Профессиональная деформация

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Признаки

Основное проявление профессиональной деформации – постоянная усталость. Человек практически не высыпается из-за нарушений сна. Его психика в плохом состоянии, развиваются разного рода расстройства. Из-за этого человек подвержен депрессии, фобиям.

  1. Манера общения и поведения. Профессиональная деформация подразумевают смену обоих факторов. Вместо веселого и жизнерадостного человека в контакт вступает постоянно недовольный, сердитый и грустный. Такой личности очень сложно разделять личную жизнь и работу, т. к. трудовая деятельность занимает все свободное время работника.
  2. Отсутствие хобби. В этом проявляются признаки трудоголизма. Разговоры связаны только с работой, т. к. все свободное время посвящено ей.
  3. Снижение продуктивности. Обычно результативность ухудшается в 2-3 раза. Человек перестает работать на прежнем уровне, обязанности может выполнять некачественно.

Его все чаще посещают мысли о том, что эта работа не для него, и ее пора сменить. Это может быть связано с высокой квалификацией, но низкой оплатой труда. Работник понимает, что заслуживает большего, но начальство его стараний не видит, мотивация пропадает.

Профдеформация – это период, когда человек теряет всяческий интерес к своей трудовой деятельности. В народе такой феномен называют достаточно просто – профессиональное выгорание.

  • Агрессивное поведение. ПДЛ приводит к резким изменениям в настроении. В выходные дни человек может улыбаться, веселиться и наслаждаться жизнью, но во время работы срываться из-за каждой мелочи, повышать голос и даже набрасываться на других людей.
  • Апатия и депрессивное состояние. Пропадает всякое желание заниматься самообразованием, повышать свои интеллектуальные способности. Постепенно меняется и внешний вид сотрудников. Профдеформация приводит к тому, что человек перестает следить за собой: мыть и укладывать волосы, принимать душ, покупать новую одежду, наносить макияж.
  • Снижение работоспособности и безразличие. Появляются ошибки, отчего страдает и репутация, и положение фирмы. Так как ПДЛ нередко возникает у людей, которые работают в тяжелых условиях напрямую с обществом, то они теряют контроль над ситуацией. Такие люди просто не осознают, что их работа может кому-то навредить.

Стереотипы

  1. Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
  2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
  3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
  4. Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
  5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
  6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.

В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация

используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

Что это такое

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на личности друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Еще больше из этой категории деформациям подвержены профессии, которые наделены повышенной властью и слабым контролем, например, врачи, надсмотрщики в тюрьмах.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в Я-концепции и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно профессиональным выгоранием и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Как бороться самостоятельно с профдеформацией

Агрессивная среда может привести к развитию нарушений в психике, поэтому при первых признаках важно принять меры. В первую очередь взять небольшой перерыв — отпуск или выходные за свой счет

Возможно, такие симптомы, как усталость, раздражительность и апатия, — это лишь очередное переутомление. Отдых при этом должен быть полноценным: не стоит брать выходные, чтобы избежать профдеформации, но при этом все свободное время тратить на домашние дела. Доверьте уборку, готовку и строительство кому-нибудь другому или отложите дела до лучших времен.

Человек должен понять, почему он начинает выгорать. Основная причина — тяжелые условия труда. В 21-м веке существует масса вариантов, которые предлагают достойный заработок и с лучшими условиями. Как правило, многие не могут уволиться по одной причине — неуверенность в себе. Низкая самооценка тоже влияет на развитие профдеформации, поэтому, проводя анализ, нужно быть максимально честным с самим собой.

Советы для сотрудников полиции

Профдеформация сотрудников полиции негативно сказывается на работе как всего отдела, так и всей системы правоохранительных органов. Ученый П. Сорокин установил, что профессиональному выгоранию подвержены те лица, которые регулярно взаимодействуют с большим количеством людей. Причина проста: происходит эмоциональное перенасыщение, где регулярные стрессовые ситуации приводят к когнитивному искажению. Главная особенность данного феномена в том, что профдеформация затрагивает абсолютно всех сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика. Неудивительно, что из-за более жесткого уклада на рабочем месте полицейский со временем перестает сопереживать, становится более черствым и агрессивным. Это приводит к снижению мотивации и энергичности, появляется апатия. Нужно научиться вырабатывать профессиональный иммунитет, который позволил бы адекватнее реагировать на все конфликтные ситуации. Попытаться изменить психологический климат в своем отделении, а для этого нужно постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки и стремиться к карьерному росту.

Профилактика

Предупреждение возникновения анализируемого явления базируется на совокупности превентивных мероприятий, направленных на минимизацию вероятности формирования предпосылок к деформации, обусловленной профессиональной деятельностью.

Профилактика профессиональной деформации объединят меры психологического характера и организационно-управленческие мероприятия, воспитательной направленности.

К общим задачам, которые возможно решить в ходе превентивных мероприятий, причисляют:

– формирование высокой культуры у сотрудников;

– выработку нравственной устойчивости, психологической резистентности, а также профессиональной направленности;

– развитие установки на соблюдение в рабочей среде кодекса профессиональной этики;

– совершенствование методов и модели управления персоналом;

– формирование оптимальной психологической атмосферы и морального климата.

Помимо мер, проводимых руководством, работающим лицам, дабы избежать профессиональных деформаций, необходимо наблюдать за изменениями своего поведенческого паттерна, а для этого необходимо жить осознанно. То есть следует отслеживать собственные эмоции, подвергая их анализу. Также рекомендуется анализировать, а при необходимости и подвергать здравой критике, свое поведение.

Если появилось ощущение «тесноты» на профессиональном поприще, не хватает новизны, то необходимо самостоятельно стараться разнообразить деятельность, например, браться за выполнение задач, проектов, ранее с которыми сталкиваться не приходилось.

Помимо того не стоит пренебрегать полноценным отдыхом, дабы силы восстанавливались. Подвергать заботе необходимо не только физическое тело, но и психику. С этой целью рекомендуется составить перечень вещей, способных привнести радость, доставить удовольствие и начать их реализовывать.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что это такое

Трудясь на определённом поприще, люди ежедневно накапливают опыт, совершенствуя профессиональные умения и расширяя кругозор, что способствует доведению повседневных навыков практически до автоматизма. Естественно такой процесс можно причислить к положительному явлению, ведь человек развивается, улучшает собственный профессиональный уровень, становясь квалифицированным и востребованным специалистом в сфере своей трудовой деятельности. Однако на фоне положительных трансформаций одновременно проистекают и негативные, которые получили общее название профессиональная деформация личности.

Рассматриваемое понятие подразумевает явные преобразования в психике, спровоцированные спецификами рабочего процесса. Трудясь много лет на одном поприще, человек постепенно меняется. У него трансформируется восприятие, изменяется поведенческий паттерн, черты характера. Помимо того деформации наблюдаются и в коммуникациях. Для человека становится нормой в обыденном бытие манера коммуникативного взаимодействия, позаимствованная из профессиональной среды.

Проще говоря, описываемое понятие означает переброс профессиональных привычек на межличностные взаимоотношения и повседневное существование. Профессиональная деформация влияет абсолютно на все стороны бытия личности: характер, поведенческий паттерн, восприятие действительности, ценности, манеру коммуникаций с близкими, родней, друзьями, соседями.

Анализируемое явление можно объяснить постепенным преобразованием используемых в рабочем процессе способов анализа информации и константной последовательности действий в модель восприятия и поведенческие паттерны, которые неминуемо отражаются на всех сферах бытия.

Как правило, профессиональная деформация проявляется большей частью в нижеприведённых спецификах личности:

– восприятии действительности, людей, включая и близких лиц;

– чертах характера;

– жизненных ценностях и приоритетах;

– поведенческой модели;

– стиле коммуникации, чувстве юмора.

Совершая определённые профессиональные умения на протяжении десятков месяцев, человек постепенно привыкает к особенностям поведения в рабочей среде, трудовом коллективе, перенимает специфику принятия решений и модель коммуникации. Вначале человеку удаётся удерживать привычки в пределах рабочей деятельности. Однако спустя время некоторые из таких привычек перебираются в будничную жизнь.

Бесспорным проявлением описываемого явления, прежде всего, можно считать применение профессиональных умений в областях, не взаимосвязанных со сферой деятельности. Так, например, начальник может вести себя надменно вызывающе в коммуникациях с товарищами, а филолог – начнёт поправлять окружение, услышав неверно произнесённое слово. Такие проявления доставляют дискомфорт, как самому работнику, так и окружению.

Ниже приведены типичные и наиболее общие признаки профессиональной деформации:

– ограничение круга коммуникации сотрудниками (деформированная личность неожиданно начинает считать, что беседовать с представителями иных профессий совершенно не о чем, а потому большую часть свободного времени стремится проводить с сослуживцами);

– идеализация профессии (у работника вырабатывается уверенность, будто его деятельность имеет колоссальную общественную значимость, а спецов его уровня сравнительно мало, вследствие чего он начинает свысока смотреть на приятелей, которые в его важной работе не понимают ничего);

– гиперболизация собственных достижений (индивид придаёт чрезмерное значение собственным достижениям, нивелируя достижения сотрудников, это приводит к формированию неадекватной уверенности в собственном профессиональном совершенстве и уникальности даже у довольно посредственных работников);

– опасение утратить собственную должность (если субъект целое десятилетие протрудился в одной сфере, то ему тяжело представить себя на новом месте трудовой деятельности);

– отношение к окружению как к возможным клиентам;

– перекос интересов в направлении профессиональной сферы, узконаправленность, ограниченность;

– сложности в коммуникативном взаимодействии с близкими (это происходит вследствие использование человеком профессионального сленга и поведенческих паттернов, привитых трудовой средой).

Причины профессиональных деформаций психологов

Как и в любой другой профессии на развитие профессиональных деформаций влиет ряд факторов, среди которых можно выделить те, что относятся непосредственно к специальности, и те, которые связаны со средой деятельности. Особенностью психологии как профессиональной сферы является
работа со областью человеческой психики, причём психики в нестабильном состоянии. Принимая и изучая внутренний мир другого человека,
психолог проводит постоянную эмоциональную подстройку своего состояния, так как вне зависимости от мировоззрения, особенностей сознания,
эмоциональных характеристик клиента он должен оставаться спокойным и сохранять эмпатию. Со временем и получением опыта накапливается усталость
от постоянных переключений, и психолог начинает избегать слишком глубокого погружения в личность клиента, а затем наступает фаза формального
отношения к работе, когда проговариваются нужные слова без соответствующей эмпатической реакции.

Многочисленность различных мировоззрений, суждений и состояний клиентов влияет и на стабильность осознания мира самим психологом. Сталкиваясь с разными парадигмами сознания и догмами, развеивая предрассудки и объясняя шаблоны поведения, психолог автоматически сверяет чужие конструкты, и эти множественные проверки могут приводить к неустойчивости восприятия самого психолога.

В начале профессиональной деятельности психологи обычно позитивно настроены и воспринимают клиентов тепло и дружелюбно. По мере работы начинает
появляться понимание неоднозначности методик и подходов, а это понимание приводит к некоторому разочарованию. Неудачи или относительные неудачи, которые трактуются таковыми самим психологом, но не клиентом, накапливаются и начинают подавлять, образовывать зоны неуверенности и
дискомфорта в работе. Многие психологи с энтузиазмом разрабатывают собственные методики, однако ни одна методика не может быть универсальной,
и с осознанием ограниченности собственных разработок приходит нежелание работать вообще.

После нескольких лет работы многие психологи испытывают кризис несовершенства человечества. Постоянное общение с людьми, переживающими
сложные жизненные ситуации, подводит психолога к мыслям о собственной сверх-устойчивости и сверх-компетентности. Это умозрительное самовозвышение
ведёт к оценочному перекосу в сторону преувеличения своих положительных качеств, но отрицанию положительных качеств клиентов. Психологу начинает казаться, что все его усилия напрасны, а работа не приносит результатов.

Признаки профессиональной деформации психолога

•   Чувство превосходства и пренебрежительное отношение к клиентам
•   Цинизм и нигилизм
•   Раздражительность
•   Эмоциональное выгорание
•   Мизантропия

Проблемы самодиагностики и самокоррекции

На адекватность самодиагностики психолога влияет фактор его субъективной уверенности в своём понимании поведенческих и ментальных особенностей клиентов, людей вообще, а значит, и самого себя в том числе. Но как раз субъективность восприятия мешает осознать и
принять тот факт, что некоторые черты и проявления, которые списываются на усталость и внешние факторы, могут означать необходимость
работы над профессиональной деформацией. Подсознательно и сознательно психологам непросто принять факт собственной нестабильности, так как
они привыкают думать о себе и своем состоянии в позитивном ключе.

Вторым проблемным фактором является отрицание проблем, особенно свойственное тем, кто полагает себя успешным и способным решать свои проблемы.
Отрицание может продолжаться достаточно долго, в то время как деформации начинают играть всё большую роль в структуре личности. Блокировки
размышлений и самонаблюдений становятся привычными, а затем врастают в сознание, и их корректировки требуют больших усилий.

Не редкость и подмена решения знанием о способах решения. Психолог размышляет в том ключе, что он знает о проблеме, знает, как её решать, но на этом останавливается, не предпринимая никаких действий для реальной психокоррекции.

2.3 Исследования синдрома эмоционального выгорания в отечественной психологии

В отечественной психологии встретить термин эмоционального выгорания и первые упоминания о нем можно в трудах Б.Г. Ананьева (Ананьев, 1968), который употреблял данный термин при обозначении негативного явления, проявляющегося у специалистов профессий типа «человек-человек», который был напрямую связан с межличностными коммуникациями.

Одним из ключевых результатов теоретической проработки проблематики данного феномена стало в частичном объединении мнений исследователей касательно его структуры, а также того, что результатом протекания процессов при данном синдроме является истощение личностных и эмоциональных ресурсов индивида. Синдром эмоционального выгорания рассматривается в призме профессиональной деформации, так как является проявлением личностной деформации специалиста под воздействием профессиональных стрессов.

Н.В. Гришина заявляет о недостаточности рассмотрения синдрома эмоционального выгорания только как возможной разновидности профессионального стресса. В своих работах она утверждает, что состояние выгорания в большинстве своем связано непосредственно с утратой понимания ценности и смысла собственной профессиональной деятельности как одного из ключевых аспектов, входящих в пониманием смысла жизни, и в самых тяжелых случаях вызывает экзистенциальный невроз (Гришина, 1997). Н.Е.Водопьянова пишет: «Исследователи все чаще связывают синдром выгорания с психосоматическим благополучием, приписывая его предболезненному состоянию» (Водопьянова, 2008).

Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова заметили, что синдром выгорания связан с личным эмоциональным напряжением, а также с трудностями, с которыми человек сталкивается при повседневной профессиональной коммуникации (Водопьянова, Старченкова, 2008). Это негативно влияет на профессиональную деятельность, и, следовательно, синдром выгорания может быть непосредственно связан с защитным механизмом в целях сохранения психического здоровья и стабильности, для обеспечения выполнения профессиональных навыков в долгосрочной перспективе. Анализируя работы русских и зарубежных психологов Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова также пишут, что трудности в изучении синдрома заключаются в неопределенности множественных факторов, их описательных характеристик и в отсутствии адекватных инструментов измерения. В настоящее время около 100 исследователей определяют психическое выгорание по таким симптомам, как агрессивное поведение, депрессия, бессонница, злоупотребление алкоголем, негативное отношение, чувство вины, различные зависимости, психосоматические проявления и другое.

Диагноз или человек?

В условиях нескончаемого потока пациентов, когда на каждый прием отведено очень мало времени, непросто сохранять человеческий подход к каждому. С годами у некоторых врачей вырабатывается собственный алгоритм приема, который доводится до автоматизма. В результате одно общение с пациентом становится неотличимо от другого, сливаясь в массу безликих серых будней врача.
Заподозрить развитие деформации можно, когда врач в пациенте вместо человека начинает видеть:

  • Сухой безликий диагноз – иногда можно слышать из уст врача: «пришла бронхиальная астма», «обследовал язвенную болезнь»;
  • Нежеланные хлопоты, связанные с ведением этого пациента – выслушать жалобы, направить на обследование, объяснить правила приема препарата и т.п.

Поэтапно дегенеративные поражения выглядят так:

  • в хряще снижается количество влаги – он теряет функциональность;
  • хондроциты в хрящевой ткани частично погибают и не восстанавливаются;
  • уменьшается количество протеингликонов – в основном хондроитина;
  • нарушается кровообращение в суставных концах костей;
  • изменяется биохимический состав синовиальной жидкости;
  • хрящ еще больше испытывает дефицит влаги, теряет эластичность, становится менее устойчивым;
  • в суставе нарушается баланс процессов повреждения и восстановления – в сторону повреждения;
  • стартуют дегенеративные поражения – начинается артроз.

Весь процесс отнимает годы. Человек не догадывается о том, что его суставы повреждены и деградируют. На определенных этапах еще можно приостановить разрушения, восстановить водный баланс с помощью протеза синовиальной жидкости. Иногда достаточно увеличить до нормы ежедневное потребление воды. Но, если артроз уже диагностирован, без лечения не обойтись.

Каждый бокал пива вместо стакана чистой воды – еще один шаг к артрозу

Предотвращение искажений

Задача не допустить развитие профессиональных искажений лежит как на плечах работодателя, так и самого работника.

Начальник, со своей стороны, обязан анализировать свое поведение и отношение к подчиненным

Обращать внимание на продуктивность работников, уметь замечать, наблюдается ли тенденция к её возрастанию или снижению

Мерами по предотвращению деформации может стать расширение или сокращение штата, совместное времяпрепровождение вне работы, мотивирующие программы и системы бонусов.

Поскольку серьезная деформация личности сулит развитие более серьезных психических заболеваний, в первую очередь работник сам должен следить за состоянием своего здоровья.

Предотвратить появление симптомов выгорания может своевременный физический и ментальный отдых и улучшение условий работы своими силами. Если признаки деформации заметны долгое время, может быть поднят вопрос о длительном отпуске или смене работы.

Профессиональная деформация у работников разных сфер

С профессиональной деформацией сталкиваются не все. Наибольший процент людей с такими искажениями насчитывается среди работников системы здравоохранения, служащих уголовно-исполнительной системы, педагогов и полицейских.

Врачам свойственно близко принимать трагедию каждого отдельного пациента. Особенно, если от вмешательства доктора напрямую зависит жизнь больного.

Это является источником постоянного стресса и развития искажений

Медработникам важно понять, что выбор профессии не обязывает их работать сутки напролет, ведь спасти всех людей на Земле не в их силах

Нужно ценить свою психику и больше отдыхать. Смена в это время не будет пустовать, ответственность за нее возьмет другой врач.

Подход к работе сотрудников судов, следственных изоляторов и полицейских имеет много общего. Перед ними то и дело возникают неразрешимые дилеммы морального характера.

В таком случае правильнее всего работать строго в соответствии с предписанными законами

Важно выработать иммунитет, позволяющий без вреда для психики переносить рабочие моменты так, чтобы они не отражались на личности вне профессиональной деятельности

Педагоги сегодня как никто страдают от отсутствия должного уважения и достойной оплаты. Это сказывается на поведении внутри коллектива.

Начинается конкуренция за классы, дополнительные часы. Бумажная работа перекладывается с более опытных работников на плечи молодых.

Цените свой и чужой труд, старайтесь решать конфликты в зародыше и не позволяйте особенностям профессии разрушить ваше здоровье.

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Чего ждут от врача окружающие?

Любой врач, даже молодой и неопытный, в глазах родственников и знакомых уже эксперт. От него ждут знания по любому вопросу, хоть как-то связанному с медициной. Все спешат с ним поделиться своими проблемами и жалобами, ожидая мгновенного диагноза и исцеляющего лечения. Отказывать не хочется, и врач начинает воспринимать эти внеплановые консультации как норму и считает своим долгом ответить, где бы к нему не обратились — в гостях или на отдыхе, в спортзале или в магазине. И чем дольше человек в профессии, тем больше ожидают от него пациенты, коллеги, родственники и знакомые.
Не поддаться естественному желанию соответствовать ожиданиям помогают правила 5 «НЕ»:

  • Не ставить диагнозы в нерабочее время.
  • Не назначать лечение в нерабочее время — можно дать дружеский совет, к кому и куда обратиться – можно даже посоветовать прийти на прием к самому себе в рабочие часы.
  • Не произносить вслух поспешных выводов, исходя из услышанного.
  • Не давать оценочных заключений в отношении действий другого врача.
  • Не стараться помочь каждому.

Примеры

Лучше понять, что представляет собой профессиональная деформация, помогут реальные примеры из жизни. Поскольку им более подвержены лица, работающие с людьми, то в зоне риска пребывают, прежде всего, педагоги, медработники, юристы.

Профессиональная деформация педагога выражается в придирчивости к изъянам и промахам других, привычке командовать окружением. Они предвзято следят за действиями, поведением родни, друзей, приятелей. Порой они могут даже выставлять им отметки.

Медработники в обыденном бытие непроизвольно анализирует состояние здоровья собеседников, часто находя заболевания, соответствующие их специализации. Невзирая на то, что врачебный этикет возбраняет им сообщать о поставленном на глаз диагнозе, но освободиться от этой наклонности они не могут.

Однако более серьёзным и опасным считается появление равнодушия, цинизма, грубости в отношении пациентов. Это возникает вследствие специфики работы медработников, которые постоянно сталкиваются с человеческой болью, страданиями, различными неизлечимыми недугами, летальным исходом.

Аналогичное равнодушие, бездушие, цинизм, а также излишняя агрессия, директивность, бесчувствие поражает и работников правоохранительных структур, которые постоянно вследствие особенностей своей работы сталкиваются с негативом, людской мелочностью, злобой, враньём и иными пороками.

Дизайнерам очень нравится давать советы и высказываться, когда их мнением не интересуются, поскольку раздавать непрошеные рекомендации не запрещает их профессиональный этикет. Поэтому часто они не гнушаются перейти границы своей сферы.

Стилисты часто испытывают стресс, просто проходя по улице и наблюдая за чьими-то бесполезными попытками выглядеть модно. Они сходны с медиками, также замечают малейшие огрехи только не в здоровье человека, а в его внешнем образе.

Вебмастера, заходя на чужой веб-ресурс, не могут отключить «способность» предвзято оценивать интерфейс конкурентов. Они убеждены, что сделали бы намного лучше.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.