Психотипы людей: классификация и характеристика

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Основные направления психологии

Психология началась с древних мифологических представлений о душе, когда люди верили, что мир наполнен душами-призраками, которые обитают в телах людей, животных, растений и даже в неживых предметах.

С тех пор многое изменилось. Оформившаяся как самостоятельная дисциплина (а не придаток философии) в 19 веке, психология с какой только стороны ни подходила к загадочному внутреннему миру человека.

Назовем только основные направления психологии 20 века:

  • Фрейдизм, или психоанализ Эта психологическая теория возникла на рубеже 19-20 веков благодаря Зигмунду Фрейду и позже легла в основу метода лечения психических расстройств.

    В основе теории лежит концепция бессознательного. Согласно ей, психические особенности и поведение человека объясняются подсознанием, опытом из его прошлого, чаще всего конфликтами и травмами из далекого детства. Неврозы – это результат сопротивления человека требованиям инстинктивной жизни. В основном, имеется в виду подавление сексуальных желаний и Эдипов комплекс (патологическое влечение к родителю противоположного пола).

    Психоанализ – самое популярное направление в психологии, которое вошло в народ в виде фразеологизмов, цитат, культурных кодов. Но многие современные психологи оспаривают универсальность психоанализа, его применимость к каждому человеку. Фрейд-то делал свои умозаключения, наблюдая за психическими патологиями.

  • Бихевиоризм Исследует поведение человека и не интересуется механизмами деятельности психики. Вырос из теории условных рефлексов И. П. Павлова: живое существо реагирует на раздражители внешнего мира при помощи определенного поведения. Согласно теории бихевиоризма, психическая организация человека определяется рефлексами, приобретенными навыками, реакциями на внешние стимулы и мотивацией.
  • Гештальт-психология Объясняет психическую жизнь, опираясь на понятие целостного образа (гештальта), который нельзя разложить на отдельные элементы восприятия. Хрестоматийным примером такого гештальта является мелодия, которую легко узнать, даже если она играется в другой тональности или в вариациях. То, что психика стремится организовать опыт в доступное пониманию целое, можно доказать примером слов с «дырами»: «пндльник» — понятно же, о чем?
  • Гуманистическая психология Ставит во главу угла стремление человека – активного и свободного субъекта – к самореализации.

Место психологии среди других наук

Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп. Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля. Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно. Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки. Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.

Понятие психологии как науки

Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.

Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.

Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.

Связь психологии с другими науками и ее место среди них

Психология характеризуется прежде всего тесной связью с другими науками о человеке — философией, социологией и историей.

Связь психологии с философией традиционна, поскольку до 19 века научные психологические знания собирались в рамках философских наук; психология была частью философии. В современной психологии существует множество философских и психологических проблем: предмет и методология психологического исследования, происхождение человеческого сознания, изучение высших форм мышления, место и роль человека в общественных отношениях, смысл жизни, совесть и ответственность, духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество между психологами и философами в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их изучения очень тесно переплетаются. В области изучения обеих наук существуют личностные, групповые, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Иногда трудно провести строгое разделение между социально-психологическими и социологическими исследованиями. Успешное изучение групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов требует сотрудничества социологов и психологов. Социальная психология возникла на стыке этих двух наук.

Психология тесно связана с историей. Человеческая психика развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психологических явлений совершенно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура народа во многом формируют психологию современного человека. Культурно-историческая психология возникла на стыке психологии и истории.

Пересечение сфер интересов и взаимосвязей в современной науке и практике вполне очевидно. В результате сегодня в психологии возникает множество междисциплинарных областей исследований и практики. В качестве примера можно привести менеджмент, конфликтологию, антропологию и сферу связей с общественностью. Иногда трудно разграничить сферы влияния различных наук в изучении и практическом решении этих проблем. Поэтому актуальной становится интеграция наук и способность психологов работать в тесном контакте со специалистами из других наук и областей практики.

Способы психологического воздействия на людей

Общество — это люди, находящиеся в постоянном общении. Они воздействуют друг на друга, сознательно или бессознательно. Методы воздействия на окружающих имеют ряд вариантов:

  1. Заражение. Это передача эмоционального состояния между людьми. Паника, плачь одного человека портит настроение всем присутствующим. «Заразиться» можно как отрицательными, так и положительными эмоциями.
  2. Внушение. Побуждение к конкретному действию внушается посредством вербальной или невербальной речи. Каждая личность характеризуется различной степенью внушаемости. Неуверенные в себе люди, равно детям до 13 лет, более склонны к внушению, чем независимые люди.
  3. Убеждение. Действие со стороны человека вызывается путем логического размышления. Чем выше интеллект, тем менее склонность к убеждению.
  4. Подражание. Люди часто копируют манеры окружающих (сознательно, бессознательно). Частые примеры для подражания — успешные, состоятельные личности.

Манипуляция — это еще один способ воздействия. Манипулятор получает желаемое, оппонент остается с иллюзией самостоятельно принятого решения.

Психология человека — это занимательная наука. Понимание ее основ под силу каждому. Но не все способны практически применять полученные теоретические знания. Разобраться в тонкостях этой сложной дисциплины поможет психолог.

Жизненно важной для психологии связь с социальными науками

Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях социальной истории, протекают в сложившихся в истории условиях предметной деятельности и опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, использования орудий труда и языка. Человек, который был бы лишен общения с другими людьми, который развивался бы вне условий материального мира, сложившегося в истории общества, который не пользовался бы орудиями труда и языком, человек, который не усваивал бы опыт всего человечества, передаваемый с помощью языка, носителя информации, не имел бы даже малой части тех возможностей, которыми обладает его реальное поведение. Конечно, формы деятельности человека осуществляются его мозгом и основаны на законах его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не смогла бы осуществить формирование использования орудий труда и языка и объяснить возникновение самых сложных форм человеческой деятельности, возникших в социальной истории.

Реальное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе социальной истории и определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности изучает те природные механизмы, которые реализуют или воплощают это поведение.

Попытка свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как когда-то предлагали механистически настроенные ученые, была бы аналогична ошибке архитектора, пытающегося свести происхождение и анализ стилей готики, барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые никоим образом не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.

Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих двух наук, и как любое пренебрежение физиологией, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно затормозят развитие психологической науки.

Только что сказанное позволяет понять, насколько важна для психологии ее связь с социальными науками. Если в формировании поведения животных решающую роль играют биологические условия существования, то в формировании поведения человека ту же роль играют социально-исторические условия, создающие такие новые формы сложного, опосредованного трудом отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятельности.

Мы увидим, что первое использование орудий труда, первая форма общественного труда привели к радикальной перестройке основных биологических законов формирования поведения, и что появление, а затем использование языка, который сделал возможным хранение и передачу опыта поколений, привело к возникновению новой формы развития, не существовавшей у животных — развитию через усвоение социального опыта. Современная психология, изучающая прежде всего формы психической деятельности, ничего не может сделать без учета данных общественных наук, таких как исторический материализм, обобщающий основные законы общественного развития, и лингвистика, изучающая основные формы языка, сложившиеся в социальной истории.

Только благодаря тщательному учету социальных условий, формирующих психическую деятельность человека, психология способна сохранить свою прочную научную основу. Мы столкнемся с применением этого принципа на следующих страницах при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к смежным дисциплинам, с которыми она развивается в тесном контакте.

Связь психологии с биологическими науками обусловлена тем, что человеческая психика имеет естественную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться путем взаимодействия психологов и биологов. Особенно плодотворным является взаимодействие с физиологией. Психофизиология возникла на стыке этих двух наук. Глубокое физиологическое понимание того, как работает мозг, помогает решить многие психологические проблемы.

Краткая история становления психологии как науки

Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.

Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.

Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.

Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:

Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине

Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.

Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.

Зигмунд Фрейд считается основателем научного психоанализа, оказавшего значительное влияние на развитие и формирование таких дисциплин, как: антропология, социология, медицина и психология. Австрийский невролог и психиатр разработал трехкомпонентную структурную модель психики, включающую понятия «Сверх Я», «Я» и «Оно»

Фрейд уделял большое внимание толкованию сновидений, методам контр-переноса и переноса, психосексуальному развитию личности, эдипову и прочим комплексам, возникшим в детском и подростковом возрасте. Современный классический психоанализ подразделяется на следующие направления:

  • психология аналитического типа;
  • глубинная психология.

Швейцарскому педагогу и известному психиатру Карлу Густаву Юнгу принадлежит теория, в которой существует понятие коллективного бессознательного, включающего ряд универсальных архетипов, характерных для самых разных культур. Архетипические образы оказывают серьезное влияние на поступки, мышление и чувства индивида. Юнг полагал, что часть сфер, скрытых в бессознательных областях психики, могут приобретать черты автономного характера и не подчиняться контролю со стороны сознания.

Неоднозначность языка тела

Почему язык телодвижений неоднозначен?

В процессе коммуникации человек воспринимает не отдельные слова или жесты, а целостную картину.

То, что собеседник не договаривает, можно понять по выражению лица или движениям.

Однако, язык жестов не всегда однозначен. Например, скрещенные руки в психологии означают скрытность и отдаление. Но человек может просто замерзнуть, поэтому обхватывает себя руками.

Если человек трет нос или лоб, это трактуется как то, что он лжет. Но у него может просто болеть голова или чесаться нос. Зевота — это не всегда признак того, что стало скучно. Возможно, в помещении просто не хватает кислорода.

Также многие мошенники научились пользоваться невербальными средствами для обмана. Искренний и открытый взгляд, улыбка подкупают жертву и вводят ее в заблуждение.

В то же время, человек в незнакомой обстановке может вести себя зажато и строго, а под высокомерием может скрываться неуверенность в себе, но это не говорит о его плохом отношении к окружающим.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Службы практической психологии

Психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

Психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, студентами, учителями и преподавателями;

Психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предотвращением и устранением угрозы суицида и т.д.;

Практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирования последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и тому подобное;

Практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными, правонарушителями, потерпевшими;

Практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, предоставляя консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

Практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профинформации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

Социально-психологическая служба армии ведет работу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;

Практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между
различными отраслями практической психологии существуют тесные связи, что обусловлено пересекающимся кругом их задач и сходностью методов психологической помощи в разных сферах человеческой
деятельности.

См. также:

Место психологии в системе наукОсновные дисциплины и области психологии

Варий М. И. Общая психология. Учебное пособие. — Киев, «Центр учебной литературы», 2007.

Развитие современной психологии во взаимодействии с другими науками

В 1966 году выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук на Международном конгрессе психологов в Москве. Его главная идея заключалась в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политэкономией, логикой — огромным созвездием наук, образующих мир современного знания. Психология, по мнению Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология имеет огромное значение не только для решения ряда фундаментальных теоретических вопросов о психической жизни и сознательной деятельности человека. Она имеет и практическое значение, поскольку управление человеческим поведением на научной основе и учет человеческого фактора в экономике и социальных отношениях все больше становится главной темой общественной жизни.

Предмет и задачи

Практический психолог изучает психические явления и их закономерности. Он учится управлять ими, развивать необходимые качества и купировать патологические явления. В список задач психолога-практика входит:

  1. Научно-исследовательская работа — изучение процесса формирования личности, углубление и расширения знаний о психике.
  2. Прикладная работа — разработка и применение новых методов исследования, обучающих программ, других видов диагностики и коррекции.
  3. Практическая работа — определяется в соответствии с местом деятельности и типом запроса клиента.

Психолог обязан регулярно проходить дополнительные обучающие курсы и тренинги, заниматься самообразованием. В его основную задачу можно определить самосовершенствование с целью оказания помощи в рамках профессии.

Характеристика термина, направления психологии человека

Цель психологии человека — изучение психики личности, особенности ее выражения, функционирования, аспекты развития. Сам термин происходит с греческого языка, и означает «наука о человеческой душе». В течение длительного времени своего развития она впитала много важных знаний. В качестве самостоятельной дисциплины психология стала восприниматься в XIX веке. Она поспособствовала пониманию людьми природы психических аспектов. Психология человека включает ряд областей, основанных на изучении личностных, мыслительных, поведенческих, неосознанных, моральных вопросов. Такое деление способствует детальному изучению, понятию природы психики.

Термин «личность» обычно используется вне психологической терминологии в другом смысле; например, как юридическое лицо, лицо, достигшее исключительных результатов, исторические лица, лица социального статуса.

Термин «личность» используется в психологии с начала ХХ века. Личность (лат. «persona») обозначала маску актеров античной драмы, выступавших на сцене. Она была связана с внешним, публичным проявлением психики, но внутренняя сущность человека была затемнена. Позже начала использоваться концепция роли, являющейся частью изучения социальной психологии.

С психологической точки зрения, личность — это каждый человек, член общества, занимающий определенную позицию и роль в социуме:

  • позиция — это особое положение индивида в социальной группе (подчинение, доминирование, например, в профессиональной, личной жизни);
  • роль — это сочетание ожидаемого поведения индивида в обществе, задаваемое нормами, конвенциями (роль студента, медсестры).

Личность формируется на протяжении всей жизни.

Сферы психологии человека:

  1. Познавательная (когнитивная). Цель — рассмотрение формы познавательной деятельности, ее содержания. Поведение человека определяется разумом, уровнем интеллекта. Эта сфера изучает приобретение, сохранение, применение на практике различных знаний.
  2. Ассоциативная. Это направление изучает психику на основании ассоциативных способов. Эта сфера основана на предположении, что первостепенную роль играют чувства, под воздействием которых создается сознание. Ассоциация сложных терминов с простыми облегчает их понимание. Фиксирование ассоциаций обеспечивает их повторение.
  3. Гештальтная. Психология людей этой сферы основана на объяснении психических процессов за счет определенных интегральных образований — «гештальтов». Через мышление, восприятие органы чувств воспринимают окружающие объекты как целостные формы.
  4. Гуманистическая. Ее основа — изучение личности, способности человека. Люди живут пережитым опытом, выполняют определенные роли на основании конкретных ситуаций. Первостепенная задача человеческой жизни — самосовершенствование. Он тянется к высшим достижениям только после удовлетворения более низких потребностей.
  5. Глубинная. Цель этой сферы — изучение неосознанных процессов, считающихся движущими факторами индивидуального поведения. Речь идет о психоанализе, основанном З. Фрейдом. Он создан на утверждении, что человеческая личность основана на инстинктивных, эмоциональных процессах. Психоанализ помогает ученым определить причины психических явлений.

Профессии

Практическая психология – это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования – обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями – перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках психологического консультирования задача – разобраться непосредственно с проблемами пациента – также ставится точно и ясно.

Психология и психолог: что нужно знать клиентам

Клиенты, пришедшие к специалисту впервые, ждут от него чудес, ведь психолог, словно маг или целитель, сумеет решить все накопившиеся проблемы и объяснит, что делать дальше. Подобные мысли – это большая ошибка, встречающаяся у многих людей и так психология не работает.

Во-первых, психолог учит клиента решать проблемы своим силами. Во-вторых, психолог ведёт человека к выходу из тёмного леса, вот только ведёт не за руку, а учит ориентироваться в потёмках самостоятельно. Какой будет прок от психологического сеанса, если все проблемы решатся сами собой? Специалист учит людей бороться с трудностями и противостоять им так, чтобы в будущем они могли справиться без чужой помощи.

За один сеанс ничего не изменится

Чтобы тщательно проработать проблемы, сидящие в людях с детства, может понадобиться несколько месяцев и даже лет. После первых сеансов и вовсе лучше не станет – психолог только знакомится с новым клиентом и решает, как они будут работать дальше.

Психолог не читает мысли

Если клиент пришёл к специалисту, не нужно стесняться и отмалчиваться. Говорить нужно всё, что беспокоит, даже если это кажется чем-то неправильным или постыдным. Психолог не осудит, он только примет информацию к сведению и составит более подробный портрет человека

Важно осознавать, что психолог – это не телепат, и понять, что беспокоит человека, просто взглянув на него, он не в состоянии. Даже при условии, что у специалиста был высший бал по такой дисциплине, как психология

Обращаются здоровые люди

Клеймо «психа» посещение специалиста не накладывает. Если знакомый пошёл к такому специалисту, как психолог, это значит то, что он сознательный человек, заботящийся о своём благополучии, но никак не то, что в скором времени он прослывёт местным дурачком. В походе к психологу (как и к более серьёзному специалисту) нет ничего постыдного.

Психолог и клиент не станут закадычными друзьями

Хороший профессионал всегда выслушает клиента, предоставит коробку салфеток и поможет найти правильный путь. Однако не стоит надеяться, что после сеанса вы, обнявшись, пойдёте в бар: дружеские отношения клиента и психолога запрещены. Более того, существует предписание, запрещающее специалистам работать со своими родными, ведь личные эмоции мешают трезво мыслить.

Психология: разговор действительно способен помочь

Ни доскональное изучение такой дисциплины, как психология, ни выпитая бутылка виски, ни самая заботливая подруга не заменят профессиональную помощь. Советы друзей будут бытовыми и никак не помогут решить застарелую проблему. Психолог же не просто так несколько лет получает специальное образование: он располагает методами, которые делают обычный разговор терапевтическим. Да, копаться в себе бывает больно и неприятно, но игра стоит свеч.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.