Как правильно провести консультацию для воспитателей

Алан-э-Дейл       15.06.2022 г.

Дает ли психолог советы?

В процессе оказания психологической помощи психолог стремится к тому, чтобы принимать клиента таким, какой он есть, создать условия для его самоопределения и личностного роста, а также к тому, чтобы он по-новому взглянул на собственное поведение. Иначе говоря, в основе профессионального отношения психолога к клиенту лежит убеждение в том, что людям присуща сложность, уникальность и тенденция к развитию и реализации своего потенциала.

Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это уместно, психологи предпочитают предоставлять психологически релевантную информацию, так как познакомить с информацией — это не то же самое, что дать совет. Советы принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.

Психологи и психотерапевты не имеют особого знания или мудрости относительно того, как следует жить. То, что они главным образом привносят в процесс психологической помощи — это профессиональные навыки, которые помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми

Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Консультирование агрессивных и враждебно настроенных клиентов

Агрессивные и враждебно настроенные люди создают проблемы не только в кабинете психолога

Но ему важно понять, какие обстоятельства вызвали озлобленность человека. От чего он стал защищаться, выбрав эту модель поведения/ Тогда на состояние клиента можно эффективно отреагировать. 

Консультирование враждебно настроенных агрессивных клиентов начинается с понижения уровня агрессии. Для этого консультант использует модель эмоционально-нейтрального поведения — спокойно слушает клиента, не вовлекаясь в его переживания. Это дает возможность клиенту прожить свои эмоции и снижает уровень напряженности. После этого появляется возможность конструктивного диалога между ним и консультантом.

Чтобы лучше разобраться в вопросах психологического консультирования, приглашаем вас пройти программу «Психологическое консультирование и коучинг» в Академии дополнительного образования EdPro. 

Отсутствие мотивации на получение психологической помощи

Поступая в клинику, больные ищут помощи у медиков. О поиске помощи у психологов они даже не задумываются и о существовании в больнице таких специалистов часто вообще не подозревают. Когда же лечащий врач предлагает им консультацию психолога очень удивляются и даже пугаются, путая его с психиатром: «Зачем мне психолог? Я нормальный, я не псих!»

Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе, в данный момент в клинике (с другими больными, с мед.персоналом). Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.

Подготовка специалистов для краткосрочного психологического консультирования

Используя формат, разработанный в клинических условиях (за период с 1998 по 2007 гг. мной проведена работа более чем с 20.000 пациентами), автор параллельно проводила КПК в условиях психологических консультаций: вначале при Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП), в данный момент в Центре открытия новых возможностей (ЦОНВ) «Потенциал».

Постепенно стало понятно, что осуществление КПК возможно при любом первичном запросе клиента. Его соответствующее переформулирование, постановка задачи для КПК и достижение максимально удовлетворяющего клиента результата требует наличия у психолога специальной профессиональной позиции, навыков и умений. Профессиональные позиции при проведении краткосрочного или долгосрочного процесса психотерапии и консультирования, как оказалось, сильно различаются. И это необходимо учитывать как при обучении практических психологов, так и самим профессионалам при осуществлении соответствующей помощи клиентам.

Конечно, каждый специалист постепенно, со все увеличивающимся опытом работы, развивает способность формировать различные профессиональные позиции. Однако можно, как говорится «не изобретать вновь и вновь тот же велосипед», а использовать то, что создано уже нашими предшественниками.

Для передачи своего опыта при переподготовке психологов для осуществления КПК автор разработала и проводит следующие форматы обучения:

  • специальный курс «Практика психологического консультирования пациентов с соматическими заболевания в период их госпитализации», который входит в базовую программу обучения для получения второго высшего образования в ИППиП – с 1998 г. (Манухина., Хаит, 2001);
  • тренинг «Краткосрочное психологическое консультирование в объеме 1-3 встреч» (20 ак.час.) – с 2001 г. в программе дополнительного образования ИППиП;
  • тренинговая обучающая программа «Краткосрочное психологическое консультирование» (150-200 ак.час.) – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» (www.manuhina-nm.ru);
  • наблюдение за работой терапевта – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» и в Институте групповой и семейной психотерапии и психологии (ИГиСП);
  • супервизия самостоятельной работы студентов и коллег – с 2001 г.

Как показал опыт коллег, практикующих теперь КПК, наиболее продуктивным является сочетание переподготовки по авторской тренинговой программе, наблюдение за работой терапевта и супервизии самостоятельной работы слушателей в формате КПК (см. отзывы на http://manuhina-nm.livejournal.com). Прохождение практики в рамках базового обучения в ИППиП и/или участие в отдельном тренинге может рассматриваться как ознакомительный курс и вариант выбора формата процесса консультирования и психотерапии для будущей самостоятельной работы слушателя.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Определение

Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.

Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.

Что такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование — это одна из форм психологической помощи психически здоровому клиенту в сложной жизненной ситуации. Можно назвать это «скорой психологической помощью», призванной решить локальную душевную боль здесь-и-сейчас. Поэтому задача психологического консультирования – не «глубокое погружение» в ментальные проблемы, не длительное лечение расстройств, а оперативная работа с деструктивными формами общения, коррекция и выработка новых форм поведения, планирование действий клиента.

Психологическое консультирование тесно взаимосвязано с психотерапией. К примеру, одноразовая психологическая консультация может привести к краткосрочной психотерапии или неограниченной во времени психотерапевтической работе. Или же клиент после проработки всех проблем на психотерапии, может обращаться к психотерапевту за консультацией по наболевшему вопросу.

Разделение терапевтического и консультационного направлений в психологии достаточно условное, но оно есть.

Отличие психотерапии от психологического консультирования

Психотерапия Психологическое консультирование
К психотерапевту приходят с запросом: «Все плохо, помогите…» К консультанту приходят с запросом: «Есть проблема, помогите разобраться».
Психотерапевт выступает в роли Родителя, Утешителя или Мудреца. Психолог выступает в роли Взрослого Собеседника или Делового Партнера.
Фокусируется на внутриличностных проблемах. Направлено на проблемы взаимодействия личности с социумом.
Предполагает личное общение (по крайней мере, в начале работы). Может проводиться очно, по телефону, анонимно, в режиме видео-консультации, переписки в чате, переписки по электронной почте.
От начала и до конца работает с одним клиентом. Бывают личные консультации или совместные сеансы с партнером, детьми, друзьями
Работа в основном крутится вокруг чувств, эмоций, переживаний, сомнений. Работа касается конкретных действий, решений, планов.
Обращается к бессознательному, чувственному восприятию. Обращается к сознанию, интеллекту, рациональному мышлению.
Обращается к прошлому. Концентрируется на настоящем и будущем.
Проходит в замедленном темпе, можно сказать наощупь. Проходит энергично, с обсуждением вариантов решения намеченных планов.
Заканчивается общим улучшением состояния клиента. Заканчивается конкретными выводами, разрешением вопроса.
Чаще ориентирована на десятки сессий на протяжении нескольких лет. Изначально ориентировано на 5-6 сессий.

Консультационное направление в психологии возникло в ответ на потребности людей без клинических нарушений, но с конкретными жизненными проблемами. Наглядный пример психологического консультирования – разговор по телефону доверия. Человек с личной трагедией разговаривает с анонимным психологом, которого он никогда не видел. Психолог в свою очередь пытается найти контакт и выстроить беседу так, чтобы решить клиентский запрос. В среднем консультация длится от получаса до 4-6 часов и в большинстве случаев речь идет о личностных противоречиях.

Навыки поддержания консультативного контакта

1.Консультативный
контакт
определяется
как уникальное дина­мическое
взаимодействие консультанта и клиента,
в
процессе которого клиент
при помощи и поддержке консультанта
учит­ся использовать свои внутренние
ресурсы
для
позитивного раз­вития личности и
актуализации потенциала осознанной
жиз­ни, а также между участниками
консультирования происходит обмен
чувствами, установками, ценностями
и
т. п. Задача
кон­сультанта — постоянное поддержание
терапевтического кон­такта с клиентом
в
течение всего процесса консультирования,
а не только на начальных этапах.

Консультативный
контакт имеет следующие характерные
особенности:

• эмоциональность,
то
есть в первую очередь наблюдается
актив­ность
эмоциональной, а не когнитивной сферы
человека и
осуще­ствляется ее исследование;

• интенсивность,
то
есть взаимный
обмен переживаниями,
чувст­вами, эмоциями и т. п. между
консультантом и клиентом;

• динамичность,
подвижность
и постоянные
изменения в
консуль­тационном поле с появлением
каждого нового клиента, уни­кальность
каждого контакта;

• конфиденциальность
как
принцип психологического консульти­рования
обеспечивает
высокий уровень доверия в
консультатив­ном контакте;

• оказание поддержки
со
стороны консультанта обеспечивает
ту
необходимую стабильность
консультативного пространства, при
которой клиент может рисковать,
отреагировать
подав­ленные и ранее невыражаемые
чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным,
учиться применять новые способы
поведения.

2. Специфика
консультативного контакта
во многом зависит от теоретической
ориентации консультанта

При этом
каждый консультант (терапевт) использует
консультативный контакт по-разному, но
его важность в процессе консультирования
при­знается всеми направлениями

Выделяют следующие
характерные особенности консультативного
контакта в зависимости от теоретической
ориентации консультанта.

психоаналитическое
направление:

сохранение
консультантом
личной анонимности;


уменьшение у
клиента сопротивления
реакциям
переноса;


интерпретация
консультантом
получаемого от клиента мате­риала;


обучение клиента
способности
видеть четкую
связь между
ны­нешним поведением
и прошлыми
травмирующими событиями;

адлерианское
направление:


разделение ответственности между
клиентом и консультантом;


равноценность
позиций;


взаимное
доверие
друг
другу;

терапия
поведения:


позиция консультанта “сверху”,
директивность;


обучение
эффективному
поведению;


практическая апробация новых
форм поведения клиентом;


отношения
рабочего, делового характера с минимальным
задей­ствованием личных аспектов
взаимоотношений;

рационально-эмотивная
терапия
:

ролевые
позиции “учитель — ученик”;


личные отношения участников
консультативного процесса не
рассматриваются как терапевтический
фактор изменений;


побуждение
клиента
к
рациональному осмыслению и
пониманию своих проблем;


изменение поведения основывается
на рациональных факторах;

клиент-центрированная
терапия:

важнейший
терапевтический фактор
изменений;


ведущие
проявления: искренность,
эмпатия, теплота и поддержка;


принятие
клиентом этих
качеств и
формирование умения к их выражению
в повседневной жизни, в
отношениях с другими людьми;

экзистенциальная
терапия:


понимание реальности клиента, нахождение
с клиентом в тес­ном аутентичном
контакте;


раскрытие уникальности клиента через
контакт с консуль­тантом;


консультативный контакт — ценнейший
фактор терапевтиче­ских изменений;


позиции “личность
— личность”в ситуации
“здесь
и теперь”;


взаимные изменения и
консультанта и клиента в процессе
кон­сультативного контакта.

3. Качество
консультативного контакта
зависит
от двух важных факторов:

• навыков
консультанта в
поддержании общения (вербальных и
невербальных);

• терапевтического
климата.

Существует два
канала общения:

вербальный(с помощью
слов);

невербальный(жесты,
мимика, психологическое поле).

Оба
канала активно задействованы на всех
этапах психологи­ческого консультирования.
Перед психологом-консультантом встает
задача поддержания
контакта на обоих уровнях общения, он
должен уметь осуществлять как
вербальный контакт с кли­ентом, так
и невербальный. Для
поддержания непрерывного консультативного
контакта психолог-консультант должен
об­ладать определенными навыками
работы.

Выделяются две
груп­пы навыков поддержания
консультативного контакта:

• невербальные;

• вербальные.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Сбор необходимой информации

На втором этапе психолог приступает к сбору информации, которая поможет ему понять ребенка и его проблемы. Психолог должен сосредоточиться на том, что больше всего беспокоит ребенка (подростка) в данный момент.

Психолог собирает информацию о проблеме ребенка с помощью различных методов, наиболее эффективным из которых является художественный метод, включающий обязательные дополнительные вопросы на основе рисунков или творческих композиций, выполненных ребенком из различных материалов. Художественные методики также помогают психологу оценить эффективность К и изучить динамику поведения ребенка, его взаимоотношения с родителями, сверстниками и социальным окружением.

Информация о проблеме подростка собирается в ходе интервью. Во время интервью психолог использует вопросы и высказывания, основанные на возрасте и интеллектуальном потенциале подростка. Аффирмации подростка объясняют или выявляют некоторые проблемы и вопросы, а вопросы раскрывают его внутриличностный опыт. На этапе сбора информации о проблеме психолог формулирует рабочую гипотезу, которая существенно определяет суть задаваемых психологом вопросов. Традиционно в процессе психологического консультирования выделяются четыре группы вопросов: линейные, циркулярные, стратегические и рефлексивные.

Основным параметром для различения вопросов является континуум локуса изменения за вопросом. На одном полюсе этого континуума находится преимущественно предварительная (диагностическая) цель, а на другом — вмешательство, обеспечивающее достижение перемен в подростке или семье. Вторая основная ось дифференциации вопросов связана с изменением предположений о содержании психических явлений. Тогда один полюс будет преимущественно линейными (причинно-следственными) целями, а другой — круговыми (системными) целями. психологическая консультация деструктивного поведения.

Большинство интервью в индивидуальной психологической С. подростков с расстройствами поведения обычно начинаются с линейных вопросов, которые ориентируют психолога на ситуацию подростка и помогают выяснить конкретную причину проблемы. Например, «Как вы можете объяснить возникновение проблемы?», «Почему эта проблема возникла сейчас?».

Циркулярные вопросы основаны на круговой природе психических явлений. Они сформулированы для оценки цепочки взаимодействия до, во время и после проблемного поведения подростка. Мотивом круглых вопросов является исследование-просветление. Предполагается, что одно явление каким-то образом связано с другим: «Какая проблема беспокоит вас сейчас?», «Кто еще беспокоится об этом?».

Целью стратегических вопросов является коррекция поведения подростка. Задавая стратегические вопросы, психолог пытается заставить подростка измениться. Психолог занимает директивную позицию, но косвенно спрашивает, например: «Что ты решил делать?», «Какое решение ты принял, когда твои родители удерживали у тебя деньги, сотовый телефон и компьютер?».

Отражательные вопросы направлены на изучение системы убеждений, которая лежит в основе проблемы и способствует личностному росту подростка. Например, «Когда вы начали думать таким образом?», «Кто еще знает, кто реагирует на проблемы подобным образом?». В рефлексивной группе также есть вопросы, которые помогают отделить проблему от личности подростка. Эти вопросы ориентируют подростка на то, что он может преодолеть трудности, которые он испытывает в данный момент, и дать ему решимость преодолеть их. Например, «Как развиваются между вами проблемы? «и так далее.

Например, психолог может задавать ориентированные на будущее, рефлексивные вопросы, так называемые гипотетические вопросы: «Как вы думаете, могут ли ваши родители беспокоиться о вашем возможном употреблении алкоголя или наркотиков? Они боятся даже упоминать о своих страхах, потому что полагают, что это может вас оскорбить?»

Язык психолога имеет большое значение при проведении психологической К. с детьми и подростками. Следует помнить, что не все фразы и выражения взрослого языка могут быть понятны ребенку, поэтому необходимо учитывать возраст, пол, социальные условия, этническое происхождение, культурный и интеллектуальный уровень ребенка.

В процессе К

детей и подростков очень важно правильно задать вопрос. Умение задавать вопросы является необходимым профессиональным навыком психолога

Какова стоимость услуг психолога в Москве?

Стоимость услуг психолога в Москве существенно разнится — от 10 до 100 долларов за сеанс. Стоимость услуг психолога и психотерапевта зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки, практического опыта, количества времени, свободного для потенциальных клиентов, стоимости аренды кабинета, самоуверенности специалиста, личных убеждений и иных прозаических факторов.

Какова минимальная стоимость услуг квалифицированного психолога в Москве? На мой взгляд, 25-30 долларов за консультацию. Найти хорошего специалиста по этой цене вполне реально, хотя и не просто. При обращении в психологические центры или консультации и другие организации, услуги психолога или психотерапевта, как правило, стоят несколько выше, так как в данном случае оплачивается не только непосредственный труд специалиста. Успешные психологи и психотерапевты, как правило, занимаются частной практикой, то есть ведут прием в арендуемом для этого помещении или в частных психологических центрах, порой совмещая ее с частичной занятостью в тех или иных государственных учреждениях (больницах, поликлиниках, школах, институтах и т.п.). В жизни бывает всякое и при неосмотрительном выборе специалиста может вполне оказаться и так, что бесплатная психологическая помощь специалиста, работающего в государственном Центре психологической помощи, может оказаться более компетентной, чем услуги дорогостоящего «специалиста». Психолог, практикующий частным образом, нередко обладает некоторой гибкостью в вопросе оплаты, т.е. при финансовых ограничениях, но сильной мотивации клиента к психологической работе над своими проблемами есть вероятность того, что психолог может согласиться на ее некоторое снижение. Многие психологи и психотерапевты довольно гибки в этом вопросе и нередко выделяют некоторую часть своего времени для пациентов с ограниченными финансовыми возможностями. Кроме того, психологи имеют коллег, знают начинающих специалистов, что позволяет им порекомендовать вам достаточно квалифицированного специалиста, готового работать с вами по льготной и доступной для вас оплате. Иначе говоря, вопрос стоимости психологической помощи и ваших финансовых возможностей имеет смысл обсуждать.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.