Оглавление
Основные направления психологии
Психология началась с древних мифологических представлений о душе, когда люди верили, что мир наполнен душами-призраками, которые обитают в телах людей, животных, растений и даже в неживых предметах.
С тех пор многое изменилось. Оформившаяся как самостоятельная дисциплина (а не придаток философии) в 19 веке, психология с какой только стороны ни подходила к загадочному внутреннему миру человека.
Назовем только основные направления психологии 20 века:
-
Фрейдизм, или психоанализ Эта психологическая теория возникла на рубеже 19-20 веков благодаря Зигмунду Фрейду и позже легла в основу метода лечения психических расстройств.
В основе теории лежит концепция бессознательного. Согласно ей, психические особенности и поведение человека объясняются подсознанием, опытом из его прошлого, чаще всего конфликтами и травмами из далекого детства. Неврозы – это результат сопротивления человека требованиям инстинктивной жизни. В основном, имеется в виду подавление сексуальных желаний и Эдипов комплекс (патологическое влечение к родителю противоположного пола).
Психоанализ – самое популярное направление в психологии, которое вошло в народ в виде фразеологизмов, цитат, культурных кодов. Но многие современные психологи оспаривают универсальность психоанализа, его применимость к каждому человеку. Фрейд-то делал свои умозаключения, наблюдая за психическими патологиями.
- Бихевиоризм Исследует поведение человека и не интересуется механизмами деятельности психики. Вырос из теории условных рефлексов И. П. Павлова: живое существо реагирует на раздражители внешнего мира при помощи определенного поведения. Согласно теории бихевиоризма, психическая организация человека определяется рефлексами, приобретенными навыками, реакциями на внешние стимулы и мотивацией.
- Гештальт-психология Объясняет психическую жизнь, опираясь на понятие целостного образа (гештальта), который нельзя разложить на отдельные элементы восприятия. Хрестоматийным примером такого гештальта является мелодия, которую легко узнать, даже если она играется в другой тональности или в вариациях. То, что психика стремится организовать опыт в доступное пониманию целое, можно доказать примером слов с «дырами»: «пндльник» — понятно же, о чем?
- Гуманистическая психология Ставит во главу угла стремление человека – активного и свободного субъекта – к самореализации.
Место психологии среди других наук
Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп. Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля. Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно. Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки. Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.
Понятие психологии как науки
Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.
Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.
Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.
Связь психологии с другими науками и ее место среди них
Психология характеризуется прежде всего тесной связью с другими науками о человеке — философией, социологией и историей.
Связь психологии с философией традиционна, поскольку до 19 века научные психологические знания собирались в рамках философских наук; психология была частью философии. В современной психологии существует множество философских и психологических проблем: предмет и методология психологического исследования, происхождение человеческого сознания, изучение высших форм мышления, место и роль человека в общественных отношениях, смысл жизни, совесть и ответственность, духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество между психологами и философами в изучении этих проблем может быть плодотворным.
Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их изучения очень тесно переплетаются. В области изучения обеих наук существуют личностные, групповые, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Иногда трудно провести строгое разделение между социально-психологическими и социологическими исследованиями. Успешное изучение групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов требует сотрудничества социологов и психологов. Социальная психология возникла на стыке этих двух наук.
Психология тесно связана с историей. Человеческая психика развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психологических явлений совершенно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура народа во многом формируют психологию современного человека. Культурно-историческая психология возникла на стыке психологии и истории.
Пересечение сфер интересов и взаимосвязей в современной науке и практике вполне очевидно. В результате сегодня в психологии возникает множество междисциплинарных областей исследований и практики. В качестве примера можно привести менеджмент, конфликтологию, антропологию и сферу связей с общественностью. Иногда трудно разграничить сферы влияния различных наук в изучении и практическом решении этих проблем. Поэтому актуальной становится интеграция наук и способность психологов работать в тесном контакте со специалистами из других наук и областей практики.
Способы психологического воздействия на людей
Общество — это люди, находящиеся в постоянном общении. Они воздействуют друг на друга, сознательно или бессознательно. Методы воздействия на окружающих имеют ряд вариантов:
- Заражение. Это передача эмоционального состояния между людьми. Паника, плачь одного человека портит настроение всем присутствующим. «Заразиться» можно как отрицательными, так и положительными эмоциями.
- Внушение. Побуждение к конкретному действию внушается посредством вербальной или невербальной речи. Каждая личность характеризуется различной степенью внушаемости. Неуверенные в себе люди, равно детям до 13 лет, более склонны к внушению, чем независимые люди.
- Убеждение. Действие со стороны человека вызывается путем логического размышления. Чем выше интеллект, тем менее склонность к убеждению.
- Подражание. Люди часто копируют манеры окружающих (сознательно, бессознательно). Частые примеры для подражания — успешные, состоятельные личности.
Манипуляция — это еще один способ воздействия. Манипулятор получает желаемое, оппонент остается с иллюзией самостоятельно принятого решения.
Психология человека — это занимательная наука. Понимание ее основ под силу каждому. Но не все способны практически применять полученные теоретические знания. Разобраться в тонкостях этой сложной дисциплины поможет психолог.
Жизненно важной для психологии связь с социальными науками
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях социальной истории, протекают в сложившихся в истории условиях предметной деятельности и опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, использования орудий труда и языка. Человек, который был бы лишен общения с другими людьми, который развивался бы вне условий материального мира, сложившегося в истории общества, который не пользовался бы орудиями труда и языком, человек, который не усваивал бы опыт всего человечества, передаваемый с помощью языка, носителя информации, не имел бы даже малой части тех возможностей, которыми обладает его реальное поведение. Конечно, формы деятельности человека осуществляются его мозгом и основаны на законах его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не смогла бы осуществить формирование использования орудий труда и языка и объяснить возникновение самых сложных форм человеческой деятельности, возникших в социальной истории.
Реальное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе социальной истории и определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности изучает те природные механизмы, которые реализуют или воплощают это поведение.
Попытка свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как когда-то предлагали механистически настроенные ученые, была бы аналогична ошибке архитектора, пытающегося свести происхождение и анализ стилей готики, барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые никоим образом не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих двух наук, и как любое пренебрежение физиологией, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно затормозят развитие психологической науки.
Только что сказанное позволяет понять, насколько важна для психологии ее связь с социальными науками. Если в формировании поведения животных решающую роль играют биологические условия существования, то в формировании поведения человека ту же роль играют социально-исторические условия, создающие такие новые формы сложного, опосредованного трудом отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятельности.
Мы увидим, что первое использование орудий труда, первая форма общественного труда привели к радикальной перестройке основных биологических законов формирования поведения, и что появление, а затем использование языка, который сделал возможным хранение и передачу опыта поколений, привело к возникновению новой формы развития, не существовавшей у животных — развитию через усвоение социального опыта. Современная психология, изучающая прежде всего формы психической деятельности, ничего не может сделать без учета данных общественных наук, таких как исторический материализм, обобщающий основные законы общественного развития, и лингвистика, изучающая основные формы языка, сложившиеся в социальной истории.
Только благодаря тщательному учету социальных условий, формирующих психическую деятельность человека, психология способна сохранить свою прочную научную основу. Мы столкнемся с применением этого принципа на следующих страницах при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к смежным дисциплинам, с которыми она развивается в тесном контакте.
Связь психологии с биологическими науками обусловлена тем, что человеческая психика имеет естественную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться путем взаимодействия психологов и биологов. Особенно плодотворным является взаимодействие с физиологией. Психофизиология возникла на стыке этих двух наук. Глубокое физиологическое понимание того, как работает мозг, помогает решить многие психологические проблемы.
Краткая история становления психологии как науки
Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.
Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.
Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.
Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:
Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине
Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.

Эта тема закрыта для публикации ответов.