Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Оглавление

Дополнительная литература

  1. Андреев, В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.

    Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

    • Социальное событие.
    • Формальный контакт на работе или в быту.
    • Случайная эпизодическая встреча.
    • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
    • Игра.
    • Расслабленный неформальный диалог.

    Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

    Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

    Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

    Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

    Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

    Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

    Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

    Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

    Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

    Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

    Желаем вам удачи!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Методы ведения разговора
    • Невербальная коммуникация
    • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
    • Как общаться с кем угодно и где угодно?
    • Цикл эффективной коммуникации
    • Социальные группы: признаки, виды, функции
    • Правила эффективных онлайн-коммуникаций
    • Как прокачать навыки слушателя
    • Повседневная магия общения
    • Развитие коммуникативных навыков

    Ключевые слова:1Профайлинг

    Интерактивная сторона общения

    Интерактивная сторона общения

    заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.

    Межличностное взаимодействие

    1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;

    2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

    Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:

    • роли участников взаимодействия;
    • набор и порядок действий;
    • правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.

    Поведенческая гибкость

    — наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.

    Ситуации использования поведенческой гибкости

    1. при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
    2. при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
    3. когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.

    Как происходит передача сообщения?

    Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

    • Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
    • Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.

    Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

    Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

    Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

    (Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)

    Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.

    Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.

    Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:

    Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь

    Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.

    Феномены (эффекты) межличностного восприятия

    Первичности. Заключается в том, что при наличии противоречивой информации после знакомства с индивидом, как более значимые воспринимаются факты, полученные раньше. Именно они оказывают влияние на формирование общего представления о личности незнакомца.

    1. Крайностей. Объекты, находящиеся с краю, запоминаются лучше, чем те, что расположены посередине.
    2. Новизны. В случае с восприятием знакомого человека большее значение обретают данные, полученные позднее.
    3. Ореола. Представляет собой формирование своеобразного убеждения, связанного с наблюдаемым посредством целенаправленного приписывания ему ряда характеристик, то есть узнанные факты накладываются на существующий первоначально образ. Так, общее положительное впечатление способствует позитивному оцениванию известных и неизвестных качеств объекта, в то время как негативное отношение к нему порождает заведомо отрицательные оценки.
    4. Первой встречи. Предполагает устойчивый вывод о человеке, возникший после первичной коммуникации. Особенно актуален, когда в дальнейшем мнения об индивиде противоречат существующему первообразу.
    5. Проекции. В целом приятному собеседнику люди склонны присваивать свои положительные качества, а неприятному – собственные отрицательные стороны.
    6. Средней ошибки. Склонность смягчать оценивание самых ярких характеристик индивидуума до среднестатистического.
    7. Барнума. Восприятие оценок своей идентичности как истинно верных, если они представлены через призму научного, ритуального или магического контекста.
    8. Бумеранга. Информация, которая преподносится аудитории, вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Такое возможно, когда сам субъект, доносящий факт, неприятен группе или когда ее члены не доверяют источнику данных.

    Функции и предназначение

    Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

    Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

    • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
    • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

    Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

    Перцептивный компонент

    Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

    На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

    Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

    Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

    Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

    Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время. Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях

    Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

    Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

    Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

    Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

    Ошибки первого впечатления

    Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

    1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
    2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
    3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

    Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний. Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально

    Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

    Неравенство

    Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

    Фактор привлекательности

    Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

    Искаженное восприятие собеседника

    Фактор отношения

    Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

    Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

    Сущность понятия «перцепция»

    Определение 1 Перцепция – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

    Перцептивная сторона коммуникации является основой взаимодействия между людьми. Процесс взаимодействия основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком.

    Сам термин «перцепция» означает «восприятие» и происходит от латинского «perception».

    В психологии перцепция означает отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений, т.е. восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга, что происходит благодаря пониманию целей, мотивов, установок.

    Проявление перцепции происходит и в понимании, и в принятии – это говорит о том, что два человека разделяют убеждения и ценности и согласовывают их между собой. Результатом такого понимания и принятия может быть дружба, влюбленность, привязанность.

    Помощь со студенческой работой на тему Перцептивная функция коммуникации

    Курсовая работа 420 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 250 ₽

    Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    С помощью перцепции можно «читать» окружающих людей и видеть в них то, что они о себе не скажут. При неточном анализе возможна конфликтная ситуация.

    Социальная перцепция выполняет пять функций:

    1. Изучение себя через осознание других людей, взаимодействуя с которыми можно получить информацию о себе. Примеряя черты его характера на себя можно увидеть свои скрытые желания, потребности, страхи;
    2. Изучение собеседника, включающее понимание его взглядов и убеждений, возможность получить 100% информацию о человеке. Коммуникация во всех видах отношений – романтических, дружеских, приятельских, является их основой;
    3. Организация совместной работы, когда принимая друг друга можно вести совместную деятельность, а знание его установок и мотивов помогает правильно себя с ним вести;
    4. Взаимопонимание между партнерами – основа любых отношений, наличие общих точек соприкосновения, общих интересов и взглядов являются залогом дружбы. Взаимопонимание дает возможность в спорных ситуациях находить компромиссное решение;
    5. Эмоциональное взаимодействие, вызываемое складывающимися отношениями – это может быть симпатия, враждебность и другие виды эмоциональных чувств.

    Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

    Замечание 1

    Таким образом, перцепция оказывает большую помощь в создании образа человека, помогает рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

    С помощью перцептивного компонента можно изменить первое впечатление о человеке, отказаться от первичной оценки и рассматривать его таким, какой он есть в текущий момент времени. Перцептивный компонент является составляющей перцепции и помогает дать правильную оценку внешности и поведения собеседника.

    Функции социальной перцепции и предназначение

    В результате оценки тех или иных объектов в сознании развиваются различные устойчивые образы этих предметов или явлений. Этот процесс непосредственно влияет на социализацию индивида:

    1. Самопознание. Человек познает себя через окружающий мир, он получает информацию о себе во время взаимодействия с пространством. Этому я научу вас на моей личной консультации. Порой восприятие индивидуальности собеседника помогает выявить важные для развития личности аспекты, скрытые интересы, стремления.
    2. Познание других людей. По-настоящему узнать партнера, проникнуться его взглядами и установками, заручиться доверием и эффективно развивать коммуникацию можно лишь в процессе налаживания взаимодействия на перцептивном уровне.
    3. Построение совместной деятельности. Базисом для дальнейшего выстраивания общей реальности является понимание и принятие. Без осознания интересов, убеждений и ценностных ориентиров партнеров нельзя создать модель эффективного контактирования с ним. Чем больше участников в группе, которым предстоит работать сообща, тем значительнее роль перцепции.
    4. Формирование эмоциональных взаимоотношений. В процессе коммуницирования между людьми возникают те или иные эмоции от симпатии, уважения или неприязни до любви и ненависти. Определить отношение к партнеру помогает перцептивное общение.

    Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

    Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

    1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
    2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
    3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

    Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

    Задайте вопрос

    При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

    • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
    • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
    • отсутствие интереса к предмету разговора;
    • отличия в точке зрения;
    • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
    • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
    • языковые или диалектические различия;
    • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
    • отличающиеся культурные нормы;
    • разница в миропонимании и мировоззрении.

    Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

    Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

    Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

    • В плоскости какого социального события он происходит?
    • Это формальное или неформальное общение?
    • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
    • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

    Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

    1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
    2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
    3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

    Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»). Чтобы результативно общаться с людьми, нужно добиться того, чтобы эти категории совпадали. В противном случае есть риск невозможности правильно воспринять сказанное.

    Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.

    Аспекты

    Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.

    Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.

    Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.

    Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.

    Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта , при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.

    Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.

    Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.

    Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.

    Перцептивная сторона общения

    Определение 1 Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

    Определение 2

    Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

    С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.

    Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Перцептивная сторона общения в психологии 460 ₽ Реферат Перцептивная сторона общения в психологии 270 ₽ Контрольная работа Перцептивная сторона общения в психологии 220 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

    Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

    С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.

    Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

    Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

    Механизмы социальной перцепции

    Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

    Рефлексия

    Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

    Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

    Идентификация

    Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

    Эмпатияp

    Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

    Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

    На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

    Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

    Аттракция

    Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

    Казуальная атрибуция

    Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

    Очная консультация

    Каковы особенности и преимущества очной консультации?

    Узнать подробнее

    Консультация по скайпу

    Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

    Узнать подробнее

    Модель коммуникационного процесса

    Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

    Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

    • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
    • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
    • По какому каналу? (способ передачи информации).
    • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
    • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

    Дополненная модель:

    • Кто? (коммуникатор).
    • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
    • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
    • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
    • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
    • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

    Механизмы восприятия

    В общении важно не просто категоризировать оппонента, повесив на него тот или иной ярлык, а понять, глубоко погрузиться во внутренний мир партнера, осознать его актуальное эмоциональное состояние, мотивацию, отношение к ситуации. Однако это не только взаимодействие лиц А и Б

    В конце XIX века профессор Дж. Холмс описал процесс межличностной коммуникации в расширенной схеме. В нее оказались включены целых 6 субъектов. Итак, кто участвует в беседе между условными Джоном и Генри на самом деле:

    Однако это не только взаимодействие лиц А и Б. В конце XIX века профессор Дж. Холмс описал процесс межличностной коммуникации в расширенной схеме. В нее оказались включены целых 6 субъектов. Итак, кто участвует в беседе между условными Джоном и Генри на самом деле:

    1. Д., каков он есть по факту.
    2. Д., коим он сам себя воспринимает.
    3. Д., каким его видит Г.
    4. Г., каким он является.
    5. Г., каковым он считает себя.
    6. Г., как его оценивает Д.

    Позже дополнили эту картинку еще одним пунктом:

    1. Д (Г), каким ему видится его образ в голове оппонента.

    Гость форума
    От: admin

    Эта тема закрыта для публикации ответов.