Глоссарий по педагогике

Алан-э-Дейл       28.05.2022 г.

Что в имени тебе моем?

О том, что изучает педагогика, первичные выводы можно сделать уже из наименования дисциплины. Оно образовано от греческих слов:

  • пейда – ребенок;
  • гогос – ведение.

Дословный перевод слова звучал бы как «мастерство ведения детей».

Идея педагогики в обеспечении специфических отношений внутри социума, благодаря чему человек может развиваться физически, морально, умственно, нравственно – словом, во всех областях и сферах. Рабочий процесс в рамках такой дисциплины предполагает взаимодействие наставника, обучаемого. Педагог – человек, который способен применять положения института педагогики в реальной жизни, в рабочей практике, взаимодействуя с ребёнком и обучая его, дабы у маленького человека появилось представление о возможностях продвижения по жизни, оптимальных путях развития и достижения желаемого.

Педагогика: актуальность темы

Из указанного выше понятно, что изучает педагогика, и можно сразу осознать, до какой степени важна эта наука для социума. Она появилась вместе с нашим обществом, вместе с человеком разумным, и в настоящий день представляет собой довольно сложную систему взаимного влияния. Довольно тесные связи наблюдаются с иными социальными дисциплинами. Традиционно буквально рука об руку идут психология и педагогика. В то же время определенные соотношения наблюдаются и с иными аспектами взаимодействия между людьми.

В прежние времена не было такого четкого разделения: педагогика, психология, социология. Тем более не существовало разделения внутри педагогической дисциплины на отдельные направления – работа с разными группами, разделенными на основе возрастной принадлежности или иных специфических факторов. Со временем педагогика как наука стала сложнее и объемнее. Активность человека спровоцировала необходимость проработки принципиально нового подхода к пониманию и применению педагогических инструментов. В наше время педагогика – это довольно четко специализированная научная дисциплина, вместе с тем – профессия, обучение которой требует немалых усилий и времени.

Социальный статус дисциплины

Теоретические, практические аспекты педагогики важны для человеческого сообщества планетарного уровня, но не менее значимы и на уровне страны или отдельной личности. Значимость обучения не раз подчеркивалась в высказываниях наиболее известных и авторитетных философов, мыслителей с давних времён. В частности, Аристотель утверждал, что необразованному всякий хозяин, судья, кроме него самого, образованный же выступает в этой роли применительно не только к другим, но и себе. Если держава, сообщество не создают культуру, не берегут созданное, не прибегают к образованию для формирования непрерывной связи поколений, довольно быстро эти группы угасают. Образование превращается в связующую цепочку, стержень, через который возможно взаимодействие прошлого и будущего, старого и нового.

Из проведённых недавно социологических исследований видно, что в настоящее время многие люди оценивают потребность получения хорошего образования выше, нежели многие другие. По мнению широкого круга обывателей, возможность получения образования более значима, нежели потребность в собственности, охране здоровья или возможности трудиться. Специалисты говорят, что уровень развития педагогики определяет судьбы наций, стран. Педагогика действительно значима, недооценка ее не просто недопустима, но преступна со стороны ответственных за национальность, некоторый социум, группу

Важно помнить и о влиянии педагогики на развитие других наук, в том числе базовых, фундаментальных, прикладных

Зарождение педагогики

Использование методов и форм передачи знаний дает представление о том, что педагогика, хотя и не называется таковой, присутствует с самого начала сообществ. Греция и восточные цивилизации, такие как египетская или китайская, были первыми, кто разработал методы и систематизировал доступ к знаниям.

Великие греческие мыслители, такие как Платон, Сократ и Аристотель, установили в своих трудах важность определения методов для познания и изучения определенных дисциплин. Доступ к образованию был привилегией небольшой части как греческого, так и римского общества

В семнадцатом веке Хуан Амос Коменио заложил некоторые основы педагогики в своей работе «Didactica Magna»

Там он раскрывает важность образования в развитии детей

Также в семнадцатом веке во Франции возникла так называемая «традиционная педагогика».. Управляемый иезуитами, он выдвинул на первый план школу как главный источник культурной и религиозной передачи в обществе. Традиционная педагогика основана на передаче знаний учителем и характеризуется пассивной ролью учащихся.

Иоганн Генрих Песталоцци и Жан-Жак Руссо заложили основы современной педагогики., наряду с другими мыслителями 18 века. Оба делают акцент на эволюции педагогических методологий.

Они поощряли разработку методов обучения, которые позволяют отказаться от жесткого обучения и запоминания понятий, чтобы уступить место наблюдению, экспериментам и рассуждениям, чтобы дети могли учиться на собственном опыте

В своей работе «Эмилио» Руссо подчеркнули важность образования через пробуждение интереса в ребенке, а не дисциплины

Начиная с 19 века и на протяжении всего 20 века современная педагогика фокусировалась на отношениях учителя и ученика и на развитии способностей учеников. Такие мыслители, как Иоганн Фридрих Гербарт, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Жан Пиаже, внесли заметный вклад в различные типы педагогики.

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.

Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.

Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:

  • перенимание опыта предшествующих поколений;
  • его обогащение посредством включения собственного опыта;
  • передача накопленного опыта следующим поколениям.

Определение 3

Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 4

Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности

К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.

Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.

Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.

Определение 5

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.

Задачи педагогики

Какие же задачи ставятся перед педагогической наукой? После разбора предназначения педагогики можно выяснить ответ на данный вопрос. К задачам педагогики можно отнести:

  • анализ истории создания и развития педагогического познания, а также способы его использования в обществе;
  • построение методологии и методики педагогического понимания;
  • создание научной картины педагогической действительности;
  • проведение широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
  • развитие педагогического процесса в условиях общества;
  • общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и его отдельных структурах;
  • педагогическое содействие развитию личности любыми возможными способами, которыми обладает современное общество;
  • создание систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности до существующих требований времени;
  • разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по нахождению задач воспитания, обучения, образования;
  • изучение индивидуальных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными и иными социальными группами граждан;
  • формирование актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического;
  • подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также к иным проблемам, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
  • предсказывание педагогических продуктов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
  • создание вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
  • формирование системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа каким-либо образом связана с педагогической действительностью;
  • участие в международных педагогических проектах, обмене необходимой информацией и опытом работы, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также способов и путей его применения в условиях современной России;
  • подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.

Педагогика представляет собой одну из наиболее социально значимых наук, обладающих общественным назначением. У нее имеются собственные интересы, усилия и своя организация. Ее определяют, как науку, занимающуюся изобретением современных и улучшением существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической действенности с целью удовлетворения интересов человека и социума в целом.

Вывод

Педагогика представляет собой социальную силу, которая способствует процветанию цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбе с необразованностью в умах и практике, имеющую возможность сделать свой вклад в их результаты.

Основное социальное назначение педагогики заключается в прогрессивно-производительном улучшении жизни и будущего.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Похожие термины:

  • педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение дейст

  • педагогический подход в преодолении патологии опорно-двигательной активности; разработан в 1945-1950 гг. венгерским врачом Андрашем Петѐ и широко применяется в Будапеште в Институте кондуктивной пе

  • Лечебная педагогика (далее — Л.п.) — совокупность методов воспитания и обучения детей (лиц) с особыми образовательными потребностями, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических у

  • раздел педагогики, изучающей закономерности воздействия на больного ребенка педагогическими методами в целях его перевода из состояния интероцепции (влияния патологических импульсов, исходящи

  • теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирован

  • педагогика, утверждающая принцип ненасилия в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. В основе принципа ненасилия лежит признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждени

  • совокупность педагогических средств и приемов, которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи.

  • чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется вумении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанникам

  • оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

  • исходное начало, более или менее общее для данного явления. Следует отличать от правила, под которым понимается определенная норма, отражающая обязательный характер деятельности, и исходит из тре

  • понятие, интерпретированное А. Пето много лет назад следующим образом: «Ребенок (за исключением слабовидящих и слабослышащих) на своих ногах идет в общую школу». Сегодняшний уровень подхода к проб

  • программы реабилитации детей с двигательными нарушениями, направленные помимо развития двигательной активности на комплексное реабилитационное воздействие (развитие интеллекта и эмоционально

  • одна из отраслей психологии, изучающая развитие психики человека в процессах воспитания, образования, обучения и разрабатывающая психологические основы этих процессов.

  • наибольшее соответствие выбранного подхода (варианты действий, технологии, методы, средства) воспитательной деятельности для достижения оптимального результата в данной ситуации.

  • профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свобод

  • орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т. е. отбор детей с особенностями развития в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.

  • система медикопедагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилит

  • участие родителей в социально-педагогической реабилитации превращает их в соучастников реабилитационного процесса, что является важнейшей задачей, стоящей перед социальным педагогом и специал

  • это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки; помогает обучат

  • следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания; проявляется в слабом овладении ведущими видами деятельности, обеспечивающими полноценное индивидуально-психологическое и личностное р

Частные вопросы

Это направление педагогики занимается конкретными дисциплинами. Разрабатывают методологические подходы, рассматривают организационные проблемы, прорабатывают содержание. Частная педагогика может заниматься самыми разными направлениями – физикой, химией. Выводы, сведения, полученные в рамках конкретных работ, посвященных строго ограниченному числу вопросов, обобщаются для получения общих теоретических основ педагогики как комплексной науки.

Высока важность всех указанных направлений, будь то дошкольная педагогика или дисциплина, рассматривающая образование пожилых людей. Деятельность, позволяющая обучать других людей, совершенствовать их вне зависимости от возраста, социального статуса, для нашего общества важна и значима

В равной степени актуальная социальная, научная педагогика, общая теоретическая, историческая, базовая прикладная. Взаимодействие отраслей обеспечивает возможности эффективного развития педагогики в целом, а через это – всего социума как единого объекта.

Объект и предмет общей педагогики

Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.

Определение 2

Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.

Определение 3

Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.

Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.

Образование и наука

Основы педагогики преподают всем специалистам, планирующим карьеру в области воспитания, образования. Степень погружения в науку зависит от конкретной специализации. При этом поначалу люди не могут понять разницу между педагогикой и образованием. В некоторой степени на помощь тут приходит греческий язык, расшифровка терминов, пришедших из него и используемых в научной среде.

Образование изначально в греческом обозначалось словом «пайдейа», но применялось это к довольно специфическим процессам: становление личности, формирование, создание сущности, взросление. В соответствии с постулатами греческих философов, процесс должен был происходить с учетом внутренней сущности, ее особенностей. То есть речь идет не о простом накоплении знаний, а применении их ради совершенствования себя как элемента общества. Особенно ценны для понимания сути, основ педагогики дошедшие до нас изречения Фалеса, который говорил о сходстве процесса с выращиванием лучшего винограда.

Во многом сходным значением обладает латинский термин «культура», в оригинале также означавший вскармливание, культивирование, соответствующее природе человека, учитывающее интересы личности и общественное благо. Современный подход к методологии в рамках педагогики предлагает рассматривать эти термины как близкие друг другу.

Суть направления

Педагогика – общая наука, дающая возможность рассмотреть особенности образовательных процессов, формирование личности, а также определить практические пути, позволяющие сделать образовательный, воспитательный процесс более эффективным, результативным. Теория и практика в рамках педагогики тесно связаны, нужно не только уметь объяснять и описывать исследуемый предмет, но и применять его на практике, разрабатывая методики совершенствования. Специалисты, занимающиеся методологией дисциплины, говорят о «вечных проблемах», решение которых могло бы стать важным прорывом для науки в целом.

Самая первая проблема общей педагогики – выявление конкретных целей. Хотя с первого взгляда кажется, что тут не может быть ничего сложного, особенность вопроса обусловлена разностью между эпохами: каждая новая требует от человека совершенно иного, нежели прежняя, государство, народности предъявляют к индивидуумам требования, которым приходится следовать, но в момент получения этими индивидуумами образования зачастую даже невозможно предугадать, что потребуется от людей в скором будущем. Наоборот, то, что было освоено, может оказаться непригодным на практике по прошествии всего нескольких лет. Кроме того, так и не удалось и по сей день сформулировать удовлетворительного полноценного ответа на вопрос, с какой целью человека воспитывают, какие идеалы этим достигаются. Без четкого определения цели невозможно говорить об эффективности, в то же время достижимость определяется реальностью сформулированной задачи, ее соответствием возможностям людей, занимающихся воплощением на практике, «на местах».

Педагогические понятия

Педагогика– наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Педагогическая деятельность – деятельность, направленная на достижение педагогической цели.

Педагогическая задача – педагогическая цель, поставленная в определенных условиях.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности.

Педагогическая технология – воспроизводимый способ диагностично заданных педагогических целей.

Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника, (обучаемого), которые определяют его развитие.

Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующих цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или кратковременный) воспитателей и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Предмет педагогики – является закономерности конкретно-исторического процесса воспитания и обучения, на основе которых строится педагогическая теория и практика.

Преподавание – специальная, профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечения информирования и осознания практического применения знаний.

Педагогика – это не просто наука о воспитании

Передать свои знания — это еще полдела, а вот сформировать полноценную личность, способную думать, делать что-то, радоваться, жить – это самое сложное. Цель педагогики состоит в том, чтобы каждый мог реализовать себя в том или ином деле. Педагогика позволяет раскрыть свою личность.

Как и в любой науке в педагогике существуют определенные понятия, термины и знания, но в отличие от других наук они имеют свойство меняться. Так как мы живем в 21 веке, и наш мир изменчив, то и науки открывают все более новые понятия. А человек как существо биосоциальное меняется под влиянием общества, следовательно, меняется и наука воспитания. Если мы сравним педагогику 16 века и педагогику 21 века, то найдем достаточно отличий, чтобы утверждать об изменчивости данной науки.

Но как данная наука может повлиять на воспитание человека?

Во-первых, она формирует некое мировоззрение человека, а также нравственное, умственное и, конечно, физическое и эстетическое воспитание.

Во-вторых, при помощи педагогики мы получаем определенные знания, т.е образование. Образование так же бывает разным, но в основном это определенный процесс усвоения системы знаний.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.