Что такое чувство ответственности с точки зрения психологии

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Лучшие ответы

Анжелика:

объяснять бесполезно, пока сам не почувствуешь, что готов отвечать за свои поступки

зифа масгутова:

ответственность-понятие очень растяжимое и одним предложением здесь не ответишь

Татьяна Ким:

Это умение отвечать за свои слова и поступки. Это тот, кто никогда не подведет и на кого можно положиться.

Белка:

точность-вежливость королей. не опаздывает

Дмитрий:

Ответственный человек обладает ответственностью, которая выражается в …ответственности

Алёна Кипелова:

Ответственность — волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т. д.) , и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга) . О. как черта личности формируется в ходе деятельности при соблюдении норм и правил общества. На принятие О. за успех или неудачи существенное влияние оказывает уровень развития группы, ее сплоченность, близость ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация.Д. А. Леонтьев

Андрей Тульский:

Ответственный человек-это человек, который отвечает за свои действия и бездействия.

Алекс Викторович:

отвечать зха себя и за своих близких

таня велиманова:

юридическая ответственность-это применение мер государственного принуждения за совершонное правонарушение

Дуб Максим:

Ответственный — это значит, тот, кто умеет держать ответ, отвечать за свои дела и поступки

Kirill Vershinin:

Ответственный человек-это человек который выполняет заданные ему задания во время! Не бросает свое дело. Отвечает за себя

Народная мудрость

  1. «Кто в деле, тот и в ответе». В данной пословице говорится о том, что тот, кто участвует в каком-либо деле, обязательно несёт ответственность за свои действия.
  2. «Кто заварил, тот и расхлёбывает». В этой пословице идёт речь о последствиях, за которые нужно нести ответственность. Кто виновник происходящего, тот и должен понести наказание.
  3. «Первый в совете – первый в ответе». В этой пословице говорится о том, что дав совет, мы за него в ответе. Когда кто-то влияет на чужую жизнь, должен осознавать свою ответственность.
  4. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Смысл данной пословицы заключается в том, что большие привилегии несут за собой и большую ответственность. Быть в почёте – непростая работа.
  5. «Один нагрешил, а все отвечают». Этой пословицей наши мудрые предки хотели сказать, что часто нам приходится нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки близких людей.
  6. «Чего недосмотришь, за то и ответишь». В данной пословице идёт речь об ответственности и контроле. Если что-нибудь упустить, отвечать придётся в первую очередь самому.
  7. «Назвался груздем – полезай в кузов». Смысл данной пословицы заключается в том, что мы всегда в ответе за свои слова. Сказав что-либо, мы несём за это ответственность.
  8. «Ответ на том, кто приказывает». В этой пословице идёт речь об ответственности руководителя. Людьми управлять не просто, это требует большой ответственности.
  9. «Отвечай за то, что сам совершил». Этой пословицей наши предки призывали народ отвечать за свои поступки. Каждый должен нести ответственность за свои действия.
  10.  «Моя хата с краю – ничего не знаю». В данной пословице идёт речь о безответственных людях, которые не хотят отвечать за свои поступки.

Народная мудрость

  1. «Кто в деле, тот и в ответе». В данной пословице говорится о том, что тот, кто участвует в каком-либо деле, обязательно несёт ответственность за свои действия.
  2. «Кто заварил, тот и расхлёбывает». В этой пословице идёт речь о последствиях, за которые нужно нести ответственность. Кто виновник происходящего, тот и должен понести наказание.
  3. «Первый в совете – первый в ответе». В этой пословице говорится о том, что дав совет, мы за него в ответе. Когда кто-то влияет на чужую жизнь, должен осознавать свою ответственность.
  4. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Смысл данной пословицы заключается в том, что большие привилегии несут за собой и большую ответственность. Быть в почёте – непростая работа.
  5. «Один нагрешил, а все отвечают». Этой пословицей наши мудрые предки хотели сказать, что часто нам приходится нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки близких людей.
  6. «Чего недосмотришь, за то и ответишь». В данной пословице идёт речь об ответственности и контроле. Если что-нибудь упустить, отвечать придётся в первую очередь самому.
  7. «Назвался груздем – полезай в кузов». Смысл данной пословицы заключается в том, что мы всегда в ответе за свои слова. Сказав что-либо, мы несём за это ответственность.
  8. «Ответ на том, кто приказывает». В этой пословице идёт речь об ответственности руководителя. Людьми управлять не просто, это требует большой ответственности.
  9. «Отвечай за то, что сам совершил». Этой пословицей наши предки призывали народ отвечать за свои поступки. Каждый должен нести ответственность за свои действия.
  10.  «Моя хата с краю – ничего не знаю». В данной пословице идёт речь о безответственных людях, которые не хотят отвечать за свои поступки.

Каково это, быть ответственным?

Повторюсь, что быть ответственным значит осознавать, что именно вы принимаете решения за свои поступки и отвечаете за их последствия. Только вы сами, опираясь на свой жизненный опыт или знания, делаете выбор и потом принимаете получившийся результат. В тот момент, когда у человека возникает какая-либо потребность или желание, он сталкивается с выбором: пойти ли по пути осуществления желания, приложить ли усилия для его осуществления или сказать «нет».

Быть ответственным за свои потребности означает, что вы можете удовлетворить свои потребности самостоятельно, либо обратиться за помощью к окружающим людям.

Но если по какой-то причине у вас не достаточно ресурсов и вам страшно сделать выбор, то вы можете придумывать разные способы уклонения от ответственности. Например, перекладывание принятие решений на других людей. И тогда уже другой человек поступит так, как посчитает нужным, а вам остается только смириться с его решением, даже если оно кажется вам не очень подходящим. Такова цена безответственности!

Лечение, или, как избавиться от гиперответственности

Когда мы берем ответственность за других людей, мы предполагаем, что они недостаточно умны, опытны, чтобы решить свою проблему. Но ведь это может быть только в одном случае: если человек не полностью дееспособен в силу своего юного или престарелого возраста, а также из-за некоторых недугов. Если это не так, передайте ответственность за свою жизнь их владельцам. Не взращивайте гордыню, нашептывающую вам о всемогуществе. Просто раскройте свой тяжелый мешок и начните раздавать то, что вам никогда не принадлежало. Да, будет буря возмущения, обид и претензий. Вас обвинят в эгоизме и равнодушии. Но вы-то точно знаете, что помочь человеку взять ответственность за свои поступки и даже мысли – это и есть любовь. Вас, кстати, это касается в первую очередь.

Ремизова Лиана · 23 май, 2016

Значение качества “Ответственность”. В чём её сила?


Способность брать ответственность и выполнять её – это один из основных критериев принятия решения при продвижении человека по карьере вверх. Это всегда основа лидерства и роста руководителя, а также основа личностного роста: растёт и расширяется сфера ответственность человека – растёт и сам человека, как личность и как лидер, растёт его сфера влияния, его власть, его значимость в обществе, а так же растут его возможности. Чем меньше человек на себя берёт ответственности, чем меньше он выполняет обязательств, тем меньше его значимость, возможности, реальная сила и т.д., тем меньше он может по жизни.

Трусливые и слабые боятся ответственности и ничего не достигают, часто оставаясь неудачниками всю жизнь.

Сильные и смелые, или те, кто хочет стать таковым – берут на себя ответственность, не убегают от неё и не прячутся, а поступают с точностью до наоборот – используют возможности и берут ответственность, расширяют свои возможности, увеличивая тем самым своё влияние на ситуации, на свою жизнь и жизнь других людей.

Ответственность, как принцип и качество успеха – объединяет все составляющие Формулы Успеха “Хочу-Могу-Делаю”. Даже супер талантливый и умный человек, если он не обладает качеством “ответственность”, чаще всего, ничего не достигает в жизни, теряет доверие и поддержку людей, и теряет веру в себя из-за того, что не выполняет данные обещания и взятые на себя обязательства, роняя своё лицо и репутацию. Такие люди, если не раскрывают качество “ответственность” – становятся никому неинтересными неудачниками.

Психология отношений: не позволяйте другим «спасать» себя

Когда человек находится в стрессовой ситуации, переживает боль или тревогу, ему может казаться, что его жизнь от него не зависит. В такие моменты другие люди могут предлагать моральную или посильную помощь. Отношения с ними не должны мешать осознавать свою долю ответственности в самой безнадежной ситуации. Можно позволять другим что-то сделать для себя лишь в том случае, если в этом есть острая потребность, или нет возможности сделать самому. В остальных случаях — когда за вас стремятся принять решение, сделать выбор, учат, как правильно поступить — нужно дать понять, что это зона вашей ответственности, и только вы будете решать, что делать.

Личностная характеристика

Выше уже были перечислены некоторые качества ответственного человека

Стоит отметить вниманием ещё несколько

Итак, ответственные люди, как бы это «заезжено» ни звучало, являются хозяевами своей жизни. Они всегда сохраняют уверенность в себе и бодрый настрой. Именно эти два качества являются основой для движения вперёд. А ещё они не ждут наставлений и проверок. Эти люди сразу выполняют работу качественно, нередко успевая ещё помочь коллегам (если речь идёт о работе).

Ещё ответственный человек умеет контролировать свои чувства и управлять ими. Их работе ничто не способно помешать. И такое уместное хладнокровие – одно из ключевых качеств. Если уложиться в сроки могут многие при должном желании, то сдержать бурю эмоций – далеко не все.

Как научиться быть ответственным? Нужно привыкнуть строить планы и выполнять их. Ответственный человек четко знает, что, как, когда и для кого он должен сделать. И для экономии ценного времени он всё просчитывает до мелочей.

Ещё этот человек нередко взаимодействует с окружающими, помогая раскрыть их потенциал. Ему подвластно стимулировать остальных на работу. И, в конце концов, всё это он делает не ради похвалы. Она тоже имеет место быть, конечно, но самое главное – результат и качество проделанной работы.

Чувство долга как грань самоуважения

Есть люди, которые хорошо понимают это. Ответственность, как норма отношения к людям и к делу является их неотъемлемой составляющей личности.

Подвести кого-то просто стыдно, недостойно. Лишь самый страшный форс-мажор может помешать выполнить свой долг такому человеку.

А есть те, кто носится с идеей личной свободы, иллюзией автономности своего существования. Такие люди предпочитают не связывать себя социальными, профессиональными и трудовыми обязательствами. Стараются уйти от налогов. Откосить от армии. Часто не заводят семью и детей.

Наверняка некоторые из вас уже столкнулись с таким отношением к жизни в собственной семье — в поколении детей, внуков и правнуков.

Конечно, вы не можете понять, как это человек строит свою жизнь вокруг сомнительного тезиса «я ничего никому не должен». Но ваша задача — постараться достучаться до него. Попытаться объяснить, как устроена жизнь, человеческие отношения:

  • Как долг врача заставляет его спасать человека, если он стал свидетелем несчастного случая, аварии.

Как долг пожарного заставляет его идти в огонь, чтобы спасти жизни людей, оказавшихся во власти огненной стихии, рискуя собственной жизнью.

Как долг работника уголовного розыска заставляет его идти по следу вооруженного преступника и, рискуя собственной жизнью, арестовывать его.

Как долг технолога пищевого производства заставляет его тщательно выполнять все нюансы производства продукта питания, который должен поступить на прилавки абсолютно безопасным для потребителя.

Как долг авиаконструктора велит ему разработать такую конструкцию самолета, который не упадет, даже если в него попадет молния.

Задача старшего поколения — передать свое отношение к понятию «чувство долга» молодежи. Без особой патетики, без идеологических символов ушедшей в прошлое эпохи социализма.

Очень важно связать понятие «обязательный человек», «человек, на которого можно положиться» с чувством самоуважения, личным достоинством. Необязательный человек просто не достоин уважения и вряд ли может уважать себя сам!

Необязательный человек просто не достоин уважения и вряд ли может уважать себя сам!

О действиях

Поступки ответственного человека всегда вызывают уважение. И порой даже восхищение. Ответственность проявляется в готовности взять на себя инициативу и выполнить всё необходимое. Допустим, муж и жена давно хотели отправиться заграницу в отпуск и уже даже наметили примерные даты вылета. Но на жену внезапно обрушиваются какие-то дополнительные обязанности на работе, и появляется необходимость оставаться там сверхурочно. Муж решает взять на себя ответственность за отпуск, занимается покупкой авиабилетов, планированием путешествия, бронированием отеля, оформлением визы и многого другого. Это – похвальный поступок.

Классификация

Впервые термин был введен Альфредом Бэном. Он трактовал понятие в плане наказуемости. В течение продолжительного периода эта проблема являлась предметом дискуссий правоведов исключительно в данном аспекте. Современная теория права подразделяет ответственность на позитивную и негативную. Первая формируется из положительной модели поведения. Она предполагает полезные функции для общества. Ее реализация имеет место в регулятивных отношениях. В них обязанный субъект пребывает в положении подконтрольности и подотчетности. Негативная ответственность возникает вследствие нарушений предписаний. В этом случае субъект подвергается определенным санкциям, возникают неблагополучные для виновного последствия. Такая классификация позволила выделить две стороны правовой ответственности:

  1. Проспективную. Она наступает за предполагаемую либо совершаемую инициативную, активную деятельность согласно статусу для достижения определенных целей.
  2. Ретроспективную. Такая ответственность возникает вследствие нарушений.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Подводные камни тренингов личной эффективности

Здесь хочется заострить внимание на двух моментах. Тренинги вещь хорошая, они на многое открывают глаза, мотивируют, они действительно могут научить брать ответственность и не бояться этого

Но там часто говорится фраза «мы на 100% ответственны за свою жизнь и за все что с нами происходит».

С одной стороны, она отрезвляюще действует на тех людей, кто привык во всем обвинять других и ответственность перекладывать. Она, безусловно, вдохновляет. И это первый подводный камень. Создается иллюзия своего всемогущества. Но мы не на 100% ответственны за свою жизнь. В реальной жизни масса случайностей и событий, не зависящих от нас от слова «совсем».

Мы можем отвечать только за свои реакции, действия или их отсутствие, принимать и что-то делать с последствиями этого. Можем влиять на свое тело, но тоже не на 100%. Мы можем оказаться в нужное время в нужном месте, но это не мы на него повлияли. Скорее, на что-то в себе, что позволило так хорошо подстроиться.

Эти иллюзии всемогущества имеют свойство разбиваться о реальность. Например о болезнь, на которую не в силах повлиять ни забота о теле, ни позитивный настрой, ни что-либо еще. И с высоты иллюзий человек падает в глубину депрессии, чувства вины и неполноценности. Эти два чувства — второй подводный камень. Если я на 100% несу ответственность за себя, а нужного результата нет или он совсем не такой, то значит это моя вина, тоже на 100%. Человек начинает думать, что с ним что-то не так. Что он не до конца принял ответственность, что он плохо старается и т.д.

Здесь важно быть в контакте с реальностью и видеть границы. Мы не всемогущи, как бы этого не хотелось

Но и не пешки в руках судьбы. Очень хорошо помогает развитие критического мышления (в противовес мифологическому, склонному верить без доказательств и ждущему чудес), постановка вопросов самому себе и поиск «золотой середины» в вашей личной ответственности. Чтобы она стала комфортной реальностью, помогающей на вашем пути к своим целям.

С какого возраста вы — хозяин своей жизни?

Развиваясь, мы берём всё больше ответственности за всё в своей жизни, вплоть до выбора родителей.
Простая логика для практичного человека. Результат — легкость! Не груз.

Взять и нести такую ответственность — очень не просто, ношу сначала нужно облегчить.
Если у вас есть претензии к своему телу, к родителям, к детству, к стране — их нужно снять, чтобы не раздавили.

Легко отследить, с какого возраста вы хозяин своей жизни. Возьмите вашу претензию, и оцените, к какому возрасту она относится.
До этого момента — вы в позиции жертвы обстоятельств.

Для тренировки.
Мужчина, 32 года. Жалуется, что у него низкая зарплата и не повышают. Сколько лет жертве?
Девушка, 29 лет. Утверждает, что все мужчины козлы и нормального не найти. Сколько лет этой жертве?

Хм, на основе всего этого, новая формула психологического возраста = физический возраст — минус возраст жертвы.
Парню 25 лет. Претензии к миру в 7-мь лет. Возраст: 18.
Пора писать новый тест! Правда, меня заклюют эти массы инфантильных взрослых.

Важно уточнить, аспектов жизни у всех очень много, по каждому аспекту — мы несём полную ответственность, либо частичную.
В итоге получится солянка, категорично заявлять по одной претензии, на каком уровне застрял человек — неверно.

Выбор

С ним также достаточно тесно переплетается проблема свободы и ответственности человека. Неограниченная воля представляет собой возможность осуществлять без всяких препятствий внутреннее самоопределение при исполнении тех или других задач и достижении разных целей. Как здесь взаимодействуют свобода и ответственность? В философии отсутствие ограничений в волеизъявлении связывалось с вменяемостью индивида, с его способностью осознавать последствия, которые могут появиться при том или ином его поведении. Воля противопоставляется импульсивности во влечениях и стремлениях. Ее относят к зрелому индивиду, способному полностью отдавать себе отчет в собственных поступках и действиях. Положительный, отрицательный или ограничительный аспекты, в которых могут проявляться свобода и ответственность личности, зависят от выбора той либо иной мировоззренческой системы. Мыслители трактовали волю двояко. В первую очередь говорили о том, что она выступает в качестве следствия сверхприродной и природной детерминации. Также существовало мнение, что воля – самополагающая сила, которая определяет жизненный процесс индивида. Последней точки зрения придерживались Ницше и Шопенгауэр. Волевые качества в людях частично передаются на генетическом уровне, частично – являются результатом воспитания.

Кейс. Жертва абьюза

Несёт ли ответственность жертва семейного абьюза за то, что этот абьюз происходит на протяжении многих лет? Есть ли хоть какая-то доля «ответственности», которую она может «принять»? Что это значит с точки зрения её поведения?

Я надеюсь, мне удалось показать, что на эти вопросы нет ответа, потому что нет адекватного определения ответственности. Но есть ответ в подходе энистемности.

Да, жертва абьюза имеет свою энистемность по отношению к семейной системе. Обычно гораздо меньше, чем абьюзер, но имеет. Потому что абьюз возникает как цикл насилия, в котором жертва исполняет функцию жертвы на конкретном поведенческом уровне.

  • Означает ли это, что «жертва абьюза сама выбирает абьюз»? Нет.
  • Означает ли это, что «жертва абьюза может покинуть абьюзивные отношения, если захочет»? Не обязательно.
  • Означает ли это, что «жертва абьюза может какими-то своими действиями изменить абьюзера»? Нет.

Все три вопроса не относятся к энистемности, они относятся к разным аспектам поведения жертвы в прошлом и будущем.

Закон и ответственность

Получая те или иные возможности, субъект должен следовать определенным моделям поведения. За нарушение каких-либо предписаний предусмотрена ответственность граждан и организаций. Она представляет собой особое отношение, формирующееся между намерениями, поступками людей, отдельного человека или институтов, оценками совершенных действий другими субъектами либо обществом в целом. Понятие ответственности в юридической литературе предполагает наличие сознательной физической и интеллектуальной готовности лица к воздержанию либо реализации комплекса действий. Она может потребоваться вследствие исполнения или уклонения от выполнения других поведенческих актов. Говоря о том, что такое ответственность, необходимо упомянуть о негативных последствиях для субъекта при нарушении им установленных требований. Ее уровень может быть разным. Он зависит от тяжести совершенного поступка, последствий, которые возникли вследствие действия/бездействия.

Детская позиция

Быть ответственным взрослому человеку мешает «застревание» в детском возрасте. Жалуясь родителям, ребенок говорит: «Тот мальчик обидел меня, он плохой, накажи его». Маленькие дети не умеют брать на себя ответственность за свои взаимоотношения с окружающим миром, потому что у них нет такого опыта. К сожалению, подобные явления встречаются и среди взрослых людей. За то, что в их жизни много разочарования, они склонны винить своих родителей, потому что те не любили или наказывали их. В том, что не складывается их карьера, виноват строгий или глупый начальник.

Неудачи в личной жизни также часто являются последствиями отказа от ответственности. Если я не умею или не хочу брать на себя ответственность за свою жизнь, то как я могу заботиться о тех, с кем собираюсь строить семью? И тогда становится понятно, почему «мне не везет в любви», или почему «я никак не могу встретить достойного партнера», или «судьба у меня быть несчастным/ой».

Развитие личной ответственности

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Что такое ответственность и гиперответственность

Определение из Википедии:

Ответственность – личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий… и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

В итоге ответственный человек заранее понимает, что от его действий зависит результат. Это правильный подход, особенно если ответственность большая, как, например:

  • у родителей;
  • водителей;
  • работающих на высоте, со сложными механизмами;
  • предпринимателей.

Ответственность важна даже для психолога, психотерапевта – особенно если он работает с человеком, имеющим психологические травмы, или суицидальным клиентом.

Но если тот же психолог из примера будет брать на себя ответственность за то, совершит ли его клиент суицид, или нет – это будет считаться гиперответственностью. Разница очень проста и одновременно сложна. Простая часть:

Сложная часть заключается в том, что именно мы можем сделать. Взрослый человек по отношению к ребенку ответственен за всё – но он не может “рулить” процессами внутри ребенка. Например, тепло и по погоде одеть ребенка, чтобы он не заболел, мы называем ответственностью. А как только родитель начинает переживать, что выбрал неправильного врача, или схему лечения, или вообще за то, что ребенок простудился – появляется приставка гипер-. Это чрезмерные обязательства, которые не в силах выдержать ни один человек. И такие обязательства не имеют ничего общего с нормальной человеческой ответственностью.

Ответственность – адекватное понимание, что человек сделал и как это повлияло на результат.

Гипер-, то есть сверхответственность – присвоение себе обязанности отвечать за то, что за пределами человеческих возможностей.

Пример. Невозможно с полной серьезностью отвечать за настроение другого человека, его мысли, его убеждения. Все это человек выбирает сам. Невозможно полностью контролировать действия другого – даже если это маленький ребенок, а тем более если это взрослый.

  • Алкоголик сам выбирает пить.
  • Зависимый от любви сам выбирает страдать по другому, эмоционально зависеть не от себя, а от действий и даже слов любимого.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.