Удивительные психологические эксперименты

Алан-э-Дейл       27.05.2022 г.

Эксперимент на Facebook, 2012 год


Не все из самых известных психологических экспериментов – детища прошлого века. Некоторые из них проводились совсем недавно и, возможно, вы участвовали в одном из них. Пример – эксперимент, проведенный в социальной сети Facebook в 2012 году.

Около 700 000 пользователей Facebook незаметно для себя участвовали в психологических тестах, чтобы исследователи увидели влияние эмоционально окрашенных постов на «лайки» и «статусы», которые они опубликовали.

Детали эксперимента были раскрыты в научной статье, и оказалось, что соцсеть на протяжении недели показывала сотням тысяч пользователей только негативные или только позитивные новости в ленте.

Чем полезно исследование: оказалось, что пользователи социальных сетей подвержены «эмоциональному заражению», из-за которого они имитируют эмоциональный отклик других людей.

Эксперимент по выученной беспомощности, 1967 год


Один из самых знаменитых психологических экспериментов всех времен был проведен американским психологом Мартином Селигманом. Подопытными выступали собаки, которых разделили на три группы.

  1. Собаки из первой группы получали легкие удары электрическим током, но могли прекратить его воздействие, нажимая носом на панель.
  2. Собаки из второй группы тоже получали удар током, но его воздействие прекращалось лишь тогда, когда на панель нажимала собака из первой группы.
  3. Собаки в третьей группе не получали ударов электротоком.

Затем собак из всех трех групп поместили в ящики с низкими перегородками. Перепрыгнув их, животные могли легко избавиться от электрошока. Собаки из первой и третьей группы так и поступали. Однако собаки из второй группы просто ложились на пол и скулили.

Эксперимент показал, что некоторые субъекты не будут пытаться выбраться из негативной ситуации, потому что прошлый опыт заставил их поверить, что они беспомощны.

Примеры экспериментов

Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к

область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме

Хоторнский эффект

Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.

Эксперимент Милгрэма

Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.

Интересно, что изначально эти опыты проводились для того, чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.

Эффект Рингельмана

Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.

Чудовищный эксперимент

Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%

Не особо увлекается экспериментами 25%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%

Что такое искусственный эксперимент

Фото автора Joy Marino: Pexels

В психологии, как в других науках, искусственный эксперимент проводится в лабораторных условиях. Делается это для того, чтобы получить чистую ситуацию, на которую не влияют факторы окружающей среды. Например, ты считаешь, что человек начинает вести себя агрессивно, если на улице жарко, и при такой погоде никакие другие факторы не влияют на его поведение.

Но, на самом деле, он может злиться из-за того, что не выспался, поругался с утра с женой, пролил на себя чай, опоздал на встречу. Для исключения влияния всех этих факторов и подтверждения твоей гипотезы, проводится искусственный эксперимент.

Экспериментатор обустраивает лабораторию, в которой повышена температура окружающего воздуха. В ней человек занимается своими делами, например, работает. Никакие другие факторы на него не влияют. В итоге становится ясно, правда ли под воздействием жары повышается уровень агрессивности.

Таким образом, эксперимент это особый вид психологического исследования, в рамках которого осуществляется искусственное воссоздание некоей действительной ситуации. Приведенный пример демонстрирует основные составляющие эксперимента:

Прежде всего, определяется гипотеза, т.е. то, что ты хочешь доказать. Например, жара повышает агрессивность.

Психологические эксперименты над людьми

  • Чтобы ее доказать, нужно создать условия для эксперимента. В примере это помещение, где очень жарко. Остальные раздражающие факторы – поломанная кофемашина, отсутствие интернета, необходимого для работы, должны быть исключены.
  • В эксперименте участвует его организатор (экспериментатор) и непосредственно участники-жертвы. Им редко известна истинная цель, поскольку в противном случае они могут подыгрывать гипотезе или, наоборот, делать все, чтобы ее опровергнуть.
  • Все результаты тщательно фиксируются и анализируются.

Каждый эксперимент включает еще множество деталей. Он может быть коротким, вовлекать всего несколько человек. В других ситуациях его проведение растягивают на несколько лет, и участвуют в нем тысячи человек.

Психологический эксперимент с невидимой гориллой

Авторы: Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис.1999 год, Гарвардский университет, штат Массачусетс, США.

Детали эксперимента: участникам исследования было предложено посмотреть видео и посчитать, сколько передач произошло между баскетболистами в белом.

Видео шло в умеренном темпе, и подсчет передач являлся относительно простой задачей.

Соль эксперимента в том, что в середине видео мужчина в костюме гориллы вышел на площадку, постоял в самом центре, а затем вышел за пределы экрана.

Исследование показало, что большинство участников вообще не заметили гориллу. Это доказывает, что люди переоценивают свою способность эффективно действовать в режиме многозадачности.

Когда людей просят выполнить одно задание, они так сильно сосредотачиваются на этом, что упускают другие важные детали.

Классификация

Опыты классифицируются по различным факторам.

Разделение зависимо от условий проведения опыта:

  1. Обеспечение естественных условий для проведения действий.  Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
  2. Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать.  Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.

Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:

  1. Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
  2. Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
  3. Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.

Зависимо от уровня осознанности:

  1. Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
  2. Подопытный не знает о целях проведения опыта.
  3. Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.

Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.

Полевой эксперимент

Проходит по плану естественного. Причем, возможно применение стационарной аппаратуры для более точного фиксирования полученных данных. Все испытуемые оповещены об участии в исследованиях, при этом привычная обстановка уменьшает уровень искажения мотивации.

В соответствии с целями проведения экспериментов их подразделяют на:

  • Поисковый эксперимент – его основой служит нахождение причинно-следственных взаимосвязей между произошедшими явлениями. Он осуществляется на первоначальном этапе эксперимента, помогает формулировать гипотезы, выделять побочные переменные данные и устанавливать способы контроля над ними.
  • Пилотажный эксперимент- служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
  • Подтверждающий эксперимент- обращен на установление функциональной связи и корректировку количественных отношений со всеми переменными. Он проходит на завершающем этапе.

По методам воздействия эксперименты подразделяются на:

  • Констатирующие – включают в себя замер состояния объекта (человека или группы) до влияния на него, диагностику первоначального состояния и определение причинно-следственной взаимосвязи между явлениями. Цель такого эксперимента определена внедрением способов инициативного развития или вырабатывания определенных свойств у личности.

  • Контрольный эксперимент – необходим для вторичного замера состояния объекта (человека или группы) и сопоставление результата с исходным состоянием.

По результатам воздействия на независимые переменные данные выделяют:

  • Спровоцированный эксперимент – способ, при котором специально меняется показатель независимой переменной, а наблюдаемые данные (ответная реакция личности) при этом называют спровоцированными результатами.

    Замечание 1

    Независимая переменная — это показатель, который преднамеренно выбирается экспериментатором для выяснения его воздействия на показатель зависимой переменной.

  • Эксперимент, на который ссылаются – способ, при котором видоизменение независимой переменной проходит без вторжения экспериментатора. Его используют, если независимая переменная влияет на состояние человека. Если влияние на испытуемого может вызвать отрицательное физическое или психическое нарушение, тогда такой эксперимент запрещен.

Этапы в подготовке и проведении эксперимента

  1. Определяется проблема, которую нужно исследовать. Происходит постановка гипотезы.
  2. Изучение научных трактатов. Выборка основных терминов. Создание списка литературы, необходимой для проведения данного опыта.
  3. Уточняется значение переменных показателей.
  4. Для регистрации переменной, которая является зависимой, подбираются необходимые инструменты.
  5. Планируется исследование. Выявляются вспомогательные переменные, создается план опыта.
  6. Проводится выборка. Когда отбор произведен, происходит распределение участников по группам.
  7. Проводится эксперимент.
  8. Обрабатываются статистические данные.
  9. Полученные результаты интерпретируются, делаются итоговые заключения.
  10. Результаты фиксируются, например, в виде научной публикации.

Для постановки связи «исследователь – испытуемый» не обойтись без инструкции. Она дается испытуемому во время проведения опыта, чтоб разъяснить происходящее, какие просьбы нужно будет выполнять, что вообще придется делать. Перед всеми участниками эксперимента оказывается приблизительно одинаковый инструктаж, также учитываются индивидуальные особенности каждого человека, ведь кто-то волнуется, а кто-то остается холоднокровным, ко всем нужен свой подход. Поэтому задача психолога обеспечить каждого инструктажем, адекватным для его понимания.

В большей части инструкций выдвигаются следующие требования:

  • формулировка значения и цели исследования;
  • четкое изложение содержания, деталей и хода опыта;
  • должно присутствовать подробное описание, при наличии лаконичного текста.

Также имеет место проблема выборки. Исследователь должен определиться с количеством участников опыта, их составом. Зачастую формируют экспериментальную команду, а также группу контроля. Бывают случаи, когда весьма сложно определиться с командой испытуемых без систематической ошибки отборочного процесса.

Эксперимент «Я и другие»

«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.

Эксперименты, показанные в фильме:

«Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
«Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
«Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
«Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок»

Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
«Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени

Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных

По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам

Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

6

Психолого-педагогический эксперимент

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется “формирующий”) обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Нацистские «ангелы смерти»

В конце 1930-х гг. (еще до начала Второй мировой войны и жестоких зверств нацистов в концлагерях) в секретном подразделении японского «отряда 731» массово велись опыты на живых людях — военнопленных китайской Красной армии, борцах с японской оккупацией, красноармейцах и просто похищенных местных крестьянах. Основной целью жестоких экспериментов было создать бактериологическое оружие для войны против Советского Союза.

Изначально подопытных кормили три раза в день и угощали их даже десертом. Они имели возможность постоянно отдыхать и достаточно спать, так как должны были как можно скорее восстановить силы и стать физически здоровыми. И вот тут-то их и поджидали пытки.

Бедным пленным прививали бактерии чумы, тифа, холеры, дизентерии, спирохету сифилиса и наблюдали за тем, как они медленно и мучительно умирают. Но это еще не все: велись бесчеловечные эксперименты по обморожению, заражению газовой гангреной, проводились расстрелы в опытных целях и т.д.

Расскажем об одном из таких опытов. Все мы давно привыкли адекватно относиться к вскрытиям умершего человека, однако жестокие нацистские ученые вскрывали живого. Цель, по их мнению, была, конечно, благая: изучить различные изменения, возникавшие во внутренних органах после того, как людям вводили внутрь те или иные химические вещества. Сотрудников отряда интересовали все процессы, которые происходят в организме при введении, например, воздуха в вены, крови лошади в почку или заполнении легких или желудка ядом. Мучители не останавливались ни перед чем: людей заживо превращали в мумии, помещая их в комнату с низкой влажностью и высокой температурой, а потом тело взвешивали, и, как оказывалось, оно весило около 22% от первоначальной массы. Именно так в «отряде 731» было сделано еще одно «открытие», которое мы знаем и сегодня, — тело человека на 78% состоит из воды.

Отметим, что самым известным нацистским врачом по прозвищу «Ангел Смерти» был Йозеф Менгеле.

«Я не могу поверить, что Менгеле считал свои эксперименты серьезными исследованиями, из-за небрежности, с которой он работал. Он просто пользовался данной ему властью. Менгеле был мясником — большинство операций проводились без анестетиков. Однажды я стал свидетелем операции на желудке — Менгеле удалил часть желудка, но без анестезии. В другой раз было удалено сердце, и снова без наркоза. Это было чудовищно. Менгеле был одержим властью. Никто никогда не спрашивал его — почему умер этот человек? От чего скончался тот? Людей не считали. Он считал, что делает все во имя науки. На самом деле это было безумием», — вспоминает бывший узник Освенцима Алекс Декель.

И действительно, эти описания правдивы. У Йозефа Менгеле не было ни к кому жалости, он вводил детям в сердце хлороформ, других подопытных заражал тифом или иными болезнями, разрушающими ткани. Женщинам Менгеле делал инъекции в яичники со смертельными бактериями, пытаясь таким образом найти дешевые и эффективные методы ограничения рождаемости «недочеловеков»: евреев, цыган и славян. Также «Ангел Смерти» проводил операции по принудительной смене пола.

Сейчас некоторые ученые считают, что именно врачи Третьего рейха первыми вели работы по искусственному оплодотворению, установили связь курения и рака легких. Подтверждение тому — исследования немецких медиков середины 1940-х гг. Но даже такие великие открытия, безусловно, не стоили стольких страданий и смертей.

Маленький Альберт

Эксперимент «Маленький Альберт».

Эксперимент «Маленький Альберт» похож на эксперимент с собакой Павлова, но проводился он с людьми. Вероятно, это одно из самых неэтичных психологических исследований всех времен. В ходе эксперимента, проведенного в 1920 году, Джон Б. Уотсон и его партнер Розали Рейнер в Университете Джона Хопкинса пытались выработать у девятимесячного мальчика иррациональные страхи. Уотсон сначала поместил белую крысу перед младенцем, который сначала не выказывал страха.
Затем он начал бить молотком по стальному стержню, пугая мальчика по имени Альберт, каждый раз как он прикасался к крысе. Через некоторое время мальчик начал плакать и проявлять признаки страха каждый раз, когда крыса появлялась в комнате. Уотсон также выработал подобные условные рефлексы с другими животными и объектами, пока Альберт не начал бояться их всех.

Эксперимент с «эффектом ореола»

Авторы: Ричард Нисбетт и Тимоти Уилсон.1977 год,  Мичиганский университет, США.

Детали эксперимента: «эффект ореола» предполагает, что красивые люди, также являются умными, дружелюбными и здравомыслящими.

В эксперименте студентам колледжа было предложено оценить преподавателя психологии по его видео-интервью.

Студенты были случайным образом распределены по двум группам. Каждой группе были показаны разные интервью с одним и тем же инструктором, который являлся коренным франкоязычным бельгийцем с сильным акцентом.

В первом видео инструктор предстал приятным, уважающим своих учеников и увлеченным своим предметом. Во втором интервью он представил себя гораздо более неприглядным — он был холодным, недоверчивым и строгим.

После просмотра видео участников попросили оценить лектора по внешнему виду, манерам и акценту (манеры и акцент были одинаковыми в обоих видео).

Студентам было предложено оценить профессора по 8-балльной шкале: от «чрезвычайно нравится» до «крайне не нравится». Также их попросили пояснить, насколько их симпатия к учителю влияет на их оценку.

Оказалось, что то, как студенты оценили лектора, никак не зависело от того, что именно он говорил. Главным фактором являлась симпатия.

Хоторнский эксперимент

Об этом эксперименте рассказывают почти в каждом ВУЗе, где есть предмет «Управление персоналом». Несмотря на то, что он имеет довольно спорную научную ценность, он стал хрестоматийным. Американская корпорация Western Electric заказала социальному психологу Элтону Мэйо выяснить, почему у них падает производительность труда сборщиц реле. Элтон Мэйо предположил, что сборщицам мало света, и стал менять степень освещенности в испытуемых и контрольных цехах. Оказалось, что это никак особо не влияет на производительность.

Тогда Мэйо усложнил эксперимент, и стал менять другие условия труда: помещал несколько работниц в отдельную комнату, улучшал им систему оплаты труда, вводил дополнительные перерывы и так далее. Но также он не нашел существенной корреляции с производительностью.

Было замечено, что группа, которая участвовала в эксперименте, показывала лучшие результаты, чем обычные работники

Из этого Мэйо заключил, что это происходит потому, что испытуемые работницы чувствуют себя причастными к важному эксперименту, и поэтому стараются лучше работать. Но были и критики этого вывода

Стэнли Милгрэм утверждал, что работницы думали, что психологи – это специально подосланные руководством шпионы, чья функция была выявить нерадивых сотрудников и уволить их. И поэтому они старались изо всех сил. Так что Хоторнский эксперимент не показал реальную психологическую закономерность, а дал случайные результаты.

Кукла Бобо

В рамках исследования, призванного определить, что на личностные характеристики и психические процессы влияет больше — генетика или социальный фактор, Альберт Бандура провёл опыт с куклой Бобо. В испытании участвовало три группы детей. Членам первой показали видео, на котором взрослый человек издевается над игрушкой, демонстрирует агрессию. Второй команде подопытных включили ролик, где человек просто с куклой играет. Третья группа стала контрольной, а потому ей ничего не показывали.

После просмотра видеоролика детей отправляли в комнату, где их ждала кукла. Члены контрольного сегмента оставались на месте. По итогам исследования Бандура выявил, что дети, видевшие агрессивное поведение взрослых, в большинстве случаев тоже проявили его. Дети, которые не наблюдали издевательств над куклой, негатива не показали. Причём мальчики становились более агрессивными, просмотрев видео, на котором жесток именно мужчина. В случае с девочками гендерная зависимость также проявилась. Учёный сделал вывод, что действия взрослых напрямую влияют на формирование поведенческих стереотипов ребёнка.

Психика человека очень уязвима и порой проявляет себя довольно странно. Избежать различных психологических проблем поможет саморазвитие и глубокая работа над собой. Курс Викиум «Детоксикация мозга» поможет очистить разум от токсичных мыслей.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.