем хороши электронные интеллект-карты
У каждого из инструментов, которые мы сегодня рассмотрим, есть свои плюсы, но все они могут следующее:
- Создавать карту любого размера. Вы работаете на страницах, которые вместят любые ваши задумки.
- Прикреплять файлы. Если для понимания вашей идеи недостаточно простого текста, можно прикрепить ссылку, изображение и другие необходимые файлы.
- Предоставлять совместный доступ. Облачные интеллект-карты могут конструировать сразу несколько пользователей: можно оставлять комментарии по ходу дела, редактировать и так далее. А раз это облачное решение, и синхронизация будет на месте.
- Сохранять и экспортировать. Разумеется, к карте можно возвращаться сколько угодно раз и редактировать ее столько, сколько потребуется, а потом экспортировать проделанное в удобном формате.
Как составить интеллектуальную карту
Практическое руководство по созданию интеллектуальной карты на примере структуры статьи. Начнем с создания аккаунта. Кликаем “Регистрация” в правом верхнем углу.

Эта тема закрыта для публикации ответов.