Психология личности

Алан-э-Дейл       11.06.2022 г.

Оглавление

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная (психодинамическая)

Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:

  • «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
  • «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
  • «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.

Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Поведенческие теории

Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:

  • Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
  • Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.

Когнитивные теории

За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).

Психология и психолог: что нужно знать клиентам

Клиенты, пришедшие к специалисту впервые, ждут от него чудес, ведь психолог, словно маг или целитель, сумеет решить все накопившиеся проблемы и объяснит, что делать дальше. Подобные мысли – это большая ошибка, встречающаяся у многих людей и так психология не работает.

Во-первых, психолог учит клиента решать проблемы своим силами. Во-вторых, психолог ведёт человека к выходу из тёмного леса, вот только ведёт не за руку, а учит ориентироваться в потёмках самостоятельно. Какой будет прок от психологического сеанса, если все проблемы решатся сами собой? Специалист учит людей бороться с трудностями и противостоять им так, чтобы в будущем они могли справиться без чужой помощи.

За один сеанс ничего не изменится

Чтобы тщательно проработать проблемы, сидящие в людях с детства, может понадобиться несколько месяцев и даже лет. После первых сеансов и вовсе лучше не станет – психолог только знакомится с новым клиентом и решает, как они будут работать дальше.

Психолог не читает мысли

Если клиент пришёл к специалисту, не нужно стесняться и отмалчиваться. Говорить нужно всё, что беспокоит, даже если это кажется чем-то неправильным или постыдным. Психолог не осудит, он только примет информацию к сведению и составит более подробный портрет человека

Важно осознавать, что психолог – это не телепат, и понять, что беспокоит человека, просто взглянув на него, он не в состоянии. Даже при условии, что у специалиста был высший бал по такой дисциплине, как психология

Обращаются здоровые люди

Клеймо «психа» посещение специалиста не накладывает. Если знакомый пошёл к такому специалисту, как психолог, это значит то, что он сознательный человек, заботящийся о своём благополучии, но никак не то, что в скором времени он прослывёт местным дурачком. В походе к психологу (как и к более серьёзному специалисту) нет ничего постыдного.

Психолог и клиент не станут закадычными друзьями

Хороший профессионал всегда выслушает клиента, предоставит коробку салфеток и поможет найти правильный путь. Однако не стоит надеяться, что после сеанса вы, обнявшись, пойдёте в бар: дружеские отношения клиента и психолога запрещены. Более того, существует предписание, запрещающее специалистам работать со своими родными, ведь личные эмоции мешают трезво мыслить.

Психология: разговор действительно способен помочь

Ни доскональное изучение такой дисциплины, как психология, ни выпитая бутылка виски, ни самая заботливая подруга не заменят профессиональную помощь. Советы друзей будут бытовыми и никак не помогут решить застарелую проблему. Психолог же не просто так несколько лет получает специальное образование: он располагает методами, которые делают обычный разговор терапевтическим. Да, копаться в себе бывает больно и неприятно, но игра стоит свеч.

Услуги и объявления31

1 час

Консультация по определению соматипа

Москва

  Подать заявку

Индивидуально

Энергетическая помощь в сфере отношений

Онлайн

  Скидка 1000Р

Николай Озорнин

8 индивидуальных занятий (1,5 часа)

Индивидуальная психологическая программа «Целительные перемены»

Москва

  Скидка 500Р

Пн., ср., пт. с 17:00 до 21:00, в остальные дни — по записи

Большой новый психологический тест личности «Зеркало». Посмотри на себя со стороны и узнай, как быть счастливым!

Москва

  Скидка 1%

Клуб любителей счастья «Места встречи»

Ежедневно с 9:00 до 15:00.

Зал для медитации

Москва

  Подать заявку

1,5 часа.

Консультация психолога по Skype

Москва

  Подать заявку

Центр Духовного Совершенствования «Сила Жизни»
Екатерина Кабанова

60 минут

Онлайн-консультации психолога c МАК

Онлайн

  Подать заявку

1,5 часа

Дистанционные консультации. Педагог-психолог

Москва

  Подать заявку

1 неделя

Консультация профессионального психолога по Skype

Москва

  Скидка 500Р

1 час

Бизнес-консультация «Профориентация» для детей и подростков

Москва

  Подать заявку

Международная Бизнес-школа для детей и подростков MiniBoss

2 часа.

Онлайн-консультация

Москва

  Скидка 500Р

60 минут.

Краткосрочное и долгосрочное психологическое консультирование и психотерапия

Москва

  Скидка 500Р

Услуга

Консультация психолога в Telegram, WhatsÁpp, Viber

Москва

  Подать заявку

От 2 до 4 часов

Глубокий сеанс полимодальной психологии

Москва

  Подать заявку

Среда с 10:00 до 13:00, пятница с 10:00 до 13:00.

Бесплатные консультации психолога Марии Ефимовой

Москва

  Подать заявку

Мария Ефимова

1 час.

Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги

Москва

  Подать заявку

Павел Евгеньевич Жуковский

Услуга

Экзистенциальная психотерапия

Москва

  Подать заявку

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Юлия Артамонова

20 дней

Психотерапия без оплаты

Москва

  Подать заявку

1 час 10 минут

Индивидуальные занятия «Практика состояний». Авторская методика работы с подсознанием

Москва

  Скидка 10%

Анна Вячеславовна Трубецкая

55 минут

Психологические консультации. Семейный и индивидуальный приём. Группы

Москва

  Скидка 100Р

Анжела Александровна Демидова

Показать ещё 11 услуг

Услуги в других городах 52

Одиночество как психологическая проблема

Определение 2

Одиночество ‒ социально-психологическое состояние, определяющееся отсутствием или узостью социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида и других социальных субъектов в социальный процесс, а также связанное с нарушением процесса их социализации и самореализации в социуме.

Определяя одиночество как психологическое состояние, необходимо отметить то, что оно связано, прежде всего, с переживанием или осознанием человеком своей отдаленности и обособленности от прочих людей. Болезненным переживание одиночества может стать в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдаленность от других как отсутствие связей с миром и людьми, как недостаток общения, любви, внимания, человеческого тепла.

Люди, которые переживают подобное состояние одиночества, ощущают себя оторванными от окружающих людей, испытывают при этом печаль, грусть, чувство обиды, а порой и чувство страха. Для выхода из подобного состояния часто может быть необходима поддержка психолога.

Понятие личности в психологии

В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств. Личность в психологии изучается как:

  • индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов);
  • индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого);
  • субъект (активно действующее существо);
  • носитель социальных ролей, статусов;
  • «я-образ» (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии).

Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в данном процессе доминирует, преобладает.

Так, к естественно-биологическим признакам личности можно отнести пол, возраст, темперамент, конституцию тела, однако и они в процессе функционирования и развития приобретают социальную окраску, социально обусловленные формы, модифицируются под воздействием общественной среды. Неразрывное переплетение биологического и социального наблюдается в таких психологических процессах, как способности, воля, характер, эмоции, память, мышление.

В формировании по преимуществу социальных свойств личности, таких, как идеалы, убеждения, знания, навыки и пр. всегда имеется природой заданное, биологическое основание. Формируясь и развиваясь как социальное существо, будучи зависимой от влияния семьи, школы, общества в целом, личность в психологии одновременно рассматривается как существо относительно автономное, независимое, обладающее способностью к самоосознанию и самосовершенствованию. Переплетение разных компонентов личности обнаруживается в многочисленных концепциях, описывающих структуру личности.

Основные теории исследований личности

Ранее я описала общие концепции и подходы к рассмотрению понятия личностной структуры. Теперь расскажу о конкретных работах известных ученых, что поможет вам найти наиболее близкий вам вектор для самопознания.

Психологическая система Зигмунда Фрейда

Помимо выделения трех компонентов внутреннего «я», психоаналитик рассматривал человека в психосексуальном плане. Он утверждал, что мотивы, определяющие поведение, чаще бессознательны и во многом зависят от влияния сексуального влечения на психику. Еще одна популярная идея связана с сублимацией – процедурой перенаправления энергии. Изучая основы психоанализа, можно проанализировать воздействие бессознательного на наши мысли и поведение.

Аналитическая система Юнга

Охарактеризовал развитие личности как стремление к целостности. Ее потенциал связан одновременно с устремлением в будущее и индивидуальными врожденными особенностями. Данная концепция гласит, что изначально у каждого есть набор характеристик и предрасположенностей, которые в процессе социализации лишь развиваются и раскрываются в той или иной мере. Зная об этих установках, существующих у нас по факту рождения, мы можем найти инструменты, позволяющие сделать жизнь более эффективной.

Теория личностной психологии Уильяма Джемса

Ученый анализирует понятие индивидуальности по трем категориям:

  • Структура (составные элементы психического).
  • Самооценка (основана на чувствах и эмоциях по отношению к первому пункту).
  • Поступки, вызванные составляющими и оценкой.

Психосинтез Ассаджоли

Исследователь выявил восемь основных областей, характеризующих психику: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, сознание, личное и наивысшее «я», субличность. Целостность он видел в единении и гармоничном сосуществовании всех этих компонентов.

Индивидуальная психология Адлера

В работах этого ученого можно встретить такое понятие, как «стиль жизни». Он отражается в определенных установках, сформированных под влиянием на личность социума. Существует четыре вида таких парадигм, в соответствии с которыми человек взаимодействует с действительностью: управляющий, социально полезный, избегающий и получающий.

Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона

Эта концепция уделяет внимание не столько психическим процессам, сколько состоянию тела на физическом уровне. Например, в рамках учения выделяли 4 типа конституции телосложения, которые непосредственно связывались с состояниями и направленностью психики (атлетик, диспластик, лептосоматик, пикник)

Диспозициональное исследование Олпорта

Согласно этой теории, каждый человек индивидуален и обладает уникальным набором личностных черт. Здесь возникает такое понятие, как «проприум», что означает отличительную особенность, определяющую человеческую идентичность.

Концепция Эдуарда Шпрангера

Ученый выделил шесть психологических типов, связанных с различными категориями мировосприятия:

  • экономический;
  • эстетический;
  • политический;
  • религиозный;
  • социальный;
  • теоретический.

Таким образом, индивидуальность понимается им через набор присущих индивидууму ценностей.

Интрапсихология Курта Левина

Исследователь полагал, что движущие факторы в становлении «я» находятся внутри самого индивида и в его взаимосвязях с окружающим миром. Эти идеи получили название динамической (типологической) теории.

Феноменологический (гуманистический) подход

Самыми известными исследователями в этих областях стали А. Маслоу и Р. Роджерс. Становление индивидуума в обществе понималось ими как стремление к самоактуализации, реализации внутреннего потенциала при наличии субъективных переживаний.

Основные типы личности

Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.

Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.

Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.

Как стать гармонично развитой личностью?

Я задумался об этом не зря, так как сам люблю часами сидеть в Интернете или играть в компьютерные игры. И я сам себе задал вышеперечисленные вопросы. Честно говоря, я не смог ответить на них однозначно… Мне даже стыдно стало. Поэтому я решил, во что бы то ни стало, стать гармонично развитой личностью. Присоединяйтесь, будем самосовершенствоваться вместе. Но с чего же начать?

В первую очередь давайте разберемся, кто же это — гармонично развитый человек? Это, безусловно, эрудированный, воспитанный, умеющий анализировать происходящее и адекватно к этому относящийся человек, хороший семьянин, деловой партнер, интересный собеседник и верный друг.

Стать таким человеком непросто, но попробовать все же стоит. А вдруг получится?

Итак, гармонично развитая личность — это в первую очередь интеллектуально развитый человек. Без интеллекта о гармонии и говорить нечего. Также основанием для развития гармоничной личности является нравственность, духовная сила и ум. Чтобы стать гармонично развитым человеком, необходимо жить в гармонии с собой, со своими мыслями, телом, с окружающими людьми и всем миром. Нужно быть духовно богатым, физически и всесторонне развитым человеком, который умеет ценить свое время, не растрачивая его по пустякам. И каждый час проживает во благо себе и своим близким.

Такой человек должен не только найти свое призвание в жизни, но и успешно в нем совершенствоваться, сохраняя в себе все душевные качества: сострадание, способность любить, ценить все прекрасное и приносить в мир только добро. Нужно постоянно стремиться к знаниям, читать книги, расширять свой кругозор. Не обязательно знать все и быть в курсе всех событий, человек учится и узнает что-то на протяжении всей своей жизни.

Конечно же, лучше, если развивать в себе все эти положительные качества с самого детства. Но если вы немного опоздали — не беда, измениться в лучшую сторону никогда не поздно.

Подведем итог. Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно:

• мыслить позитивно; • расширять свой кругозор; • заниматься спортом; • не сидеть, сложа руки; • постоянно самосовершенствоваться; • ценить свое время; • помогать близким; • много учиться; • любить и быть любимым.

Каждый может для себя добавить еще пару пунктов. Но помните: мы все — просто люди. Каждый человек — индивидуальная личность, не похожая на других. В этом и вся прелесть. Каким именно человеком быть вам — решаете только вы

И не важно, гармонично развитые мы или нет, главное — во всем и всегда оставаться людьми

P. S. Для написания этой статьи я провел целый опрос, подходил к людям на улице и спрашивал: «Кем для вас является гармонично развитая личность и являетесь ли вы таковой?» Этот опрос помог мне составить портрет этой самой личности. И еще открою вам секрет. На вторую часть вопроса — «являетесь ли вы таковой?» — люди с гордостью отвечали «Конечно!» Это радует. Значит, мир катится в нужном направлении и есть еще надежда на светлое будущее.

Теги: развитие личности, самосовершенствование, самоанализ, личностная психология, личностный рост, гармония, личность

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Индивид, как одна из сторон существования человека

Человек как индивид выражается в своих биологических и природных особенностях. При познании человека как индивида необходимо рассмотреть природные основы человеческой жизни, а также его психологии. Когда человек предстает как индивид, он является существом материальным, природным, телесным в его неделимости и целостности. Человек как природное существо может переживать органические потребности. Это потребность в еде, тепле, отдыхе и пр. Продолжением эволюционного ряда является форма, функционирование и строение тела человека. Отмечено, что они имеет больших сходства с организмами высших приматов. В то же время человек имеет значительные отличия от всех других живых существ.

Замечание 1

Русский религиозный философ, Н. А. Бердяев говорил о том, что человек является принципиальной новизной в природе. Тело его предстает культурным телом, одухотворенным и подчиненным высшим целям.

Всем известно, что человеческие органические потребности человека имеют совершенно другой характер, нежели потребности животных. Их удовлетворение происходит другими предметами и способами. Потребности человека культурно обусловлены. Самым главным отличием человека является свободное отношение к переживаниям органических потребностей. При помощи воли человек может заблокировать чувство голода и жажды, преодолеть чувство боли и страха, если в этом кроется цель в достижении личностно значимых вещей.

Замечание 2

А. Н. Леонтьев отмечал, что понятие индивид основывается на фактах неделимости, особенности и целостности любого человека, которые возникают уже в ранний период жизни человека.

Проблема человека в психологии

Многие науки – физиология, биология, анатомия – занимаются изучением человека, его физических данных, параметров и рассматривают человека как органическое существо. Социология рассматривает человека как единицу социума. Психологическая наука в психике выделяла такие образования, как личность, индивид, индивидуальность, субъект, они объясняют человека, но в определенных границах, потому что человек значительно больше, чем определение в свете этих психических образований.

В человеке П.Д. Успенский различает две основные подструктуры – сущность и личность:

Сущность человека – это врожденные духовные и наследственные устойчивые природные свойства человека. Они не могут быть утрачены. Центры простейших психических функций – эмоциональных, половых, интеллектуальных, двигательных, инстинктивных – определяются сущностными природными свойствами. Духовные сущностные свойства определяют развитие сознания, высших эмоциональных и интеллектуальных функций

Внимание к проблеме сущности человека было привлечено в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном;. Личность

Личность

В узком смысле слова это качество индивида, формирующееся в деятельности и совместном общении. В широком смысле – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. П.Д. Успенский относит к личности те свойства, которые приобретаются человеком и выражают его отношение к другим людям. Эти свойства, по мнению ученого, могут изменяться и даже утрачиваться, но в жизни человека играют огромную роль. После сущности, считает он, личность в структуре психики занимает второе место. Человеку необходима как личность, так и его сущность и развиваться они должны равномерно, не подавляя друг друга.

Субъект является носителем активности, т.е. активным началом, которое заложено в человеке. Социально значимые отличия человека от других людей являются его индивидуальностью и представляют человека в плане личности и психики как неповторимого. Наличие у человека индивидуальных, только ему присущих свойств, отражают неделимость и целостность субъекта.

Замечание 2

Таким образом, понятие индивид включает понятие субъект и индивидуальность, а в итоге субъективно характеризует черты человека.

Уникальный и сложный внутренний ключ человека – это личность. Она как орудие, или инструмент оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Понятие индивидуальности наиболее полно было разработано Б.Г. Ананьевым, а его основная идея заключалась в том, что индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому. Индивидуальность является свойством любой части этого целого, поэтому необходимо изучать разные виды связи для сохранения системной целостности человека на биологическом, психологическом, социальном уровне.
Основываясь на системном подходе, В.С. Мерлин интегральную индивидуальность определяет как целостную систему индивидуальных свойств человека, имеющую три уровня:

  1. Система индивидных свойств организма – биохимические, нейродинамические, общесоматические свойства;
  2. Система индивидуальных психических свойств;
  3. Система социально-психологических свойств – социальная роль в группе, коллективе и др.

Рассматривая индивидуальность человека как систему многомерных и многоуровневых связей, В.М. Русалов выделяет две совокупности свойств: биологические и психологические. Биологической системе соответствует иерархическое строение, высшим уровнем которого являются структурные и функциональные свойства нервной системы.

Формальные свойства разбиты на два класса: формально-динамические, формально-программные. В этом намечается главное противоречие – наличие связей между индивидуальными особенностями, с одной стороны и с другой стороны – в понятии индивидуальности человек воспроизводится во всем многообразии его реальных форм во взаимодействии с другими явлениями.

Социальное начало человека контролирует биологическое. В превращении биологического индивида в социально-биологическую личность, большое значение имеет практика, труд. Занимаясь каким-либо делом, полезным для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть грани своей личности. Индивидом рождаются.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.