Психодрама

Алан-э-Дейл       22.10.2022 г.

Оглавление

Структура сеанса психодрамы

Первая фаза занятий

Первая фаза  называется «разогревом», происходит выбор участника группы – главного исполнителя ролевой игры, который сегодня будет представлять свою ситуацию группе. Проводится предварительное обсуждение проблемы с исполнителем главной роли, подготавливаются другие участники группы, проводится разминка – выбирается какое-то небольшое вводное упражнение, цель которого — создание благоприятной положительной эмоциональной атмосферы в группе.

Вторая фаза занятия

Вторая фаза занятия  – разыгрывание ролевой ситуации, собственно психодраматическое действие. В ее ходе клиент (он в психодраме называется протагонистом) получает возможность понять и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты.

Третья фаза занятия

Третья фаза занятия – фаза обсуждения – является завершающей и очень важной. Состоит из предоставления другими участниками группы клиенту обратной связи

Другие участники группы говорят о том, что они чувствовали, о чем они думали, какие воспоминания или фантазии у них возникали, что им хотелось сказать или сделать во время разыгрывания данной ролевой ситуации.

Психодрама – широко используемый, современный метод психотерапии, который удачно сочетается с групповой формой работы, гештальт-терапией, тренинговыми методами.

Как работает психодрама?

Человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, эмоциональное отреагирование.

Все это создает благоприятную основу для переоценки собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивного поведения для формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Всё это приносит большой комфорт и радость в жизнь!

Имеется непосредственная связь между разыгрыванием актуальной ситуации человека в ходе психодрамы и изменением его поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования в реальной жизни «вне кабинета».

Отдельные техники, приёмы, упражнения психодрамы отлично интегрируются в методику гештальт-терапии. Гештальт-подход, пожалуй, единственный метод психотерапии, способный «объединить под своё крыло» приёмы из арт-терапии, психодрамы, телесной терапии, современного психоанализа без потери качества психотерапии.

А проведение психодрамы наиболее эффективно при групповой форме психотерапии. В этом случае занятие группы состоит из 3 стандартных частей.

Описание

В центре тренинга и консультирования «12 Коллегий» проводится множество методических курсов и мероприятий, посвященных вопросам детской и взрослой психологии, работе с кризисными ситуациями, тренингам. В прошлом году в институте профессионального развития «12 Коллегий» была открыта школа психодрамы, где специалисты получают возможность освоить один из наиболее сложных и результативных методов работы в групповой работе, психотерапии и консультировании. Курс составляют несколько этапов, на каждом из которых участники погружаются в тематику на новом уровне.

Первым этапом обучения методу психодрама становится изучение теоретических оснований для построения работы, исследование истории создания этого направления, включающее подробное рассмотрение биографии создателя психодрамы, Якоба Морено. Данный багаж знаний необходим для того, чтобы глубже понимать специфику психодраматического подхода в терапии. На курсах участники обучения совместно с преподавателями обсуждают возможности и ограничения его применения

Важно ответить на вопросы о том, кому, в каких случаях, с каким запросом будет показана или, напротив, противопоказана работа в направлении психодрамы. Далее обучение приобретает практический характер

Преподаватели школы предлагают участникам принять участие в реальных психодраматических процессах. Опыт участия в упражнениях в роли протагониста или вспомогательных игроков повышает уровень осознанности в дальнейшей работе специалиста, прошедшего обучение. В первом варианте участник получает клиентский опыт, необходимый в работе. Во втором – может еще глубже прочувствовать и осознать многогранность процесса психодрамы, понять, что делает процесс работы результативным и безопасным.

Решение об степени участия в живых терапевтических процессах каждый студент принимает самостоятельно, учитывая, что после упражнения преподаватели на примере сессии будут разбирать некоторые ключевые методические особенности в работе в психодраматическом подходе

При этом важно учитывать уровень подготовки к разбору собственного запроса в рамках курса, при этом ведущий обучения, опытный врач психотерапевт может оказать помощь и поддержку в процессе и после сессии

  1. Не менее важен опыт ведения психодраматических упражнений с супервизией, поэтому в рамках курса выделено достаточно времени, чтобы каждый из участников обучения попробовал себя в роли психотерапевта, руководителя группы. Преподаватели помогают сделать процесс полезным и безопасным. После окончания упражнения участник обучения получает возможность услышать качественную обратную связь от опытных психодраматистов.

Психолог, психотерапевт, планирующие обучение в спб данному подходу, будут удивлены, узнав, что в нашем городе очень мало мест, где можно научиться психодраме у опытных специалистов. Одним из таких мест является школа психодрамы. Следующий курс начинается уже в феврале, ждем на обучение!

Книги с аннотациями

Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму /пер. с нем. — М.: Класс, 1997. — 144с.
Психодрама и юнгианская аналитическая психология — это бесспорная классика, тот редкий случай, когда психотерапия и психология стали частью мирового культурного процесса. Книга прямо адресована читателю широких гуманитарных интересов, который найдет в ней новые факты, идеи, связи и углы зрения. Психотерапевт же и психолог получат множество ценных подсказок, а для многих она станет первым внятным, кратким и корректным описанием обоих подходов. Юнг и Морено оказываются понятными и почти живыми, а их легендарные вклады в психологию и культуру — не столько музейным сокровищем, сколько реально работающими идеями.
Ключевые слова: личность, группа, психодрама, игра.

Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 240с.
Книга одного из ведущих мастеров психодрамы Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной психотерапии. Подробный анализ психодраматических техник и теоретические прозрения уживаются здесь с веселыми и печальными (но всегда живыми) примерами из практики.
Эта книга — серьезное практическое руководство и абсолютно необходима для специалистов. Но всем, кто интересуется психологией и философией, она откроет много нового о человеке и общении людей, о мире, который, по словам Шекспира, есть театр.
Ключевые слова: харизматическое лидерство, магия, сопротивление.

Марино Р.Ф. История доктора: Джей Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии /пер. с англ. — М.: Класс, 2001. — 224с.
История жизни и творчества Джей. Л. Морено расширяет понимание созданных им теорий и методов — будь то социометрия, психодрама или групповая психотерапия. Рене Марино проделал огромную работу, проясняя в Венских архивах загадочные обстоятельства ранних лет своего героя, интервьюируя людей, хорошо знавших Доктора, тщательно исследуя его неопубликованную автобиографию.
Идеи Морено оказали большое влияние на становление современной психологии и психотерапии — теперь читатель может познакомиться со сложной и неординарной личностью их создателя.
Ключевые слова: социодрама, обмен ролями, зеркало, аксиодрама.

Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. — М.: Класс, 1999. – 288с.
Книга о психодраме, причем не «ортодоксальной», а с элементами психоанализа. Напомним, что Морено находился в оппозиции к Фрейду, а посему одна из наиболее ярких и действенных психотерапевтических техник, и мощный инструмент диагностики достаточно долгое время были разобщены. Практика же показала, что психоанализ, при всем его богатом опыте зачастую не может решить проблемы пациентов, а психодрама нуждается в диагностическом инструменте, который может помочь расставить точки над «i».
Книга написана живым и доступным языком, в отличие от многих книг по психоанализу. В этой книге подробно разобрана одна психодраматическая сессия (драма), а так же даны начала теории объектных отношений. Про эту книгу можно сказать «хорошо, но мало».

Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения.
М.: Класс, 1999. -272с.
Эта книга содержит 2 части: «Психотехнические игры в спорте» и «Занимательный аутотренинг». Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам само регуляции. Десятки упражнений могут научить контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, лучше взаимодействовать с другими людьми.
Книга полезна всем практикующим педагогам, психологам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.
Ключевые слова: психодрама, спектограмма, социограмма, ролевой тренинг, ощущения, саморегуляция, аутотренинг, Джейкоб Леви Морено, Зерки Морено.

Эльконин Д.Б. Психология игры. Для практикующих психологов, педагогов. – Изд-во: Владос, 1999.
Что такое игровая деятельность детей? Какова ее социальная сущность и психологическая природа? Проблемы актуальны не только для специалистов-исследователей. Знать эти проблемы необходимо педагогу, чтобы лучше управлять воспитательным процессом. Книга известного психолога Д. Б. Эльконина «Психология игры» вошла в академическую классику, она отличается монографической обстоятельностью, аналитической глубиной. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Средства драматерапии

Есть различные средства драматерапии.

  • Ролевые игры предполагают собой разыгрывание группой людей какой-либо ситуации, произошедших в жизни. При необходимости существует возможность смены ролей и переведении определенного сценария на другого человека. Ролевая игра позволяет исправить ошибки, которые были допущены ранее и изменить тот исход событий, который не устраивает человека. Это средство используется как проекция будущих ситуаций и как способ моделирования определенных ситуаций.
  • Актерский тренинг предполагает определенную актерскую подготовку с использованием театрального опыта.
  • Драматические этюды иногда используют в своих постановках различные предметы. Часто этюды разыгрывают с маской, плащем, мечем или другими символическими вещами.
  • Техника импровизации является одним из лучших средств драматерапии. Именно благодаря импровизированному сеансу драмы можно оценить внутреннее состояние человека, узнать о том, что он чувствует, какие конфликты и ситуации окружают его в жизни. С помощью импровизации можно экспериментировать с различными ролями и ситуациями. Именно эта способность техники делает её наиболее приближенной к реальной жизни. Различают несколько видов импровизации: запланированная, незапланированная и экспромт.

Помимо перечисленных средств драматургами используются ещё и сценические постановки.

Список показаний к проведению психодрамы широк:

  • различные формы неврозов
  • расстройства настроения (депрессии)
  • психосоматические состояния и расстройства
  • различные психологические трудности
  • проблемы в коммуникации
  • психотерапия детей и подростков
  • семейная психотерапия

Главное же условие к проведению успешной психодрамы – это мотивация. Необходимо желание клиента изменить свою жизнь к лучшему, стать более успешным в отношениях с собой и с другими людьми

Причём важно, чтобы это желание было не только декларируемым устно другим людям, но и подкреплялось действиями человека, его настойчивостью, шло «от сердца». Психодрама дает уникальную возможность в интереснейшей форме ролевой игры сделать это!

И пусть Вас сильно не останавливает то, что Вы боитесь показаться плохим актером, так как даже хорошие актеры на заре своей карьеры испытывали этот страх

Это не так важно. Важно то, чего вы хотите

И если вы действительно хотите улучшить свою жизнь и сделать ее более комфортной, то самое время позвонить в Наш Центр и записаться в группу по психодраме или для начала — на первичную консультацию специалиста!

Автор статьи — Кирилл Шарков

Как предложить клиенту психодраматическую сцену?

Если между клиентом и терапевтом есть изначальная договоренность работать с помощью психодрамы, то вопрос «как предложить клиенту психодраматическую сцену?» отпадает сам собой, разве что остается вопрос о ее выборе и подходящем разогреве. Вопрос актуален, если такой договоренности нет, например потому, что терапевт работает в разных методах и не хочет себя ограничивать одним, или не видит необходимости «нагружать» клиента не нужной ему информацией о технических деталях работы

В этом случае, терапевту важно научиться предлагать клиенту психодраматические сцены таким образом, чтобы клиент соглашался там где это ему будет полезно и легко отказывался там, где он этой полезности не чувствует. Научиться хорошо предлагать клиенту психодраматические сцены — это важное и сложное искусство

Лучший из всех возможный вариантов — это предлагать клиенту не абстрактное психодраматическое действие, а конкретную сцену, понятную клиенту и напрямую вытекающую из обсуждаемой темы. Для большинства людей характерно желание избегать действий, которые воспринимаются как непонятые или непредсказуемые

По этой причине, терапевту важно в своем предложении рассказать клиенту что будет происходить в сцене и зачем. Также, люди стремятся избегать того, что грозит им увеличением эмоционального накала

Эту сложность легче всего решать предварительным «разогревом» клиента на каждую конкретную сцену.

Простой разогрев на встречу с человеком

Разогреть клиента на предстоящую психодраматическую встречу с человеком проще всего так: предложить клиенту начать мысленный разговор с визави прямо еще во время диалога с терапевтом. Например, терапевт во время разговора с клиентом о некотором человеке, может спросить его:

0: Если бы ты говорил ему что-то о своих переживаниях, что это были бы за слова?

И когда клиент скорее всего произнесет некую реплику в третьем лице, например: «Я бы сказал, что обижаюсь на него». Терапевт может сразу предложить ему вариант прямого обращения:

0: «Я обижаюсь на тебя!», — так бы это звучало? Или как?

В этом месте, внимательный терапевт, уже будет видеть, имеет ли смысл разворачивать этот разговор далее и делать его психодраматически. И если терапевт будет считать, что может быть полезно разворачивать этот разговор, то он может договориться с клиентом о его продолжении, например вот так:

0: Я хочу предложить тебе небольшой эксперимент, который, мне кажется, может помочь тебе лучше найти самые точные слова. Давай мы попробуем представить, что как будто находится прямой здесь и ему можно прямо сказать эти, или какие-то другие слова. Точные слова не всегда удается найти сразу, но когда их находишь — это часто меняет переживания.

Или вот так:

  • 0: Можешь попробовать произнести эти слова, как будто находится вот здесь (терапевт указывает на место в пространстве)?
  • 0: Что переживаешь, когда произносишь их?
  • 0: Если тебе это кажется потенциально полезным, я бы предложил тебе предложить этот эксперимент, который мы начали. Точные слова не всегда удается найти сразу, но когда их находишь — это часто меняет переживания.

Простой разогрев на воссоздание ситуации

Разогреть клиента на психодраматическое воссоздание некоторой ситуации еще проще. Когда терапевт посчитает, что может быть полезным подробно восстановить некоторую ситуацию о которой они говорят с клиентом, он может сделать следующее. Он может сам встать и начать, перемещаясь в пространстве «воссоздавать эту ситуацию вокруг себя», запрашивая у клиента необходимые детали. И если по реакции клиента он увидит, что в этой работе есть смысл, то в какой-то момент он может предложить клиенту включиться в эту игру, например, так:

 0: А можно тебя попросить показать, как в этом месте он сказал эти слова?

Тут важно понимать, что согласившись на это предложение, клиент не дал согласие на что-то иное кроме как «показать». И про следующие действия с ним надо будет договориться отдельно

Но т.к. клиент уже согласился включиться в игру, и уже мог испытать на себе ее полезные свойства — то объяснить ему полезность следующих действий будет значительно проще.

Фазы развития психодрамы


Как и любое драматическое действие, психодрама имеет свои фазы развития:

  • Сплочение группы, установление контакта между ведущим и участниками . При установлении личного контакта между всеми членами группы выясняется также, кто станет субъектом психодрамы — протагонистом, обсуждаются роли в соответствии с обозначенной проблемой.
  • Драматическое действие . Главная роль — у протагониста, руководитель группы или директор наблюдает со стороны, управляя происходящим на втором плане. Разыгрывается проблема в ролях. Протагонист погружается в реальный мир проблемы, которая приобретает характер «здесь и теперь». Происходит «катарсис интеграции, очищающее восстановление» — так называл Морено финал психодрамы.
  • Рефлексия группы и протагониста . Каждый участник группы рассказывает о своих чувствах и переживаниях, возникших в процессе драматического действия, в это время протагонист получает обратный контакт, переставая ощущать себя одиноким в своей проблеме.

Проходя все фазы психодраматического действия, человек осознает, поглощается проблемой, но тут же ищет и находит пути ее решения, оставаясь при этом не одиноким на протяжении этого тяжелого субъективного пути, вплоть до катарсиса.

3. Базовая структура психодраматической работы

3.2. B. Помощь протагонисту сфокусироваться на некоторой сложности

Определить точку сложности протагониста, т. е

в какие моменты и в каких ситуациях проявляется его сложность.
Понять, в каком направлении протагонисту было бы важно что-то с этим сделать: завершить, чтобы отпустило; понять себя; понять другого; чему-то научиться; «навести порядок»; сделать что-то конкретное и т. п.
Проверить, действительно ли обсуждаемая сложность и направление работы эмоционально вовлекает протагониста, или на самом деле сейчас ему важно что-то другое.

  • поняли, как и где проявляется сложность в реальности;
  • примерно понимают область желаемых результатов;
  • эмоционально сфокусированы на сложности;
  • обладают энергией к действию и готовы приступить.

3.3. C. Этап исследования сложности

3.3.3. C3. Ассимиляция исследования. Время на осознание и проговаривание понятого

  • 0: Прежде чем мы двинемся дальше, давай обсудим, что нам дала эта сцена.
  • 0: Что тебе стало более понятным и ясным?
  • 0: Что для тебя было интересным или важным в этой сцене?

3.4. D. Этап изменения и нового опыта

Источники

  • Ron Y., Yanai L. Empowering Through Psychodrama: A Qualitative Study at Domestic Violence Shelters. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.600335; PMID:33868079
  • Purrezaian M., Purrezaian H. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report. // J Psychosoc Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.1-6; PMID:33792511
  • Bodicherla KP., Shah K., Singh R., Arinze NC., Chaudhari G. School-Based Approaches to Prevent Depression in Adolescents. // Cureus — 2021 — Vol13 — N2 — p.e13443; PMID:33758723
  • Kushnir A., Orkibi H. Concretization as a Mechanism of Change in Psychodrama: Procedures and Benefits. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.633069; PMID:33708162
  • Orkibi H., Biancalani G., Bucuţã MD., Sassu R., Wieser MA., Franchini L., Raccichini M., Azoulay B., Ciepliñski KM., Leitner A., Varani S., Testoni I. Students’ Confidence and Interest in Palliative and Bereavement Care: A European Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.616526; PMID:33679532
  • Testoni I., Ronconi L., Biancalani G., Zottino A., Wieser MA. My Future: Psychodrama and Meditation to Improve Well-Being Through the Elaboration of Traumatic Loss Among Italian High School Students. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.544661; PMID:33536956
  • Pires N., Rojas JG., Sales CMD., Vieira FM. Therapeutic Mask: An Intervention Tool for Psychodrama With Adolescents. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588877; PMID:33510672
  • Orkibi H. Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588172; PMID:33510671
  • Pugh M., Bell T., Dixon A. Delivering tele-chairwork: A qualitative survey of expert therapists. // Psychother Res — 2020 — Vol — NNULL — p.1-16; PMID:33315529
  • Aktas S., Pasinlioğlu T. The effect of empathy training given to midwives on the empathic communication skills of midwives and the birth satisfaction of mothers giving birth with the help of these midwives: A quasi-experimental study. // J Eval Clin Pract — 2020 — Vol — NNULL — p.; PMID:33283424

Как попасть на прием к психотерапевту

В основном психотерапевтическая помощь является платной. Если вы решаете обратиться за такой услугой в поликлинику, то, скорее всего, вас направят к психиатру. 

Бесплатные услуги психотерапевта показаны больным психиатрических стационаров. В этом случае их лечащий врач по необходимости назначает курс психотерапии, в этом случае пациент проходит его при больнице.

Еще один вариант получить помощь психотерапевта бесплатно – обратиться в соответствующий институт. За учреждениями, обучающими психотерапии, закрепляют бесплатные программы по оказанию такой помощи. Но ваша встреча со специалистом будет проходить не наедине: за его работой будут наблюдать студенты, но политика конфиденциальности сохранится.

Государство также организует бесплатные центры психологической помощи для детей, подростков, женщин и семей.

В большинстве же случаев, если вы желаете самостоятельно обратиться к психотерапевту, такую поддержку вы можете получить у частного специалиста. Для этого сто́ит позвонить в психотерапевтическую клинику и записаться на прием.

Высококвалифицированные специалисты такого профиля принимают, к примеру, в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре.

Достаточное количество людей откладывает свой поход к специалисту, даже если нуждается в нем, из-за цены вопроса. В среднем, стоимость 1 сеанса психотерапии составляет 2000 рублей, в отдельных случаях она достигает 6000 рублей. Так, избавление от различных фобий, длящееся около 10 сеансов, обойдется клиенту от 20 до 60 000 рублей.

Такая цена обусловлена несколькими факторами. Психотерапевт – это специалист, прошедший длительное и дорогостоящее обучение. Он делится с клиентами своим профессионализмом, опытом и знаниями. К тому же, чтобы поддерживать уровень своей квалификации, специалист должен систематически посещать платные курсы, семинары, конференции. Поэтому плата за его труды является соответствующей. Она выводит отношения клиента и психотерапевта на другой уровень, настаивая на решительности и серьезности намерений обоих лиц.

ПСИХОДРАМА

Теория ролей

  • Роль — это единица консервированного поведения.
  • Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Стадии ролевого развития

Эмбриональная стадия (матрица органического развития).1. Стадия «первой вселенной».2. Вторая вселенная3. Третья вселенная

Теория спонтанности

  • драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
  • творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
  • оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
  • адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Основные элементы психодрамы

ПротагонистВедущий

  • иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
  • быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
  • творить моменты, когда все становится возможным: ведущий
  • создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
  • обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
  • знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
  • иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
  • уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Вспомогательное «я»

  • войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцитация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
  • следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
  • понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
  • понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
  • вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).

ЗрителиСцена

Основные фазы психодрамы

Разогрев

он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;
он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К

Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группа страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.);
он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии.. Психодраматическое действиеШеринг

Психодраматическое действиеШеринг

Основные техники психодрамы

ДублированиеТехника зеркалаобмена ролямиСамопредставлениеИсполнение ролиДиалогМонологРеплики в сторонуТехника пустого стулаШаг в будущееВозврат во времениТест на спонтанностьТехника «сновидение»Психодраматический шокГипнодрама

  • БАРЦ Э. (1997) Игра в глубокое. — М.: Класс.
  • БЛАТНЕР Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь.
  • КЕЛЛЕРМАН П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. — М.: Класс.
  • КИППЕР Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс.
  • ЛЕЙТЦ Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. — М.: Прогресс.
  • МОРЕНО 3. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. — М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.
  • МОРЕНО Я. (1993) Театр импровизации. — Красноярск: Фонд ментального здоровья.
  • Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. — СПб.: Питер.
  • РУДЕСТАМ К. (1998) Групповая психотерапия. — СПб.: Питер.
  • Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. — М.: Класс, с. 25-36.

Отношения с обществом

3.1. Психодраматисты являются профессионально подготовленными специалистами, которые практикуют квалифицированно и ответственно. Они обеспечивают безопасность терапевтического процесса, гарантируя тем самым, что психодрама не приобретет плохую репутацию в обществе. Практикующие психодраматисты должны иметь завершенное признаваемое образование, и их имена должны быть в профессиональном реестре.

3.2

При работе с психосексуальными проблемами психодраматисты должны с большой осторожностью относиться к перепроигрыванию ситуаций, касающихся неподобающей сексуальной активности. В частности, в работе с последствиями сексуального насилия нужно тщательно выбирать подходящие психодраматические техники, чтобы свести к минимуму вероятность усугубления ситуации

3.3. Рекламируя себя, психодраматисты должны недвусмысленно и ясно обозначать цели и задачи профессиональной услуги, которую они предлагают.

3.4. Психодраматистам необходимо поддерживать научные исследования и, где это возможно, инициировать, помогать или участвовать в них. Психодраматистам необходимо информировать клиентов, участвующих в исследовании, и получать их согласие. (Предложенное дополнение: клиенты, привлекаемые как испытуемые, должны быть информированы о характере предстоящих исследований и, опираясь на это, дать свое согласие на участие).

3.5. Наряду с терапевтической ролью, психодраматисты выполняют и просветительскую роль в обществе, и они должны стремиться продолжать собственное образование.

3.6. Психодраматисты могут использовать свои навыки не только для терапевтических целей, но и для работы с социальными проблемами. При использовании психодрамы вне психотерапии этические требования об осознанном согласии клиента и конфиденциальности должны по-прежнему соблюдаться.

3.7. Психодраматисты обязаны продолжать собственное развитие, используя для этого личную терапию, обучение и супервизию.

3.8. Психодраматисты присоединились к принципам антидискриминационной политики, свободы слова и прав человека. Психодраматистам следует предпринимать конструктивные действия для продвижения этих ценностей.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.