21 строгих, но безупречных домашних правил для подростков

Алан-э-Дейл       14.09.2022 г.

Оглавление

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)
  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)


Хорошая компания для каждого из детей

  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


Виды этикета (картинка)

В общественных местах

На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.

Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

  • Знанию основных правил дорожного движения.
  • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
  • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
  • Уступать место тем, кто более уязвим.
  • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

Из общих правил поведения в людных местах:

  • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
  • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
  • Бесцеремонно прерывать разговор.
  • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

Вместо заключения

Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.

Правила этикета и хороших манер для детей и подростков

  1. К старшим или незнакомым людям нужно всегда обращаться на «ВЫ». Чтобы высказать свое мнение, нужно спросить разрешения, а не перебивать говорившего. К примеру, такими словами, «можно сказать», «разрешите спросить».
  2. Если надо что-то позаимствовать (одолжить), тогда спрашивайте разрешения это сделать. Вернуть вещь нужно вовремя, и в том состоянии, в котором взяли или даже лучше.
  3. Дела семьи являются частным делом, поэтому их нельзя разглашать другим людям без разрешения родителей. Например, рассказывать о частной жизни родственников (братьев, сестер) или приобретенном имуществе.
  4. Нужно всегда искать законного владельца потерянной вещи, а не сразу присваивать ее себе.
  5. Хорошие манеры подразумевают и то, что без разрешения нельзя читать чей-то дневник, просматривать письма, переписку. Это нечто личное, принадлежащее только их хозяину.
  6. В гостях нужно всегда вести себя достойно. (О том, как правильно детям вести себя в гостях прочитайте правила поведения в гостях).
  7. Взрослых людей нужно приветствовать с упоминанием их имени, например: «Здравствуйте, дядя Коля». Это также указывает на то, что человек ценится.
  8. В разговоре надо всегда смотреть в глаза собеседнику. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца взрослых людей, с которыми они общаются.
  9. Следующие правила этикета и хороших манер для детей — это убирать и мыть за собой, а не ждать, что кто-то другой это сделает. После себя оставлять ванну, раковину, туалет, кухню и спальню, нужно в чистоте и порядке. Влажные полотенца или грязные тарелки не должны быть разбросаны по всему дому.
  10. Считается дурным тоном разговаривать по телефону во время еды, а также чавкать в трубку или говорить с набитым ртом.
  11. Правилом хорошего тона также является благодарственная открытка или письмо, отправленное за оказанную услугу, поддержку или помощь.
  12. Не бояться переспрашивать, если забыли имя человека. Можно сказать: «Извините, мне так жаль, но я забыл ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?»
  13. Учите своих детей быть вежливым, скрывать свое разочарование и быть благодарными.

Правила этикета в общественных местах

  1. В общественном транспорте нужно делиться своим местом со взрослым человеком, уступив его пожилым людям или беременной женщине. Когда-то и ребенок вырастит и станет пожилым.
  2. Забираться ногами на сиденье и сидеть в такой позе является отвратительной привычкой. Ведь на этом сиденье затем будут сидеть другие люди. Поэтому согласно этикету и правилам хорошего тона, поза должна показывать уважение к чувствам людей.
  3. Кушать в общественном транспорте некрасиво и негигиенично, кроме того, запах пищи может раздражать людей.
  4. В общественном транспорте неприемлемо звонить или разговаривать громко по телефону. Остальные пассажиры явно не заинтересованы в содержании вашей беседы.
  5. Музыка, которую вы слушаете в транспорте, не должна мешать другим. Помните о том, что вкусы или предпочтения у всех разные. Поэтому старайтесь ее слушать так, чтобы другим людям ее не было слышно.
  6. Мусор (обертки, пакеты) всегда нужно выбрасывать в урну, а не разбрасывать по улице. Помогите детям понять то, что станет с городом, если все будут разбрасывать мусор по улицам.
  7. Граффити (рисунки или надписи на стенах), не является признаком хорошего тона. Это портит внешний вид здания, делая его малопривлекательным.
  8. Старайтесь говорить тише, поведение должно быть менее шумным. У людей вокруг вас может быть плохой день или они плохо себя чувствуют. Поэтому шум и громкая речь их станут раздражать. Ведя себя тихо, вы проявляете к ним уважение.
  9. В магазинах, делая покупки или стоя на кассе, нужно относиться с уважением к взрослым. Например, не лезть впереди них, без очереди. В очереди с другими людьми нужно быть добрым, вежливым и почтительным, особенно к пожилым.
  10. Перед тем как войти в лифт, позвольте людям, находящимся внутри него выйти первыми. Это правило этикета также применяется, когда входите в здание, класс или просто комнату.

Какими должны быть правила?

Правило, как и SMART-задача должно быть конкретным, измеримым, достижимым, значимым и соотносимым с конкретным сроком.

Правило должно быть деловым, безличным, а не эмоциональным. Никаких претензий, нападок, обид и недовольств. Ничего личного.

Желательно формулировать правила в утвердительной, положительной форме, а не отрицательной. Нужно говорить, что вы хотите, а не чего не хотите.

Ребёнка нужно мотивировать на соблюдение правил. Нужно объяснить, в чём лично для него заключается выгода от правила. Ведь любое правило вводится в интересах ребёнка. В чём эта выгода? Ребёнок должен чётко это понимать.

Как всей семьей составить список правил?

Выберите время, когда все члены семьи смогут собраться вместе и обсудить список правил.

Хорошо если это будет вечер пятницы или любой другой момент, когда дела уже закончены, но вы еще сконцентрированы и не перешли в режим отдыха.

Предложите всем членам семьи записать правила, которые, по их мнению, на текущий момент действуют в семье. Они могут касаться самых разных сфер жизни семьи, например:

  • распределение домашних обязанностей;
  • общение между членами семьи;
  • обсуждение режима дня;
  • использование электронных гаджетов.

Когда списки будут готовы, обсудите их

Обратите внимание на правила, которые попали в список только одного члена семьи. Может быть, остальные просто не обращали внимание на то, что это правило неявно существовало?

Договоритесь, какие из перечисленных правил вы считаете полезными для своей семьи и хотите включить в общий список, а также о том, какие нужно ввести дополнительно. Не обязательно регламентировать все сферы жизни до мелочей. Достаточно договориться о самом наболевшем и о том, что кажется вам действительно важным. Свода из 10-20 правил для начала будет вполне достаточно.

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Правила поведения за столом для детей

С особенностями поведения за столом начинают знакомить, когда ребенок впервые садится есть вместе со взрослыми. Первые навыки касаются столовых приборов, накладывания пищи в тарелки, использования салфетки. Со сложными правилами (зачем определенная вилка или бокал) знакомят уже подростков.

Основные правила приличного поведения за столом:

  • помыть руки;
  • садиться за стол в красивом виде (причесан, опрятно одет);
  • приступать к приему пищи одновременно с остальными;
  • нельзя класть локти на поверхность стола;
  • неприлично откидываться на стуле и раскачиваться;
  • следует жевать с закрытым ртом, не чавкать и не причмокивать;
  • не набивать рот;
  • использовать салфетку, не облизывать пальцы;
  • еду нельзя выплевывать;
  • благодарить по завершению завтрака или ужина за вкусную еду.

Хорошие манеры прививаются детям легко, если хотя бы раз в неделю собираться всей семьей. Можно вместе сервировать стол. Во время трапезы дети учатся пользоваться определенными столовыми приборами, в зависимости от приготовленных блюд.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Поведение в коллективе

Что такое коллектив? Коллектив — это люди, объединенные одним общим делом. В социуме существуют правила поведения, которые регулируют отношения и помогают отрегулировать возникновение конфликтов. Рассмотрим их.

  1. Относись к окружающим вежливо и уважительно, это поможет установить доверительные отношения.
  2. Не кричи и не перебивай других.
  3. Умей отстаивать свою точку зрения.
  4. Помогай, если просят. Обязательно помоги тем, кто младше тебя если у них что-то не получается.
  5. Если что-то обещаешь, старайся выполнить, чтобы не говорили, что ты лгун.
  6. Не обманывай, не кради, не дерись.
  7. Умей признать свою вину и попросить прощения.
  8. Прислушивайся к друзьям.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому направляйте их на путь истинный собственным примером

Важно не только объяснять правила этикета, но соблюдать их. Помните, что родители — главные люди в жизни ребенка, на которых он стремится равняться. Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили

Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили.

Правила приветствия

Знание детьми норм приветствия помогает строить разговор в позитивном ключе – со временем это становится второй натурой. Ребенка следует учить здороваться первым. Эти правила поведения используют и со взрослыми – особенно, если человек старше по возрасту. Когда входят в помещение, где людей много, приветствуют сразу всех. Если человек встретился за день несколько раз, с ним стоит лишний раз поздороваться – кивком, улыбкой, взмахом руки.

Стоит научить ребенка и остальным правилам приветствия:

  1. Здороваться, упоминая имя человека. Это знак уважения.
  2. Интонация должна быть доброжелательная.
  3. Приветствие сопровождается кивком, рукопожатием или объятиями.
  4. Не стоит опускать глаза – человек посчитает, что с ним неприятно общаться. Нужно обязательно встретиться взглядом.
  5. Фразой «Приятно видеть вас» можно показать ценность человека.

Когда приближается знакомый, здороваются уже на расстоянии нескольких шагов. Если встречается знакомый человек в компании незнакомца, приветствуют их обоих. Принято здороваться и с теми, с кем часто приходится сталкиваться. Например, с соседями по подъезду или почтальоном.

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Столовый – Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб

Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Человек, владеющий правилами этикета, должен быть не исключением, а правилом

Этикет — слово, пришедшее из французского языка, обозначающее в широком смысле правила поведения людей в обществе. Однако не французы считаются его родоначальниками, а итальянцы. В России же своего рода свод наставлений по всем аспектам повседневной жизни был прописан в знаменитом «Домострое» XVI века. Этикет — понятие неоднозначное. Например, он может быть светским и деловым, профессиональным и ситуационным.

К сожалению, далеко не каждый ребенок в нашей стране знаком с правилами этикета — некоторые родители авантюрно пренебрегают этим важнейшим пунктом воспитания. В городских же студиях, центрах, творческих объединениях ребята могут в полной мере познакомиться с нормами и разновидностями этикета, которые окажут им неоценимую помощь и при взаимодействии со сверстниками, и во взрослой жизни.

Воспитанный человек, имеющий свой внутренний кодекс чести и поведения — это свободный и уверенный в себе гражданин, который смело смотрит в будущее, готов с достоинством принять любую ситуацию, не допускает конфузных случаев при общении на любом уровне. Именно к этому и должны стремиться мальчики и девочки, осваивающие этикет.

Как ребенку правильно вести себя за столом

Правила этикета должны соблюдать и дети, и взрослые. Конечно, лучше приобщиться к ним еще в раннем возрасте, чтобы с годами вести себя естественно. Остановимся на нескольких простых и полезных правилах поведения за столом. Перед каждым приемом пищи ребятишки должны мыть руки — независимо от того, ожидает ли их легкий полдник или сытный обед. Если они едят не одни, то нужно сесть за стол и начать трапезу вместе со всеми. При этом есть нужно молча и аккуратно, не торопясь. Локти не должны касаться стола. Также недопустимо чавкать, ковыряться в тарелке и размазывать еду по ней. После приема пищи следует вытереть губы салфеткой и поблагодарить за еду.

Правила поведения в общественном транспорте

Школьники и студенты пользуются общественным транспортом ежедневно, но мало кто знает, как правильно вести себя в автобусах и трамваях. Так, правила этикета гласят, что первыми в транспортное средство должны заходить женщины и дети, пенсионеры и инвалиды. Прежде чем войти в автобус или маршрутное такси следует снять рюкзак. Иначе вы можете кого-то задеть или помещаете занять место в салоне другим пассажирам. Не стоит сразу поддаваться порыву помочь кому-либо занести сумки или коляску. Сначала следует попросить разрешение. В автобусах часто звучит призыв уступать места беременным женщинам, инвалидам, пенсионерам и детям, и данное правило нужно выполнять беспрекословно. Наверное, многие замечают, что часто свободные места в автобусах занимают мужчины. Тогда как мужчина не должен садиться, если в транспорте есть женщины. Этикет предполагает, что представитель сильного пола может занять место, если те, кто находится рядом, не возражают

Спросить об этом следует тихо, не привлекая внимание всего салона. Женщине следует уступить место мужчине, если он почувствовал себя плохо

Сделать это нужно корректно — мужчина не должен испытать неловкость. Приглашенный занять автобусное кресло всегда благодарит за любезность. Если женщине уступают место в автобусе, то сказать слова благодарности следует ее спутнику. Молодым людям и девушкам не следует присаживаться, если в транспорте есть пожилые или представители других уязвимых групп.

Общепринятые запреты в общественном транспорте

В общественном транспорте, согласно правилам этикета, не следует проявлять излишнюю активность и любопытство. Например, не стоит рассматривать пассажиров — их лица, одежду, обувь. Не рекомендуется заглядывать в книгу, которую читает человек в транспорте, как и в сумку, кошелек или телефон. Не принято здороваться с водителем и людьми, находящимися в салоне. Если вы увидели в автобусе знакомого, то допускается негромкое приветствие или кивок и улыбка. Бурные возгласы, крики, переговоры на весь салон правилами этикета запрещаются. В общественном транспорте не разрешается громко общаться со спутниками или разговаривать по телефону. В своде положений этикета обсуждать личную жизнь и политику — признак дурного тона. Входя в транспорт, необходимо сразу приготовить проездной билет или деньги за проезд, чтобы не заставлять других себя ждать. Сумки и чемоданы можно установить на автобусное кресло только в чистом виде, оплатив место. Если вы простужены, то обязательно следует прикрывать рот при чиханье и кашле. Категорически нельзя причесывать волосы, пилить ногти, использовать любые острые предметы — в общем, не стоит делать все то, что может причинить дискомфорт и вред потребителям транспортных услуг.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером

Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи

Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  • При встрече следует приветствовать знакомых
  • Ко взрослым следует обращаться на «Вы»
  • Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное
  • Перед расставанием следует прощаться
  • Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  • В случае проступка следует просить прощения
  • Запрещается обзываться, оскорблять других детей
  • Запрещается использовать слова-паразиты
  • Запрещается ябедничать
  • Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их
  • Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему
  • В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их


Хорошие манеры

Правила поведения в школе кратко

Отправляя детей в школу, родители уверены в том, что дети получат нужный объем знаний, эмоциональную и психологическую поддержку. Все это возможно только в том случае, если в учебном заведении уважают и знают правила поведения, следуют им.

Школьный распорядок известен не только ученикам и учителям, но и родителям. Как одевать ребенка, когда он должен приходить на уроки, как вести себя на занятиях — забота родителей.

Фото: informburo.kz: UGC

В первые дни после летних каникул во многих школах детям раздают памятки, в которых содержатся базовые правила и нормы поведения в школе. Им должен следовать каждый ребенок, иначе школьная жизнь превратиться в неконтролируемый хаос.

Учителя следят за выполнением этих правил, однако и родители должны принимать участие в формировании специфической поведенческой модели ребенка-школьника. Время от времени проводите профилактические беседы, показывайте на конкретных примерах, к чему может привести нарушение школьного распорядка.

Ознакомьте ребенка с кратким перечнем того, что потребует от него школа:

Общие требования:

  1. Одевайся чисто и аккуратно. Выбирай одежду и обувь удобную и по сезону.
  2. Ношение спортивной формы допускается только на занятиях спортом (урок физкультуры, секция, спортивный факультатив).
  3. Следи за личной гигиеной: срезай ногти, мой волосы и т. д.
  4. Ходи с аккуратной прической. Длинные волосы желательно укладывать так, чтобы они не мешали писать и читать, иначе могут возникнуть дефекты зрения и осанки.
  5. Носи с собой носовой платок и влажные салфетки.
  6. Книги и школьные принадлежности клади в сумку, школьный ранец, портфель.
  7. Уходи домой сразу после уроков. В учебном заведении остаются только те, кто ходит на дополнительные занятия.
  8. Рассчитывай на дорогу время так, чтобы зайти в класс до начала занятий хотя бы за 10 минут.

Фото: arnapress.kz: UGC

На уроках ученик должен вести себя так:

  1. В кабинет заходи с разрешения учителя или его доверенного лица (старосты).
  2. Займи место согласно схеме рассадки. Ее утверждает учитель-предметник или классный руководитель.
  3. До начала урока приготовь и выложи на парту учебник, тетради и школьные принадлежности, которые понадобятся.
  4. Приветствуй учителя вставанием. Встань, когда учитель покидает класс.
  5. На уроке без разрешения учителя не пользуйся мобильным телефоном и гаджетами.
  6. Не выходи из кабинета во время занятия без разрешения учителя.
  7. На уроке соблюдай тишину, внимательно слушай учителя и выполняй его указания.
  8. Выходя к доске, захвати с собой дневник.
  9. Не подсказывай одноклассникам и не перебивай их во время ответа.
  10. Не выкрикивай с места. Если знаешь ответ на вопрос учителя, то подними руку.

Фото: yk-news.kz: UGC

Правила поведения в школе на перемене:

  1. Отправляйся на перемену только с разрешения учителя.
  2. Дежурные во время перемены проветривают класс, готовят доску и наглядные пособия (карты, макеты, муляжи).
  3. Не бегай по коридорам и лестницам во время перемены, потому что можешь травмироваться сам или травмировать других детей. Для активного отдыха лучше выйди в школьный двор.
  4. Не сиди на подоконниках, не спускайся по перилам вниз, не играй с колюще-режущими предметами, не дерись, не разбрасывай мусор, не ломай школьное имущество.
  5. Чтобы перекусить во время перемены, спустись в столовую или школьное кафе. Не ешь на ходу или в классе.
  6. Идя по коридору, придерживайся правой стороны.
  7. При выходе и входе в/из кабинета мальчики пропускают вперед учителя и девочек.
  8. Не входи без разрешения в учительскую.

Кроме того, следует помнить об общих правилах поведения:

  • нельзя курить и браниться;
  • пререкаться и переговариваться со старшими;
  • разговаривая с учителем, держать руки в кармане;
  • нужно помогать тем, кто требует помощи;
  • быть вежливым и аккуратным.

Фото: vlast.kz: UGC

Школа — это то место, где дети не только получают знания, но и учатся общаться, узнают об общих культурных нормах поведения. Они должны понимать, что следование школьным правилам — это не глупая выдумка, призванная угнетать их личность, приучать их к шаблонному поведению, а элементарная забота об их здоровье.

Они должны осознавать, что шум на уроках и отсутствие дисциплины приводят к худшему усвоению материала. Кроме того, дети больше устают психологически, у них может болеть голова. Если кто-то нарушает правила поведения на перемене, то может пострадать физически сам или причинить вред кому-то иному.

Об этом следует напоминать детям регулярно и на собственном примере демонстрировать, как правила помогают оптимизировать деятельность, сделать ее более эффективной.

Заключительные выводы

  1. Обучение ребенка правилам хорошего поведения — это процесс, который требует от родителей большого терпения. И начинать нужно как можно раньше, потому что благодаря этому они смогут добиться гораздо более быстрых результатов, а хорошие манеры надолго сохранятся у их детей.
  2. Хотя некоторые обычаи меняются, но правила хорошего поведения для детей никогда не выходят из моды. Научившись им с раннего возраста, дети будут так поступать и тогда, когда станут взрослыми людьми.
  3. Эти правила помогут им стать более успешными в дружбе, семейной жизни и карьере.
  4. Вся тяжелая работа и усилия, проделанная родителями в обучение своих детей хорошим манерам, принесут награду не только детям во взрослой жизни, но и родителям.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.