Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30

Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Понятие и критерии зрелости человека

Определение 1 Зрелость человека – это способность человека к самореализации, которая базируется на умении адекватно воспринимать происходящее вокруг, складывающуюся ситуацию, а также эффективно взаимодействовать с иными членами общества.

Для достижения человеком зрелости он в первую очередь должен быть психически и физически здоров.

Основными критериями зрелости человека являются:

  1. Понимание и принятие настроения и эмоций окружающих людей, вне зависимости от их возраста, пола и т.д.
  2. Открытость и искренность в выражении собственных мыслей и эмоций.
  3. Наличие адекватной самооценки и естественного поведения, основанного на принципах и нормах, принятых в обществе. Отсутствие страхов и неуверенности в себе. Низкая потребность в одобрении со стороны, нейтральное отношение к мнению окружающих на свой внешний вид, индивидуальности и т.д. Признание себя как уникальной и неповторимой личности.
  4. Наличие гибкости в общении с другими людьми и оценке их поведения, действий и поступков.
  5. Готовность прийти на помощь, сопереживание и эмпатия.
  6. Умение найти общий язык с любым собеседником, установить доверительные отношения, способствующие эффективному и продуктивному взаимодействию. Умение чувствовать себя комфортно в компании, как знакомых, так и мало знакомых людей.
  7. Наличие чувства юмора, умение посмеяться над собой, самоирония.
  8. Умение обратиться с просьбой к любому человеку.
  9. Способность принимать других людей, вне зависимости от их пола, возраста, уровня образования, национальности и т.д. Толерантность.
  10. Соблюдение этических норм и правил, принятых в социуме. Уважение и соблюдение законов. Законопослушность.
  11. Умение отказаться в процессе общения с другими людьми от обвинений, оскорблений, агрессии, упреков, манипуляций и критики.
  12. Умение принимать точку зрения своего оппонента, признавать свои ошибки и приносить извинения.
  13. Независимость и самодостаточность в поступках, суждениях и оценках. Умение при необходимости отказать человеку, но при этом не чувствовать себя виноватым или обязанным.
  14. Принятие себя как личности, осуществление постоянно работы над совершенствованием самого себя, исправления и искоренение негативных черт характера. Наличие потребности в реализации своего интеллектуального или творческого потенциала. Стремление постоянно познавать что-то новое, заниматься самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием.
  15. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать методы и средства по их достижению. Принимать решения и брать на себя ответственность.
  16. Умение четко обозначить собственные личные границы, уважительно относится к личным границам другого человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды и критерии зрелости человека 470 ₽ Реферат Виды и критерии зрелости человека 220 ₽ Контрольная работа Виды и критерии зрелости человека 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основным признаком зрелого человека является то, что он «живет настоящим». Зрелый человек не цепляется за прошлое, а извлекает из него важные жизненные уроки, которые он использует для формирования собственного опыта. Зрелый человек не мечтает о том, что будет в будущем, он планирует каждый свой шаг в настоящем.

Основные характеристики периода психологической зрелости

Описание слайда: Основные характеристики периода психологической зрелости (по Г. Олпорту) 1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны» 2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми 3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с ситуациями стресса и собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, страхом, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других. 4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть

Может отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией», знанием собственной психологии. Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. 6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. По мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Как понять и принять свой возраст. 3 фазы осознания зрелости

Об этом очень мало написано, так как это довольно тонкая и деликатная тема.

В результате женщине приходится буквально идти на ощупь. Она оступается, набивает шишки, но не сдается и идет вперед.

Есть несколько фаз, через которые проходит женщина, переступившая определенный рубеж своего возраста.

Фаза №1 – Знакомство со своим возрастом

На первых порах осознания возраста настроение портится регулярно, эмоции зашкаливают.

Откуда-то резко появляется лишний вес, начинают проявляться или обостряться проблемы со здоровьем. Меняется гормональный фон. Стареют родители.

«Слишком быстро» взрослеют дети. Женщину посещает смутное чувство – что-то нужно менять, но что, она пока не знает.

Фаза №2 – Принятие возраста

Жизнь продолжается, и женщина начинает привыкать и примиряться со своим возрастом в любых его проявлениях.

Она как бы втягивается в процесс физиологического старения, но еще не нашла ответы на свои вопросы, и это ее беспокоит. Это период проб и ошибок.

Фаза №3 – Открытие новых возможностей и преимуществ возраста

На этом этапе женщина начинает чувствовать преимущества своего возраста на основе пройденных предыдущих этапов.

У нее высвобождается больше личного времени и пространства для себя, своего развития и самосовершенствования. Это может быть: медитация, занятия йогой, чтение, массаж, баня, прогулки, размышления, творчество.

Часто она меняет место работы или даже профессию. Дети выросли, стали самостоятельными. Женщина учится выстраивать с ними новые взаимоотношения.

И со своим супругом она переходит на новый уровень парных взаимоотношений. Ее сексуальность также меняется невообразимо.

Именно на третьей фазе происходит переосмысление жизненного опыта. Открывается видение того, как женщина развивалась, как изменилась и продолжает меняться, к чему она стремится, чего она действительно хочет от жизни.

Третья фаза – это портал перехода от состояния безысходного старения в состояние осознанной зрелости.

Отличия старости от зрелости

В этой таблице я собрала базовые маркеры принятия своего возраста с разных точек зрения.

Сравнение можно продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы ощутить разительное отличие отношения к жизни и себе в первом и втором вариантах.

Конечно, хочется постоянно пребывать в «зрелом» и осознанном состоянии, но это не всегда получается.

Признаки

На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.

Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.

Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.

Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:

– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);

– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);

– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);

– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);

– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);

– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);

– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);

– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);

– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);

– верой в собственную личность;

– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).

Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Открытость разума

В наши дни почти каждый говорит об открытости своего ума. Это даже превратилось в привлекательную черту и комплимент. Но на самом деле такая черта присуща лишь немногим, ведь истинная открытость разума сводится к одному: готовности принять свою ошибку.

Многие из тех, кто говорит о своей открытости, в реальности всего лишь умеют слушать. Они рады выслушать новые и необычные идеи или точки зрения, но внутри отрицают их все до единой. У них есть внутренние барьеры, которые не позволяют другим мнениям как-нибудь изменить их мировоззрение. Такие люди улыбаются и кивают в ответ на ваши слова, но в их глазах видна только пустота и отстраненность.

Эмоциональная зрелость помогает познать себя настолько хорошо, что позволяет беспристрастно впустить в свой мир новое мнение. Они – истинные хозяева собственного разума. Смелые идеи ими всегда приветствуются, хотя многие из них сразу же стираются. Лишь некоторым суждено стать частью системы убеждения таких личностей.

Зрелость детей

Под социальной зрелостью ребенка подразумевается адекватная возрасту способность к коммуникациям со сверстниками, а также людьми старшего возраста. Также речь идет о способности ребенка воспринимать нормы и правила, а также следовать им. Для того чтобы понять, насколько социальное развитие ребенка соответствует его возрасту, достаточно проявить немного наблюдательности. Как правило, самая лучшая возможность есть у воспитателей детских садов или школьных учителей.

Базовый признак зрелости ребенка — это способность ладить со сверстниками, взаимодействовать с ними в процессе игры и обучения, а также умение адекватно защитить себя в случае нападок и агрессии. Также ребенок должен быть способен к изменению стилей коммуникации. То есть поведение в обществе с детьми и взрослыми людьми, со знакомыми и с незнакомцами должно быть соответствующим. Ребенок должен понимать, где можно играть и шутить, а где нужно вести себя спокойно и серьезно.

Еще один критерий социального развития зрелости у ребенка — это способность воспринимать и соблюдать установленные правила и нормы. Большинство детей согласны с тем, что нельзя драться, брать чужие вещи и так далее. Тем не менее соглашаются с этими нормами и следуют им далеко не все. Вот это и есть один из ключевых показателей, по которому можно судить о зрелости.

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 – атманическое тело – моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 – будхиальное тело – мои истинные желания, ценности – ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 – каузальное тело – событийные потоки – ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 – ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 – эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 – энергетическое тело (эфирное) – ощущение энергии в теле
тело/план №1 – физическое тело – ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Периоды

Выделяют период зрелости: 25 – 65 лет. Существует градация: ранняя, средняя и поздняя зрелость. Ранняя: 25 – 35 лет — это период вхождения индивида в сферы жизнедеятельности, приобретение навыков построения собственной жизни, вступление в профессиональную среду и начало творчества.

Средний период зрелости длится дольше: до 55 лет. Период становления профессионалом в выбранном деле. В данном отрезке времени присутствуют: устойчивость в личных отношениях (семья, дети), переоценка ценностей, поиск новых путей достижения целей и ответов на вопросы о сущности жизни.

Поздний период зрелости длится до 65 лет. Сложившиеся ценности помогают видеть в это время картину устройства мира в реалии, не в желаниях. Выделяется период уровнем самопознания, активностью в семейных, социальных отношениях. Человек приобретает терпимость, демонстрирует психологическую устойчивость.

В свете увеличения продолжительности жизни на планете, научно — социальные исследования выявили факт “созревания” личности до 75 лет и дали возможность перегруппировки периодов. Любопытный факт: те, кому сегодня 55-65 лет, насыщенно проживают плодотворный отрезок времени первыми в истории человечества. Когда есть здоровье, силы, а жизненный опыт уже приобретён. Раньше люди старели намного раньше, после 65 лет происходило угасание активности.

Тождественны ли понятия «взрослость» и «зрелость»? Многие сталкивались с людьми преклонного возраста, инфантильными в решениях, безответственными в словах и поступках. Бесспорно, «взрослеть» и «зреть» человек способен только с течением времени.  Но очевидно и то, что дело не только в годах. Джон Роберт Фаулз писал: «Зрелость — это не годы, а состояние познания самого себя». Вернее рассматривать качественное определение личностной, психологической, социальной зрелости. Дата рождения в паспорте при этом не важна.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность

А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, – это показатель взрослости

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 – лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

В чем различие психологической и социальной зрелости

Сегодня психологи пришли к пониманию того, что психологическая зрелость – это психосоциальный возраст личности. Однако это не означает, что психологическая зрелость тождественна социальной. Уровень развития индивида определяет социальную успешность человека.

Личностная зрелость предполагает высокий уровень развития у человека социально значимых качеств: силы воли, ответственности, активности, инициативности. Она составляет морально-нравственную основу личности и определяет ее готовность к самостоятельной жизни, к созданию крепкой семьи и правильному воспитанию детей.

Социальная же зрелость характеризует степень развития коммуникативных навыков личности, ее умение взаимодействовать. Она проявляется в виде предсказуемости, адекватности и психической устойчивости личности во время общения. Вне ситуации общения социальная компетентность не может проявляться. Психологическая же компетентность личности проявляется в любой деятельности, которой занят человек: в работе, в бытовых делах.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Зрелость подростков

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

Моральные нормы. Сдвиги в интеллекте человека, достигшего подросткового возраста, позволяют ему усваивать общепринятые моральные нормы, а также руководствоваться ими в своей деятельности и судить на их основе о поведении других людей. Кроме того, формируются собственные убеждения, которые составляют моральный облик.
Мировоззренческие установки. По мере умственного развития происходит расширение кругозора и формирование теоретических интересов. Подросток начинает осознавать себя как часть социума и постепенно подходит к выбору будущего места в нем. Этим определяются основные мотивы деятельности.
Коллективизм. Подростки, как правило, стремятся продемонстрировать и доказать свой вес и значимость во взрослом обществе. Тем самым они стремятся к коллективной жизни и деятельности. Формируются навыки сотрудничества с сохранением независимости суждений.
Социальная ответственность. Общаясь с окружающими, подростки часто попадают в ситуации, вынуждающие их к самостоятельному принятию решений. Этот процесс сопровождается рассмотрением альтернатив с выбором наилучшей. Причем за сделанный выбор подросток несет индивидуальную ответственность.
Самооценка

Для подростка важно объективно оценивать свои достижения в значимых для них видах деятельности. Таким образом происходит переориентация

Внутренняя оценка становится важнее внешней.
Смысл жизни. С наступлением подросткового возраста индивид начинает работать над раскрытием своего внутреннего мира. Именно в познании самого себя и поиске своего предназначения кроется смысл жизни индивида в юном возрасте.
Семья. С наступлением подросткового возраста отношения с членами семьи начинают выстраиваться по-новому. Как правило, стремление найти свое уникальное «Я» сопровождается осложнением взаимоотношений с родителями. Тем не менее семья продолжает играть определяющую роль в формировании личности.

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

Важный вывод

Оказалось, что зрелость моей Души на стадии «Само исследования», и переходе на стадию «Зрелости» и «Интеграции». А я много лет пыталась жить на стадии «Успешной адаптации». Но с Душой не поспоришь. Не будешь прислушиваться к Душе, будешь страдать.

Здесь есть одна внешняя ловушка. Люди, которые живут на стадии «Успешной адаптации», внешне могут выглядеть более успешными, чем те, кто живет на стадии «Само исследования» и «Зрелости». Вторые, выглядят внешне менее успешными, так как занимаются само исследованием, а не повышением дохода. Но по уровню зрелости Души, вторые находятся выше.

В моём случае, слава Богу, мне удаётся держаться также на стадии «Успешной адаптации», в основном, благодаря своему любимому мужу. И, конечно же, благодаря моим приложенным усилиям в укреплении наших отношений, что в свою очередь привлекает к нам поток изобилия, который я не могу НЕ отметить. И я также благодарна за это Творцу/Всевышнему/Богу!!!

P.S. Если Вам было интересно читать про уровни зрелости Души, возможно,

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.