Метод мозгового штурма: примеры, правила, технологии

Алан-э-Дейл       14.10.2024 г.

Оглавление

Tips To Effective Brainstorming

Brainstorming is a truly effective instrument for soliciting ideas from an originally casual conversation.  Besides the no-stress aspect of the activity, brainstorming also has the benefit of collecting an expansive volume of ideas in a short amount of time. Here are some ways to ensure the success of a brainstorming session with your own team:

With the proper techniques and implementation developed to suit your team’s preferences and group dynamics, brainstorming is an effective way to gather ideas efficiently and process them into something which addresses problems with appropriate solutions and enhances the business.

Что такое метод мозгового штурма и в чем его привлекательность

Автор методики еще в начале 40-х годов прошлого столетия впервые продемонстрировал, что такое метод мозгового штурма. Он предложил использовать для решения непростых рабочих задач. С тех пор этот способ поиска решений, генерирования идей стал одним из самых известных и широко применяемых во всем мире специалистами разных сфер деятельности.

Для мозгового штурма собираются несколько экспертов, которые делятся на 2 команды. Участники одной предлагают абсолютно все соображения, возникающие в голове относительно обсуждаемой проблематики. Участники второй команды занимаются анализом предложенных идей.

Критика в адрес конкретных людей, участвующих в обсуждении, под строгим запретом Точно так же запрещено и высказывать свое отношение к предложенному. Ту идею, с которой согласны большинство специалистов, принимают за правильную. Мозговой штурм, по сравнению с другими способами поиска решений, обладает несколькими преимуществами:

  • оперативностью;
  • высокой степенью надежности;
  • возможностью генерировать множество идей за короткое время;
  • отсутствием критики;
  • возможностью развивать, комбинировать, модифицировать идеи.

Брейнсторминг можно с полной уверенностью назвать самым эффективным способом получения идей. За совсем короткое время (15-20 минут до часа) 6-7 участников обсуждения могут выдать более 100 предложений. Группа специалистов, которая работает в традиционном подходе, зачастую демонстрирует намного более низкий уровень креативности и имеет меньше представлений о том, как справиться с определенным заданием.

Проведение мозгового штурма можно организовать очень быстро, практически в любых условиях  —  хоть на лесной поляне, хоть в актовом зале. Не нужно никакое сложное оборудование (достаточно доски и фломастера или большого листа бумаги, стикеров), техника или мебель. Метод может использоваться не только во взрослых коллективах, но и в школе, а в игровой форме  — в детском саду .

Недостатки у мозгового штурма тоже есть. Один из них  —  условие, что участвовать должны все члены группы. На практике, активность часто проявляют всего несколько участников, другие же ждут результатов. Из-за того, что идей слишком много, обсуждение может затянуться надолго, а это снижает заинтересованность и утомляет участников.

Метод неэффективен, если участники группы не настроены на командную работу и не способны к взаимодействию между собой. Нередко случается, что опытные участники обсуждения пытаются доминировать, обесценивать высказывания более молодых и неопытных  —  такое поведение недопустимо, оно снижает активность и обнуляет эффективность команды.

Частые ошибки метода мозгового штурма

Чтобы брейнсторминг не разочаровал вас и остальных участников, не допускайте следующие ошибки.

Отсутствие конкретной темы

Важно, чтобы все присутствующие четко понимали цель, ради которой они собрались. Сформулируйте ее максимально точно

Отклонения от темы

Если ведущий понимает, что обсуждение уходит не в ту сторону, нужно напомнить тему и озвучить вопросы, которые требуют ответов.

Неподходящий ведущий

Этот человек должен уметь занимать позицию наблюдателя-секретаря и при этом обладать навыками организатора. Выбирайте того, кто будет непредвзят к участникам и их идеям.

Большое количество участников

Чтобы не сработал эффект социальной лени, не собирайте большие группы. Если участников много, используйте процедуру Шаретт.

Наличие критики

Во время мозгового штурма критика запрещена, но она может выражаться неявно, в виде скептической улыбки, смешков и разных жестов. Объясните всем на этапе подготовки, что такие проявления тоже недопустимы.

Порядок выступлений

Если на собрании присутствуют люди разного профессионального масштаба — например, главный дизайнер, другие дизайнеры и стажер, — пусть они высказываются в порядке возрастания статуса. В противном случае может наблюдаться психологический эффект согласия с начальством.

Паузы

В идеале мозговой штурм это непрерывная генерация идей. Но если вы решили устроить масштабное мероприятие на 3 часа, то пара коротких передышек допускается. Больше не рекомендуется.

Однотипность членов команды

Желательно собрать людей с разными взглядами, чтобы получить разное видение ситуации. Участники смогут дополнять идеи друг друга, и шансы найти верное решение возрастут.

Неверный настрой

Если сотрудники полны скептицизма, не в меру консервативны и серьезны, вряд ли получится что-то дельное. Наличие прямых конкурентов среди присутствующих тоже мешает созданию атмосферы творчества. Постарайтесь донести посыл: сейчас все заодно, нужно расслабиться и подумать о том, как помочь общему делу.

Как проводится мозговой штурм

Создаются множество идей, каждая из которых может служить оптимальным решением проблемы. Их записывают на доске или сначала участники группы пишут их на ватманах, а потом фиксируют на доске. На этом этапе нельзя критиковать или комментировать. Максимально на первый этап отводится 15 минут.
На следующем этапе учащиеся обсуждают коллективно идеи и высказывают предложения

Важно уметь найти в каждом из предложенных решений что-нибудь рациональное и объединить.
На заключительном этапе участники команды выбирают самые перспективные идеи из всех, имеющихся в их распоряжении. Этот этап переносится на следующий урок.

Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма

Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.

Брейнрайтинг

Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.

Цель такой работы  —  получить максимальное количество предложений.

Мозговая атака с записью идей на доске

Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.

Японский вариант

Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:

  1. Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
  2. Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.

Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.

Многоступенчатый метод

В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы   —  генераторы идей и оценщики результатов.

Условие для продуктивной работы по этой схеме  —  группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.

Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.

Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.

Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:

  1. Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
  2. Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
  3. В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
  4. Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.

На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.

Одиночный брейнсторм

В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.

Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”

Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении

Важно написать, что можно сделать уже сегодня

Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.

Первое применение

На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.

После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения – мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений – мозговой штурм – принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.

Техники мозгового штурма

Существуют десятки подходов к поиску решения поставленных задач. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При выборе техники мозгового штурма главное — полагаться на особенности участников команды и цели, которые необходимо достичь. Ниже мы рассмотрим четыре распространенных метода брейншторминга.

Генерация идей

Один из самых простых вариантов генерирования идей. Всем участникам мозгового штурма необходимо придумывать разные варианты решения поставленной задачи. При этом не допускается оценивание идей.

Такой подход позволяет найти нестандартные решения за короткий срок. Допустимое время проведения такой техники мозгового штурма составляет от 5 до 45 минут.

Техника «635»

Для проведения этого мозгового штурма собирают команду из шести человек. Каждый из участников должен написать по три идеи за пять минут. Затем карточки передают соседу, чтобы он ознакомился с идеями и детализировал их. Так делают до тех пор пока каждый участник не проработает все карточки.

Техника «635» позволяет за 30 минут получить минимум 18 проработанных идей. После этого команда обсуждает каждое из предложенных решений и выбирает наиболее подходящий вариант.

Обратный мозговой штурм

Эта техника подразумевает поиск идей, которые противоречат достижению желаемого результата. Предположим, перед группой стоит задача увеличить количество продаж определенного товара. В таком случае во время обратного мозгового штурма каждый участник будет искать способы уменьшения продаж этого продукта. Работа от обратного помогает найти неочевидные идеи, которые станут основой для принятия правильных решений.

Еще один вариант обратного мозгового штурма подразумевает поиск максимального количества недостатков товара, услуги или сложившейся ситуации. Затем для каждого пункта ищут оптимальное решение. Такой метод полезно использовать при выводе на рынок нового продукта или услуги.

Созвездие

Эта техника брейнсторминга подразумевает формулирование максимального количества вопросов, касающихся поставленной задачи. Такой подход позволяет рассмотреть задачу со всех сторон и позже найти нужные ответы. Вопросы могут быть абсолютно разными: что, где, когда, почему, как и так далее.

Существуют также и такие техники мозгового штурма как ролевая, путешествие во времени, лестница, теневая. Независимо от того, какой метод брейнсторминга вы выберете для своей команды, используйте рекомендации, приведенные ниже:

  • продумайте цель мозгового штурма и четко сформулируйте задачу;
  • выберите модератора;
  • сформируйте команду;
  • подберите технику мозгового штурма;
  • продумайте тайминг, чтобы стимулировать процесс и избежать ненужных пауз;
  • донесите правила и условия брейншторминга до всех участников;
  • создайте атмосферу, которая будет располагать команду к активному участию в генерации идей;
  • записывайте все идеи без исключения, даже если они абсурдные и нереальные;
  • оцените полученные идеи и выберите наиболее подходящие.

Для оценивания идей мозгового штурма используют разные подходы. Ознакомьтесь с несколькими самыми распространенными методами.

  • Анонимное голосование. Каждый член команды на листочке пишет идею, которая нравится ему больше всего. В итоге выбирают тот вариант, который наберет наибольшее количество голосов.
  • Бальная система. В отличие от предыдущего метода оценивания, этот подход предполагает открытое присвоение баллов каждой идее.
  • FAN. Подразумевает оценивание каждой идеи на основании таких качеств как осуществимая (Feasible), привлекательная (Attractive) , оригинальная (Novel).

Во время оценивания полученных идей помните, что выбор решения это логический, а не творческий процесс. Поэтому, тщательно продумывайте и взвешивайте все предложенные варианты. Используйте полученные знания в этой статье, чтобы провести эффективный брейнсторминг и найти решения поставленных задач.

Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы

Опубликовано: 12.03.2018

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.).  Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий.   Кого приглашают на конференцию идей?  На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что…

11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма

  1. Отправляйтесь в другую временную реальность

    Пофантазируйте и попробуйте представить, как бы вы справились с поставленной задачей несколько десятков или тысячу лет назад. Смогли бы выкрутиться, будь на дворе Средневековье? Представьте, что в вашем распоряжении есть высокие технологии будущего 2200 года или вы оказались в опустошенной всемирным апокалипсисом действительности.

  2. Путешествуйте по всей Вселенной

    Попытайтесь найти решение проблемы с условием, что вы находитесь в другом государстве или в других климатических условиях, или вовсе за пределами нашей планеты. Что тогда пришло бы вам в голову?

  3. Пробуйте меняться

    Мозговой штурм – это своеобразная игра. Фантазируйте, представляйте, что вы, например, стали толстяком или стариком и вам нужно решить поставленную задачу. Придумайте себе новый образ, другую национальность, расу, внешний облик или даже некоторую долю сумасшествия. Подсознание откроет для вас новый угол зрения, который раньше не приходил в голову.

  4. Используйте ролевые игры

    Мысленно представьте себя на месте своего отца или брата, или злейшего врага. Как бы они искали решение проблемы? В своих фантазиях заберитесь в шкуру Эйнштейна или Тома (или Джерри), попытайтесь думать их головой. Придумайте себе удивительные способности, умение Спайдермена ползать по стенам небоскребов или стремление Халка крушить все вокруг, или поразительную заботливость о населении (как у чиновников). Что тогда вы сделали бы для решения поставленной задачи?

  5. Не оставляйте пробелов

    Ваша начальная точка отправления – существующая проблема, а конечный пункт назначения – её решение. Теперь, двигаясь планомерно, нужно наполнять пробелы между этими пунктами, стараясь по максимуму заполнить каждый шаг. Например, каковы будут действия от идеи до первого полученного дохода: банковский кредит – собственный сайт – аренда складских помещений – закупка продукции – формирование воронки продаж – рекламирование продукта – продажа – повторная продажа. В действительности будет еще много промежуточных шагов, возникнет масса вопросов, на которые мозговой штурм даст ответы.

  6. Формируйте умные карты

    Плетите мелкую сеть, расщепляйте каждую задачу на составляющие части. Продолжайте до такой степени, когда кажется, что это уже слишком. Разбейте процесс решения проблемы на тысячи мелких вопросов и найдите ответ для каждого. Это вскроет незаметные при ином подходе подводные течения.

  7. Шпионьте

    Только не за ближайшим конкурентом, оцените другие отрасли. Посмотрите, какой способ дал отличный результат при решении похожей проблемы вне вашей области. На примере это выглядит яснее. Пусть вы развиваете группу в социальной сети «ВКонтакте» и продаете через нее тяжелое оборудование для строительной отрасли. Как собрать больше подписчиков? Конкуренты платят за статьи, постят серьезные тематические материалы.

    А вы возьмите иное направление, в настройках таргетинга выбирайте ту же целевую аудиторию, но поменяйте контент. Размещайте развлекательные посты, шутки, анекдоты, мемы на строительную тематику. Возможно, качественная составляющая подписчиков будет несколько иная, но проведенный мозговой штурм даст подходящие решения.

  8. Продолжайте генерацию идей, пока их наберется не меньше 100

    Или попытайтесь сгенерировать 101 идею в течение отведенного куска времени.

  9. Не отметайте влияние случайных ассоциаций

    Возьмите за отправную точку какое-то слово, рисунок или параметр и используйте их как основу для формирования идей.

  10. Находите вспомогательные факторы

    Попытайтесь ясно представить вашу ситуацию: какие обстоятельства помогают вам двигаться вперед, а какие мешают осуществить проект. Не ставьте первоочередной целью решение проблемы в целом, приложите все усилия к тому, чтобы усилить факторы-помощники и ослабить факторы-препятствия.

  11. Утрируйте ситуацию

    Смоделируйте картину, когда ваша проблема усложнится в 10 раз или одновременно возникнет 10 задач (вместо вашей одной). Что вы сможете предпринять? Или, напротив, попробуйте сузить цель мозгового штурма в разы или сотни раз. Как получится решить такую микроскопическую задачу?

Как организовать эффективный брейншторм

Александра Михайлова:

На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.

Модератор следит, чтобы:

до определенного момента никто не оценивал и не критиковал идеи

Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.

все участники мозгового штурма принимали в нем участие

У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.

все помнили о правилах процесса, отсутствии иерархии между участниками

Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.

участники правильно высказывали свое мнение и избегали конфликтов

Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.

Что такое Scrum и как правильно использовать его в рабочем процессе

Никита Непряхин:

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.

Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко понимать проблему.
Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны

И все работают на общий результат.
Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от числа участников: если их больше пяти человек, справиться без ведущего будет сложно.
Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все поступившие идеи и промежуточные результаты

Для фиксации лучше всего использовать средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
Чем больше идей — тем лучше. Главное, не отходить от основной темы и задачи.
Тем не менее, необходимо соблюдать тайминг встречи.
Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая — обрабатывает их и оценивает.

В чем же суть мозгового штурма?

Решение проблемы методом мозгового штурма происходит следующим образом: собирается экспертная группа, состоящая из квалифицированных профессионалов, и в ходе совещания выносятся оценки и делаются выводы. Все участники заседания условно подразделяются на две части, где одни вырабатывают идеи (выставляют оценки), а другие – проводят их анализ. Подвергать критике какую-либо из идей запрещено. Правильной считается та, с которой согласилось большинство собравшихся.

Цель метода – получить максимум разнообразных предложений. Он действует весьма эффективно: шестеро экспертов в течение получаса способны сгенерировать 150 различных решений. Группа специалистов по проектам при обычном подходе даже не задумается о том, что поставленную задачу можно рассматривать в стольких ракурсах.

Как проводится мозговой штурм и в чем суть метода? Участники процесса – это специалисты и ведущий, который объявляет главную задачу. Остальные принимаются выдвигать идеи для ее решения

Важно, чтобы первыми высказывали свои соображения те из собравшихся, кто ниже по должности, статусу или рангу. Это делается для того, чтобы исключить невольное согласие с начальством. Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы

В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи

Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.