Изучение психологии с нуля: первые шаги

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Оглавление

Предмет психологии. Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Психология: начало изучения

Прежде, чем самостоятельно приступить к изучению, необходимо определить и осознать, для достижения каких целей вам это нужно. Каковы ваши собственные мотивы и с какой целью будут применяться приобретенные знания?

Самостоятельное определение причин, побуждающих к изучению человеческого внутреннего мира – это довольно сложный этап. Ведь прежде, чем работать с посторонними людьми, необходимо научиться видеть свой собственный внутренний мир. Подумайте, а для чего это надо вам:

  • Улучшить личные отношения с другими людьми?
  • Достичь гармонии в своей семье?
  • Понять детскую психологию?
  • Для личностного и профессионального роста с целью построения карьеры?
  • Для оказания психологической помощи нуждающимся?

Причины могут быть самыми разнообразными и их множество. Поэтому, не стоит забывать и об этической стороне вопроса. Изучение психологии подразумевает тесное воздействие с людьми и, соответственно, влияние на них. Это может показаться довольно неэтичным. Однако, уникальное свойство психологии воздействовать на сознание человека заключается в том, что она способна изменять сознание и того человека, кто занимается ее изучением. То есть в случае, если практиковать психологию начал человек далекий от общепринятых норм нравственности, то с большой вероятностью полученные знания изменят особенности его мировоззрения в лучшую сторону.

Объект, методы и задачи психологии

Вся жизнь человека — это череда определенных событий, дел, разговоров, ситуаций и прочего быта, что нас окружает. Каждый человек индивидуален, поэтому все люди будут реагировать на одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Именно поэтому объектом психологии является человек, вернее сказать, модель его поведения. Например, взаимодействие людей друг с другом, их поведение или их взаимоотношения в больших и маленьких группах людей. Все эти психические явления будут считаться объектом изучения в психологии.Знания по психологии в современном мире очень полезны не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни. Теория — это лишь одна составляющая данной науки, а вот умение применять ее на практике — абсолютно другая. На протяжении всей жизни, хотим мы этого или нет, у нас происходит взаимодействие с большим количеством людей. И всех нужно понимать, находить общий язык или хотя бы элементарно общаться с ними. Именно поэтому в основе психологии лежат несколько основных задач:

Научиться понимать людей и себя. Понимать, откуда возникают те или иные психические явления.

Уметь управлять реакциями мозга

Важной частью является умение управлять собственными психическими явлениями, понимать и осознавать их.

Правильно использовать полученные знания. Все эти знания, которые вы получили в результате самопознания, необходимо уметь применять для совершенствования себя в жизни и/или на практике в различных отраслях.

Рис. 3. Структура общей психологииЭто есть три основы, которые лежат в науке психологии. Все это, естественно, делается не просто так. Существуют специальные методы, которые помогают исследователям углубиться в понимание жизни и действий того или иного человека. Это такие методы, как:

  • Наблюдение. Это может быть наблюдение за кем-то или самонаблюдение, сбор информации посредством разговоров, интервью, тестов, или же поиск различной биографической информации.
  • Анализ полученных данных. Исходя из полученной информации, нужно выявить что-то общее, сделать вывод, провести анализ.
  • Определенное воздействие на психику человека. Воздействие может происходить посредством внушения или убеждения. Также могут проводиться специальные беседы, релаксации и прочее.

Три основных метода, которые раскрываются во множестве других факторов, и все они помогают в полной мере собрать нужную информацию для изучения определенной психологической модели человека.

Психология и психолог: что нужно знать клиентам

Клиенты, пришедшие к специалисту впервые, ждут от него чудес, ведь психолог, словно маг или целитель, сумеет решить все накопившиеся проблемы и объяснит, что делать дальше. Подобные мысли – это большая ошибка, встречающаяся у многих людей и так психология не работает.

Во-первых, психолог учит клиента решать проблемы своим силами. Во-вторых, психолог ведёт человека к выходу из тёмного леса, вот только ведёт не за руку, а учит ориентироваться в потёмках самостоятельно. Какой будет прок от психологического сеанса, если все проблемы решатся сами собой? Специалист учит людей бороться с трудностями и противостоять им так, чтобы в будущем они могли справиться без чужой помощи.

За один сеанс ничего не изменится

Чтобы тщательно проработать проблемы, сидящие в людях с детства, может понадобиться несколько месяцев и даже лет. После первых сеансов и вовсе лучше не станет – психолог только знакомится с новым клиентом и решает, как они будут работать дальше.

Психолог не читает мысли

Если клиент пришёл к специалисту, не нужно стесняться и отмалчиваться. Говорить нужно всё, что беспокоит, даже если это кажется чем-то неправильным или постыдным. Психолог не осудит, он только примет информацию к сведению и составит более подробный портрет человека

Важно осознавать, что психолог – это не телепат, и понять, что беспокоит человека, просто взглянув на него, он не в состоянии. Даже при условии, что у специалиста был высший бал по такой дисциплине, как психология

Обращаются здоровые люди

Клеймо «психа» посещение специалиста не накладывает. Если знакомый пошёл к такому специалисту, как психолог, это значит то, что он сознательный человек, заботящийся о своём благополучии, но никак не то, что в скором времени он прослывёт местным дурачком. В походе к психологу (как и к более серьёзному специалисту) нет ничего постыдного.

Психолог и клиент не станут закадычными друзьями

Хороший профессионал всегда выслушает клиента, предоставит коробку салфеток и поможет найти правильный путь. Однако не стоит надеяться, что после сеанса вы, обнявшись, пойдёте в бар: дружеские отношения клиента и психолога запрещены. Более того, существует предписание, запрещающее специалистам работать со своими родными, ведь личные эмоции мешают трезво мыслить.

Психология: разговор действительно способен помочь

Ни доскональное изучение такой дисциплины, как психология, ни выпитая бутылка виски, ни самая заботливая подруга не заменят профессиональную помощь. Советы друзей будут бытовыми и никак не помогут решить застарелую проблему. Психолог же не просто так несколько лет получает специальное образование: он располагает методами, которые делают обычный разговор терапевтическим. Да, копаться в себе бывает больно и неприятно, но игра стоит свеч.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Зачем изучать психологию

В повседневной жизни все часто сталкиваются с ситуациями, в которых ищут объяснения поведению других людей:

Фото Garidy Sanders on Unsplash

– Почему Антон был так грустен?

– Может, он в депрессии!

Или кто-то пытается предсказать, что другой человек скажет или сделает. Обычно такие объяснения привязаны к определенным характеристикам, которые люди накопили благодаря своему опыту и знаниям, и иногда это также внутреннее чувство, которое направляет каждого в его предположениях. Итак, все используют повседневную психологию почти каждый день!

Но в чем именно разница между популярной и научной психологией? Только что описанное поведение показывает, что люди пытаются делать прогнозы о поведении других людей на основе своего опыта и знаний. Но этот процесс на самом деле не является систематическим, потому что, к сожалению, оценки людей часто зависят от конкретного человека, и невозможно вывести какие-либо общеприменимые правила.

И университетские профессора, и практики согласны с тем, что фундаментальная академическая степень в области психологии по-прежнему является необходимой предпосылкой для успешной самостоятельной занятости во всех областях прикладной психологии. Университеты предлагают и специализации в отдельных подотраслях профессиональной психологической области во время учебы вместо получения степени магистра общей квалификации, что позволяет затем работать в самых разных сферах деятельности.

15 лучших книг по психологии и психотерапии

Это преимущество для тех, кто заранее знает, где будут применены полученные основы. Но это касается тех, кто связывает свою профессиональную жизнь с психологией. Без качественного высшего образования хорошим психологом не стать. Трудно освоить информацию нескольких семестров, просто прочитав пару книг.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Для современной психологии поиск предмета психологии по-прежнему остаётся актуальным.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
  • Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (глубинная психология: психоанализ — Зигмунд Фрейд, индивидуальная психология — Альфред Адлер, аналитическая психология — Карл Густав Юнг)
  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
  • Проблемы бытия человека (гуманистическая психология, включая экзистенциальную психологию — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, онтопсихологию – Антонио Менегетти и позитивную психологию — Мартин Селигман)
  • Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и другие)
  • По мнению Мазилова В. А. предметом научной психологии целесообразно считать внутренний мир человека

Методы исследования психологии

Чтобы правильно изучить предмет и объект психологической науки используются различные методы. Метод – это способ познания, определенная совокупность механизмов познания. Как и в любой другой науке используются общие методы, специальные и частные. В данном разделе мы рассмотрим более конкретные и специальные для психологии способы познания. Именно эти методы наиболее применимы и результативны в практической деятельности.

Наблюдение

Наблюдение позволяет распознать внешние факторы человеческого поведения и его особенности

Психологи при общении с клиентом обращают внимание не только на то, что он говорит, но также и на то, как он себя ведет

Язык тела, реакции позволяют сделать вывод о состоянии человека, о том зажат ли он, боится, насколько тот или иной вопрос важен для него.

Самостоятельное наблюдение

Наблюдение за самим собой чаще всего осуществляется посредством дневников и записей. Например, человек может вести дневник эмоций. Это позволяет проанализировать эмоциональное состояние, выделить раздражающие факторы и впоследствии их устранить из своей жизни.


Самонаблюдение позволяет сказать о себе намного больше

Психологические тесты

Психологические тесты также позволяет сказать больше о личности человека. Конечно, вы можете пройти тесты в Интернете. Их большое множество. В том числе такие тесты имеются и на нашем сайте.

Однако для полной клинической картины необходим их анализ от профессионала. Психолог поможет выбрать правильный вариант тесты, систему оценки, а также оставить клиническую картину.

Беседы

Беседы это способ узнать больше о ком-либо. Именно поэтому встречи с психологом, психотерапевтом и психиатром проходят в виде формата диалога. Вы можете задавать наводящие вопросы, уточнять, что поможет узнать больше о ситуации и состояние человека.

Внушение

Такой метод может рассматриваться как негативный, так и позитивный. Иногда для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожеством, достаточно такого внушения со стороны. Внушение по своей сути это навязчивое повторение одной и той же идеи. Поэтому возможно, чтобы выйти из состояние нелюбви к себе, необходимо также внушение со стороны или самовнушение.

Другие методы

Сегодня могут использоваться и иные методы. Кто-то пытается совмещать психологию и астрологию. Можно встретить психологов, которые используют оккультные предметы для своих сеансов (таро, руны и др.). Кто-то использует гипноз.

Нет ничего плохого в расширении возможных методов. Самое главное, чтобы они не вредили клиентам и пациентам.


Каждый психолог ищет собственный способ для работы с клиентами

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Определение психологии как науки

Психологические науки дают человеку возможности познания окружающих людей, самого себя

Понимание окружающих, в свою очередь, обеспечивает признание в социуме, важное для качества жизни

Что изучает психология? Современная дисциплина нацелена на рассмотрение ряда теорий, и практических приемов, объединение самых эффективных методик. Она делится на научную и прикладную:

  1. Научная психология. Изучение личностных характеристик, поведения в обществе, развития человека.
  2. Прикладная психология. Решает текущие проблемы, насущные вопросы путем применения ряда специализированных принципов.

После осознания понятия, что это психология, становится ясно, что субъект исследования современных специалистов — человеческая личность, его мышление, создание характерных черт. Человек, не имеющий основных знаний по психологии, обладает меньшим количеством преимуществ по сравнению с индивидом, разбирающимся в этой области. В частности, он более склонен к паническим, стрессовым состояниям, являющимся ответом на отрицательные явления. Человек, ознакомленный с азами психологии, стойкий к отрицательному воздействию непредсказуемых деталей на его восприятие реальности.

Психология памяти человека

И еще хотелось бы остановиться на таком объекте изучения психологии как память. Почему именно она?

Память – самая интригующая способность человека. Она делает личность личностью. Если откажет функционал любого из органа чувств, человек все равно останется самим собой. Но без памяти он утратит свое «Я».

Память – всеобъемлюща: любой психический процесс обязательно станет памятью.

Кто-то подсчитал, что человеческий мозг может хранить 1 млн гигабайт информации. Для сравнения, оперативная память компьютера 4-8 гигабайт, крохи по сравнению с мозгом.

Но как работает память – загадка, над которой ломают голову армии ученых. Распространена теория (и на ней построен психоанализ), что человек не забывает ничего, в его мозгу закодировано все его прошлое. И если найти код, то можно воскресить мельчайшие детали прошлого. Подтверждают эту теорию гипноз и феноменальные примеры абсолютной памяти – они есть.

Нейробиологи говорят, что процесс запоминания – это результат запечатления в десятках миллиардов клеток мозга человека. Но как именно работают связи в этой смеси молекул, ионов, белков и липидов? До разгадки этой тайны еще далеко. Основной парадокс в том, что каждая молекула тела в течение жизни несколько раз перерождается, связи между ними образуются и разрушаются миллионы раз, а память при этом сохраняется.

Какая от психологии памяти практическая польза? Память можно развивать.

Например, ты слышала о методе запоминания Цицерона, который еще называют системой римской комнаты? Это интересно. Известный римский политик был мастером ораторского искусства и выступал без записей. А запоминал он свою речь перед выступлением следующим образом. Ходил по дому и мысленно размещал основные тезисы в разных местах. Попробуй и ты расставлять мысли в определенном порядке, представляя какое-нибудь знакомое помещение и как бы обходя его по определенному маршруту.

Но это частность. Если обобщить, то самые популярные способы развития памяти – это:

  • ассоциативные ряды,
  • словесные игры,
  • механическое заучивание наизусть,
  • чтение вслух,
  • логические задачи, решение уравнений и примеров в уме,
  • некоторые компьютерные игры и онлайн-тренажеры.

Тренируй память! Она отражает прошлое, но служит будущему. То есть то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно необходимо тому, что будет. Сложно? Но захватывающе!

Характеристика термина, направления психологии человека

Цель психологии человека — изучение психики личности, особенности ее выражения, функционирования, аспекты развития. Сам термин происходит с греческого языка, и означает «наука о человеческой душе». В течение длительного времени своего развития она впитала много важных знаний. В качестве самостоятельной дисциплины психология стала восприниматься в XIX веке. Она поспособствовала пониманию людьми природы психических аспектов. Психология человека включает ряд областей, основанных на изучении личностных, мыслительных, поведенческих, неосознанных, моральных вопросов. Такое деление способствует детальному изучению, понятию природы психики.

Термин «личность» обычно используется вне психологической терминологии в другом смысле; например, как юридическое лицо, лицо, достигшее исключительных результатов, исторические лица, лица социального статуса.

Термин «личность» используется в психологии с начала ХХ века. Личность (лат. «persona») обозначала маску актеров античной драмы, выступавших на сцене. Она была связана с внешним, публичным проявлением психики, но внутренняя сущность человека была затемнена. Позже начала использоваться концепция роли, являющейся частью изучения социальной психологии.

С психологической точки зрения, личность — это каждый человек, член общества, занимающий определенную позицию и роль в социуме:

  • позиция — это особое положение индивида в социальной группе (подчинение, доминирование, например, в профессиональной, личной жизни);
  • роль — это сочетание ожидаемого поведения индивида в обществе, задаваемое нормами, конвенциями (роль студента, медсестры).

Личность формируется на протяжении всей жизни.

Сферы психологии человека:

  1. Познавательная (когнитивная). Цель — рассмотрение формы познавательной деятельности, ее содержания. Поведение человека определяется разумом, уровнем интеллекта. Эта сфера изучает приобретение, сохранение, применение на практике различных знаний.
  2. Ассоциативная. Это направление изучает психику на основании ассоциативных способов. Эта сфера основана на предположении, что первостепенную роль играют чувства, под воздействием которых создается сознание. Ассоциация сложных терминов с простыми облегчает их понимание. Фиксирование ассоциаций обеспечивает их повторение.
  3. Гештальтная. Психология людей этой сферы основана на объяснении психических процессов за счет определенных интегральных образований — «гештальтов». Через мышление, восприятие органы чувств воспринимают окружающие объекты как целостные формы.
  4. Гуманистическая. Ее основа — изучение личности, способности человека. Люди живут пережитым опытом, выполняют определенные роли на основании конкретных ситуаций. Первостепенная задача человеческой жизни — самосовершенствование. Он тянется к высшим достижениям только после удовлетворения более низких потребностей.
  5. Глубинная. Цель этой сферы — изучение неосознанных процессов, считающихся движущими факторами индивидуального поведения. Речь идет о психоанализе, основанном З. Фрейдом. Он создан на утверждении, что человеческая личность основана на инстинктивных, эмоциональных процессах. Психоанализ помогает ученым определить причины психических явлений.

Первые упоминания о психологии в эпоху античности

Первые упоминания о психологии идут еще из Древней Греции, они прослеживаются в такой науке, как философия. Тогда психология еще не являлась самостоятельной наукой и носила лишь смежный характер с философией и медициной. Важными аспектами в психологии того времени были учения Платона и Аристотеля:

  • В концепции учения Аристотеля душа — нематериальна и бессмертна, она делает существование человека осмысленным, является основой всего живого и неотделима от тела.
  • Учения Платона противоречили этим положениям, ведь он считал, что душа дается нам при рождении и отделяется от нас после смерти.

Но в итоге — главная мысль заключается в том, что они провели связь между телом, которое смертно, и душой, которая вечна.
Рис. 1. Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.