Что такое память человека и какие у нее свойства?

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Оглавление

Память человека в психологии

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Теории исследования памяти

Способность живых существ управлять мнемическими процессами памяти позволяет ориентироваться им во времени и пространстве. Потерю же памяти для человека можно сравнить с утратой свободы и себя, своего места в мире. Структуру и принципы работы этого вида высшей нервной деятельности изучают психологи, биохимики и физиологи. Основная цель исследователей — определить и понять, как работают механизмы, принимающие участие в запоминании и воспроизведении полученной информации, и как оптимизировать этот процесс

Специалисты считают, что владея знаниями о том, как функционирует память, о ее свойствах и закономерностях, каждый человек сможет оценить для себя по достоинству всю важность познавательных процессов и феномен памяти.Распространение получили такие теории изучения памяти

Бихевиористическая

Сторонники данного учения отдают главную роль особым упражнениям для фиксации материала

Акцентируя внимание на условных рефлексах, ученые ставили перед собой цель — доказать, что память — отдельная от конкретных действий, самостоятельная функция человека. Бихевиористы считают, что на эффективное запоминание объектов и процессов влияют такие факторы:

  • Возраст индивида;
  • Личностные особенности;
  • Количество и узнаваемость материала;
  • Промежуток между процессами фиксации.

Нейрофизиологическая

С точки зрения нейрофизиологии, в человеческом мозге создаются нейронные замкнутые цепи, по которым циркулируют определенные нервные импульсы. В этих связях хранится обработанный мозгом материал, и с каждым повтором одного и того же потока, процесс протекает легче и быстрее. Точная работа данных механизмов на физическом уровне помогает выполнить основные задачи памяти в психических процессах человека.
Рис. 2. Виды памяти

Ассоциативная

В центре этой концепции находятся ассоциации, которые выполняют связующую роль между психологическими явлениями. Они устанавливаются между отдельными составляющими материала, которые фиксирует, а потом воспроизводит человеческий мозг.Психологи установили такие закономерности в происхождении ассоциаций:

  • Схожесть. Процесс включения памяти происходит при помощи связей между схожими элементами и опирается на сходные нервные реакции, которые при этом возникают.
  • Смежность. В центре процесса стоит совмещение предыдущего и текущего материалов, связанные в пространстве и времени. Благодаря смежности информационных блоков человек овладевает речевым материалом и другими социальными навыками.
  • Контраст. В этом процессе сопоставляются и сравниваются противоположные явления и объекты, образовывая новые нейронные связи.

Когнитивная

Согласно представлениям этой теории, процедура фиксации базируется на разных информационных блоках и на процессах их дальнейшей обработки.Каждый отдел выполняет свою конкретную работу:

  • Распознавание уникальных особенностей;
  • Разработка своеобразной карты для ориентации в материале;
  • Хранение на протяжении необходимого времени;
  • Предоставление необходимых деталей в конкретной форме и в нужный момент.

Физическая

На физическом уровне все действия проходят в коре головного мозга. Там остаются следы возбуждения, которые впоследствии способствуют возникновению ассоциативных связей уже без дополнительных раздражителей. Это свойство ЦНР позволяет сохранять и использовать информацию об отсутствующем предмете или материале по требованию.Исходя из вышеперечисленного материала, память человека реализуется за счет многих механизмов, одни — он может контролировать, другие — нет.

Как развивать оперативную память

Американские ученые из университета Нью-Джерси доказали прямую связь между оперативной памятью и интеллектуальным развитием. Они подтвердили эту догадку посредством опыта на мышах. Грызуны подвергались специальным тренировкам, вследствие чего их рабочая память развивалась. После этого тестирование их интеллектуальных способностей показало лучшие результаты, чем до тренировок. Представленный эффект для человека тоже описывается как благотворный.

Объем рабочей памяти у человека изначально составляет порядка 5-7 ячеек. Это значит, что, услышав простой телефонный номер, люди могут его тут же воспроизвести, набрав и позвонив по нему. Но мобильный номер телефона, содержащий 11 цифр, так с ходу запомнить уже трудно. Этого объема мало, часто его не хватает для запоминания нужных сейчас данных. Это еще одна причина развивать оперативную память как личностную характеристику.

Развитие проводится так:

  1. Разделение на группы. Любой человек отмечал про себя хоть раз, что телефонные номера запоминаются не просто как ряд чисел, а разбиваются на подгруппы. Например, 900-123-45-67 вместо 9001234567. Дело в том, что каждая такая подгруппа вместо 2-3 ячеек рабочей памяти занимает всего одну. Итого объем нагрузки снижается. Для проведения этой тренировки нужно представить себе разделение всего объема информации на легче усваиваемые фрагменты, причем в отношении всего вокруг.
  2. Мнемотехника. Это замена абстрактного определения на нечто, о чем человек уже имеет представление, или связывание, накладывание сложного для запоминания понятия на уже известную интересную информацию. Причем мнемотехника включает в себя все: от визуального объекта до запаха и эмоции. Так, для лучшего запоминания можно придумать уже известные ассоциации, после при ответе представлять их, восстанавливая нужную информацию. Тренироваться с помощью мнемоники можно так: когда что-то нужно запомнить, заучивать информацию стоит не просто так, а в ритме, к примеру, любимой мелодии.

Примеры мнемотехники

  1. Питание и образ жизни. В норме человек должен получать с пищей комплекс минералов и витаминов, нужный для функционирования всего организма. Но так как современная экология оставляет желать лучшего, может возникать дефицит важных микроэлементов. Для хорошей работы памяти (причем не только рабочей, но и кратковременной, долгосрочной) обязательно нужно употреблять витамины группы В, антиоксиданты С и Е, Омега-3 жирные кислоты. Кроме этого, следует отказаться от алкоголя, сигарет, кофеина и рафинированного сахара. Эти продукты убивают необходимые для функционирования мозга витамины. С никотином даже проводилось исследование: способность запоминать после выкуренной сигареты существенно снижалась.

Важно! Память требует ежедневных тренировок, как и мускулы спортсмена. Потому заниматься ее развитием нужно ежедневно

Что это такое

Память — это одна из высших психических функций (наряду с восприятием, воображением, мышлением и речью), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение приобретённых знаний и навыков. В психологии это фундамент становления личности, без которого она не может полноценно развиваться. Она помогает человеку ориентироваться во времени и пространстве, выстраивать отношения, накапливать опыт.

Однако определение данного понятия трактуется разными теориями с небольшими отклонениями:

  • ассоциативная теория (Г. Эббингауз, А. Пильцекер): это установление ассоциативных связей между запоминаемым и воспроизводимым материалом;
  • бихевиоризм (В. Бехтерев, Д. Леви): это процесс непрерывной тренировки на запоминание информации с помощью постоянных повторов;
  • когнитивная психология (Д. Миллер, Д. Сперлинг): это комплекс взаимосвязанных блоков, перерабатывающих информацию;
  • деятельностный подход (А. Леонтьев, С. Рубинштейн): это звено, которое связывает человека с окружающим миром посредством мнемического образа (представления).

Несмотря на столь разные подходы к формулировке термина, физиологическую основу памяти психологические школы и теории не оспаривают. Абсолютно для всех память является функцией головного мозга, а это значит, что она может быть развита, натренирована, нарушена, повреждена. С помощью различных методик и лечебных практик она корректируется.

Уважаемые соотечественники!

Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень высокой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества и реализации на практике лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто» Президент Российской Федерации издал ряд поручений и Указов.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и 
Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-мемориальным центром ВС РФ) проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.

Выполнение технической части проекта — создание и наполнение сайта ОБД Мемориал (www.obd-memorial.ru) было поручено специализированной организации — 
корпорации «ЭЛАР».

Данные для наполнения Обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов — это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

На сайте Вы можете найти информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. Более того, на сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников, содержащих информацию о персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частности имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.

В рамках проекта отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ более 16,8 миллионов листов архивных документов и свыше 45 тыс. паспортов воинских захоронений. Впервые Вы сможете ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование.

На сегодняшний день ни в одной стране мира нет подобного банка данных. Осуществление такого проекта требует построения многоэтапной цепочки по сбору, проверке, оцифровке бумажных массивов, исчисляющихся миллионами листов, загрузке данных в мощную поисковую систему, обеспечение глобального многопользовательского доступа к документам. При этом все участвующие в его создании люди чувствуют особую ответственность за то, что каждая допущенная в работе ошибка может в корне изменить судьбу того или иного воина. Все это делает еще более ценным тот факт, что именно в современной России объединенные действия государства, общественных организаций и научно-технических фирм привели к созданию ОБД «Мемориал».

ОБД Мемориал является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины и ее интересов, на практике реализуя лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто».

Работы по пополнению банка данных продолжаются.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы вертится на языке или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Мнемические процессы памяти

Память — это познавательная работа, которая состоит из четырех равных по значению процессов. Сбой на каком-то из этапов ведет к разрушению всей системы. Специалисты выделяют такие мнемические действия в памяти.

Запоминание

Этот процесс отвечает за благополучное усвоение незнакомой информации путем сопоставления с уже знакомыми элементами. Эффективность фиксации зависит от целей, мотиваций и способов проведения процесса.Запоминание бывает:

  • произвольным
  • механическим
  • осмысленным
  • непроизвольным

Хранение

Этот процесс отвечает за удерживание информации в памяти. На физиологическом уровне это установка и укрепление связей в мозге при помощи подкрепления внешними раздражителями.Факторы, способствующие удержанию материала:

  • значимость предмета;
  • понимание сути;
  • применение запомнившегося;
  • частота использования материала.

Воспроизведение

Заключается в актуализации пройденного материала и проходит в три этапа:

  • Узнавание. Происходит путем сравнения прошлого образа и актуального опыта.
  • Поиск идентичности. Выискивание и извлечение из долгосрочной памяти нужного материала.
  • Установление образа. Включение полного и эмоционального насыщенного отображения объекта или действия со всеми параметрами.

Забывание

Данный процесс ведет к утрате четкости образа и уменьшению заполняемого места информацией в долгосрочной памяти, что со временем ведет к трудностям воспроизведения и к удалению полученных знаний.

Классификация видов памяти

Классифицируют память по таким основным критериям:

  • долгосрочность хранения материала;
  • степень опосредованности задействованных механизмов;
  • свойства психической активности в данном моменте.


Рис. 3. Процессы памяти

Психологическая активность

По сути и свойствам психологической активности выделяют такие типы памяти.

Образная

Вмещает в себя все базовые принципы запоминания, которые распространяются на уже знакомые предметы и явления.Отличительная черта данной памяти заключается в том, что материал во время хранения искажается и при воспроизведении отмечаются неточности. Выделяют такие метаморфозы, происходящие с образами:

  • Гипертрофию некоторых деталей;
  • Упрощение подробностей;
  • Изменение цветовой палитры изображения;
  • Стремление сделать образ более упрощенным, однообразным и симметричным;
  • Изменение положения и ориентации фигуры в пространстве;
  • Расширение и округление формы предмета.

Такие преобразования в памяти делают ее менее достоверной. С другой стороны — такая особенность может создать общую схему материала для эффективного запоминания.

Словесно-логическая

Этот вид памяти содержит в себе высказывания и мысли, помогает отслеживать закономерности и усваивать сложный материал.

Эмоциональная

Хранит в себе воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Она делает личностную память сугубо индивидуальным явлением, придавая приобретенному опыту глубоко чувственный характер.

Двигательная

Данный вид памяти проявляет себя в запоминании, сохранении и осуществлении систем движений. Она предназначена для формирования двигательных навыков. Примером хорошей двигательной памяти является сноровка и ловкость.

Длительность хранения

Типология процессов памяти по продолжительности хранения выглядит следующим образом.

Мгновенная

Характеризуется удержанием только что полученного материала без дальнейшей обработки. После получения информации мозг начинает ее обрабатывать только при условии дальнейшего использования.

Кратковременная

Обеспечивает качественное и точное воспроизведение материала только на протяжении нескольких секунд с момента запоминания. Характеризуется неспособностью вмещать в себя большой объем информации и долго его удерживать.

Оперативная

Рассчитана на обслуживание конкретных действий, осуществляемых индивидом, когда необходимо разделить и выполнить работу по частям. В этой памяти хранятся промежуточные результаты до полного решения всей задачи. Впоследствии информация стирается из этого отдела за ненадобностью. Объем этой памяти предназначен для удержания информации из кратковременной памяти и материала из долговременной, который касается осуществляемого действия.

Долговременная

Характеризуется точностью и неограниченным сроком хранения информации. На этом уровне происходит накопление опыта и знаний. Когда человеку необходимо, нужная информация актуализируется в памяти на время, потом снова уходит в глубину сознания. Благодаря этой особенности, человек не осознает каждый момент своей жизни всю информацию, хранящуюся в отделах памяти, и тем самым не перегружает работу головного мозга.

Генетическая

Этот вид памяти воспроизводится в самом генотипе и передается по наследству. На него невозможно оказывать влияние через обучение или другие виды воздействия.

Рис. 4. Функции памяти

Осознанность

Различают такие виды памяти по степени осознанности человека в происходящем процессе.

Непроизвольная

Самый удобный и простой вид запоминания, когда сам процесс проходит автоматически и без усилий со стороны индивида. Чаще всего включается при сложной, но интересной интеллектуальной работе, и при важных событиях для человека.

Произвольная

Во включении данного вида памяти принимает участие воля человека, направленная на достижение желаемого результата. Произвольную память можно контролировать и тренировать.

Метапамять

Отличается осознанным включением человека в процессы запоминания и воспроизведения. Свойственна людям, которые знают об устройстве своей памяти, развивают ее и с успехом пользуются ее преимуществами. Таких людей называют интеллектуалами.

Виды

В психологии выделяют различные виды памяти, причём для классификаций служат разные основания.

По характеру психической активности:

  • двигательная (моторная);
  • эмоциональная;
  • смысловая (логическая);
  • образная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • зрительная (сенсорная, визуальная, фотографическая, пространственная);
  • тактильная;
  • социальная;
  • эйдетическая.

По характеру целеполагания:

  • произвольная;
  • непроизвольная.

По продолжительности сохранения информации:

  • ультракратковременная (иконическая и эхоическая);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долгосрочная.

По организации запоминания:

  • эпизодическая;
  • процедурная (автоматическая).

По инструментам воспроизведения информации:

  • собственная внутренняя память человека (так называемая «оперативка»), когда человек пользуется лишь данными личного хранилища, внутренними ресурсами;
  • внешняя (воспроизведение происходит с помощью фотографий, видеороликов, напоминаний, т. е. с использованием внешних ресурсов).

Подробнее о каждом виде и имеющейся в психологии классификации мы рассказывали в отдельном обзоре.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Курсы для развития памяти

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память и концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга. В курсе много упражнений, которые требуют концентрации внимания, которая активно тренируется и развивается по мере прохождения курса.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Бесплатное практическое занятие от advance.

Записаться бесплатноПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курс

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг работает в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно. Используйте технику скорочтения из нашего курса и вы сможете:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по одной книге
Быстрее заканчивать работу

Записаться на курсБесплатный урок

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, вычисление процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх. Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Что такое память?

Память — это способность человека запоминать, накапливать и извлекать полученную информацию

На количество и качество запоминаемого оказывает влияние внимание человека

Также при запоминании очень важное значение имеют чувства. Память включает в себя следующие процессы:

Память включает в себя следующие процессы:

  • запоминание — это процесс запечатления в памяти новых фактов;
  • хранение — накопление, переработка и хранение полученной информации;
  • воспроизведение — процесс извлечения полученного материала.

Запоминание и воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание и воспроизведение сопровождается усилием человека, а непроизвольное — осуществляется без усилия.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.