Виды представлений -классификация

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Примечания

  1. С. Рубинштейн. Память. Представления // Основы общей психологии. — Питер, 2017. — С. 261.
  2. Веккер Л.М. // Психика и реальность: единая теория психических процессов. — Москва: Смысл, 1998. — 685 с. — ISBN 5-89357-041-3.
  3. Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. — Oxford University Press, 2006.
  4. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. — М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
  5. Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.

Представление человека, будучи субъективным образом предмета или явления, может быть выражено в форме движений, действий, чертежей, словесных описаний и т. п.

Возникая на основе ощущений и восприятий, представления человека через слово, речь неразрывно связаны с мышлением, служат переходным звеном от восприятий к понятиям. Ощущения, восприятия и представления человека вместе составляют чувственную ступень познания действительности. Она предшествует более высокой логической ступени познания, поднявшись на которую человек отражает сущность вещей и явлений, закономерные связи и отношения между ними.

Представление об объекте, если оно включено в общую систему знаний человека, всегда более адекватно отражает предмет по сравнению с ощущением и восприятием, ибо умственный анализ и синтез в представлении осуществляются на более высоком, второсигнальном уровне. Такое представление об объекте есть новое знание о нем, а не простое воспроизведение ранее полученного от него впечатления.

Представление входит обязательным компонентом во все сложные психические процессы человека, в которых оно выполняет разные функции.

Внутри восприятия представление обеспечивает узнавание как ранее воспринятых объектов, так и объектов, знакомых человеку только по описанию. Ребенок узнает белку и тогда, когда он ее повторно видит, и тогда, когда представление о ней возникло на основе изображения или словесного описания. Память включает в себя оперирование представлениями. Существует особый вид памяти — образная память, которая есть не что иное, как образование представлений об объектах действительности, сохранение и последующее воспроизведение их. Но и другие виды памяти, например словесно-смысловая, невозможны без представлений: запоминая и припоминая мысли, человек обычно опирается на представления, относящиеся к их предметному содержанию. Процесс воображения во всех его видах и формах есть создание новых представлений из ранее сформированных образов окружающего мира. Читая книгу, мы представляем вещи и события, о которых идет речь; мечтая о будущем, представляем свои действия и действия других людей, возможные жизненные ситуации и пр.; воображение, включенное в художественное или техническое творчество,— это воплощение определенных идей в образную, наглядную форму. Даже высший из познавательных процессов — процесс абстрактного мышления — часто сопровождается представлениями. Размышляющий человек часто оформляет свою мысль в виде наглядной схемы, графика, диаграммы. Правда, иногда возникающие в процессе логического мышления образы мешают думать. Представления входят составным компонентом и в эмоциональные процессы. Прежде всего они служат человеку дополнительным источником его эмоций и чувств. Одни эмоции и чувства возникают при непосредственном общении личности человека с окружающими людьми и в практической деятельности, другие эмоции и чувства порождаются воспоминаниями, мечтаниями, описаниями событий и переживаний других людей. Представления в зависимости от содержания, яркости и значения для личности отраженных в них объектов могут усилить или ослабить переживаемое чувство. Наконец, многие эмоции и чувства оставляют след в нашей памяти в комплексе с сопровождавшими их образами. Вызвав образ предмета или события, мы можем вновь пережить те чувства, которые были с ним связаны.

Представления входят в структуру умений, навыков и волевых действий.

До того как начать действовать, например учиться писать, ребенок должен ясно представить форму, величину и последовательность букв, способы их соединения в слове, движения пишущей руки и т. п. В волевых действиях то же самое: до начала действия человек представляет ближайший результат его, выступающий как цель, а затем должен представить в общем виде или поэтапно способы действия, инструменты, материалы и пр. Однако в процессе деятельности человек фиксирует не все, что он воспринимает и делает, а прежде всего то, что непосредственно связано с достижением цели. Поясним это примером. Учащимся ремесленного училища предложили нарезать винт, обточить ручку и сделать гайку. Через 10 дней проверили, какие представления сохранились в их памяти об обстановке, инструментах, предметах труда (материалах), изделиях и о процессе изготовления перечисленных деталей. Оказалось, что учащиеся очень смутно представляли форму и величину брусков металла, из которых делали детали, но очень хорошо запомнили форму и величину изделий. 62% испытуемых представляли инструменты, которыми пользовались, и только 5% учащихся представляли также инструменты, которыми они не пользовались, хотя и видели их. Все испытуемые ясно представляли основные рабочие операции и смутно — вспомогательные (исследование Е. В. Шороховой).

Примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения — наши органы чувств принимают определённый сигнал;
  • различение — человек определяет природу этого сигнала;
  • идентификация — происходит попытка определить, на что это похоже;
  • опознание — полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

  • зрительное — создаётся видимый образ явления или предмета;
  • слуховое — определяется структура и громкость возможных звуков;
  • восприятие с помощью осязания;
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды — иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

Какие виды принятия бывают?

Человеку свойственно строить иллюзии и воспринимать мир через призму своих убеждений и ожиданий. Поэтому большинство людей чем-то недовольны. Их не устраивает собственный социальный статус, здоровье, фигура, темперамент, характер и прочие особенности. Многих не устраивает поведение близких. Кроме того, большинство людей недовольно материальным положением и прочими обстоятельствами своей жизни. Соответственно, есть три вида принятия, направленных на эти аспекты.

1. Принятие себя

Объясняя, что такое принятие, обычно в первую очередь говорят об умении принимать себя. Человек может быть недоволен своим слабым здоровьем, физической формой или фигурой. Многие считают, что все их проблемы объясняются нехваткой силы воли или слабым характером, злятся на себя, но ничего не могут поделать.

Но научившись принимать себя таким, как есть, можно избавиться от лишних переживаний, и тогда эти проблемы будут гораздо меньше отравлять жизнь. Принятие себя – это принятие всех своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, удач и неудач, мудрых решений и ошибок. Всё это должно быть у гармоничной личности, поэтому не нужно корить и отвергать себя из-за своего несовершенства.

2. Принятие других людей

Сложно найти человека, которого всё устраивало бы в поведении окружающих. Большинству из нас сложно принимать даже близких людей, поскольку мы считаем, что некоторыми своими действиями они причиняют нам боль. И даже понимая, что они делают это не специально, мы всё равно ожидаем, что они не будут так поступать.

Принятие окружающих начинается с понимания того, что у них нет цели причинять вам боль. Они делают то, что хотят или считают правильным для себя. И если вам их действия неприятны, скорее всего, проблема в вас. Это вы не даёте им свободу действовать, как им хочется, а ждёте, что они во всём и всегда будут соответствовать вашим ожиданиям. Просто прекратите винить людей за их выбор и примите их такими, какие они есть.

3. Принятие обстоятельств

Наша жизнь не всегда складывается так, как нам того хотелось бы. И многие люди отказываются принимать это, сетуя на несправедливость. При этом они не замечают, что те, кому «постоянно везёт», на самом деле прикладывают к этому везению значительные усилия. Принятие обстоятельств подразумевает согласие с тем, что определённые вещи в нашей жизни могут не соответствовать нашим ожиданиям.

Важно понимать, что обстоятельства, которые одному кажутся несправедливостью, были бы весьма желанными для другого. Поэтому одним из лучших способов принятия обстоятельств является ведение дневника благодарности

У всех свои критерии восприятия, и вместо того, чтобы сетовать на несправедливость, нужно искать способ улучшить свою жизнь с учётом имеющихся возможностей.

Рубрикатор

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления.

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.

Функции представления: Сигнальная функция

Считается, что представления представляют собой самые первые сигналы, поступающие в мозг, исходя из которых, человек действует в той или иной ситуации и сознательно формирует свои действия.

Учеными было доказано, что представления достаточно часто являются результатом условного рефлекса, так например, если человек видит предмет или какое-либо явление, то в сознании формируется не только представление самого предмета, но сопутствующие свойства и характеристики.

В последствие, данная информация будет для человека первичной для ориентировочного сигнала. К примеру, если человек видит яблоко, у его голове сразу формируются сигналы и характеристики предмета, его вкусовые качества, запах, форма, гладкость и представления о том, что его можно есть и возможно даже воспоминания о том, какое яблоко вкусное.

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

12 стр., 5882 слов

Современные представления о функционировании памяти

… может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только … «восковой доски» и практически не внесли ничего нового в развитие представлений о памяти. Зато именно римские мыслители разработали первые техники эффективного запоминания. Так, римский …

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Из сказанного следует, что представления об объектах внешнего мира и собственной деятельности человека влияют на течение и результат деятельности.

Вместе с тем деятельность в свою очередь влияет на представления: одни из них уточняются, другие отбрасываются, как не соответствующие условиям или как лишние (как «лишняя информация»).

Богатство представлений о чем-либо, их живость, устойчивость и другие особенности зависят и от особенностей личности, в частности от ее отношения к делу. В упомянутом исследовании Е. В. Шороховой обнаружено, что испытуемые, положительно отнесшиеся к заданию, не удержали в памяти всего лишь 6% ранее воспринятых объектов деятельности; учащиеся с безразличным отношением к заданию утратили 28% их, а лица с отрицательным отношением — 56%.

В психологии издавна широко распространены иные взгляды на представление. Психологи Эббингауз, Циген и др. считали представления бледными, малосодержательными и неустойчивыми копиями ощущений и восприятий. Согласно их взглядам, источником представлений являются не предметы реального мира, а ощущения и восприятия субъекта. Защитники этой точки зрения и их современные исследователи путают два вопроса: вопрос о содержании представлений с вопросом о возникновении, формировании их. По содержанию все представления суть отражения предметов и явлений материального мира. Возникают же они разными путями, о чем говорилось выше. Считая представления всего лишь копиями ощущений и восприятий субъекта, защитники указанной теории пытаются оторвать сознание личности от окружающего мира. Если представления рассматривать абстрактно, вне конкретной деятельности человека, то даже не будучи идеалистом, можно прийти к идеалистическому толкованию их природы.

Существует и другой ложный взгляд на представления, согласно которому они, как и восприятия, есть символы, знаки, а не образы вещей (Гельмгольц). Из того факта, что представление о вещи — это не сама вещь, нельзя делать вывода о знаковой его природе. Знак может обозначать что угодно: как то, что реально существует, так и то, чего не существует. И хотя есть представления символические (например, образ Фемиды — символ правосудия, справедливости), это не дает основания сомневаться, что представления людей в конечном счете верно отражают объективный мир. Сам факт существования ложных представлений говорит о способности человека отличать ложное от истинного. Отбор верного отражения от искаженного происходит в процессе практической деятельности людей.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
                     
Вид анализатора   Степень обобщенности образов   Наличие волевых усилий   Информированность индивида об объекте представления
     
     
     
                     
Зрительные Слуховые Двигательные   Общие Единичные   Произвольные Непроизвольные   Памяти Воображения
     
     
                         

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.

Основные характеристики и функции представления

Наглядность — характеризует представления как сенсорно-визуальные образы действительности, которые близки к образам восприятия. Но поскольку репрезентации — это воспроизведенные и пересмотренные образы объектов, воспринятых в прошлом, они гораздо бледнее, чем восприятие.

Фрагментарность — обусловлена тем, что восприятие полно пробелов; одни части и черты представлены ярко, другие — нечетко, третьи вообще отсутствуют (при представлении чьего-либо лица четко воспроизводятся те черты, на которые было направлено внимание; другие слегка выделяются на фоне неопределенного образа). Непостоянство и быстротечность — любой образ имеет тенденцию исчезать из поля сознания, несмотря на усилия удержать его

Та или иная деталь представляемого образа находится на переднем плане сознания

Непостоянство и быстротечность — любой образ имеет тенденцию исчезать из поля сознания, несмотря на усилия удержать его. Та или иная деталь представляемого образа находится на переднем плане сознания.

Обобщение — представления всегда являются обобщенными образами, даже в случае представления конкретных объектов (образ в представлении характеризуется выделением постоянных признаков объекта и изображением их с наибольшей яркостью, а признаки, характерные для частных воспоминаний, отсутствуют или представлены очень слабо).

Репрезентация как когнитивный процесс выполняет функции ментальной регуляции поведения человека. К ним относятся сигнальные, регуляторные и настроечные функции.

Функция сигнала заключается в том, что в каждом случае отражается не только образ объекта, который ранее действовал на органы чувств, но и разнообразная информация о субъекте, которая под влиянием определенных действий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Когда человек в своей жизнедеятельности сталкивается с каким-либо явлением или объектом действительности, у него формируются представления о том, как выглядит этот объект или явление, а также о свойствах этого объекта или явления. Эти знания впоследствии становятся основным сигналом ориентации.

Регулирующая функция заключается в отборе необходимой информации о предмете или явлении, которое ранее воздействовало на органы чувств. Этот выбор осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности: активируются именно те аспекты (например, моторные репрезентации), на основе которых поставленная задача решается наиболее успешно.

Функция настройки проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от типа взаимодействия с окружающей средой. Моторное воображение обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Функция настройки подразумевает определенный эффект обучения моторных представлений и способствует формированию алгоритма деятельности.

Существование различий между людьми в качестве представлений отражено в теории «типов представлений». Согласно этой теории, всех людей можно разделить на 4 группы: с преобладанием зрительного, слухового, моторного и смешанного типов.

При извлечении текстовой информации люди с преобладанием визуальных представлений представляют себе страницу книги с напечатанным на ней текстом и способны мысленно прочитать текст. Аналогичным образом, цифровая информация также представлена в виде письменного или печатного изображения.

Люди с преобладанием слуховых представлений, запоминающие текст, «слышат» произнесенные слова. Числа также запоминаются как слуховые образы.

Люди с преобладанием моторных представлений проговаривают про себя текст или цифры перед воспроизведением.

Психологические исследования показывают, что люди с ярко выраженными репрезентативными типами встречаются довольно редко. У большинства людей есть представительства всех этих типов. Индивидуальные различия выражаются не только в преобладании того или иного типа репрезентации, но и в особенностях репрезентаций. У некоторых людей восприятия всех типов характеризуются большой яркостью, живостью и полнотой (таких людей относят к имагинативному типу).

Другие — бледные и схематичные. Кроме того, все люди обладают способностью использовать любой тип представлений при выполнении различных видов деятельности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.